Великий Новгород 2014 Содержание



Скачать 199.27 Kb.
Дата28.04.2016
Размер199.27 Kb.

Областное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Новгородский институт развития образования»

кафедра педагогики и психологии


УТВЕРЖДАЮ

Ректор ОАОУ «НИРО»



СОГЛАСОВАНО

Заведующая кафедрой педагогики и психологии



___________________ В.Н. Аверкин

«17» января 2014 год



___________________ Е.И. Крайнева

«17» января 2014 год



Дополнительная профессиональная программа


повышения квалификации

«Организация работы педагога - психолога

в образовательном учреждении»







Разработал

доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики

_____________ Е.И. Крайнева



Великий Новгород 2014

Содержание

  1. Общая структура дополнительной профессиональной программы повышения квалификации

Структура модулей программы

  1. Основные дидактические единицы

  2. Учебно-методические и контрольные материалы

  3. Перечень литературы


1. Общая структура программы

1.1 Область применения

Категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа повышения квалификации (далее «программа»): педагоги-психологи образовательных организаций
Сфера применения слушателями полученных профессиональных компетенций, умений и знаний: психологическое сопровождение детей и подростков
1.2 Характеристика подготовки по программе

Срок освоения программы – 72 часа трудоёмкости, в том числе 40 аудиторных часов

Режим обучения: 8 часов в день, 5 дней.

Формы обучения: очно-заочная 2 сессии с выполнением межсессионного задания.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практическая психология, интенсивно развивающаяся в последние годы, все шире внедряется в учебно-воспитательные учреждения всех типов. Социально-экономические изменения в обществе способствуют тому, что быстро меняется сама система образования: иными становятся ее запросы и потребности, меняется круг вопросов, которые приходится решать педагогам-психологам. Развитие и расширение поля деятельности практических психологов требует новых подходов не только к их профессиональной вузовской подготовке, но и к системе повышения квалификации. Поэтому одним из приоритетных направлений курсовой подготовки становится совершенствование профессиональной компетентности педагогов-психологов.


1.4 Цели и задачи курса

Целевая установка – повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов образовательных учреждений всех видов и типов.

Задачи обучения:

-формирование у слушателей четких представлений о целях, задачах и содержании своей профессиональной деятельности, функциональных обязанностях и границах своей профессиональной компетенции;

-укрепление в сознании слушателей научно обоснованных взаимосвязей теоретических и практических основ профессиональной деятельности;

-развитие способности видеть психологическую проблему и находить адекватные для ее разрешения способы профессиональной деятельности;

-расширение профессионального и личностного культурного поля.
1.5 Требования к результатам освоения программ

Слушатель, освоивший программу должен:

Обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

в своей работе использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения, эффективно применимые для психологического сопровождения детей.



Обучающиеся будут иметь представление о:

-практической психологии здоровья участников образовательного процесса;

-психологической поддержке детей с особыми образовательными потребностями (способных, талантливых, одаренных);

-процессе духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в условиях образовательного учреждения



Обучающийся получит опыт:

-моделирование содержания деятельности педагога-психолога в образовательной организации



Обучающиеся будут уметь:

-выделять профессиональные проблемы, анализировать и решать их;

-использовать современные знания педагогики, психологи в практике.

1.6. Планируемые результаты обучения.
В результате обучения по дополнительной профессиональной программе слушатель овладеет / усовершенствует следующие компетенции:

общекультурные компетенции

-способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, расширять и углублять своё научное мировоззрение;

-способностью и готовностью применять знания о современных методах исследования, оценивать результаты исследований; способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию;

-способностью демонстрировать знания фундаментальных и прикладных наук, осознавать основные проблемы предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора;

-способностью ориентироваться в постановке практических задач и определять, каким образом следует искать средства их решения;

- готовностью к использованию различных форм презентации результатов практической деятельности;



в области диагностико-консультативной и профилактической деятельности

-готовностью к осуществлению комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития детей, прогнозирования ходя дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения;

-способностью проектирования, апробации и внедрения психолого-педагогических технологий выявления отклонений в развитии;

-способностью осуществлять консультирование лиц с проблемами в развитии, членов их семей, родственников и заинтересованных взрослых;



в области организационно-управленческой деятельности:

-способностью организовывать педагогический процесс инклюзивных и специальных (коррекционных) образовательных организациях (классах);

-готовностью к использованию различных способов и средств оценки качества образования, готовностью к комплексному моделированию разнообразных форм промежуточного и итогового контроля;

-готовностью к проектированию и реализации адаптированных программ в учебной и вне учебной деятельности детей с ОВЗ.


1.7. Сфера применения слушателями полученных / усовершенствованных компетенций (профессиональных компетенций)

Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, психологическое сопровождение старшеклассников при подготовке и сдаче ЕГЭ, сопровождение одаренного ребенка, организация эффективного взаимодействия с родителями.


1.8. Календарный учебный график


График обучения


Форма обучения

Аудиторных часов в день

Дней в неделю

Общая продолжительность

программы

С отрывом от работы (очная)

8 часов

5 дней

40 часов

Без отрыва от работы (заочная)

-

-

32 часа


1.9. Документ, выдаваемый после завершения обучения удостоверение о повышении квалификации установленного образца на 72 часа.
1.10. Организационно-педагогические условия

-представлен пакет дидактических материалов, включающий мультимедийные презентации;

-разработаны методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации (раздаточные материалы);

-используются информационно-коммуникативные технологии;

-разработана рубежная и итоговая диагностика.
1.11 Материально-техническое обеспечение программы.

Аудитории, используемые для проведения курсов повышения квалификации, соответствуют требованиям санитарно-гигиенических правил и нормативов (просторные, чистые, светлые, проветриваемые помещения, с возможностью затемнения оконных просветов при просмотре слушателями презентационных материалов).



В аудиториях предусмотрено необходимое количество мест для слушателей, мультимедийное оборудование, звукоусиливающая аппаратура, выход в Интернет, кафедра для лектора.
Основные разделы программы. Учебный план.


Темы разделов

Кол-во часов

всего

аудиторно

самостоят

1.Общие вопросы организации психологического сопровождения учащихся, воспитанников образовательных учреждений

15

8

7

2. Психологическое сопровождение способных и одаренных учащихся

14

8

6

3. Психологическое сопровождение учащихся с проблемами в развитии

10

4

6

4.Содержание, формы и методы работы педагога-психолога с проблемами профессионального выгорания педагогов

22

16

6

5.Работа педагога-психолога с семьей

11

4

7

ИТОГО

72

40

32


Учебно-тематический план.




п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе

Формы

контр.

Лекции

Дел.

игры

Семин.

практ.

1.

Общие вопросы организации психологического сопровождения учащихся, воспитанников образовательных учреждений

8

2

4

2

Тестирование

1.1

Нормативно-правовая документация в работе педагога-психолога

2

2










1.2

Новые задачи и новые компетентности профессиональной деятельности педагога-психолога

2




2







1.3

Модернизация системы образования: новые подходы к аттестации педагогов-психологов

4




2

2




2.

Психологическое сопровождение способных и одаренных учащихся

8

4




4

Вопросы

2.1

Личностно ориентированный подход к развитию и поддержке одаренности

4

4










2.2

Социально-психологический портрет одаренного ребенка и методика его составления

4







4




3.

Психологическое сопровождение учащихся с проблемами в развитии

4










Вопросы

3.1

Инклюзивное образование: современный контекст

2

2










3.2

Развитие способностей к социализации у детей с ОВЗ: диагностика, коррекция, развитие

2







2




4.

Содержание, формы и методы работы педагога-психолога с проблемами профессионального выгорания педагогов

16

2




14

Вопросы

4.1

Технологии сопровождения субъектов образовательного процесса

2

2










4.2

Супервизия как метод сопровождения персонала

2







2




4.3

Кейс-стади как метод решения профессиональных задач

4







4




4.4

Методы профилактики и коррекции профессионального стресса

2







8




5.

Работа педагога-психолога с семьей

4

2




2

Защита выпускной работы

5.1

Работа с родителями: формы организации взаимодействия




2










5.2

Работа с родителями: мониторинг результатов взаимодействия










2





Содержание программы модуля. Контрольные материалы

Раздел 1. Общие вопросы организации психологического сопровождения учащихся, воспитанников образовательных учреждений.

Тема 1.1. Нормативно-правовая документация в работе педагога-психолога. Нормативные документы международного, Российского, областного уровней. Мониторинг деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении.

Тема 1.2. Новые задачи и новые компетентности профессиональной деятельности педагога-психолога: оценка эффективности работы педагога-психолога, эффективность профессиональной деятельности. Новые сферы деятельности педагога-психолога при введении ФГОС.

Тема 1.3. Модернизация системы образования: новые подходы к аттестации педагогов-психологов. Аттестация педагога-психолога.



1. В соответствии с законом «Об образовании» функция воспитания возлагается на:

(выбрать правильный ответ)

  1. семью;

  2. персонал образовательного учреждения;

  3. администрацию образовательного учреждения;

  4. педагогический персонал образовательного учреждения, родителей (их законных представителей).

2. Нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению), это:

(выбрать правильный ответ)

  1. базисный учебный план;

  2. государственный образовательный стандарт;

  3. учебная программа;

  4. Закон об образовании.

3. При комплексной оценке состояния здоровья используются следующие показатели (исключите лишний вариант ответа):

  1. Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний.

  2. Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности;

  3. Развитие мускулатуры, состояние и окраска кожных покровов.

  4. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.

4. Укажите направление деятельности, которое обозначено как приоритетное в образовательной инициативе «Наша новая школа»:

(выбрать правильный ответ)

1. Переход на нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений;

2. организация системы поиска и поддержки талантливых детей;

3. введение новой системы оплаты труда;

4. расширение общественного участия в управлении образованием

5. Нормативно-правовой документ, который в обязательном порядке должен содержать положения о правах и обязанностях педагога – это:

(выбрать правильный ответ)


  1. правила внутреннего трудового распорядка;

  2. устав учреждения;

  3. типовое положение учреждения;

  4. должностная инструкция.

6. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 года №2075, зарегистрированный в Минюсте России 4 февраля 2011 г «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработанной платы) педагогических работников» недельная нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет

1) 36 часов в неделю

2) 18 часов в неделю

3) 24 часа в неделю

4) у педагога-психолога ненормированная рабочая неделя

7. К основным направлениям деятельности психолого-медико-педагогической комиссии не относятся:

1) Проведение комплексного психолого-медико-педагоги­ческого обследования (далее - обследование) детей в воз­расте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления не­достатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей

2) Подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помо­щи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомен­даций;

3) Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;

4) Организация и проведение мероприятий по развитию творческого потенциала одаренного ребенка по результатам обследования

8. Цветовой тест М. Люшера позволяет измерить:

1) степень толерантности;

2) психофизическое состояние, стрессоустойчивость;

3) интеллектуальные способности;

4) воображение

9. Диагностические карты обучающихся хранятся в:

1) свободном доступе в кабинете педагога-психолога

2) сейфе, находящимся в кабинете педагога-психолога

3) недоступном для посторонних месте в кабинете директора

4) недоступном для посторонних месте в кабинете педагога-психолога

10. Выделите уровни психопрофилактической работы педагога-психолога (исключите лишний вариант ответа):

1) первичная профилактика

2) вторичная профилактика

3) третичная профилактика

4) четвертичная профилактика

11. По Л.И. Божович, кризис семи лет характеризуется как:

1) рождение социального «Я»

2) обобщение переживаний

3) утрата детской непосредственности

4) появление смысловой ориентировки поступка

12. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте, согласно теории Д.Б. Эльконина, становится

1) профессиональная деятельность

2) интимно-личностное общение

3) сюжетно-ролевая игра

4) учебная деятельность

13. Механизм общения, проявляющийся в целенаправленном неаргументированном воздействии одного человека на другого

1) заражение

2) внушение

3) убеждение

4) подражание

14. Первым этапом формирования умственных действий в теории П.Я. Гальперина является

1) ориентировочный

2) практический

3) материальный

4) внешнеречевой

15. К неэффективному поощрению относится:

1) поощрение учителем достижения определенных результатов

2) сравнение достижений учащегося с успехами других

3) способствование проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежняя уже выполнена

4) сравнение учителем прошлых и настоящих достижений учащихся

16. Из предложенных групп форм, методов и приёмов обучения выберите ту группу, которая позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке:

1. рассказ, фронтальная работа, иллюстративно-объяснительный метод;

2. эвристическая беседа, «мозговой штурм», решение проблемных ситуаций, работа в группах и парах, организация исследовательской деятельности;

3. объяснение учителя, беседа, действия по образцу.



17. Признаком педагогической технологии, отличающим ее от методики обучения, является:

1. наличие этапов, каждый из которых имеет свою задачу;

2. системность;

3.обеспечение гарантированного результата;

4. обеспечение комфортного микроклимата в процессе применения;

18. Сущность личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на:

(выбрать правильный ответ)

1. развитие личности в соответствии с природными способностями;

2. государственные стандарты образования;

3. развитие знаний, умений и навыков школьника;

4. государственный образовательный заказ.

19. В системе развивающего обучения (по Эльконину-Давыдову) особое внимание уделяется развитию у ребенка:

(выбрать правильный ответ)

1. навыков общения;

2. теоретического мышления и творческих способностей;

3. знаний, умений и навыков;

4. базовых компетенций.

20. Стремление быть, казаться и считаться взрослым у подростков – это:

(выбрать правильный ответ)

1. личностная нестабильность;

2. проявление роста физического «Я»;

3. неадекватная самооценка;

4. возрастная особенность.

21. Обязательной предпосылкой индивидуализации обучения является:

1. особая подготовка педагога к этому виду деятельности;

2. создание материально - технических условий, необходимых для этой работы;

3. изучение психологических особенностей школьников;

4. составление особых (отличных от государственных) программ обучения.

22. Укажите возраст, в котором учебная деятельность является ведущей:


  1. младший школьный возраст;

  2. дошкольный возраст;

  3. средний школьный возраст (подростковый);

  4. старший школьный возраст (юношеский).

23. При установлении контактов с родителями воспитанников педагог должен:

(исключите лишний вариант ответа)

  1. осуществлять деятельность и проводить мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей;

  2. проявлять доверие к воспитательным воздействиям родителей;

  3. вовремя предъявлять родителям претензии;

в общении с родителями соблюдать педагогический такт, избегать неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

24. Укажите метод исследования, не являющийся опросным социологическим методом:

  1. анкетирование;

  2. эксперимент;

  3. социометрический опрос;

  4. социологическое тестирование.

25. К экономическим методам управления, применяемым на уровне образовательного учреждения, не относится:

(выбрать правильный ответ)

  1. налоговая система страны;

  2. система заработной платы и других форм материального поощрения работников;

  3. система ответственности с соответствующим применением вознаграждения и санкций за качество и эффективность работы;

  4. система стимулирования инновационной деятельности, направленной на повышение эффективности и качества деятельности учреждения.

26. Укажите наиболее полный перечень основных элементов персонального компьютера

  1. процессор, оперативная память, устройства ввода-вывода

  2. процессор, монитор

  3. винчестер, монитор, принтер

  4. процессор, мышь, монитор, сканер

27. Текст, набранный в текстовом редакторе, хранится в виде

  1. каталога

  2. файла

  3. ярлыка

  4. страницы

28. Выберите списки офисных приложений

(несколько вариантов ответов)



  1. Windows, Linux

  2. Word, Excel, PowerPoint

  3. Writer, Calc, Draw, Impress

  4. Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDraw

29. К сервисам сети Интернет не относятся

  1. Электронная почта e-mail

  2. Стандартные приложения Microsoft Windows

  3. Передача файлов FTP

  4. Телеконференции Usenet

30. Выберите из списка адрес Федерального портала «Российское образование»

  1. http://window.edu.ru/

  2. http://www.rusedu.ru/

  3. http://www.school.edu.ru/

  4. http://www.edu.ru/


Раздел 2. Психологическое сопровождение способных и одаренных учащихся.

Тема 2.1. Личностно ориентированный подход к развитию и поддержке одаренности.

Тема 2.2. Социально-психологический портрет одаренного ребенка и методика его составления.
Раздел 3. Психологическое сопровождение учащихся с проблемами в развитии

Тема 3.1. Инклюзивное образование: современный контекст.

Тема 3.2. Развитие способностей к социализации у детей с ОВЗ: диагностика, коррекция, развитие.
Раздел 4. Содержание, формы и методы работы педагога-психолога с проблемами профессионального выгорания педагогов

Тема 4.1. Технологии сопровождения субъектов образовательного процесса.

Тема 4.2. Супервизия как метод сопровождения персонала.

Тема 4.3. Кейс-стади как метод решения профессиональных задач.

Тема 4.4. Методы профилактики и коррекции профессионального стресса.
Раздел 5. Работа педагога-психолога с семьей.

Тема 5.1. Работа с родителями: формы организации взаимодействия.

Тема 5.2. Работа с родителями: мониторинг результатов взаимодействия

Выпускная работа

«Психологическое сопровождение образовательного процесса: ________________________________ »
Содержание работы

1.Теоретическое обоснование:

-обзор актуальных проблем;

-кратко характеризуются основные идеи (с постановкой цели);

-описываются достижения в профессиональной деятельности педагога-психолога;

-определяются проблемы и ставится задача развития профессиональной деятельности педагога-психолога.

2. Представление системы занятий (на основе теоретического обоснования)

-описывается система занятий

-план-конспект занятия

Литература

1. Дубровина И. В., Психологическая служба образования: организация и управление // Вестник практической психологии образования, январь-март 2007. – № 1 (10).

2. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня – 2005. – № 11.

3. Исаева Н. И. Профессиональная культура психолога образования. – М.; Белгород, 2002.

4. Коновалова И. В. О некоторых принципах организации управления психологической службой // Вестник практической психологии образования, 2006. – № 2.

5. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии// Педагогическая психология: интеграция теории и практики. – Ставрополь, 2007.

6. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.; СПб., 2007.

7. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Руководство практического психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 2003, 2007.

8. Психологические центры. Организация. Содержание деятельности, документация / Под ред. С. Б. Малыха. – М., 2007.

9. Семикин В. В. Психологическая культура в образовании. – СПб., 2002.



10. Хребина С. В. Организационная психология образования:

11. Я работаю психологом… / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1995.
Каталог: sites -> default -> files -> public -> kursi
public -> Туризм как фактор развития отсталых и депрессивных территорий в мировой практике
kursi -> Программа курсов повышения квалификации педагогических работников «Преподавание изобразительного искусства, мировой художественной культуры (искусства), эстетики в условиях реализации фгос»
public -> Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования предпосылок ууд у дошкольников Федорова Ольга Николаевна, воспитатель мадоу «Детский сад №82
public -> Использованние коммуникатиного подхода в обучении французскому языку
public -> Диссоциативное расстройство личности. Путь становления и укрепления нозологии в мире медицины
kursi -> Программа курсов повышения квалификации педагогических работников «Современные образовательные технологии как одно из условий реализации фгос по русскому языку и литературе»
kursi -> О. А. Кончина >ст преподаватель кафедры педагогики и психологии оаоу
kursi -> Программа курсов повышения квалификации педагогических работников «Преподавание музыки и музыкально-эстетических дисциплин в условиях реализации фгос по искусству»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница