Ваш ребенок не хочет ходить в школу



Скачать 36,66 Kb.
Дата27.05.2016
Размер36,66 Kb.
#52895
ВАШ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ХОДИТЬ В ШКОЛУ...

(педагог-психолог Карловская Г.А.)


В последнее время все большее количество родителей обращается к психологу с запросом: Мой ребенок не хочет ходить в школу. Что делать?

В этой статье мы попробуем разобраться, что же стоит за этим: каковы причины того, что ребенок не хочет ходить в школу. Хочу отметить, что речь идет, именно о не желание ходить в школу, а о не желании учиться.

На каждом возрастном этапе человек, проходя, его решает определенные задачи. И очень часто трудности, связанные с личностным ростом, отражаются в поведении ребенка. Одним из симптомов дезадаптации становится нежелание ходить в школу, выраженное в пропусках занятий. Итак, я опишу, какие задачи должен решить ребенок, находясь на определенном возрастном этапе.

Возраст 7-9 лет, этот период условно можно назвать «Часть коллектива». В это время для ребенка важно почувствовать себя частью коллектива. Ответить для себя на такие вопросы, как: Что нужно делать, чтобы меня приняли? Кто устанавливает правила? А правила такие же, как и дома? Нужно ли принимать во внимание других? То есть, если ребенок не чувствует себя принятым именно в коллективе, у него не получается наладить отношения в классе, то он может заявить, что не хочет идти в школу.

Возраст 9-11 лет, этот период называют «Ответственный момент». Для ребенка становится важным желание победить и почувствовать себя успешным. Он хочет показать, что ему все под силу, что у него многое хорошо получается. Он хочет чувствовать восхищение других детей. И при этом решить вопрос: действительно ли необходимо быть лучше всех? Поэтому, если в этот период ребенок говорит о том, что не хочет идти в школу, то, скорее всего он чувствует себя неуспешным как в учебе, так и в отношениях с другими.

Возраст 9-12 лет – называется этот период «Похвали меня». В это время ребенок часто чувствует замешательство, он не знает, как быть, что делать. Он замечает, что вокруг все изменяется, он изменяется, а правильно ли он изменяется, он не знает. Важным становится вопрос: Что обо мне подумают другие? И поэтому он хочет снова опять быть маленьким, чтобы им были довольны. Таким образом, он может получить поддержку взрослых. И если в этот момент ребенок говорит, что не хочет ходить в школу, то, возможно, он потерял поддержку родителей и хочет ее вернуть. Ему важно, как и маленькому малышу, слышать слова похвалы.

Возраст 10-14 лет – «Не странный ли я?». Это время изменений и поиска равновесия. Ребенок как бы не узнает свое тело, у него появляется ощущение, что он «не того размера и не того вида». Страшно показаться на людях, ведь вокруг обзываются. Что делать, чтобы понравиться? И вообще - кто я? Как почувствовать комфорт в теле, мое ли оно и хорошее ли оно? – такие вопросы звучат в душе ребенка. Соответственно, если в этот период ребенок сталкивается с агрессией окружающих (в том числе обзывание), не умеет ей противостоять, то это может стать мотивом не ходить в школу.

Возраст 12-15 лет – этот период революции. Теперь ребенок считает, что его чувства самые сильные, самые важные. Он хочет быть завоевателем. Его девиз: возьму, что хочу, а хочу все и сразу. Старые ценности – на свалку. Я все изменю, отвергну все, что было в прошлом. Хочу быть большим! И кончено, все это чаще всего вызывает столкновения в школе с взрослыми, поэтому появляется новый мотив не ходить в школу.

Возраст 13-16 лет. Называется это время «Космическое одиночество». Ребенок чувствует себя оторванным от других, друзья заняты игрой своих ролей, у взрослых свои проблемы.

Он одинок и ему кажется, что одному ему придется жить и умереть. С одной стороны, он нуждается в близости, с другой - не принимает ее. Если в этот момент ребенок говорит, что не хочет ходить в школу, то, возможно, там он чувствует себя еще более одиноким, у него не складываются отношения, не те, детские, когда ему хотелось быть просто принятым, а другие - нет «родственной» души рядом.

Возраст 14-17 лет называется «Провокация». Это период кризиса системы ценностей. Страх и неуверенность не дают сидеть ребенку - уже подростку - на месте. Его вопросы: Имеет ли вообще что-либо значение? Можно ли прибегнуть к насилию? Он бросает вызов, буянит и провоцирует, проверяет границы опасного и дозволенного. И опять это приводит к конфликтам в школе, где ему все запрещают. А как справиться со своей растущей агрессией, он не знает. И иногда даже, чтобы избежать подобного, ребенок перестает ходить в школу. Он боится, что не справится с собой и последствия могут быть ужасны.

Возраст 14-19 лет –«Сильный в коллективе». Самое главное теперь - это коллектив, его мнение – самое ценное. С друзьями я чувствую себя целостной личностью, я со всем справлюсь, когда они есть. Девиз: «Мы приходим, мы уходим, мы живем здесь, живем сегодня!» Если к этому моменту времени отношения в классе так и не сложились, то ребенок не хочет ходить в школе. Если он оказался в ситуации «один против всех, все против одного», то, кончено, он скорее не пойдет в школу.

Возраст 16-19 лет называется « Требую, чтобы меня ценили». В это время довольно редко возникают трудности с посещением школы. И, тем не менее, это период самостоятельности, принятия своих решений, планирования будущего. Ребенок чувствует себя равноценным со взрослым, и он хочет жить своей жизнью. Если взрослые, учителя не принимают его таким, он может отказаться ходить в школу.

Границы описанных периодов очерчены приблизительно, и многие, как это заметно, совмещаются. При этом если ребенку не удается решить какую-либо задачу, связанную с его возрастом, то, скорее всего он столкнется с ней на другом жизненном этапе.



Для нас, взрослых, остается важным быть внимательным к тому, как живет ребенок, что он чувствует, что происходит в его жизни, поверить, что есть причина, по которой он не хочет ходить в школу, и, по возможности, помочь ему справиться с ситуацией.

( статья написана с использованием материалов Тарья Сандберг)
Каталог: downloads -> cpmss-spb.ru -> docs
downloads -> Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
downloads -> Публичный доклад государственная организация образования
downloads -> В. К. Шабельников Предыстория и теоретический базис исследований
docs -> Влияние семейных отношений на духовно-нравственное воспитание и на развитие личности подростка
docs -> Сказка должна быть не только интересной и поучительной, ее важно правильно подобрать и рассказать. Рекомендации по подбору сказки: Сказка должна «соответствовать»

Скачать 36,66 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница