Виды знаний Чувственное и рациональное познание, интуиция



Скачать 40.75 Kb.
Дата22.04.2016
Размер40.75 Kb.
Виды знаний

1. Чувственное и рациональное познание, интуиция

Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).

Рациональное познание – познание посредством мышления.

 


Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.

Формы чувственного познания:

1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;

2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;

3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти


Формы рационального познания:

1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;

2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;

3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения:



  • индуктивное (от частного к общему);

  • дедуктивное (от общего к частному);

  • по аналогии.

Виды интуиции:

Особенности чувственного познания:

  • непосредственность;

  • наглядность и предметность;

  • воспроизведение внешних свойств и сторон.

Особенности рационального познания:

  • опора на результаты чувственного познания;

  • абстрактность и обобщенность;

  • воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

Особенности интуиции:

  • внезапность;

  • неполная осознанность;

  • непосредственный характер возникновения знаний.

Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны.

Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.



Эмпиризм (от гр. emperies — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.




2. Эмоции
(аффективная форма проявления моральных чувств) и чувства (эмоции, выраженные в понятиях – любовь, ненависть и др.) – мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания

3. Заблуждение –
содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта.

4. Ложь –
сознательное искажение образа объекта.

5. Знание
– результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»:

  •  знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;

  •  знание как познавательно-значимая информация;

  •  знание как отношение человека к действительности.

 

6. Виды знаний:

  • Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)

  • Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира

  • Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)

  • Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы)

  • Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении

  • Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

  • Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

 

7. Формы знаний:

  • Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание

  • Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами

  • Донаучное – прототип, предпосылки научного знания

  • Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием

  • Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки

  • Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница