Выдержки из доклада заместителя директора департамента по культуре администрации Владимирской области Марченковой Анны Ивановны



Скачать 325,34 Kb.
Дата14.02.2016
Размер325,34 Kb.



Выдержки из доклада заместителя директора департамента по культуре

администрации Владимирской области Марченковой Анны Ивановны

«Итоги, состояние и перспективы развития художественного образования Владимирской области в условиях реформирования образования»

17 октября 2012 года
Раздел: Реформа художественного образования

Новая образовательная политика России исходит из стремления поставить образование в разряд главных общенациональных приоритетов. Доступность, и качество образования определяют общий вектор его развития.

Как уже не раз акцентировалось, в системе российского образования учреждение художественного образования занимает особое место, поскольку выполняет две наиважнейшие функции:

как первая ступень профессионального образования в сфере культуры и искусства,

и как вид образовательного учреждения, деятельность которого направлена на развитие творческих способностей и воспитание общей культуры учащихся.

В период реформирования образования школы искусств оказались не защищенным звеном в силу обострения противоречий между заявленными государственными приоритетами и реальной практикой обеспечения жизнедеятельности учреждений сферы культуры на местах.

Сегодня задача всех заинтересованных ведомств, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях сохранить действующую систему художественного образования.

И это означает не только финансирование. Это - и стратегическое планирование развития и нормативно-правовое регулирование, социальная защита, информационная поддержка, методическая помощь и др.

2011 – 12 учебный год в отношении государства и общества к художественному образованию стал годом переломным.

Отправной точкой послужило вступление в силу Федерального закона РФ от 17 июня 2011 года № 145 «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании»,

в котором проведено четкое разделение образовательных программ для детей на

дополнительные общеразвивающие и дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств.

Данный статус образовательных программ разграничивает деятельность детских школ искусств и других учреждений дополнительного образования детей.

Он позволяет:

- установить единые требования к образовательному процессу в детских школах искусств на территории всей страны;

- повысить социальный статус педагогических работников детских школ искусств;

- разрабатывать нормы финансирования детских школ искусств с учетом федеральных государственных требований к предпрофессиональным программам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 590 утверждено новое Положение о Министерстве культуры, в котором закреплены полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования образования в сфере культуры и искусства.

За 2011 год Министерством культуры совместно с Министерством образования была проделана большая работа и подготовлены следующие документы:

- «Положение о получении послевузовского профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки»;

- «Проекты ФГОС СПО по интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования»;

- «Рекомендации по реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусства»;

- «Положение о порядке и формах итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств».

В текущем году были приняты законодательные акты:

- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ 3 апреля 2012 года;

- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012года;

- Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 8 мая 2012 г.;

- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена Указом Президента РФ 1 июня 2012 г.);

- И наконец, приказом Минобрнауки России от 26 июня N 504 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.



В свете вышеназванных документов, основная задача текущего учебного года для директоров учебных заведений и учредителей – подготовить поэтапное введение обучения по предпрофессиональным программам.

Для этого, во-первых, необходимо внести изменения в Устав образовательного учреждения, указав типы и виды реализуемых образовательных программ, а также основные характеристики организации образовательного процесса.

Во-вторых, внести изменения в действующую лицензию на осуществление образовательной деятельности. Это нужно сделать до 31 декабря 2012 года.

Хочу обратить ваше внимание, что прием детей на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам возможен только при наличии лицензии на право образовательной деятельности именно по этим программам.

Напоминаю, Государственная аккредитация образовательных учреждений дополнительного образования детей отменена внесением изменений в статью 33.2 Федерального закона «Об образовании».

В третьих, для полноценной реализации программ необходимо разработать комплект учебно-методической документации: график образовательного процесса, учебные планы, Положение о промежуточной аттестации, Правила приема и порядка отбора детей и т.д.

Образовательные программы и учебные планы должны быть разработаны в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к предпрофессиональным программам в области искусств, утвержденными приказам Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012.

То есть текущий учебный год - это переходный период, для того чтобы со следующего учебного года все детские школы искусств осуществили набор в соответствии с новыми федеральными требованиями.

Руководителям детских школ искусств предстоит сделать большую работу в этом направлении.

В свою очередь, департаментом по культуре предприняты определённые шаги по оказанию методической и информационной помощи:


  1. В июне текущего года было проведено расширенное заседание Координационного совета по вопросам образования в сфере культуры Владимирской области, где руководителям школ были даны рекомендации по внедрению ФГТ в деятельность учреждений.

  2. Ряд руководителей образовательных учреждений региона приняли участие в общероссийских совещаниях на заданную тему.

  3. По квоте Минкультуры в конце октября 6 человек из директорского корпуса пройдут курсы повышения квалификации в г. Москве.

  4. Сегодня директора получили пакет документов, включающий федеральные государственные требования, типовые учебные планы, рекомендации по разработке образовательных программ.

Остановлюсь на некоторых основных аспектах, прописанных в новом Типовом Положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Школы искусств теперь выделяются в отдельный вид. В наименовании могут использоваться специальные названия – «музыкальные школы», «хореографические», «цирковые», «театральные» и т.д.

Появилась возможность реализовывать два вида программ: программы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы.

Для того чтобы называться детской школой искусств, необходимо реализовывать именно предпрофессиональные программы. В противном случае статус школы искусств будет нивелироваться.

То есть основные задачи учреждения это - выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей, а также подготовка учащихся к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения.

Следующая норма, прописанная в Типовом положении это - «удовлетворение потребности детей в эстетическом и интеллектуальном развитии», то есть оказание дополнительных услуг населению, в том числе и в качестве дополнительного платного обучения. Например: открытие отделений журналистики, лингвистики, кино-фото искусства, классов раннего эстетического развития, классов по подготовке к поступлению в ДШИ и другие. У нас в регионе такая практика уже существует и о её нюансах я скажу немного позже.

Хочу подчеркнуть, что перед учреждением художественного образования стоят сложные задачи.

Оно должно одновременно ориентироваться на образование одаренных детей, направленное на появление в дальнейшем профессионалов в той или иной сфере культуры, но, в то же время, выполнять социальную функцию, приобщать к художественному образованию всех желающих, реализовывать государственную политику, согласно которой каждый ребенок в нашей стране имеет право на образование.
Новые правовые нормы затрагивают и вопросы руководства ДШИ. Поэтому в сегодняшнем разговоре позвольте остановиться на некоторых пунктах Положения, где речь идёт о директоре школы искусств.

В п. 41 Типового Положения обозначено: управление учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», иными законодательными актами Российской Федерации, Типовым положением и уставом учреждения.

Директор

- осуществляет текущее руководство деятельностью учреждения;

- планирует, организует и контролирует образовательную, учебно-методическую, творческую и хозяйственную деятельность.

Помимо образовательных и творческих функций на школы возложено обязательство ведения культурно-просветительской работы.

Обязательным для каждой школы теперь является и создание методического совета.

Прием детей в ДШИ осуществляться в рамках муниципального задания. Обращаем ваше внимание - правила приема согласовывает учредитель, но порядок отбора в каждом конкретном учебном заведении должен быть отражен в его уставе.

В учреждениях помимо комиссии по отбору детей, необходимо создать апелляционную комиссию, чтобы родители в случае спорных моментов имели возможность требовать пересмотра решения приемной комиссии.

Положения о вышеназванных комиссиях должны быть утверждены приказом директора учреждения.

Изменился срок обучения по новым ФГТ.

Всем известна такая ситуация: программное обучение в школах искусств ранее было рассчитано на 5-7 лет, а после введения 9 класса - девятого года обучения в общеобразовательных школах, в результате, до поступления в ССУЗ оставался 1-2 года, до поступления в ВУЗ 2-3 года.

Это время, в которое подростку негде было заниматься, часто становилось решающим в пользу выбора другой профессии.

Теперь картина несколько иная. По многим программам Федеральными государственными требованиями предусмотрено два срока реализации.

Например, по специальностям «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Хоровое пение», «Музыкальный фольклор» теперь основной срок обучения – 8 лет плюс один дополнительный год.

По специальностям «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество», «Искусство театра», «Хореографическое творчество» - два срока обучения: 5 лет плюс один дополнительный год или 8 лет плюс один.

Новые нормы позволяют обучать детей по индивидуальному плану. Возможны сокращенные сроки обучения для тех, кто быстрее справляется с программой.

Итоговая государственная аттестация выделена в отдельный нормативный акт.

Председателем комиссии должен быть специалист с соответствующим высшим профессиональным образованием. Им может стать и приглашенный специалист из среднего или высшего учебного заведения.

Критерии промежуточной аттестации устанавливает само образовательное учреждение. Возможно использование разных балловых систем, но итоговая аттестация должна быть оценена по пятибалльной системе. Все эти аспекты должны быть, также, отражены в уставах.

Ещё раз подчеркиваю, первый набор в соответствии с новыми федеральными требованиями мы произведём в 2013-2014 уч. году. Дети, поступившие в школу ранее, продолжают учиться по тем же программам, на которые был произведён набор.


Необходимо совершенствование образовательной деятельности, условиями которой должны быть:

- развитие системы вариативности образования,

- практико-деятельного подхода,

- развитие школы искусств как особой воспитательной среды,

- и один из главных моментов это - обеспечение непрерывности образования.
Раздел: сеть ДШИ, контингент
В настоящее время в России 58 отраслевых вузов, 275 ссузов, 5 тыс. 328 детских школ искусств.

На всероссийском совещании работников образования отрасли культуры, организованном Министерством культуры весной текущего года, была приведена статистика –

за последние 10 лет число детских школ искусств сократилась более чем на 600 учреждений, что составляет 9%. от общего количества.

Во Владимирской области за этот же период количество школ уменьшилось на 5 ед.

Следует отметить, что сокращение произошло:

- из-за слияния в 2010 году учебных заведений в Киржачском и Юрьев-Польском районах в одно юридическое лицо.

- Образовательные функции Центра хоровой музыки переданы специализированной детской музыкальной школе при музыкальном колледже, что не сказалось на сокращении контингента учащихся и педагогов.

- В тот же период открылась Детская художественная школа в г. Коврове.


Итоги 2011-12 учебного года в отраслевых образовательных учреждениях области демонстрируют стабильные результаты в обеспечении доступности и повышении качества образовательных услуг.

В отчетном году сеть образовательных учреждений сферы культуры и искусства региона сохранена. Ее представляют 51 детская школа искусств, 2 средних специальных учебных заведения и институт искусств и художественного образования Владимирского государственного университета

В соответствии с 83 – м федеральным законом в отчетном году всеми образовательными учреждениями области был изменен тип учреждения.

В результате подведомственные департаменту по культуре: музыкальный колледж, колледж культуры и искусства и учебно-методический центр по образованию в сфере культуры с 1 января 2012 года перешли в статус бюджетных учреждений.

Из 51 школы искусств, 50 – стали бюджетными учреждениями, ДШИ № 2 г. Владимира перешла в статус автономного учреждения.
Общее количество обучающихся в ДШИ области составляет 18 тыс.272 человека, что в сравнении с 2010-11-м учебным годом больше на 4 %.

Охват художественным образованием в регионе от числа детей от 7 до 15 лет достаточно высок и составляет 17 % (по данным ГИВЦ (государственного информационно-вычислительного центра при Минкультуры ) среднероссийский показатель 12%).

В последние три года стабильно высоким остается процент охвата детей художественным образованием в городах Владимир, Гусь-Хрустальный; Вязниковском, Гороховецком, Киржачском, Петушинском, Собинском, Суздальском, Юрьев-Польском муниципальных районах. Ниже среднеобластного показатель в Александровском и Гусь-Хрустальном районах.

Обращаю Ваше внимание, что в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» число детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам, к 2020-му году должно увеличиться в целом вместе с показателями учреждений спорта и общего образования до 70 % от общей численности детей.



В этой связи мы должны активизировать свою работу и предусмотреть плановое увеличение контингента учреждений дополнительного образования детей.
Раздел: Развитие специальностей

В нашем регионе 28 школ искусств, 18 – музыкальных школ, 4 – художественных и 1 - хореографическая школа. Из них городских 39 школ, а поселковых 12.

Практически во всех школах (за исключением узкоспециализированных) есть музыкальные отделения, в 37– ми школах художественные, в 23 – х хореографические и только в 8 – ми театральные. За последние 3 года в 12 школах региона открыто 25 лицензированных специальностей, из них в 2011-12 учебном году 5 единиц.

Анализ показывает, что несмотря на общее увеличение контингента (за последние два года на 743 человека), число учащихся по классическим специальностям сокращается.

Так, по классу фортепиано сокращение составило – 211 человек, по классу струнно-смычковых – 125 человек, по классу народных инструментов – 79 человек.

Крайне низкий показатель обучающихся на театральном отделении – их всего 134 человека.


К сожалению сокращение контингента по классическим специальностям - эта проблема общероссийского характера. Проведенный Минкультуры анализ показывает, что число детей обучающихся на классических специальностях (фортепиано, народные и струнные инструменты) только за последние 10 лет, уменьшилось на 110 тыс. человек.

Но, несмотря на это общее число детей, учащихся в школах не снижается. Как же это происходит?

Имеется наступательная тенденция открытия в школах искусств несуществующих (ни в каких нормативах) специальностей, что приводит к размыванию чистых классических направлений! Проблема отчасти связана с нехваткой профессиональных кадров и существенными затратами на материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Еще одной причиной является отсутствие обязательных требований комплектования учащихся по направлениям со стороны органов управления культуры муниципальных образований. Помимо этого, ситуация усложнилась, в результате исключения из структуры местной администрации органа управления культуры, и передачи полномочий учреждению культуры, у наших коллег существенно сузился круг управленческих возможностей.

В частности, отсутствие полномочий и влияния на формирование муниципального задания. Такие изменения в структуре администраций Муниципальных образований произошли: в Петушинском, Кольчугинском, Собинском, Муромском районах и г. Радужный.

Уменьшение контингента на обозначенных специальностях в школах ведет к сокращению числа поступающих на эти специальности в областные колледжи и государственный университет.

Как следствие, дефицит кадров испытывают не только школы искусств, но и средние специальные и высшие учебные заведения, а также профессиональные исполнительские коллективы.

Рекомендуем органам управления культуры муниципальных образований предусмотреть как один из показателей оценки деятельности образовательного учреждения – результаты по сохранению и увеличению контингента обучающихся.

В свете реформ образования продолжают развиваться различные модели взаимоотношений с общеобразовательными школами. Сотрудничество осуществляется в основном в части реализации образовательных программ по видам искусств.

Только за последние три года 20 школ искусств открыли классы на базе 47 общеобразовательных школ и детских садов, в которых занимаются, более полутора тысяч детей.

Следует отметить положительный опыт работы в этом направлении детских школ искусств г. Владимира, Коврова, Гусь-Хрустального, Гороховецкого, Собинского, Суздальского, Вязниковского муниципальных районов.

Как правило, на базе среднеобразовательных школ открываются классы по направлениям раннего эстетического развития, подготовительные классы к поступлению в ДШИ и другим общеразвивающим направлениям.

Затруднительно открыть классы по хореографии, фортепиано, театру, так как для этого требуется особое оснащение класса или инструментарий.

Но с другой стороны - в соответствии с введением новых федеральных образовательных стандартов, учащиеся начального звена должны находится в школе полный день, то есть попасть в детскую школу искусств они могут не ранее чем к 16 часам.

Возникает проблема распределения нагрузки в детских школах искусств, нехватки классов для занятий.

Не всегда и педагогам хочется заниматься на чужой территории. Коллеги, пока мы с вами раздумываем и рассуждаем - эту нишу начинают заполнять любители театра, хореографии и музыкального искусства открывая на базе СОШ кружки и детские объединения, иногда не имея профильного образования.

По данным статистики Департамента образования в 48 - ми школах г. Владимира 173 кружка и детских объединения художественного творчества, где занимается 3 тысячи 516 детей.


Раздел: Профильное образование
Более 16% от числа выпускников школ продолжают образование в учебных заведениях по ранее выбранной специальности.

Значительная нагрузка в обеспечении непрерывности образования ложится на средние и высшее учебные заведения осуществляющие подготовку специалистов творческих профессий на территории Владимирской области.

Подготовка кадров по программам среднего профессионального образования, ведётся во Владимирском областном колледже культуры и искусства и Владимирском областном музыкальном колледже. В двух образовательных учреждениях обучается 554 студента и работает 156 преподавателей.

После реорганизации ВГГУ и ВлГУ, высшее образование в регионе представлено учреждением федерального уровня Владимирским государственным университетом им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, на базе Института искусств и художественного образования, в котором обучается 632 студента и работает 97 преподавателей, реализуются профессионально-образовательные программы подготовки бакалавров и магистров по направлениям:

«Музыкальное искусство», «Хореографическое искусство», «Театральное искусство», «Реставрация», «Дизайн», педагогическое образование по профилю Изобразительное искусство, а также дополнительное образование в области эстрадного пения.

В этом учебном году впервые открыта заочная форма обучения по направлениям: «Педагогическое образование» профиль Театральное искусство и «Хореографическое искусство» профиль «Балетмейстер – репетитор».

С 2006 года ведется работа по подготовке бакалавров по направлению «Библиотечно-информационные ресурсы» (заочная форма обучения) на базе педагогического института и Владимирского областного колледжа культуры.

За этот период подготовлено 29 специалистов в области библиотечного дела - все работают в учреждениях культуры региона. В этом году Государственный университет предоставил 10 бюджетных мест (2010г. – 5 мест, 2011г. – 5 мест).

На сегодняшний день выпускники школ имеют все возможности продолжить образование, не уезжая в другой регион. Но, к сожалению не везде работа по профориентации учащихся имеет системный характер.

Анализ, проведённый Департаментом по культуре на предмет поступающих в колледж культуры и музыкальный колледж за период последних трёх лет показал.

Рекордсменом из всех территорий является г. Владимир - на обучение направлены 94 человека.

Серьёзный подход к вопросу в г. Коврове – 27 человек; Вязниковском районе – 21 человек; Собинском районе -17 человек, причём 11 из них это выпускники Ставровской школы, 12 человек из Кольчугинского района.

От 8 до 10 человек Александровский, Киржачский, Суздальский районы, г. Радужный.

От 1 до 3-х человек: Камешковский, Меленковский, Юрьев – Польский, Ковровский, Селивановский районы.

Не смотря на все проблемы и сложную экономическую ситуацию, считаю необходимым обратить внимание учредителей, директоров школ и среднего звена на целевую подготовку кадров для учреждений культуры.

Большая профориентационная работа ведется музыкальным колледжем и колледжем культуры.

Это организация концертной деятельности, конкурсов, постановка театрализованных представлений, проведение дней открытых дверей, выездных семинаров и подготовительных курсов для абитуриентов.

Не так давно появилась новая форма работы – это профильный лагерь «Театральная маска» для учащихся 9 – 11 классов.

Работа большая, но как показывает время, недостаточная. Отраслевыми колледжами выполнены цифры набора, но приходится констатировать факт – желающие учиться в очередь к нам не стоят.

Мы объявляем дополнительные наборы, закрываем цифры за счёт перераспределения.

Это говорит о том, что нужно плотнее работать со школами и творческими коллективами культурно – досуговых учреждений. Точечно наблюдать и растить каждого потенциального абитуриента. Серьёзнее изучать спрос на каждую специальность.

Как это сделать? 1) Нужна четко выстроенная система кураторской помощи, 2) выявление профессионально-ориентированных детей через конкурсную систему и их дальнейшее сопровождение,

3) расширение площадок педагогической практики, 4) организация совместных мероприятий, концертов, 5) обмен педагогическим опытом 6) и конечно мониторинг востребованности той или иной специальности на рынке труда.

Раздел: Кадровый потенциал

В современных условиях экономики эффективность деятельности и конкурентоспособность учреждений в большей степени зависит от уровня профессионализма кадров.

Их подготовки, деловых качеств, мобильности, готовности переучиваться, пополнять и совершенствовать профессиональные знания и умения.

По данным ГИВЦ в России имеется проблема нехватки творческих кадров.

В среднем по стране в каждой ДШИ – две вакантные ставки. Если умножить это на количество школ искусств по всей стране, получится нехватка более 10 тысяч  специалистов.

По данным на 1октября 2012 года в учреждениях дополнительного художественного образования Владимирской области работает одна тысяча 232 преподавателя, это на 30 человек меньше, чем в прошлом учебном году.

В целом по области 58 вакантных ставок, то есть примерно по 1,1 в каждой школе. В педагогических кадрах нуждается почти каждая территория Владимирской области.

Высшее образование имеют 726 человек или 59 % от общего числа педагогов, среднее–специальное - 506 человек или 41%.

Выше среднего по области показатели в Ковровском и Камешковском районах, г. Владимире, Гусь-Хрустальном, о. Муром.

В Детской художественной школе г. Коврова – 92% педагогов с высшем образованием, в школе искусств № 4 г. Владимира – 100%, в специализированной школе при музыкальном колледже – 94%, в ДШИ п. Сокол – 100%, в ДШИ п. Садовый Суздальского района – 70% преподавателей с высшим образованием.

Анализ кадрового обеспечения свидетельствует, что профессиональный уровень педагогических работников возрастает: высшую квалификационную категорию имеют 24,4%,

что больше на 4,7% по сравнению с прошедшим годом.



Тем не менее, при положительной динамике роста профессионального мастерства, приведенные показатели остаются недостаточно высокими.

Благополучная ситуация в отраслевых колледжах.

Из 156 преподавателей с высшим образованием - 143 человека (92%). 98 преподавателей или 63% имеют высшую квалификационную категорию, ученую степень имеют 6 человек.

В отчетном году повысили свою квалификацию 390 преподавателей и руководителей образовательных учреждений отрасли. Всего 31,6% от общего числа педагогов. В основном обучение велось в областном учебно-методическом центре и областных колледжах.

Федеральными государственными требованиями определено обязательное прохождение преподавателем повышения квалификации не реже чем один раз в пять лет. Директорами учреждений, как правило, эта норма соблюдается, и педагоги направляются на обучение.

Но, считаю нужным обратить внимание руководителей учреждений, что помимо выезда на курсы 1 раз в 5 лет педагогам необходимо поддерживать профессиональную связь с коллегами по жанру.

Двери колледжей и федерального вуза всегда открыты для желающих посетить уроки, и может что-то для себя почерпнуть.

Но давайте посмотрим, когда педагоги школ последний раз присутствовали на уроках и экзаменах среднего и высшего звена?

При очевидном повышении уровня профессиональной компетенции по-прежнему остается актуальной проблема привлечения молодых специалистов.

Несмотря на то, что количество молодых специалистов в школах незначительно увеличилось, тенденция старения педагогических кадров в регионе сохраняется.

Средний процент молодых кадров ДШИ составил 16,5%. Число преподавателей пенсионного возраста составляет 46 %, из них в возрасте от 60 и выше – 19%.

Большой процент педагогов в возрасте от 60 лет и выше в школе города Струнино (60%), посёлка Уршель (67%), музыкальной школы города Муром (47%). Аналогичная проблема, существует и в колледжах.

В ряде школ искусств региона ситуация складывается иным образом. Численность молодых специалистов выше среднего в школе искусств п. Бавлены – 60%, в школе искусств № 6 г. Владимира – 30%; в школе искусств № 4 г. Владимира – 43%; в школе города Костерево – 46%, музыкальная школа посёлка Боголюбово – 40%, в детской художественной школе г. Коврова и школе искусств г. Лакинск – 33%. Причем, как правило, это бывшие ученики этих школ.
Проблема кадрового потенциала существует и в директорском корпусе.

Необходимо признать, что руководитель нынешнего времени, кроме того, что он должен быть профессионалом в искусстве, в первую очередь он должен быть управленцем.

Учредителям и руководителям образовательных учреждений нужно учесть, что для пополнения кадрового состава необходим системный подход и создание благоприятных социально-экономических условий для молодых специалистов.

Мы давно говорим о необходимости создать как на уровне муниципальных образований, так и на уровне региона систему резерва руководящих кадров учреждений культуры, включив в нее на конкурсной основе ведущих специалистов учреждений, - для того, чтобы оказывать содействие в системном профессиональном росте данной категории специалистов.

Считаю целесообразным вынести этот вопрос на обсуждение на заседание ближайшего Координационного совета. Коллеги, ждем от Вас предложений по этому вопросу, ваше видение ситуации и пути решения.

Привлечение молодых кадров на работу в культуре Владимирской области, - является одной из актуальнейших проблем отрасли и одной из первоочередных задач в работе всех: руководителей и преподавателей учебных заведений, от школ до высшего звена, и руководителей органов управления культурой, как муниципального, так и областного уровней.


Конечно же, проблемы связанные с низким уровнем оплаты труда, отсутствием возможности предоставления жилья серьёзным образом влияют на закрепление выпускников, молодых специалистов в профессии.

Мы проанализировали практику предоставления жилья молодым специалистам, работающим в культуре за период 2010-2012 годов. На территории региона в муниципальных образованиях выделено 12 квартир из них 5 – в Ковровском районе.

В Гусь-Хрустальном районе в посёлке Уршель – есть благоустроенное жильё, но нет молодых специалистов.

29 декабря 2011 года Постановлением главы района утверждена муниципальная целевая Программа «Социально-экономическая поддержка студентов, обучающихся в государственных учреждениях высшего профессионального образования по очной форме обучения, поступивших по целевому направлению, проживающих на территории Гусь-Хрустального района на 2012-2016 годы». Общий объём финансирования Программы составляет 1776000 (один миллион семьсот семьдесят шесть тысяч) рублей. На обеспечение ежемесячных персональных стипендий в размере 2 –х тысяч рублей. За 5 лет планируется оказать материальную поддержку 25 студентам, которые по окончании ВУЗов должны будут заключить договор с конкретным работодателем учреждения бюджетной сферы и отработать в районе не менее 5 лет.

По поручению Губернатора Владимирской области в целях привлечения высококвалифицированных кадров для работы в государственных учреждениях, администрация Владимирской области разрабатывает Положение о порядке выплаты ежемесячной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений работникам государственных учреждений области. Постановление должно вступить в силу с января 2013 года.

Т.е. у руководителей учреждений появится возможность снять квартиру (с частичной оплатой) и пригласить на работу нужного специалиста.
Раздел: заработная плата
Постановлением Губернатора области от 30 августа 2012 № 975 «Об опережающей индексации с 1 октября 2012 года на 6 процентов оплаты труда работников областных государственных учреждений, обеспечиваемой за счет средств областного бюджета» пунктом 3. даны рекомендации органам местного самоуправления принять аналогичные меры по опережающей индексации с 1 октября 2012 года для работников муниципальных учреждений, обеспечиваемой за счет средств местных бюджетов.

В большинстве муниципалитетов нормативные акты по индексации заработной платы приняты.

Средняя заработная плата по области за 2011 год по учреждениям дополнительного образования выросла на 9,2% и составила 11,7 тысяч рублей.

По данным анкетирования, самый низкий уровень заработной платы в регионе отмечен в детской школе искусств № 4 города Владимира – 5 тыс. 340 рулей; менее 9 тысяч – в детских школах искусств г. Струнино, г. Камешково, п. Бавлены, г. Судогды. Самый высокий уровень – в ДМШ № 1 г. Коврова – 17 тысяч 541 рубль.

Раздел: информационное и техническое сопровождение

образовательного процесса

Для повышения качества образования необходимо создание системы информационного сопровождения образовательного процесса.

Обращаю Ваше внимание, что в Федеральный Закон «Об образовании» внесены дополнения в части компетенции и ответственности образовательного учреждения (ст. 32), в соответствии с которыми, образовательное учреждение обязано своевременно предоставлять информацию по основным направлениям деятельности через сеть Интернет. Для этого нужно иметь собственный интернет- сайт и сопровождать его работу.

В сравнении с прошлым годом, у нас наметилась положительная динамика по информатизации муниципальных учреждений дополнительного образования отрасли.

Интернет проведен в 50 –ти школах региона, отсутствует доступ к Интернет только в школе искусств п. Уршель.

По данным анкетирования из 51 школы 25 имеют свой сайт (в прошлом году этот показатель был 9 единиц), и 18 школ размещают информацию через сайты администраций.

По одному компьютеру имеют школы п. Балакирево, п. Уршель, и п. Радужный.

Провести интернет, создать сайт – это ещё не всё. С созданием сайта при школе руководитель сталкивается со следующей проблемой. Наличие постоянно обновляющегося сайта, то есть сайта с актуальной информацией предполагает работу с ним программиста. В школах единиц программиста (может быть, если только за малым исключением) просто нет.

Мы обращаемся к руководителям органов управления культуры муниципальных образований с убедительной просьбой помочь в решении данной проблемы.

Выходов возможно несколько:

-либо в обязанности специалиста отдела культуры будут вменены обязанности сопровождения сайтов школ,

-либо выделены дополнительные средства школам для оплаты данных услуг по договору

- или введение 0,5 ставки программиста в штат.

В целях повышения уровня компьютерной грамотности педагогов региона Областном колледжем культуры в рамках государственного задания будет реализована программа повышения квалификации педагогов школ искусств в области информационно-коммуникационных технологий. Начиная с 2013 года планируется ежегодное обучение не менее 30 специалистов. За счет направляющей стороны предусматриваются только командировочные расходы. О сроках проведения курсов информация будет доведена дополнительно.


По данным Минкультуры в среднем по центральному федеральному округу на 1 школу ежегодно выделяется 62 тыс. 800 рублей - на капитальный ремонт, 44 тыс. – на инструменты.

В нашем регионе, по данным статистического отчета за 2011-12 учебный год ассигнования на капитальный ремонт от учредителей всех территорий составили 2 млн. 265 тысяч, то есть в среднем по 44 тысячи на школу.

Требуют капитального ремонта помещения школы: № 4 г. Владимира, г. Лакинск, г. Меленки, Судогда, Суздаль, Струнино.

На приобретение музыкальных инструментов в среднем по области на одно учреждение из бюджетов муниципальных образований выделено – 10 тыс. рублей.

Показатель значительно ниже Российского, потребность в обновлении парка инструментов в школах остается существенной.

Из данных анкетирования, проведенного летом этого года по запросу Министерства культуры, в школы региона требуется 143 ед. – пианино, 32 – рояля, 76 – скрипок, 70 –флейт, и этот перечень можно продолжать и далее….

Во многих территориях доля выделенных средств далеко не достаточна для обеспечения нормального функционирования образовательного учреждения.

Это отрицательно сказывается на привлекательности наших образовательных учреждений, ведет к уменьшению контингента детских школ искусств и сокращению количества абитуриентов в ссузы и вуз. Подобная ситуация неуклонно ведет к дефициту квалифицированных кадров культуры и искусства.


Раздел: Конкурсное движение

В апреле 2012 года Президентом России утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, где определено, что приоритетом последующих лет должно стать полноценное формирование системы поиска и поддержки юных дарований.

Указом Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 8 мая 2012 года определено увеличение к 2018 году детей, привлекаемых к участию в творческих конкурсных мероприятиях до 8% от общего числа детей.

В области работает система государственной поддержки одаренных детей, развивается конкурсное движение.

Принята система трехгодичного планирования конкурсных мероприятий; разработано новое положение о конкурсе педагогического и исполнительского мастерства педагогических работников отрасли.

Анализ показывает, что лидерами в работе с одаренными детьми являются:

- школы искусств г. Александрова, г. Вязники, Гусь-Хрустальный, школы № 2, № 3, и № 6 города Владимира, школы г. Муром, школы г. Коврова, СДМШ при областном музыкальном колледже.

Вместе с тем, в отчетном году на областные конкурсы ни одного кандидата не выдвинули ДМШ п. Уршель, ДШИ г. Суздаля. Дети музыкальной школы г. Карабаново в течение 3-х лет не участвовали ни в одном конкурсе.

Приведу ещё несколько примеров.

В области при школах искусств действует 16 оркестров. На ежегодный областной конкурс «Серебряные трубы», проходящий на базе Ставровской детской музыкальной школы в отчетном году было направлено 10 коллективов это Ставрово, Ковров-1 и школа им. Иорданского г.Коврова, Юрьев-Польский, школа искусств п. Бавлены, п. Мстеры, ДШИ № 1 г. Муром; Вязниковская школа искусств, школы № 1 и № 5 г. Владимира.

Департаментом по культуре были выделены средства на проведение в рамках конкурса бесплатных мастер классов профессорско-педагогического состава ведущих ВУЗов Москвы для педагогов и руководителей школ области. Уникальная возможность получить дополнительные знания, не выезжая из региона. Количество участников составило 31 человек.

Посредством Областных конкурсов, проводимых по линии департамента по культуре, мы в первую очередь, стараемся создать единое образовательное пространство, где формируется единство профессиональных взглядов, что крайне необходимо для дальнейшего развития и роста специальностей и специалистов.

Уважаемые учредители и директора школ! Если мы заинтересованы в качестве оказываемой услуги в части дополнительного образования детей, давайте возьмём себе за правило - обязательное участие в областных конкурсах по своим направлениям.
В отчетном году профессиональная совместная работа педагогов и учащихся способствовала творческой активности юных талантов, и, как следствие 2 633 учащихся приняли участие в городских и областных конкурсах из них 1402 заняли призовые места.

В международных и всероссийских конкурсах приняли участие 1637 человек, из которых 805 были удостоены звания лауреатов и дипломантов.

Институт искусств и художественного образования Владимирского государственного университета

- Молодёжный струнный джазовый оркестр «Джаз - тринг» руководитель Лариса Николаевна Высоцкая:

I международный фестиваль китайского искусства (Диплом – золотая премия)

Международный музыкальный конкурс «Богемская рапсодия» г. Теплице Чешская республика


-Кафедра Дизайна и технической графики. Зав. кафедрой Михеева Елена Павловна

Международный конкурс упаковки «Золотой апельсин» г. Москва золотой и серебряный дипломы


-Кафедра изобразительного искусства и реставрации. Зав. кафедрой Семенов Владимир Николаевич

В рамках Российской недели искусств, состоялась 11 международная выставка – конкурс современного искусства в номинации авангардные скульптурные формы в категории Классической живописи номинация «Пейзаж»


-Камерный балет «Гестус» Художественный руководитель и балетмейстер Андрей Марченков

Победители II Международного конкурса – фестиваля исполнителей танца и хореографов – постановщиков г. Йошкар – Ола

Лауреаты и обладатели специального диплома за исполнительское мастерство XI Всероссийского фестиваля – конкурса молодёжных коллективов современного танца г. Екатеринбург
25 студентов и 3 коллектива Владимирского областного музыкального колледжа приняли участие в 9 Международных, 4 Всероссийских и межрегиональных конкурсах и фестивалях. 90% от числа участников стали лауреатами и дипломантами, трое удостоены высшей награды - Гран-При. Это: Голубева Дарья Международный конкурс исполнителей на духовых инструментах г.Вена (Австрия); Антонычев Алексей Международный конкурс-фестиваль «Золотые таланты содружества» г. Железногорск; Хор русской песни на 12-ом Международном хоровом фестивале «Звучит Москва».

Народный ансамбль танца «Росинка» Владимирского областного колледжа культуры и искусства (рук. Н.Н.Зуева, М.А.Зимокос) в марте 2012 года стал обладателем приза «Мечта» журнала «Балет» в г.Москве, и диплома Международного фестиваля народного творчества «Золотое кольцо».


Сегодня мы поздравляем с победой:

- на Международном конкурсе-фестивале детского и юношеского творчества «Невские созвездия» г.Санкт-Петербург детский образцовый фольклорный коллектив «Забавушки» ДШИ г.Вязники


- на Международном конкурсе детских и молодежных хоров «Поющая Омега-2012» г. Севастополь образцовый хор старших классов школы искусств № 3 г. Муром
- на Международном конкурсе «Фейерверк талантов» г.Вена и международном конкурсе «Планета талантов» г.Прага хор старших классов ДМШ №1 г.Владимир
- на VI Международном фестивале детского изобразительного искусства «Все краски мира» г.Москва художественное отделение ДШИ №3 г.Владимир
- на I Международном конкурсе юных пианистов памяти Ильи Арзуманова г.Москва, победителем стал учащийся музыкальной школы №1 города Коврова Васильев Егор
- Творческие коллективы Детской школы искусств им. Балакирева г. Гусь-Хрустальный стали:

- лауреатами 1 и 2 степени Международного фестиваля "Звезды Тавриды" (Украина);

-дипломантом 2 степени Всероссийского конкурса театральных коллективов "Волшебство театра" г.Сочи;

-лауреатом 1 степени Московского открытого конкурса инновационных проектов и технологий" Балакиревский проект".

- Образцовый коллектив, оркестр русских народных инструментов детской школы искусств № 2 им.С.С. Прокофьева - лауреат международного конкурса 1 степени "Каннские звезды". Руководитель и дирижер Заслуженный работник культуры Самойлова Галина Борисовна.

- 11-12 июня в г.Тамбове проходил Всероссийский фестиваль духовых оркестров им.В.И.Агапкина «Марш столетия», посвященный 100-летию марша «Прощание славянки», где честь Владимирской области достойно защищал творческий коллектив Детской школы искусств посёлка Бавлены. Оркестр получил звание лауреата фестиваля.



Решением коллегии департамента по культуре, состоявшейся 12 октября 2012 года, оркестр выдвинут на соискание областной премии в области литературы и искусства.

Премиями и стипендиями «Надежды Земли Владимирской» в отчетном году награждены: 12 учащихся школ из городов: Владимир, Ковров, Вязники, Муром, посёлка Красная Горбатка.


Благодарственными письмами администрации области за наиболее результативную работу с одаренными, талантливыми детьми и молодежью, за подготовку стипендиатов награждены преподаватели: Прохорчук Марина Вячеславовна, Жирнова Ольга Алексеевна, Егорова Ирина Николаевна, Сайгак Эллина Васильевна.
В соответствии с Постановлением Губернатора Владимирской области от 11 апреля 2012 года № 371 «О мерах по поддержке талантливой молодежи» по итогам 2011-2012 учебного года премиями награждены:

1. Блинова Анастасия – школа № 2 им. С.С. Прокофьева г. Владимир

2. Кузнецова Анна – Художественная школа г. Владимир

3. Полякова Анна - Детская школа искусств г. Лакинск

4. Анисимов Максим - Владимирский областной музыкальный колледж

5. Болгарева Анастасия - музыкальная школа №1 им.С.И.Танеева г.Владимир


На протяжении 20 лет администрация Владимирской области поддерживает участие одаренных детей региона в Летней творческой школе «Новые имена» в г. Суздале. Мы благодарим за высокий уровень участия в торжественных мероприятиях. Посвященных юбилейной дате ансамбль русской музыки «Владимирские рожечники» Областного Центра народного творчества (руководитель Александр Лебедев), духовой оркестр Ставровской детской музыкальной школы (руководитель Андрей Владимирович Кузнецов).
Государственными наградами Российской Федерации награждены:
- Мрежина Альбина Витальевна, преподаватель Детской музыкальной школы № 1 имени Епанчиной г. Мурома – присвоено звание Заслуженный работник

Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации награжден:

- Антонов Рудольф Кириллович – преподавателю Детской школы искусств города Гусь-Хрустальный


Благодарность Министра культуры Российской Федерации вручена:

Коротеевой Наталье Викторовна – преподавателю Ковровской детской музыкальной школа № 1.

8 преподавателей образовательных учреждений отрасли были награждены почетными грамотами и благодарностями администрации Владимирской области.

И это далеко не все достижения наших педагогов и творческих коллективов.

Мы по праву гордимся сложившимися традициями Владимирской исполнительской школы!

Период модернизации российского образования дает возможность реальных преобразований существующей системы.

Для дальнейшего развития системы художественного образования необходима консолидация сил Министерства культуры Российской Федерации, органов исполнительной власти, руководителей органов местного самоуправления, руководителей учреждений.

С 2013 года в федеральной целевой программе «Культура России» впервые предусмотрены ассигнования на оснащение музыкальными инструментами и сопутствующим оборудованием, пополнение фондов библиотек, создание компьютерных классов детских школ искусств России.

Финансовая поддержка возможна при условии программного софинансирования из региональных и местных бюджетов.

Департаментом по культуре в свою очередь были приняты меры по приведению областной нормативной правовой базы в соответствие с федеральной в части регулирования вопросов образования в сфере культуры (во исполнение федеральных законов № 160 и № 145).

Разработан и принят Закон Владимирской области «О внесении изменений в Закон Владимирской области «Об образовании» (постановление Законодательного Собрания области от 19.09.2012 № 255).

В частности, внесение изменений в пункт 37 части 1 статьи 6 предоставляет право администрации Владимирской области осуществлять государственную поддержку реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в муниципальных детских школах искусств с учетом финансовых возможностей областного бюджета и деятельности органов местного самоуправления по внедрению дополнительных предпрофессиональных программ по видам искусств в деятельность школ.


В соответствии с вышеуказанными изменениями в областной закон и в целях осуществления государственной политики в области образования и реализации поставленных Президентом Российской Федерации задач, обозначенных в Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы департамент по культуре планирует ходатайствовать перед администрацией области с инициативой разработки областной целевой программы «Выявление, развитие и поддержка одаренных детей в сфере культуры Владимирской области», которая могла бы способствовать решению части обозначенных задач.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница