Вариант 6
-
Организация производства технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей
-
Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей в отрыве от производственной базе
Эффективность использования автомобилей, работающей в отрыве от постоянных баз, определяется ее работоспособностью.
Наибольшей эффективности использования автомобилей можно достичь только при системном подходе к обеспечению работоспособности машин в эксплуатации.
Система должна быть сбалансирована с учетом режимов эксплуатации машин, климатических условий, организационных форм и технологических методов технического обслуживания и ремонта.
При исследовании различных систем организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в первую очередь представляет интерес достижение оптимального использования машинного парка по времени при минимальных затратах и максимальном уровне работоспособности машин в эксплуатации.
Система технического обслуживания и ремонта — это комплекс взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ по технического обслуживания и ремонта изделий для заданных условий эксплуатации с целью обеспечения показателей качества, предусмотренных в нормативной документации.
Таким образом, под системой технического обслуживания и ремонта автомобилей понимается совокупность элементов, методов и средств, необходимых для поддержания работоспособности и восстановления качества машин и их составных частей в эксплуатации.
Определенную совокупность связанных между собой соответствующим образом элементов можно называть организационной формой проведения обслуживания или ремонта, которая должна обеспечивать:
-
бесперебойную работу машин в три смены;
-
максимальное использование сменного времени для производительной работы машин;
-
возможность выполнения технических воздействий без участия машинистов и водителей;
-
стабильный уровень работоспособности машин; возможность применения высокопроизводительного оборудования;
-
высокую культуру труда водителей, машинистов, рабочих, выполняющих технического обслуживания и ремонта.
Несмотря на то, что система повсеместно имеет одни и те же требования к организации технического обслуживания и ремонта, организационные формы выполнения мероприятий в отраслях народного хозяйства различны.
В качестве наиболее важных элементов систем организации технического обслуживания и ремонта, определяющих их эффективность, можно выделить: место выполнения технических воздействий; время выполнения технических воздействий; исполнители технических воздействий и их подчиненность; средства выполнения технических воздействий; периодичность проведения воздействий, количество циклов обслуживания;
система морального и материального стимулирования исполнителей технических воздействий;
методы организации технологических процессов технического обслуживания и ремонта машин; методы ремонта машин.
Организация технологических процессов технического обслуживания и ремонта автомобилей, работающей в отрыве от постоянных баз, определяется количеством рабочих постов и рабочих мест, необходимых для выполнения производственной программы, технологическими особенностями каждого вида воздействия, возможностью распределения общего объема работ по постам в соответствии с их специализацией и механизацией.
В зависимости от числа постов, между которыми распределяется комплекс работ данного вида воздействия, используются два метода организации технологического процесса: на универсальных или на специализированных постах.
Техническое обслуживание на универсальных постах характеризуется выполнением всех работ данного вида воздействия на одном посту группой исполнителей, состоящей из рабочих различных специальностей или рабочих-универсалов (кроме уборочно-моечных работ).
Метод технического обслуживания на специализированных постах состоит в расчленении объема работ данного вида воздействия и распределении его по нескольким постам (исполнителям).
Посты и рабочие специализируются с учетом однородности работ или рациональной их совместимости. Этот метод организации технологического процесса может быть поточным и операционно-постовым.
Ремонт автомобилей может производиться одним из двух методов: агрегатно-узловым или индивидуальным.
При агрегатно-узловом методе, ремонт производится заменой неисправных агрегатов и узлов исправными (ранее отремонтированными) или новыми. Этот метод предусматривает замену на местах работы машин тех агрегатов и узлов которые требуют ремонта по фактическому состоянию. Для этого необходимо создание оборотного фонда агрегатов и узлов, поддержание неснижаемого уровня их запаса на постоянной базе.
Сочетание агрегатно-узлового метода с возможностью определения фактического состояния агрегатов и узлов с помощью диагностики позволяет полностью использовать ресурсы агрегатов и узлов, сократить время простоя в ремонте и повысить эффективность использования машин.
Успешное использование агрегатно-узлового метода определяется следующими факторами: конструкторско-технологическими особенностями машин; блочностью конструкций и возможностью легкого снятия агрегатов и узлов; взаимозаменяемостью агрегатов, узлов и деталей однотипных машин; возможностью снятия узла или агрегата и установки его на машину без предварительной разборки; количеством однотипных машин.
К основным достоинствам агрегатного метода можно отнести: резкое сокращение простоев в ремонтах и уменьшение объемов работ, проводимых на местах эксплуатации машин;
повышение качества ремонта машин за счет разделения де- монтажно-монтажных работ от работ по восстановлению; значительное упрощение ремонта машин; улучшение работоспособности узлов и агрегатов; увеличение пробега полнокомплектной машины до капитального ремонта;
улучшение технико-экономических показателей использования машин;
снижение трудоемкости и повышение качества ремонта благодаря специализации и комплексной механизации ремонта;
более ритмичную работу ремонтных заводов, снижение неравномерности поступления ремонтного фонда.
Разновидностью агрегатно-узлового метода является ремонт машин методом плановой замены ремонтных комплектов (ПЗРК). Этот метод предусматривает расчленение машины на ремонтные единицы (комплекты).
Расчленение производится на основании статистических данных о сроках службы отдельных деталей в каждом узле или агрегате машины.
Ремонтный комплект представляет собой комплекс агрегатов, узлов и деталей, связанных между собой конструктивно и технологически и обладающих приблизительно одинаковой износостойкостью. Срок службы (работы) комплекта до замены определяется ресурсом наименее износостойкой детали (узла, агрегата). Ремонт комплектов (за исключением очень простых) должен производиться централизованно на ремонтных заводах, или автозаводах, а их замена на машине — в эксплуатационных условиях, при этом должно учитываться удобство транспортировки комплектов.
Создание метода ПЗРК вызвано следующими причинами:
-
конструкция машин в некоторых случаях не позволяет расчленить их на агрегаты;
-
в некоторых случаях одна и та же базовая деталь принадлежит
-
нескольким агрегатам;
-
плохой доступ для снятия или постановки отдельных узлов и агрегатов, а, следовательно, большая трудоемкость разборочно- сборочных работ;
-
небольшой простой машины при замене комплекта агрегатов по сравнению с суммарным временем, затрачиваемым на замену отдельных агрегатов и узлов; большая надежность ремонта.
При организации ремонта машин методом ПЗРК, так же, как и при агрегатно-узловом методе, необходимо создание оборотного фонда ремонтных комплектов. Для образования оборотного фонда используются новые или отремонтированные агрегаты, узлы и детали.
Применение метода ПЗРК, как показала практика, позволяет уменьшить простои машин в ремонте в 3 — 5 раз при сокращении расхода запасных частей в 1,5—1,6 раза. К недостаткам метода ПЗРК относятся:
недоиспользование ресурсов отдельных узлов и агрегатов при принудительной и одновременной их замене в комплекте. Причина этого — различные сроки службы деталей, входящих в узлы и агрегаты, самих узлов и агрегатов, входящих в комплект. Это приводит к перерасходу средств при ремонте, хотя и уменьшает простои, поэтому зачастую общий объем ремонта велик, а иногда и приближается к объему капитального ремонта;
метод ПЗРК вызывает обезличивание, снимая с водителей и машинистов ответственность за состояние машины и уменьшает стимул для увеличения межремонтного пробега;
неудовлетворительная организация демонтажно-монтажных работ, применение несовершенной технологии, а также неудовлетворительный контроль на всех стадиях ремонтного процесса приводят к низкому качеству ремонта машин;
метод ПЗРК хотя и обеспечивает более высокий коэффициент технической готовности (по сравнению с агрегатно-узловым), но более дорог и требует четкого взаимодействия ремонтных заводов с эксплуатационными предприятиями. Наиболее эффективен этот метод при большой концентрации машин на одном объекте.
При индивидуальном методе ремонта агрегаты не обезличиваются, снятые с машины неисправные агрегаты и узлы после ремонта устанавливаются на ту же машину. Время простоя в ремонте при этом методе больше, чем при агрегатно-узловом, поэтому индивидуальный метод ремонта применяется только при отсутствии оборотного фонда агрегатов и узлов.
Существует и третий метод, представляющий собой комбинацию агрегатно-узлового и индивидуального, получивший название предупредительно-восстановительного, но его применение весьма ограниченно, из-за отсутствия эффективных средств диагностики.
Все перечисленные методы организации ремонта используются в различных отраслях народного хозяйства, где автомобили эксплуатируется преимущественно в отрыве от постоянных баз, однако, наибольшее распространение получил агрегатно-узловой метод.
-
Поделитесь с Вашими друзьями: |