Версия 20 января 2013



Скачать 411,78 Kb.
страница1/7
Дата20.04.2016
Размер411,78 Kb.
#21309
  1   2   3   4   5   6   7


Концепция развития российского математического образования

Ключевые идеи

Версия 20 января 2013

Оглавление


Версия 20 января 2013 1

Оглавление 1

Математика в современном мире и в России 3

Развитие системы образования 3

Цели математического образования и его перспективы 5

Проект системы математического образования 6

Педагог-математик 6

Непрерывное образование математических лидеров и их роль в системе образования 7

Общественная миссия математика-профессионала 8

Приложение в математическом образовании научного знания в области педагогики и психологии 8

Математика в общем образовании 9

Математика, как элемент общей культуры, функциональной грамотности и повседневного применения.


Математическое просвещение 10

Математика в среднем профессиональном и высшем образовании 11

Подготовка педагогов для дошкольного и начального образования 11

Подготовка учителей математики 11

Дополнительное профессиональное образования педагогов-математиков 13

Математический бакалавриат 13

Математическая магистратура 14

Математический компонент в нематематических направлениях подготовки 14

Аттестация кадров и аккредитация институтов 15

Управление содержанием математического образования 15

Мероприятия 16

Усиление кадрового потенциала 17

Укрепление и расширение институтов математического образования 18

Модернизация содержания и методов математического образования 18

Массовая и профессиональная информационная математическая среда 20

Риски и способы их снижения 20

Риск экстенсивного развития 20

Риск регресса и консервации 21

Риск отторжения значительной частью профессионального сообщества 21

Риск несоответствия квалификации преподавателя новым образовательным задачам 21

Риск нивелирования лучших общеобразовательных практик 22

Риск принятия решений о содержании образования, исходя из не ключевых мотивов 22

Риск невостребованности результатов образования 23

Риск некорректного использования индикаторов 23

Индикаторы результата 23

Механизмы и регламенты измерений 23




Математика в современном мире и в России


Способы логического рассуждения, планирования и коммуникации, моделирования реального мира, реализуемые и прививаемые математикой, являются необходимым элементом общей культуры с более чем трехтысячелетней историей.

Математика лежит в основе всех современных технологий и научных исследований, является необходимым компонентом экономики, построенной на знании. Создание элементов современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является, прежде всего, математической деятельностью.

Математическое знание, математическая компетентность пользовались большим уважением в России в последние столетия. Российская математика была сильнейшей в мире во второй половине XX в., в частности, вклад советской математики в оборонный паритет компенсировал отставание в компьютерной мощности. Математика, включающая прикладную математику и информатику, сможет обеспечить конкурентные преимущества экономики РФ в XXI веке (и имеет для этого, при должных вложениях, наибольшие шансы среди всех отраслей науки).

Математическая компетентность в разных формах должна быть повышена во всех категориях населения. Эту компетентность в обществе можно представить в виде пирамиды, в вершине которой находится небольшая группа профессионалов, включенных в создание ключевых элементов современной мировой математики, а в основании находится вся масса населения, для которой математическая грамотность является обязательным элементом культуры, социальной, личной и профессиональной компетентности. Слои этой пирамиды взаимно необходимы.



Математика может стать национальной идеей России XXI века и полем наиболее эффективных инвестиций. Математическое образование должно фактически явиться предметом государственной программы (возможно, интегрированной в другие госпрограммы).

Развитие системы образования


Ряд принципиальных вопросов, относящихся к развитию математического образования, не может быть решен внутри него и требует обращений к общей проблематике системы образования и развития России. Эти вопросы затронуты в концепции, точка зрения математического сообщества на них находит отражение в приложениях к концепции. К таким общим вопросам относятся, в частности:

  • Общественное осознание и реализация (в том числе – в образовании) приоритетов экономико-социального развития страны, в частности, необходимости научно-технологического, а не чисто «сырьевого» пути. Восстановление авторитета образованности и образования как ценности и блага.

  • Воспитание, в частности «воспитание математикой» (интеллектуальная честность, умение выразить свою точку зрения и готовность понять другого).

  • Индивидуальный подход к здоровью каждого, пересмотр норм и ограничений «для всех».

  • Переосмысление роли образования в обществе, сопровождаемое в частности, отказом от обедняющего, одностороннего термина «услуга» по отношению к образованию.

  • Отражение в образовательном укладе, образовательной мотивации и образовательной дисциплине современного состояния общества.

  • Прозрачность образовательного процесса, в частности, за счет современных информационных технологий, сокращение запросов от органов управления и отчетов перед ними

  • Честность, реалистичность (сокращение разрыва между тем, что формально предлагается учащемуся и «официально» считается, что он освоил, и реальностью)

  • Индивидуализация, в частности оценка и анализ не только «абсолютных» результатов, но и индивидуальных достижений

  • Доступность образования, в частности, обеспечение бесплатного (начиная с общественно-приоритетных направлений) дополнительного образования ребенка в том объеме, в котором он его хочет и может освоить, в том числе – с применением дистанционных образовательных технологий.

  • Обновление педагогических кадров в современных условиях, когда работа в сфере образования все еще не ощущается как престижная в общественном сознании, но привлекательна и для учителя и для преподавателя, ведущего обучение будущих и сегодняшних педагогов. Эта ситуация может приводить к закреплению в системе образования кадров снижающейся квалификации.

  • Обеспечение наилучших условий для работы талантливой молодежи на благо России в условиях участия страны в процессе глобализации. В частности, обеспечение материальной привлекательности преподавательской деятельности в ведущих университетах уже за счет базовой заработной платы.

  • Широкое распространение по всей стране деятельности в области культуры, науки и образования, сегодня зачастую сосредоточенной в малом количестве городов и субъектов Российской Федерации.

  • Государственная поддержка зарубежных соотечественников и иностранных граждан, обучающихся в вузах России, международных образовательных программ и мероприятий (олимпиад, конкурсов) на русском языке.

  • Использование мировых образовательных ресурсов и аттестационных процедур, в том числе – дистанционных курсов в сочетании с отечественным педагогическим потенциалом.

Решения, найденные в математическом образовании, могут получить распространение в других сферах.


Скачать 411,78 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница