Виды психологических методик и упражнений



Скачать 79.53 Kb.
Дата23.05.2016
Размер79.53 Kb.
Виды психологических методик и упражнений «Стена»

Для исследования той или иной психологической проблемы применяется соответствующая система приемов и правил исследования, т. е. методика конкретного исследования. В психологии существуют множество методик, тестов, упражнений, поговорим о разнообразии методик и упражнений «Стена». Вот некоторые из них:



  1. Упражнение “Стена”

Двое участников становятся друг против друга по обе стороны затянутой плотной материей прямоугольной рамы. Размер рамы подбирается так, чтобы партнеры не видели друг друга. По сигналу ведущего оба игрока наносят одновременный “укол” указательным пальцем в разделяющую их стенку.

Цель — за минимальное количество попыток найти общую точку укола, то есть соприкоснуться через материю кончиками пальцев.

В этом упражнении возможны различные тактики. Обычно партнеры на ощупь ищут друг друга, корректируя точки нанесения уколов в зависимости от того, в каком месте полотна выдавился в предшествующем такте игры палец напарника. Но бывает и так, что сообразительные игроки решают задачу с первой же попытки, нанося свои уколы в центр прямоугольной рамы. Это решение напрашивается, поскольку центр — это особенная, единственная в своем роде, точка на полотне. Для того чтобы исключить возможность таких легких побед, хотя они сами по себе небезынтересны, можно несколько изменить условия задачи: дать инструкцию наносить уколы не в любое место внутри рамы, а в одну из нескольких беспорядочно нанесенных на полотно (с обеих сторон и в точности одна против другой) точек.

Наличие в условии рефлексивной задачи каких-либо выделенных точек и особых элементов, на которые можно ориентироваться при “совместном” поиске решения, вообще говоря, не является чем-то нежелательным.



  1. Упражнение «Ледяная стена»

Цель: помощь в устранении внутренних преград, мешающих нормальной жизни и взаимоотношениям с людьми.

Материалы: простые карандаши, кисти, краски, мелки, уголь, сангина, бумага А3 формата, цветная бумага, пластилин, старые журналы и картинки, магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.

Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. Обратите внимание на то, как во время вдоха воздух заполняет ваши легкие, а при вдохе выходит из них. Переключите внимание на дыхательную паузу – небольшой промежуток времени между вдохом и выдохом. Что происходит в этот момент? Двигаетесь ли вы куда-нибудь? Просто отметьте и перестаньте думать об этом. Дыхание ваше ровное и ненапряженное, вы расслаблены, мысли приходят и уходят, не задерживайте свое внимание на них.

Представьте себе, что вы в теплой белой одежде сидите на санях на Северном полюсе. До самого горизонта простираются снежно-ледяные поля. Но вам совсем не холодно. Ярко светит солнце, в прозрачном воздухе искрится снежная пыль. Лицо немного пощипывает от свежего, чистого морозного воздуха. Отчетливо представьте себе эту картину, свои ощущения, свое местоположение.

Сидя в санях, посреди царства чистоты и света, ощутите, как с каждым вдохом (через нос) ваше тело наполняется сверкающим прозрачным воздухом. Обратите внимание: этот воздух насыщен светом. Вы купаетесь в сиянии, вдыхаете сияние.

Некоторое время побудьте в этом состоянии. Пусть мысли приходят и уходят, для вас не существует «правильных» и «неправильных» мыслей и ощущений. Следует лишь отметить, что испытывает ваше тело, что приходит на ум. Продолжая оставаться в тепле и комфорте, сидя в санях посреди снежного сияния, представьте себе ледяную стену, медленно вырастающую из-под земли. В этой стене заключены все ваши внутренние преграды, все ваши страхи и тревоги, все то, что вам мешает жить.

Внимательно присмотритесь к этой стене. Какая она – дымчатая или прозрачная? Высокая или низкая? Какова ее толщина? Возможно, стена в некоторых местах толще, чем в других. Где она толще – у основания или наверху? Нет необходимости беспокоиться о том, что все эти особенности могут что-то означать. Вашему сознанию не стоит себя этим утруждать, доверьтесь подсознанию.

Обратите внимание на то, как ярко светит солнце. Его горячие лучи освещают ледяную стену, падают прямо на вас. Вы купаетесь в солнечных лучах, нежитесь в солнечных лучах. Вам хорошо приятно. Солнце светит так ярко, что стена льда начинает таять. Отчетливо представьте себе, что вся она состоит из ваших внутренних преград, страхов, тревог. Внимательно следите за тем, как ледяная стена тает под палящими лучами солнца – кап, кап, кап. На это требуется время. Могут возникнуть неприятные ощущения. Не исключены и более и более неприятные чувства. В этом случае необходимо просто отметить их мысленно, дав им уйти. Под лучами солнца стена тает, становится все меньше и тоньше, пока полностью не растает. Когда ледяная преграда полностью растает, вы ощутите разливающееся по телу тепло. Еще бы, удалось растопить столько внутреннего «льда». Все то, что мешало нормальной жизни, ушло навсегда.

Взгляните на слякоть, на воду, оставшуюся от растаявшей стены. Под вашим взглядом вода начинает приобретать определенные очертания. Из нее возникают сильные добродушные собаки. Это белоснежные эскимосские лайки, они отряхиваются от грязи, они готовы везти ваши сани. Сделайте глубокий вдох, а выдохнув, натяните поводья, и лайки отправятся в путь. Вы летите в санях все быстрее, и чистый прохладный ветер все сильнее дует вам в лицо, освежает тело.

Ощутите, как отныне свободное тело наполняется бодростью и весельем в преддверии новой жизни. Сделайте глубокий вдох. На выдохе представьте себе, как ваши сани рвутся вперед, преодолевая последние метры и мгновения, отделяющие нас от настоящего. Еще несколько раз глубоко вздохните, начиная на выдохе возвращаться в «здесь и сейчас».

Делайте это медленно, подобно кошке, потягивающейся после сна. Вы можете побыть в этом состоянии столько, сколько вам необходимо, а затем открыть глаза.

Изобразите свои образы, чувства и ощущения в рисунке, коллаже или композиции.

Рефлексия: Поделитесь своими чувствами. Как менялись ваши чувства во время визуализации; после рисования? Какой момент был самым острым и волнующим


  1. Упражнение-игра «Стена»

Цель: объединение группы в общей деятельности.

Время проведения 40 минут.

Этапы игры. Посреди комнаты натягивается веревка. Участникам предлагается инструкция: «Все вы один большой и дружный город, но вас известили о том, что надвигается ужасная лавина с гор, которая ни кого не оставит в живых. Единственный путь на спасение – перебраться через высокую стену. Выжить должны все. По одному действовать не разрешается».

Веревка натягивается так, чтобы ее невозможно было перешагнуть, дотрагиваться к ней не разрешается и перебираться «на ту сторону» под ней тоже. По ходу игры активных участников тренер может сделать «ранеными», чтобы усложнить задание и заставить или дать другим возможность проявить инициативу.

Обсуждение игры:

Что вы чувствовали во время игры?

Что было сложно?


  1. Упражнение-тренинг «Стена»

Цель: воспитание уважительного отношения друг к другу, умения работать в команде, сплочение коллектива

Препятствие представляет собой сплошную, бесконечную влево и вправо, гладкую «стену» (высота которой находится в диапазоне от 3,5 до 4,5 м) со стороны пункта А и имеющую поперечные жерди (ступени) для спуска со стороны пункта Б. Команда находится в пун­кте А. Задание: перебраться через «стену» из пункта А в пункт Б.

Команда страхует каждого участника, выполняющего упражне­ние. Если участник нарушил правила, то он возвращается в пункт А и выполняет упражнение сначала. Использование подручных средств не разрешается. Не разрешается вставать на плечи и головы друг друга и висеть вниз головой. Препятствие считается преодоленным, если его преодолела вся группа. В конце тренинга этот принцип особенно важен, поскольку только он может обеспечить полноценную эмоциональную интеграцию. Если ведущий считает, что группа не готова к прохождению «Стены», это упражнение в рамках тренинга не проводится.

А сейчас представь себе на минуту, что эта Стена осталась позади. Что изменилось в мире? Какой стала твоя жизнь? Что за люди окружают Тебя? И теперь, наконец, пришло время разобраться со своей Стеной. Но Ты будешь не один, с Тобой будет Твоя команда и эта команда обречена победить. Если хочешь, Ты можешь рассматривать это упражнение как символ Стены в Твоей жизни, и свою победу на этом упражнении как опыт победы над своей собственной Стеной.



  • Из всех существующих на сегодняшний день высоко формализованных методик наиболее распространенными являются тестовые методики, в основу которых положена процедура метода тестирования, предполагающая решение стандартизированного задания с целью определения количественных (иногда качественных) характеристик психологических особенностей личности по определенным параметрам. С их помощью удается достаточно объективно оценить (диагностировать) уровень развития всех личностных особенностей человека, относящихся к группе психических процессов и образований.

Так в ряде психологических тестов на воображение встречаются вопросы про стену, которую необходимо представить в поле, лесу или в пустыне.

В тесте «Лес» - Стена символизирует то, как вы видите проблемы в своей жизни... отсюда все вытекающие: если стена видится длинной и без дверей, то ваши проблемы кажутся вам непреодолимыми, если стена умеренных размеров и есть лазейки, то вам представляются проблемы посильными.

Интерпретация «Стены» в тесте «Море» - это граница между жизнью и смертью. Соответственно, то, что находится за стеной - восприятие того, что будет дальше.

Простой тест Фрейда предлагает нам представить стену стоящую по среди пустыни, в стене находится маленькое отверстие, а за ним оазис. Испытуемым предлагается подумать, какие будут их дальнейшие действия. Интерпретация «Стены» в данном тесте, это основная жизненная стратегия, цель. Как решаете свои проблемы.

Тест «Пустыня» предлагает нам представить высокую, широкую стену, от края до края горизонта…. Ваши дальнейшие действия? В данном тесте, стена - это препятствие, которое кажется непреодолимым. Вы решили повернуть обратно или обойти стену в надежде, что рано или поздно она закончится? Вы не боретесь за свое счастье и отступаете перед трудностями. Вы сделали подкоп или нашли в стене слабое место? Значит, можете добиться своего не мытьем, так катаньем. Вы перемахнули через стену на лошади? За вас все проблемы будет решать ваш супруг. У вас оказалась волшебная палочка или что-нибудь в этом роде? Вы верите в счастливый случай и надеетесь, что все может решиться и без вашего участия.

Также в следующем, не много отличном тесте «Пустыня-2» вопрос со стеной показывает, как ты решаешь проблемы. Если представляешь очень высокую стену, которую невозможно преодолеть, то и к жизненным трудностям относитесь как к чему-то непреодолимому. Если будешь сидеть под стеной, ожидая помощи – ты не уверен в собственных силах, зависишь от обстоятельств. Если стараешься обойти стену – решаешь проблемы, предварительно тщательно обдумав все пути и последствия.

Обобщая выше сказанное, можно выделить общее в интерпретациях значения стен в тестировании, это жизненная преграда либо проблема и у каждого она своя и решение этой проблемы у всех разное.

А как же интерпретируются стены в психологическом рисуночном тесте «Дом. Дерево. Человек» :

Задняя стена, расположенная необычно - сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции.

Контур задней стены значительно ярче (толще) по сравнению с другими деталями - субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью.

Стена, отсутствие ее основы - слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).

Стена с акцентированным контуром основы - субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

Стена с акцентированным горизонтальным измерением - плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект чувствителен к давлению среды.

Стена; боковой контур слишком тонок и неадекватен - предчувствие (угроза) катастрофы.

Стена: контуры линии слишком акцентированы - сознательное стремление сохранить контроль.

Стена: одномерная перспектива - изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.

Прозрачные стены - неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

Стена с акцентированным вертикальным измерением- субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.



В книге казанского психолога И.М. Юсупова «Психология взаимопонимания» приводятся различные модели общения педагога с группой, среди них: «Китайская стена» -произвольный барьер общения, подчеркивание педагога своего статуса, снисходительность к ребятам.

В жизни каждого человека наверняка есть что-то, что он может назвать своей Стеной. Это тот самый барьер, который стоит между Тобой и Твоей мечтой. Это то самое препятствие, которое останавливает тебя. Это та самая причина, по которой Ты не имеешь то, что хочешь иметь, и не являешься таким, каким хотел бы быть.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница