Виханский С, Голиченков А. К., Гусев М. В



страница1/26
Дата24.02.2016
Размер5.76 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
Серия

КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ УЧЕБНИК


Основана в 2002 году по инициативе ректора МГУ им. М.В. Ломоносова академика РАН В.А. Садовничего и посвящена

250-летию Московского университета


КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ УЧЕБНИК

Редакционный совет серии

Председатель совета

ректор Московского университета

В.А. Садовничий

Члены совета:

Виханский 0. С, Голиченков А. К., Гусев М. В.,

Добреньков В. И., Донцов А. И., Засурский Я. Н.,

Зинченко Ю. П. (ответственный секретарь),

Камзолов А. И. (ответственный секретарь),

Карпов С. П., Касимов Н. С., Колесов В. П.,

Лободанов А. П., Лунин В. В.,Лупанов 0. Б.,

Мейер М.С., Миронов В. В, (заместитель председателя),

Михалев А. В., Моисеев Е. И., Пушаровский Д. Ю.,

Раевская 0. В., Ремнева М.Л., Розов Н.Х.,

Салецкий А. М. (заместитель председателя), Сурин А. В.,

Тер-Минасова С. Г., Ткачук В. А., Третьяков Ю.Д., Трухин В. И.,

Трофимов В.Т. (заместитель председателя), Шоба С. А.
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Е.Т.СОКОЛОВА

ПСИХОТЕРАПИЯ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2-е издание, переработанное и дополненное

Рекомендовано

Советом по психологии Учебно-метолического обьелинения

университетов России в качестве учебного пособия для стулентов

высших учебных заведений, обучающихся по направлению

и специальности «Психология»

Издательство Московского университета

Издательский иентр «Академия»

2006


УДК615.832.9(075.8) ББК53.57я73 С59 Печатается по решению Ученого совета Московского университета Рецензенты: доктор психологических наук, профессор А.Г.Асмолов; доктор психологических наук, профессор А.Ш. Тхостов; доктор психологических наук, профессор Л. А. Петровская

Соколова Е.Т.

С59 Психотерапия: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Т.Соколова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с. ISBN 5-7695-3171-1

Учебное пособие содержит систематическое изложение и углубленный сравнительный анализ теорий и методов ведущих направлений и терапевти­ческих практик, а также их довременных модификаций. Впервые подробно освещаются подходы теории объектных отношений и селф-психологии, пред­лагается их авторская интерпретация, основанная на идеях интеграции и меж- ] дисциплинарного понимания предмета психотерапии. Обсуждаются роль интрапсихических и межличностных факторов в развитии психопатологии, воп­росы оптимальной организации терапевтической помощи и отношений па­циент-терапевт, оценки эффективности терапии и динамики личностных из- 1 менений, профессиональной этики и исследований в области психотерапии.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологи­ческим специальностям.

УДК 615.832.9(075.8)



Учебное издание ББК 53.57я73

Соколова Елена Теодоровна



Психотерапия: Теория и практика

Учебное пособие

Редактор Г. С. Прокопенко. Технический редактор Е. Ф. Коржуева. Компьютерная верстка: И. М. Чиркин. Корректоры Л. В.Доценко, Л. В. Орловская

Изд. № 102102552. Подписано в печать 21.07.2006. Формат 60*90/16. Гарнитура «Тайме». Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 23,0. Тираж 2000 экз. Заказ № 17583. Издательский центр «Академия», www.academia-moscow.ru

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.004796.07.04 от 20.07.2004. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 360. Тел./факс: (495)330-1092, 334-8337. Отпечатано в ОАО «Саратовский полиграфический комбинат». 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

© Соколова Е.Т., 2002

© Соколова Е.Т., 2006, с исправлениями

® Образовательно-издательский центр «Академия», 2002

1SBN 5-7695-3171-1 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2006

Оглавление

Предисловие 4

Глава 1, Этические основы психотерапии и психологического

консультирования 11

Конфиденциальность . 14

Соблюдение профессиональных рамок или границ .. 15

Профессиональные установки 16

Злоупотребления в психотерапии 16

Глава 2. Психоаналитическая психотерапия 19

Классический психоанализ: теория влечений

и стадии психосексуального развития ....21

Стадии психосексуального развития 26

Учение о защитных механизмах

и модель психопатологии 42

Топографическая и структурная модель личности 45

Организация психоаналитического процесса

(сеттинг) и основные аналитические процедуры 50

Психотерапевтические взаимоотношения . 63

Эффективность психоаналитической терапии ... 69

Современные модификации психоаналитической

психотерапии 77

Упражнения и вопросы 81

Глава 3. Современный вариант психоаналитической терапии:

теория объектных отношений ... 84

Эго-психология: концепция адаптации

к реальности и теория Я 85

Варианты теории объектных отношений 89

Модель развития Я и объектных отношений

Мелани Кляйн ... 91

Концепция сепарации-индивидуации Маргарет Малер 97

Хайнц Кохут и его вклад в психологию нарциссизма 105

Отто Кернберг и его вклад в теорию нарциссической

и пограничной патологии Я 109

Концепция пограничной и нарциссической патологии

Джеймса Мастерсона ................117

Психотерапия, сфокусированная на проективной идентифика­ции (интегративная модель на основе теории объектныхотношений) , 120

Контрперенос - главный метод понимания

метакоммуникативного требования, передаваемогопосредством проективной идентификации 131



Упражнения и вопросы .. .................... 138

Глава 4. Когнитивно-ориентированная психотерапия ..........................140

Модели когнитивной терапии А. Бека и А.Эллиса 143

Содержание терапевтического процесса:

стратегия и методы , 154

Модель рационально-эмотивной терапии А.Эллиса 168

Структурная когнитивная терапия: структура

индивидуального знания 177

Концепция психопатологии в структурной

когнитивной модели 184

Содержание и стратегия психотерапии 193

Исследования эффективности когнитивной терапии 194

Упражнения и вопросы 196

Глава 5. Гештальт-терапия - теория и практика личностного роста 199

Теория личности и личностного роста 201

Генез и виды психопатологии 204

Теория терапевтического процесса

и терапевтические процедуры 207

Содержание и стратегии терапевтического процесса 216

Эффективность гештальт-терапии 226

Экспериэнтальная терапия - вариант

модифицированной гештальт-терапии 229

Упражнения и вопросы . 232

Глава б. Карл Роджерс: от терапии, центрированной на клиенте, к терапии, центрированной на человеке 234

Феноменологическая концепция личности:

базовые понятия . 236

Развитие самости и ее искажения: потребность в безусловном положительном отношениии условия ценности 241

От терапии, центрированной на клиенте, к теории

и практике становления человека 245

Упражнения и вопросы .......... 257

Глава 7. Системная семейная терапия 259

Системно-коммуникативная модель семьи 259

Системная коммуникативная терапия 263

Модель структурной семейной терапии С.Минухина . 279

Модель системной семейной терапии Меррея Боуэна 290

Эффективность семейной терапии . 300

Упражнения и вопросы 305

Глава 8. Психотерапия как предмет теоретического и эмпирического

исследования .. ......... 307

Проблема исследования эффективности

психотерапии личностных расстройств 307

Установки пациента и терапевта

и их влияние на успешность психотерапии .................. 314

Уважаемый читатель!

Вы открыли одну из замечательных книг, изданных в серии «Классический университетский учебник», посвященной 250-летию Московского университета. Серия включает свыше 150 учебников и учебных пособий, рекомендованных к изданию Учеными сове­тами факультетов, редакционным советом серии и издаваемых к юбилею по решению Ученого совета МГУ.

Московский университет всегда славился своими профессора­ми и преподавателями, воспитавшими не одно поколение студен­тов, впоследствии внесших заметный вклад в развитие нашей стра­ны, составивших гордость отечественной и мировой науки, культуры и образования.

Высокий уровень образования, которое дает Московский уни­верситет, в первую очередь обеспечивается высоким уровнем на­писанных выдающимися учеными и педагогами учебников и учеб­ных пособий, в которых сочетаются как глубина, так и доступность излагаемого материала. В этих книгах аккумулируется бесценный опыт методики и методологии преподавания, который становится достоянием не только Московского университета, но и других уни­верситетов России и всего мира.

Издание серии «Классический университетский учебник» на­глядно демонстрирует вклад, который вносит Московский универ­ситет в классическое университетское образование в нашей стра­не, и, несомненно, служит его развитию.

Решение этой благородной задачи было бы невозможным без активной помощи со стороны издательств, принявших участие в издании книг серии «Классический университетский учебник». Мы расцениваем это как поддержку ими позиции, которую занимает Московский университет в вопросах науки и образования. Это служит также свидетельством того, что 250-летний юбилей Мос­ковского университета — выдающееся событие в жизни всей на­шей страны, мирового образовательного сообществ





Ректор Московского университета академик РАН, профессор В. А. Садовничий

Предисловие

Что знаем мы о жизни муравья, И разве говорили мы с пчелою? Отсюда мы уразумели Трою, Но слепы в Одиссее Бытия.



К. Бальмонт

Современное «психотерапевтическое пространство» включает профессиональных терапевтов самых разных «школьных» ориен­тации, а «психотерапевтический рынок» характеризуется небыва­лым изобилием и разнообразием предлагаемых и широко реклами­руемых психологических услуг. Как на Западе, так и в нашей стране огромной популярностью пользуются не только психотерапевты, но и целители, астрологи, шаманы, а также создатели «абсолютно но­вых» систем, обеспечивающих, согласно рекламе, избавление по­чти от всех телесных и душевных недугов с абсолютной гарантией. Все это порождает растерянность и недоумение как у пациентов, так и у тех, кто хотел бы обучиться профессии психотерапевта. Из мно­жества теорий и систем, каждая из которых заявляет о своей эффек­тивности и уникальности, какую выбрать для обучения, лечения, преподавания?

Для отечественной психотерапии, долгие годы развивавшейся без полноценных контактов с мировым профессиональным сооб­ществом, вхождение в психотерапевтическую культуру и приобще­ние к ней сопряжено с дополнительными проблемами и трудностя­ми. Одна из них, долгое время считавшаяся величайшим завоева­нием отечественной науки, заключается в стойкой приверженности единой и единственно верной материалистической естественно-на­учной парадигме, из чего следует, в частности, определение психо­терапии «как системы лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного», поэтому психотерапия традици­онно трактовалась как область медицины. Естественно-научная мо­дель терапии фактически признавалась единственной, что значи­тельно сужало терапевтическое пространство, делая многие совре­менные терапевтические системы идеологически неприемлемыми, так же как на практике считалось недопустимым участие в психоте­рапевтической работе специалистов, не имеющих базового меди­цинского образования и диплома. Оборотной стороной этой пози­ции, которая, впрочем, имеет некоторое вполне разумное обоснование, стала нетерпимость к психологическим немедицинским мо­делям психотерапии и консультирования, в целом гуманистически, личностно-ориентированным, при чисто внешне декларируемом признании интердисциплинарности предмета психотерапии как науки. Результатом подобного методологического пуризма стало своего рода отсечение от психотерапии двух ее базовых ориента­ции -психоаналитической, которую попеременно обвиняли то в иде­ализме, то в панбиологизме, и гуманистической - за ее очевидный идеализм, антипсихиатризм и пр. Только поведенческая (условно-рефлекторная) и рационально-дидактическая терапии признавались научными системами. Одиноким островом в этом искусственном океане «чистой рациональности» была и остается теория отноше­ний В.Н.Мясищева.

Подобное положение сохранялось практически без изменений до 1980-х гг., когда, наконец, краткий критический анализ запад­ных теорий, как правило, носивший тенденциозный характер и не учитывавший исторического развития этих направлений, по сути, уже прочно вошедших в общую копилку теоретических знаний и практических навыков серьезно работающих психотерапевтов, сме­нился частичным принятием гуманистической ориентации, преиму­щественно в варианте недирективной групповой терапии как наи­более соответствующей отечественной идеологии коллективизма.

В это же время, вопреки полуофициальному запрету на занятие психотерапией, психотерапевтической практикой де-факто стали заниматься университетские специалисты-психологи, по большей части выпускники факультетов психологии МГУ и ЛГУ, начавшие активно осваивать и внедрять консультирование и психотерапию, по преимуществу гуманистической ориентации. Постепенно меня­лась и система обучения, подстраиваясь к нуждам практики. Так, с конца 1970-х гг. на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоно­сова, в том числе и мной, начали разрабатываться и читаться пер­вые курсы по теории и практике психологического консультиро­вания, а затем и психотерапии; открылась первая в Москве семей­ная психологическая консультация; в Ленинграде, в Институте им. В.М.Бехтерева, в Москве, на базе Клиники неврозов, стали ак­тивно внедряться групповые методы работы с больными неврозом. Преодоление комплекса неполноценности и своеобразной «местеч-ковости» отечественной психологической психотерапии породило колоссальный энтузиазм и восприимчивость к обучению, немало поразившие западных коллег, с середины 1980-х гг. прорвавших «же­лезный занавес» и открывших дорогу прямому профессионально­му общению. Побывав в Москве, Ленинграде, Вильнюсе, Тбилиси, К.Роджерс, В.Сатир, Дж.Рейнуотер и В.Франкл вынуждены были признать, что имеют дело с реально работающей и довольно мно­гочисленной группой специалистов, обнаруживающих порой вопи­ющую наивность и безграмотность, но нередко удивляющих маститых специалистов своей эрудицией, начитанностью и широтой подхода.

Подобные оценки и впечатления западных коллег известны ав­тору не понаслышке, а как непосредственному участнику многих учебных семинаров и воркшопов 1980- 1990-х гг., имевшей возмож­ность наблюдать работу, учиться и показывать собственные прак­тические умения в тренингах этих замечательных людей и блестя­щих профессионалов. И действительно, не имея возможности осва­ивать профессию цивилизованно, многие мои коллеги (и я сама) поневоле вынуждены были занять позицию прагматичного эклек­тика: не будучи «ангажированы» ни одной из школ, мы с вооду­шевлением на собственном опыте открывали сходство и различие терапевтических направлений, что, естественно, формировало го­раздо большую, чем у наших иностранных коллег, толерантность психотерапевтического мышления.

Теперь, спустя почти 20 лет, эйфория все больше сменяется скеп­тицизмом, и то, что раньше представлялось достоинством, сегодня видится скорее как недостаток систематического образования, осо­бенно остро сказывающийся на практике обучения современных молодых психотерапевтов и консультантов, чье ученичество порой ограничивается 2-3 годами, а то и 9 месяцами. Нынешний книж­ный бум, когда читателю, наконец, доступны произведения видней­ших западных теоретиков и практиков в области психотерапии, не снимает, а, напротив, делает еще более актуальной задачу система­тизации и интеграции фундаментальных знаний. «Входящему в мир» всегда трудно увидеть предмет в историческом контексте и разви­тии, а между тем сегодня, пожалуй, все базовые направления в пси­хотерапии переживают этап обновления. Психоаналитическое, би-хевиориально-когнитивное и гуманистическое направления и их модификации составляют методический и теоретический фундамент психотерапии как науки. Хотя, учитывая тенденцию к взаимовлия­нию и концептуальному взаимообогащению, следует добавить, что наряду со сторонниками «чистоты жанра» есть немало привержен­цев так называемых интегративных, или эклектических, схем. Под­тверждением этому могут служить, в частности, данные американ­ских исследователей, обратившихся с просьбой к 818 психологам, психиатрам, социальным работникам и консультантам определить теоретическую ориентацию своей психотерапевтической практики (Дж.Норкросси Дж.Прохаска, 1986).

Из приведенных данных видно, что большинство американских специалистов, занятых в системе психологической помощи, скло­няются к интегративным моделям. Они не зависят от своего базо­вого образования, а также глубины и длительности предполагае­мого разными системами психологического вмешательства.

Любопытно посмотреть на эту картину с точки зрения характе­ристики «совокупного» профессионального самосознания отечественного психотерапевта, чья самоидентичность в силу очерчен­ных обстоятельств развития скорее размыта, чем четко определе­на, а потребность в сближении преобладает над стремлением к се­парации и индивидуации. Как мне представляется, известная доля «всеядности» присуща психотерапевтам моего поколения, так ска­зать, по необходимости: мы были вынуждены утолять информаци­онный голод, активно добывая статьи и монографии «на языках», благодаря немногочисленным энтузиастам, попадавшим в наши библиотеки или закрытые фонды. Как ни странно, но именно бла­годаря многочисленным ограничениям старое поколение сумело приобрести довольно широкие фундаментальные знания в области психоаналитической теории и психодиагностики, гуманистической психологии, системной семейной психотерапии, что заложило проч­ную базу для их практического применения.

Таблица 1

Число американских психологов с различной терапевтической ориентацией (%)


Ориентация

Психологи

Консуль­танты

Психи­атры

Социаль­ные работники

Общее число (818 человек опрошено)

Адлерианекая

терапия


1

2

1

1

1

Бихевиориальная

8

6

1

4

5

Когнитивная

8

10

1

4

5

Эклектически-интегративная

34

37

53

34

38

Экзистенциально-гуманистическая

4

13

1

3

5

Гештальт

2

2

1

1

1

Интерперсональная

2

1

3

1

2

Психоаналитическая

11

2

16

11

11

Психодинамич еска я

18

9

19

22

19

Личностно-ориентированная, роджерианская

1

8

0

2

3

Системная

7

7

1

13

7

Прочие

4

3

3

4

3

Высказанные соображения, равно как и желание поделиться соб­ственным опытом преподавания, научных исследований и практи­ческой работы, побудили автора взяться за создание учебного пособия, где теория психотерапевтической практики была бы пред­ставлена достаточно развернуто, причем в сравнении с разными теоретическими системами. Мы придерживаемся той точки зрения, согласно которой нет никакого смысла в поиске одной истинной и верной теории в противовес всем остальным, «ложным», так как все теории дополняют и умножают наши знания о человеке, о возмож­ностях и путях его развития. Именно по этой причине, излагая со­держание той или иной системы, мы позволяли себе «комментарии от первого лица», ссылки на собственные исследования и работы коллег по психотерапевтическому цеху.

Осознавая дидактические цели учебного пособия, я старалась, там где считала возможным, придерживаться некоторого единооб­разия изложения и структурации теоретического и методического материала, обеспечивая этим возможность сравнения разных точек зрения. В каждой главе имеются следующие основные рубрики:

краткие биографические данные о создателе системы;

теория личности;

теория психопатологии;

теория психотерапевтического процесса;

теория терапевтических отношений;

практические приемы, или как «делается» психотерапия;

эффективность психотерапии;

упражнения и вопросы;

список рекомендуемой литературы.

Конечно, удельный вес описываемых пунктов в каждой теории различен, но именно их конфигурация, включая пробелы, задает «формат» той или иной главы пособия. Кроме этого, следуя за вы­деленными пунктами при изложении материала, удается избежать заранее обреченной на неудачу необходимости определения психо­терапии до изложения терапевтических систем - ведь любое опре­деление психотерапии (обобщенное или специфицированное) неиз­бежно станет в этом случае колоссальным упрощением. Очевидно, что в зависимости от теоретической ориентации психотерапия оп­ределяется по-своему; и не существует единого определения, спо­собного отразить все многообразие ее форм и методов. Читателю предлагается участвовать в своеобразном мысленном эксперимен­те-путешествии, последовательно перемещая себя внутрь каждой системы как особого пространства знания, страны со своим осо­бым внутренним устройством, языком, традициями, преданиями, мифами, борьбой подспудных течений и компромиссов. В ходе по­добного путешествия ему предстоит реконструировать не только внешние по отношению к его собственному Я пространства дру­гих, отличных от него самого, людей, но и свой собственный внут­ренний мир в терминах этой системы, с тем чтобы, определив «свой дом», продолжить путь самостоятельно, осваивая и открывая все новые территории на бесконечном пути познания. Подобный опыт сути психотерапевтической практики с ее идиосинкразическим принципом понимания душевного мира каждого человека, исходя из его уникального языка, мировоззрения, ценностей. В избранной нами манере изложения дидактического материала определение и «образ» терапии будут возникать в сознании читателя по мере осво­ения им понятийного аппарата и методов каждой теории, благо-дабря чему смогут утвердиться, как мы надеемся, обоснованность и правомерность гуманистического плюралистического взгляда на человека.

Автор вполне отдает себе отчет в том, что предлагаемый путь разделит с ним не всякий. Признание равноправного сосуществования различных психотерапевтических теорий и практик дается с большим трудом, нередко порождая ощущение фрагментарности и противоречивости, полярности и несопоставимости терапевтиче­ского опыта.

Заканчивая вступительную главу, обозначим цели и основное содержание данного учебного пособия. По замыслу автора, учеб­ное пособие должно представлять собой введение в фундаменталь­ные основы психотерапии и, следовательно, по возможности связно и систематизированно излагать суть основных теорий и практик современной психологически ориентированной терапии. Не претен­дуя на экспансию в область традиционной клинической психотера­пии (эта область вне компетенции психотерапевта-психолога), пред­лагаем читателю обратиться к иной, немедицинской модели тера­пии и ознакомиться с фундаментальными теориями, а также прин­ципами и методами основных терапевтических школ (психоанали­тической, когнитивной и гуманистической) и их современными ва­риантами. Обзор современных исследований, выполненных в рам­ках основных терапевтических направлений, посвященных изуче­нию терапевтического процесса, факторам его эффективности, по возможности будет представлен в конце каждой главы. Один из раз­делов книги посвящен обсуждению специфических проблем, воз­никающих при терапевтической работе с пациентами с погра­ничными и нарциссическими расстройствами личности, разработ­ке особых тактических приемов, предотвращающих преждевремен­ное прерывание ими терапии.

В конце глав предлагается небольшой набор упражнений, иные из которых мы обычно включаем в диалог со слушателями. Более чем двадцатилетний опыт преподавания основ психотерапии и кон­сультирования студентам и будущим практическим психологам убеждает в том, что кроме получения научной информации слуша­тели остро нуждаются в более глубоком понимании собственных личностных проблем. Учитывая эту бессознательную «клиентскую» мотивацию, мы привыкли строить лекции как совместное путеше­ствие во внутренний мир человека по дорогам, которые предлагает нам каждая терапевтическая система. На своем опыте слушатели постигают, как важно для будущего профессионала быть откры­тым самоисследованию, сколько мужества требуется для этой ра­боты, а такое понимание, естественно, учит бережному отношению к другому. К сожалению, свободная манера лекционной подачи материала с трудом воспроизводима в строгой письменной речи, и тем не менее я старалась излагать материал так, чтобы читатель разделил со мной необыкновенную увлекательность научного по­иска, ощутил благодарность ко всем пациентам, в немалой степени способствующих нашему углублению понимания человека. Каждая глава книги дополнена системой домашних заданий, выполняя ко­торые можно не только способствовать развитию самосознания и расширению опыта переживаний, но и осваивать некоторые психо­терапевтические методы и процедуры. Каждая глава также сопро­вождается минимальным списком рекомендуемой литературы (с уче­том ограниченных возможностей чтения студентами материалов на иностранных языках).

Пройдя достаточно длинный путь собственного профессиональ­ного развития и продолжая его по сей день, я хочу с благодарно­стью вспомнить опыт, полученный в совместном общении, обуче­нии, работе и дискуссиях со своими учителями, коллегами, учени­ками, а также моими друзьями и близкими.

Память о двух замечательных людях, об их необыкновенном жизнелюбии, мужестве и мудрости сопровождает и поддерживает меня. Им, моей матери Генриетте Захаровне Касавиной и моему учителю Блюме Вульфовне Зейгарник, я хотела бы посвятить эту книгу.



Е. Т. Соколова

11 сентября 2001 г



Глава 1. этические основы психотерапии и психологического консультирования
Стадии психосексуального развития
Латентный период
Организация психоаналитического процесса (сеттинг) и основные аналитические процедуры
Основные психоаналитические процедуры
Концепция сепарации-индивидуации маргарет малер
Отто кернберг и его вклад в теорию нарциссической и пограничной патологии я
Психотерапия, сфокусированная на проективной
Глава 4. когнитивно-ориентированная психотерапия
Когнитивная модель тревожности
Процесс осуществления изменений
Общая стратегия рэт
Глава 5. гештальт-терапия - теория и практика личностного роста
Терапевтические отношения
Глава 6 карл роджерс: от терапии, центрированной на клиенте, к терапии, центрированной на человеке
Глава 7 системная семейная терапия
Как проводится психотерапия
Терапевтические взаимоотношения
Глава 8. психотерапия как предмет теоретического и эмпирического исследования
Организация терапевтического процесса и терапевтических отношений
Рекомендуемая литература

Каталог: book -> psychotherapy
psychotherapy -> Спиваковская А. С. Фрагменты беатотерапии. М.: «Беато Пресс»
psychotherapy -> Ббк 56. 14 В. 75 Я. Н. Воробейчик, М. Я. Минкович
psychotherapy -> Сергей Владимирович петрушин мастерская психологического консультирования
psychotherapy -> Психотерапия в особых состояниях сознания
psychotherapy -> Практикум по когнитивной терапии w. W. Norton New York Санкт-Петербург Речь 2001 ббк 84. 5 М15
psychotherapy -> Книга предназначена для психологов, педагогов, воспитателей, дефектологов, социальных работников, организаторов детского и семейного досуга, родителей. Л. М. Костина, 2001 Издательство
psychotherapy -> Учебное пособие «Психотерапия»
psychotherapy -> Аарон Бек, А. Раш, Брайан Шо, Гэри Эмери. Когнитивная терапия депрессии
psychotherapy -> Т. К. Кругловой Библиотека психологии и психотерапии Выпуск 6 Москва Независимая фирма "Класс" Мэй Р. Искусство психологического консультирования/Пер с англ. Т. К. Кругловой. М.: Независимая фирма "Класс" Фактически эта книга


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница