1. Составьте таблицу, в которой будут отражены особенности видов дискуссий. Пример таблицы:
Виды дискуссий
|
Особенность вида дискуссии
|
Свободные
|
Отсутствие строгой регламентации времени работы, кол-ва выступающих и общего кол-ва подходов отдельных участников
|
Направленные
|
Есть спикеры, очередность и время регламентированы, тема известна заранее
|
Совещание
|
Проводит рук-ль, цель - решение проблемной ситуации или принятие решения, выступление специалистов не более 1/3 от общего времени.
|
Обсуждение проф. и жизненных казусов
|
Ведущий формулирует ситуации, цель выработка новых подходов.
|
Дебаты
|
2-3 противоборствующих лагеря, время на наработку аргументов, развитие коммуникативной компетентности.
|
Метаплан
|
Дискуссия с принятием группового решения, система голосования, полемика о ситуациях с наивысшими баллами.
|
Мозговой штурм
|
Отсутствие критики поисковых усилий, сбор вариантов решений, гипотез и предложений. Оценка и отбор наилучших идей. Должна быть четкость предмета дискуссии.
|
Для работы с таблицей вы можете воспользоваться лекцией 2. «Виды дискуссий».
2. Опишите суть и значение проектного обучения.
Проектным обучением называют образовательную технологию, центр которой — сам учащийся, а цель — формирование у него самостоятельности, инициативности и креативности. Ребенок вовлекается в реальные и близкие ему ситуации, проживает их на собственном опыте, находит методы решения задач и так осваивает навыки и компетенции, новые способы взаимодействия в социокультурной среде. Обучение переходит от теории к практике, теоретические знания соединяются с эмпирическими. Важно, чтобы ребенок воспринимал знания как действительно важные и необходимые. Основная цель проектного обучения — научить детей находить решения без вмешательства взрослого. Учитель лишь мотивирует и направляет ребенка, в случае необходимости подсказывает, где найти нужную информацию.
3. Дайте характеристику риторическим приёмам дискуссионной работы. Раскройте суть приёмов. В чём роль и позиция ведущего дискуссий.
К числу риторических приемов относятся приемы аргументации и контраргументаци. Для обоснования или доказательства обычно прибегают к аргументации. Ей служат приемы прямого доказательства (это приведение реальных примеров, цифр, фактов, статистических данных, мнений специалистов, графическое отображение собранных показателей и т.п.),доказательства от противного (допущение отказа от высказанной точки зрения или позиции и временное принятие противоположной с последующим показом ее несостоятельности или пагубности), приемы вынужденного согласия, когда позиция оппонентов опровергается постепенно, шаг за шагом, принуждая их соглашаться с чем-либо малозначительным, взятым из их же выступления, но, следуя логике рассуждения, доказывающем несостоятельность их положения в целом, и т.п. Защита своих положений уже требует использования приемов контраргументации. Сюда могут быть отнесены такие способы ведения дискуссии как цитирование, то есть приведение части выступления оппонентов, свидетельствующих не в их пользу, выдергивание, когда защита строится на изолированном примере, части высказывания, взятых из аргументов противоположной стороны, критике основополагающих положений, положенных в основу позиции оппонента, доказательстве ложности, несостоятельности исходных посылок и т.п.
Организация дискуссионной работы является важнейшей задачей ведущего. Она предполагает активизацию участников и управление ходом обсуждения или организацию полемики в группе участников дискуссии.
Роль ведущего дискуссии не является сугубо организационной. До ее начала и по ходу ее проведения он реализует целый ряд функций:
изучает интересы и возможности аудитории, определяет границы проблемного поля, в границах которого может развертываться обсуждение;
формулирует название дискуссии и определяет задачи, которые должны быть решены участниками ее;
планирует пространственно-временную организацию взаимодействия участников, определяет будущий регламент работы;
по ходу дискуссии ведет непрерывное наблюдение за участниками, оценивая степень их активности и вовлеченности в обсуждение поставленных вопросов, глубину и всесторонность обсуждения;
регламентирует работу участников, осуществляет управление их когнитивной, коммуникативной и эмоциональной активностью;
стимулирует развитие элементов коммуникативной компетентности участников дискуссии;
контролирует степень напряженности отношений оппонентов и соблюдение ими правил ведения дискуссии;
занимается профилактикой конфликтных ситуаций, возникающих по ходу дискуссии, при необходимости использует директивные приемы воздействия;
мысленно фиксирует основные положения, высказанные участниками, отмечает поворотные моменты, выводящие обсуждение на новый уровень;
резюмирует и подводит итоги обсуждения
Вместе с тем позиция ведущего остается нейтральной. Он не имеет права высказывать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, вопросу, выражать пристрастное отношение к кому-либо из участников, комментировать из выступления до завершения дискуссии, принимать чью-либо сторону, оказывая давление на присутствующих.
4. Напишите небольшое эссе на тему кейс-метода. Отразите этапы метода, преимущества и недостатки.
Метод кейсов дает возможность участникам тренинга разбирать реальные или воображаемые ситуации. Он подразумевает диагностику проблемы, выработку методов ее разрешения и оценку участниками эффективности действий, предпринятых для решения проблемы (проблема и варианты ее решения сообщаются в инструкции к кейсам).
В зависимости от степени сложности предлагаемых задач метод применяется либо в виде коротких упражнений на 30-60 минут, либо в более развернутом виде. В отдельных случаях вокруг какой-либо сложной ситуации выстраивается целый многодневный курс.
Поделитесь с Вашими друзьями: |