Валеологическая составляющая последипломного образования педкадров



Скачать 65.27 Kb.
Дата21.04.2016
Размер65.27 Kb.
ТипАнализ
ДОЛЖЕНКО Ю.А. (г. Барнаул, АКИПКРО)
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДКАДРОВ
Социокультурные изменения в нашем обществе отражаются в деятельности современной школы. На смену традиционному (репродуктивному) подходу обучения учащихся приходят новые (личностно ориентированные) технологии обучения.

Иными становятся отношения между учениками и педагогами, родителями и учителями и т.д.

Эти изменения происходят на глазах одного поколения, активно меняя прежде всего и не всегда безболезненно, профессиональную ментальность педагогов. Они вынуждены перестраивать свои отношения с учениками, пересматривать собственные

жизненные и профессиональные ценности, устоявшиеся в себе истины. Особая трудность в изменении стиля поведения, образа мысли у учителей, имеющих стаж работы свыше 10-15 лет, а это еще вполне молодые, работоспособные люди. Именно для этой категории учителей свойственны педагогические кризисы, "сгорание", а у 1/3 учителей показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами.

Поэтому приоритетной задачей общества, всех тех структур, что имеют отношение кпедагогам - сохранить профессиональное долголетие учителей. В связи с этим возникает сложная социальная, управленческая проблема психологической адаптации

педагогов, усугубляющаяся в последние годы материальными трудностями и социальной напряженностью в обществе.

Профессия учителя относится к разряду стрессогенных и эмоционально наиболее напряженных.

Как свидетельствуют данные исследований, по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у руководителей промышленных предприятий. Но никто не учит учителей выдержке, самообладанию, умению сохранять профессиональную форму. Отсюда такие многочисленные "изъяны" в их физическом и психологическом состоянии.

Анализ степени тревожности, невротизации учителей, различных аспектов их самооценки показывает, что у более чем 40% учителей старших классов низкое самоуважение и эмоциональная неустойчивость. Высокий уровень тревожности проявляется почти у 80% учителей (в зависимости от преподаваемого предмета он разный).

Наши данные о психологическом и соматическом здоровье педагогов школ являются зеркальным отражением общей ситуации. Мы владеем подобными данными исследований ученых гг.С-Петербурга, г.Кемерова. Среди факторов, влияющих на общую картину здоровья педагогов общеобразовательных школ, выделяются:



  • низкая статусность педагогической профессии в обществе, финансовые трудности, материальное положение;

  • социальные факторы, трудности быта;

  • переживания, связанные с профессиональным здоровьем, низким уровнем технологической готовности к работе в современных условиях, условиях освоения новых развивающих технологий обучения;

  • трудность самораскрытия в учительской среде, неудовлетворенность работой;

  • боязнь низкой оценки своими коллегами;

  • всевозможные проверки, недостаточная моральная поддержка со стороны администрации школ, плохая организация труда в ОУ;

  • проблемы взаимоотношения в коллективе, высокое чувство долга;

  • большая учебная нагрузка, отсутствие свободного времени;

  • повышенная эмоциональная чувствительность;

  • проблема общения с детьми, родителями;

  • кризис власти педагога в школе, учительского авторитета. Интересен тот факт, что чувство долга стоит по рангу ниже в таблице факторов, влияющих на самочувствие педагога.

Казалось бы, фактор власти педагога, утери авторитета не свойствен профессии педагога и не должен их так беспокоить, однако часть учителей крепко ориентирована на авторитарную, императивную педагогику, хотя на словах признает идеологию педагогики сотрудничества, выступает с соответствующими докладами.

Интересно и то, что чем выше удовлетворенность работой, тем выше интенсивность тревоги, обусловленная ожиданием неудач, возможным снижением материального благополучия. И еще: чем выше стаж педработника (данные до 15 лет), тем меньше удовлетворенности работой и больше желания ее поменять. В своих страхах (проблемах) половина учителей открыто не признается, что способствует росту тревожности педагогов.

Учитель не готов к обсуждению и решению собственных проблем. Нервно-психическое состояние сказывается на росте хронических заболеваний. Визуальные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что наблюдается рост количества учителей, страдающих болезнями нервной и сердечно- сосудистой систем, гастроэнтерологическими заболеваниями. Последние выборы в краевой совет народных депутатов показали, что депутатов от учителей в нем почти нет. И этому тоже есть объяснение: неуверенность учителя в собственном социальном статусе, чувство неполноценности, низкая самооценка, низкий уровень социальной ответственности, зачастую и собственное слабое здоровье не позволяют ему с полной отдачей исполнять депутатские обязанности, претендовать наместо в государственной иерархии власти.

Рассматривая определение здоровья с психологической, а не только традиционно медицинской стороны, задача психологической службы, в т.ч. школьной - формирование позитивных личностных сил, обеспечивающих здоровье учителя.

Психическое здоровье это не продукт отсутствия личностных проблем, конфликтов, скорее всего, это означает активность механизмов личностной саморегуляции. Важная задача тех, с кем работает учитель, в школе - это руководители, на курсах - это преподаватели кафедр и методисты, помочь учителю на смысловом уровне правильно принять решение, разобраться в проблеме. Все это должно быть прописано в целях учебного процесса на курсах на уровне развития конкретных способностей

(коммуникативных, рефлексивных, гностических, перцептивных, экспрессивных, организаторских, дидактических и др.), что, несомненно, оказывает позитивное влияние на эффективность профессиональной деятельности учителя и его психическое самочувствие.

Таким образом профессиональное здоровье учителя необходимо рассматривать как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность специалиста.

Восстановление здоровья мы рассматриваем как управление механизмами, способствующими формированию позитивного отношения к себе, открытому взаимодействию с другими людьми, миром, способность к изменениям, принятию субъектной позиции.

Исходя из осознания институтом повышения квалификации педкадров задачи, связанной с развитием профессионального здоровья педагогов в широком смысле этого слова, во все учебные планы вводятся тренинги общения, обучение педагогов саморелаксации, формирование навыков рефлексивного самоанализа, освоение психосберегающих технологий обучения учащихся на основе диагностирования профессиональных притязаний, уровня сформированности их психолого-

технологической готовности, мотивации к самообразованию. Начался процесс освоения основных положений нового направления в педагогике - андрогогики, науки обучения взрослых. Технологии организации в концепции андрогогики позволяют включению педагога в субъектную позицию, способствуют его самопознанию, формированию "Я - концепции", мотивации на сотрудничество. Мы усиленно пропагандируем технологии методического осуществления внутришкольного контроля, который воодушевлял бы учителя, а не унижал и не оскорблял бы его.

Учителя нуждаются в реабилитационных процедурах. Необходимо объединить усилия имеющихся валеологических и медицинских центров по использованию новых технологий диагностики физического и психического здоровья, психологического обеспечения повышения культуры эмоциональной жизни учителя, над чем работает валеологический центр АКИПКРО совместно с другими учебно-методическими структурами.

Мы до сих пор не разработали технологии оздоровления и конкретные программы соответствующей оздоровительной работы через методические объединения, недостаточно широко используем различные виды психодиагностики, а из-за отсутствия помещения, финансов не внедряем комплексы спортивно-оздоровительных и восстановительных мероприятий.



Здоровье педагога это не только его личное здоровье; здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни.
Каталог: Res -> Journal -> vestnik -> ARHIW
ARHIW -> Мы считаем нужным заострить внимание на ситуации педагогической практики студентов и выделить некоторые особенности формирования рефлексии в этот период
ARHIW -> Особенности психологической готовности учащихся
ARHIW -> Межпредметных связей
ARHIW -> Н. Б. Печатнова Контрольно-измерительные материалы егэ
ARHIW -> Проектная деятельность учащихся при изучении современных компьютерных технологий
ARHIW -> Модель процесса воспитания культуры безопасности студентов
ARHIW -> Использование гештальт подхода к проблеме адаптации студентов первого курса педагогического университета
ARHIW -> Обучение информатики в начальном звене и особенности пмп «Роботландия»
ARHIW -> К вопросу об эффективном использовании интернет-технологий в образовательном учреждении
ARHIW -> Интранет, маленький островок Интернета в школе


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница