Валентина Филимсонова Вопросы по инженерной психологии Концепция ошибки



Скачать 452.35 Kb.
страница1/3
Дата27.05.2016
Размер452.35 Kb.
  1   2   3
Валентина Филимсонова

Вопросы по инженерной психологии
1.Концепция ошибки.

Ошибка - это результат действия, совершенного неточно или неправильно, вопреки плану, но самое главное, что результат, который получен, не соответствует намеченным требованиям.

Как построить психологическую теорию ошибки? 

Практика пойдет по пути выяснения всех обстоятельств, а теоретический анализ должен определить теоретическую позицию. Что такое ошибка? Случайность? Неудача? Промах? Нарушение?



Как сформулировать подход к ошибке с позиции теории деятельности?

Ошибка - это факт практики. В рамках теории ошибка может быть задана как невыполнение базовых предположений теории, как несоответствие правилам построения конструкции, отсутствие связей между элементами, и отсутствие самих элементов, и т.д. Но нужно быть очень последовательным и осмотрительным. Чтобы узнать, что привело к ошибке, мы должны спросить: какими были движения, мысли и переживания человека в ходе выполнения действия?



Можно ли говорить об ошибке в действии, когда оно не закончено?

Ошибка может быть установлена по факту свершения какого-либо действия.



2.Практика: расследование происшествий.

Установление причин ошибки проводится путем выдвижения гипотез и исключения версий. При этом предпринимается оценка точности результата и процедуры. Анализ процедуры проводится путем движения вспять по цепи выполненных операций до того пункта, в котором произошло отклонение. Затем пытаются ответить на вопрос: почему произошло отклонение? Когда удается установить причину, необходимо решить, следует ли прекратить рассмотрение там, где будет обнаружено отклонение? В ходе анализа ошибки необходимо учитывать исходные условия, материал и особенности постановки цели. Немаловажна оценка дальних последствий ошибочного действия.



Классификация ошибок.

Принципы деления ошибок: на пространственные, временные, перцептивные, двигательные.


4.Профилактика ошибок.

Разбор происшествий. Организация и процедура, эффективность. Разборы стимулируют размышления специалиста над аварийной ситуаций другого экипажа, способствуют выработке собственной версии. Осознание ошибки. Профессиональное обучение по задачам. Основанием для построения учебной задачи служит аварийная ситуация, которая привела к ошибке оператора. Такие ситуации изучаются, а затем подвергаются технологической разработке (что и как должен делать оператор). Действия отрабатываются на тренажере. Задачи для отбора специалистов строятся на основе выделения восприятия, памяти, мышления (логического и пространственного) и внимания. Анонимное информирование об ошибках. Накопление данных, расшифровка и представление (на примере географических ошибок). Кружки контроля качества и разбор ошибок командой.



Может ли обеспечить успешное, безошибочное выполнение: подготовка сама по себе? контроль в ходе исполнения? анализ после совершения?

Все три составные дают возможность обеспечить успешное, безошибочное выполнение, но не всегда.


5.Ошибка и опыт.

Ошибки влияют на формирование профессионального опыта и совершенствование действия. В ошибках проявляется разница между вербальными формулировками и двигательным исполнением. Такого рода ошибки обязательны - они источник опыта любого человека.



Предупредит ли ошибку в будущем переживание вины за прошлые ошибки? Если деятельность, профессия представляют ценность для индивида, то переживание вины за прошлые ошибки обычно влияют на  принятие мер, которые предупредят появление таких ошибок в будущем.

Почему ошибка не всегда влияет на становление опыта?

В противном случае индивид будет продолжать делать ошибки, несмотря на замечания и критику значимых окружающих людей.



Почему ошибаются опытные специалисты?

Исследования выяснили, что причиной ошибки может быть то, что опытные специалисты твердо верят в то, во что они хотят верить, и не стараются перепроверить то, что они видят и слышат. Авторы подробно раскрывают работу механизма когнитивного диссонанса в связи с потерей ориентировки. Ошибки могут быть следствием стресса, информационной перегрузки и недостатков восприятия и принятия решения.


6.Теоретический анализ профессионального действия.

Для построения психологической модели труда необходимо иметь средства, фиксирующие рабочее пространство и время. Такие средства разработаны в когнитивной психологии - они известны под названием схем, фреймов, когнитивных карт. Для получения модели образа ситуации такие структуры опыта должны быть выведены на уровень восприятия. Необходимо также задать систему планов сознания и ввести бессознательное, поскольку сознание и бессознательное неотделимы.



Информационные, корреляционные, имитационные модели.

Информационные модели. Модель Шеннона была использована для моделирования процессов в канале связи между источником и приемником информации. Канал характеризуется ограниченной пропускной способностью: при прохождении через канал часть информации теряется. Психологи использовали эти представления для своих описаний вместе с информационной мерой для определения емкости памяти: 1 бит и меры пропускной способности канала: 1 бит/сек. В работах по измерению времени реакции на сигналы, несущие разные количества информации, было установлено, что время реакции возрастает с увеличением неопределенности сигнала.

Корреляционные модели. В.Чешко построил корреляционную и факторную модели при изучении профессиональной устойчивости операторов - авиадиспетчеров и членов летных экипажей (пилотов, штурманов, бортмехаников). Была предпринята попытка построить модель связей между тремя составляющими профессионального действия штурманов и пилотов. Действие необходимо анализировать, выделяя три аспекта - эмоциональный, исполнительный и когнитивный (В.П.Зинченко). Из этих трех составляющих можно реконструировать психологическую структуру действия.

Имитационные модели. Они служат хорошим началом инженерно-психологического анализа. Разделив относительно небольшой, но важный участок трудового процесса на отдельные задачи, определив приоритеты между ними и установив время выполнения каждой - все это делается с помощью опытных специалистов-операторов - задавшись функцией, определяющей зависимость точности и скорости выполнения задачи от индивидуальных особенностей оператора. Модель учитывает гибкость, характерную для опытного специалиста: темп труда зависит от обстоятельств - в сложной обстановке время, которое тратит оператор на одну задачу, может быть сокращено вдвое по сравнению с периодом спокойного, нормального труда. Вместе с тем возрастает и испытываемое напряжение, однако, до некоторого предела, после которого скорость выполнения работы резко снижается. Модель позволяет учесть возможность оператора сократить время на одну задачу за счет резервов групповой деятельности: сплоченности и прочее. Таким образом, моделируется синхронизация, которая типична для любого труда - замедляя или ускоряя действия, оператор добивается совпадения во времени различных событий трудового процесса.
7.Понятие «действие».

Понятие «действие» обладает пространственно-временной определенностью, что позволяет субъекту удержать его в сознании как целостный единый акт, как психологическое настоящее. Вопрос ставится о роли субъекта в приспособлении (посредством своего действия) характеристик движения управляемого объекта к особенностям окружающего мира. При этом субъект использует все возможности сознания и психики. Планируя процесс, используя память, антиципацию и восприятие, гибкое реагирование на окружающие обстоятельства, субъект координирует, ускоряя или задерживая, свои движения с событиями в окружающем мире. Пространственное и временное рассмотрение действия требует придания большей определенности самому действию субъекта - оно должно содержать три разнородных множества составляющих: когнитивные (образные, мыслительные, вербальные), аффективные (эмоциональные, смысловые потребностные, мотивационные) и двигательные (речевые, исполнительные).



Методологическая схема: «субъект- объект- действие - окружающий мир». В теоретическом анализе возникает проблема определения субъекта, действия, объекта и окружающего мира. Субъект совершает действие в окружающем мире, среди окружающих его, движущихся, изменяющихся предметов.

Базовые понятия: пространство, время, энергия, язык.

В терминах пространства, времени и энергии говорят не только об объекте, но и о субъекте - «Я-здесь-теперь». К базовым определениям действия - времени и пространству - необходимо добавить еще понятие энергии и язык. Когда субъектом совместного действия является группа, выполнение трудовых функций требует пространственной координации движений индивидов. Синхронизация движений в групповой деятельности достигается предварительным планированием и использованием речевых команд. Антиципация группой действия индивида и реакция группы на точное или ошибочное действие индивида - все это достигается посредством языка, который наряду с пространством, временем и энергией становится важнейшим определением действия.



Их значение для психологического анализа труда.

Для анализа труда важно ввести и различать индивидуального и группового субъекта, индивидуальное и групповое действие. Пространства и времена действий и восприятий отдельных специалистов даже в одной кабине не совпадают. Поскольку подлинным субъектом труда является экипаж, возникает вопрос о координации и синхронизации действий. Феноменологический метод требует рассмотрения сознания во временной перспективе: исполняемое действие и перцептивный мир являются формами настоящего. Прошлое и будущее вводятся вместе с понятиями опыта и памяти, потребностей, планов, смыслов, ожиданий, антиципаций. Строгость рассмотрения возникает от выбора исходной точки анализа: ею является непосредственная данность сознания. Таким образом «субъект- объект- действие - окружающий мир», вместе с соответствующими различениями и доработками становится рабочим инструментом, пригодным для реконструкции психологического содержания труда летчиков.



Действие как единица психологического анализа трудового процесса суть подхода, возможности и ограничения.

Трудно выделить начало действия в трудовом потоке операций, нельзя установить сам факт действия, не обращаясь к субъекту. Действие более пригодно для анализа учебной деятельности и моделирования, чем для изучения трудового процесса специалиста высокого класса. Необходимо включить отдаленное прошедшее и перспективное будущее в анализ текущего действия. В этом смысле более приемлема другая единица - деятельность.


8.Время двигательного действия: ритмы тела, исполнительные операции, совершаемые субъектом, и события в окружающем мире.

Действие - это живое движение, за которым стоит субъект. Субъект - телесный носитель психического - восприятия, памяти, мыслей, переживаний, потребностей, чувств. Рассматривая трудовой процесс, необходимо использовать единицу, схватывающую сам процесс исполнения в наиболее существенных проявлениях. Действие как раз является такой единицей, определяется, как целенаправленный двигательный акт. Действие - это единица, в которой соединены внешние исполнительные процессы (движения, речь) с когнитивными процессами. Действие позволяет сразу говорить о сознании и движении. Когда субъектом совместного действия является группа, выполнение трудовых функций требует пространственной координации движений индивидов. Синхронизация движений в групповой деятельности достигается предварительным планированием и использованием речевых команд в ходе исполнения, ускорением и замедлением движений, ориентацией на ряды внешних событий, сроки.



Пространство действия: его, схема тела, исполнительные операции, совершаемые субъектом, окружающие предметы, топология.

Действие развертывается в пространстве. Пространство действия определяется теми предметами и промежутками, которые прямо или косвенно относятся к действию. Топологическая характеристика включает определение мест субъекта, цели, путей движения и расположения препятствий, различение районов, их внешних и внутренних границ.



Восприятие и вербальное описание времени, пространства и энергетической характеристики совершения действия.

Действие запускается и поддерживается заданием, задачей. Задача формулируется вербально. Вербальная формулировка преобразуется, переводится в визуальные, слуховые и другие перцептивные формы, в двигательные формы, которые используются при исполнении. При отклонениях в условиях исполнения или в характере двигательного процесса неизбежно обращение к вербальным формам. Перевод вербальной формулировки в визуальные, слуховые и другие перцептивные формы, в двигательные формы осуществляется при обучении. Этим обеспечивается идентификация привычной обстановки для выполнения действия.


9.Психологическое содержание труда (оператор автоматизированных систем, психолог, педагог, врач, менеджер).

Психологическое содержание труда оператор автоматизированных систем.

1. Признаки: скорость поступления и объем информации, сложность задач, ответственность, нерегулярность сложных ситуаций и скорость их развития. Для операторского труда характерны длительные периоды наблюдения и пассивного ожидания.

2. Подготовка к выполнению сложной деятельности. Содержание подготовки: изучение документов, проигрывание ситуаций на моделях и тренажере, продумывание наиболее сложных моментов. Беспокойное ожидание, страх, тревожные сновидения. Контроль подготовленности новичка со стороны значимого другого. Значение подготовки для точного выполнения. Проблема: может ли тщательная подготовка сама по себе обеспечить успешное выполнение действия?

3. Сложность. Неопределенность, новизна и неожиданность событий и объектов окружающего мира. Неполнота, неясность, неточность информации, поступающей к оператору. Многовариантность, неполнота, неопределенность, незавершенность планов, стратегий и вариантов действий, временной дефицит, социальное давление на исполнителя. После получения сложной задачи (эмоциональная характеристика ожидания): беспокойство, тревожные сновидения, страх, отказ от выполнения. В процессе исполнения: стресс, напряженный контроль за исполнением, выделение и ожидание сложных мест. Взаимная подстраховка выполнения в наиболее сложных местах.

4. Выполнение трудового действия. Этапы: сбор информации, анализ ситуации в целом, выделение вариантов и определение их последствий, момент выбора (психологическая характеристика включает эмоциональный, когнитивный и исполнительный аспекты), исполнение действия: перцептивные и двигательные операции. Речевой обмен в команде. Разделение задач и слитность цели. Координация движений.

5. Анализ последствий действия. Коллективный разбор результатов. Разные видения происшедшего и разные интерпретации последовательности событий. Продумывание происшедшего и переживание последствий. Трудность осознания и интерпретации. Влияние команды на формирование стандартов выполнения операций у каждого отдельного специалиста. 

Применение концепции действия возможно и эффективно при анализе труда психолога, врача, руководителя.


10.Анализ труда. Основания психологического подхода: методология.

1. Наблюдение за трудовым процессом. Методика. Ограничения.  2.Методика построения модели трудового действия. Вопросник: от технологического описания трудового процесса перейти к психологическому путем выделения эмоциональных и когнитивных аспектов. Обработка: вычисление расстояний и установление связей (пороговая процедура); анализ треугольной матрицы. Клайк-анализ. Модель целого трудового действия как совокупность трех групп характеристик: эмоциональной, когнитивной и исполнительной. 3.Методики выделения и измерения этапов переработки информации: обнаружение, опознание, сканирование кратковременной памяти, оценка объема первичной памяти, логические преобразования. Методические приемы и рассуждения Стернберга при исследовании задачи сканирования памяти. План. Процедура. Представление результатов. Формула. Анализ.  4.Экспериментальный стенд для изучения двигательных действий. Процедура. Графики пути и скорости. Интерпретация. 5.Метод построения графов посредством анализа связей


11.Информационно-процессуальные модели - проблема выделения этапов. 

Большое распространение получила модель Шеннона, определяющая информацию как меру неопределенности сигнала. Информация, которую несет сигнал, зависит от его вероятности: наибольшую информацию несут наиболее редкие из случайных сигналов; сигналы, которые не случайны, не несут никакой информации. Модель Шеннона была использована для моделирования процессов в канале связи между источником и приемником информации. Канал характеризуется ограниченной пропускной способностью: при прохождении через канал часть информации теряется.


12.Имитационное моделирование: как сочетать двигательные операции и напряжение?

Модель позволяет учесть возможность оператора сократить время на одну задачу за счет резервов групповой деятельности: сплоченности и проч. Таким образом, моделируется синхронизация, которая типична для любого труда - замедляя или ускоряя действия, оператор добивается совпадения во времени различных событий трудового процесса.


13.Время, пространство, энергия, язык, субъект - в психологическом анализе действия. Можно ли обойтись без какого-нибудь из этих понятий?

Действие возникает, когда в определенном месте пространства в определенный момент в технологическом процессе возникают энергетические или смысловые изменения - новизна. Действие начинается автоматически, само собой, а затем его формулирует и исполняет субъект. Принцип: целевую характеристику действия необходимо сочетать с полным пространственным, временным и энергетическим определением. В этих понятиях можно обойтись без термина «язык».


14.Групповой субъект и совместное действие как отправные пункты анализа труда.

Когда субъектом совместного действия является группа, выполнение трудовых функций требует пространственной координации движений индивидов. Синхронизация движений в групповой деятельности достигается предварительным планированием и использованием речевых команд в ходе исполнения, ускорением и замедлением движений, ориентацией на ряды внешних событий, сроки. Выполнение трудовых функций невозможно помимо общения и воздействия группы на индивида.


15.Можно ли обойтись без понятия языка при разработке базовой схемы анализа труда? Что мы «выигрываем» обращаясь к психолингвистике К.Бюлера.

Невозможно. Так как поток  профессионального поведения, профессиональной речи - это ряд операций, фраз и пауз. За ними - память и ожидания, мысли, восприятия и переживания. К. Бюлер в своей «Теории языка», применил понятие действия и «кольцо общения»: в предметной ситуации, говорящий посредством языка совершает речевые действия, а слушающий - акты понимания. Оба воспринимают происходящее кругом. Бюлер говорил об «указательном поле языка». Изучение языка - путь проникновения в глубины человеческой психики. Попробуем говорить о психике, прислушиваясь к словам и фразам, которые мы произносим. Обратим внимание на временные, пространственные формы высказываний, на слова, которые передают мышечные движения и состояния человека, выражают связь между дыханием, движениями и мыслями, раскрывают психические процессы, сообщают о переживаниях и общении. Язык технологического описания фиксирует трудовые операции и позволяет выделять фрагменты производственного процесса.


16.Понятие профессиональной задачи.

Под задачей понимается цель, заданная в определенных условиях, которая может быть достигнута при реализации определенных действий. В определении задачи время играет важную роль. Принятие задачи группой имеет свои особенности. Обсуждаются условия выполнения - цена, план, распределяются роли. Члены группы обсуждают все, что связано с действием: формы коммуникации, временные и пространственные пункты координации, режим исполнения. Задача, как формальное условие, отличается от действия, как процесса исполнения. В ходе исполнения формулировка задачи служит точкой отсчета, критерием, который позволяет субъекту судить о приближении к цели. Она выступает как пространственная и временная форма, в которую должно быть уложено исполнение в конкретных условиях. Функцию контроля за исполнением берет обычно - руководитель.


17.Таксономия задач в виде набора глаголов. Проектирование деятельности: определение задач посредством глаголов.

Задачи бывают - перцептивные, мнемические, мыслительные, эмоциональные, моторные, коммунникативно-информационные, аттенционные или задачи внимания. При проектировании деятельности совокупность задач должна быть определена глаголами. Поскольку для операторских профессий характерна высокая нагрузка на психические функции, то для описания деятельности потребуются соответствующие глаголы. Для обозначения перцептивных задач будут использоваться глаголы: наблюдать, смотреть, вглядываться, прослушивать, обнаружить, различить, опознать и другие. Формулировки мнемических задач будут строиться на основе глаголов: вспомнить, запомнить, воспроизвести, сохранить, удержать, восстановить, узнать и прочих. Мыслительные задачи: оценить, выделить, сравнить, объединить, разложить, изучить, установить, выяснить. Любая профессия требует сосредоточения и напряженного внимания в одни моменты и расслабления - в другие. Здесь подходящими будут глаголы: настроиться, сосредоточиться, переключиться,  расслабиться. Есть профессии, где необходимо создать и поддерживать позитивное отношение у других (няня, стюардесса, продавец). Эмоциональные задачи в таких профессиях выражаются глаголами: доставить удовольствие, успокоить, посочувствовать, пожалеть и приласкать. Для обозначения моторных задач используется множество глаголов, таких как: отслеживать, включить, настроить, перестроить и прочие. Расширяя перечень глаголов, можно проникнуть в глубины профессии. Важно, чтобы список глаголов был достаточно богатым и точным. Освоение профессии невозможно без освоения профессионального языка. Размышление над языком, глаголами, позволит проникнуть и в глубины психики человека.


18.Простые и сложные задачи в труде оператора.

Решение любой операторской задачи - это сложный процесс развертывания значений, зафиксированных в условном кодовом языке. Для решения задач субъекту необходимы глубокие знания, которые формируются в длительном обучении и тренаже, а затем требуют специальной отработки в ходе реального исполнения. Оператор знает, как устроена система, умеет выполнять в системе определенные функции, знает, как функционирует система в окружающей среде, знает социальное назначение системы и ограничения на ее работу в различных условиях. Характеризуя сложность профессионального опыта, нельзя не отметить условность и глубокую специфичность тех перцептивных объектов, с которыми приходится работать оператору, и тех средств, с помощью которых он выполняет свои двигательные задачи. В профессиональном опыте властвует принцип исчезающей сложности. Возникают новые единицы, которые хорошо интегрированы и преобразование которых подчиняется новым соответствующим им простым правилам, но правила и единицы неразделимы: нельзя передать новичку только правила преобразований, не построив в его опыте новых единиц, соответствующим этим правилам. Психологическое содержание операторского труда представляет собой совместное функционирование устоявшихся, заранее сформированных структур профессионального опыта и текущих, наличных, «свежих» восприятий, мыслей, переживаний и действий.




Каталог: 2013
2013 -> Сборник методических материалов
2013 -> «Я»-концепция как фактор выбора предпочтительного вида деятельности в профессиональном самоопределении студентов-психологов 19. 00. 03 психология труда, инженерная психология, эргономика
2013 -> Креативность и мотив достижения в
2013 -> Федеральное государственное автономное образовательное
2013 -> Программа дисциплины Анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
2013 -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" I. Пояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "
2013 -> Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений
2013 -> Пояснительная записка Цель и задачи Программы Принципы построения Программы
2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница