Важной индивидуальной особенностью человека как личности является его характер



Скачать 260.5 Kb.
Дата27.04.2016
Размер260.5 Kb.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE


Характер

Немов Р.С., Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2005. – С. 321 – 336.

 

СОДЕРЖАНИЕ


Определение и структура характера

Важной индивидуальной особенностью человека как личности является его характер. В структуре личности характер занимает центральное место, причем это место настолько существенно, что между личностью и характером человека часто ставят знак равенства. Многие черты характера одновременно являются и чертами личности человека. Тем не менее современные психологи разделяют эти два понятия и считают характер лишь частью, хотя и весьма существенной, личности человека. Кроме характера в структуру личности также входят уже рассмотренные нами способности и темперамент, а также те свойства личности, которые нам еще предстоит обсудить в данном разделе курса психологии: воля, чувства, потребности и мотивы поведения. Ближе всего к характеру человека из всех свойств личности находится темперамент. Поэтому, предложив далее общее определение характера, мы в первую очередь выясним, чем он отличается от темперамента.



Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к работе, к происходящим вокруг него событиям, а также его целенаправленные действия, называемые поступками. Характер проявляется в предметной деятельности и в общении человека с людьми и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»). Характер человека может обнаруживаться в выборе видов деятельности, особенностях их выполнения, предпочтении общения с определенной категорией людей, стиле общения человека с людьми и во многих других отличительных особенностях его психики и поведения. Одни люди, например, предпочитают иметь дело со сложными, трудными видами деятельности, им доставляет удовольствие создавать для себя и преодолевать разного рода препятствия; другие выбирают сравнительно простые, легкие виды деятельности, стараются не создавать для себя проблем, а если они возникают, то предпочитают обходить их. Для одних людей существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им превзойти других. Для иных это может оказаться безразличным, и они вполне будут довольствоваться тем, что просто справились с работой или выполнили ее не хуже большинства других людей. Все это объясняется индивидуальными различиями в характерах людей.

В практике общения людей между собой их характер может проявляться в манере поведения, в способах реагирования человека на действия и поступки других людей. Манера общения может быть деликатной, тактичной или же грубой, бесцеремонной. Это также объясняется различиями в характерах людей. Человека с выраженным, сильным или слабым, характером (иногда говорят просто о характере, используя словосочетание «человек с характером») всегда можно выделить среди остальных людей. Поступки человека с сильным характером отличаются настойчивостью, целенаправленностью, упорством, а поступки человека со слабым характером отличаются прямо противоположными свойствами: слабоволием, случайностью, непредсказуемостью и т. п.

Говоря о характере человека, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя последовательно, самостоятельно, независимо от складывающихся обстоятельств, настойчиво и целеустремленно.

В таком понимании характер тесным образом связывается с волей человека, хотя характер и воля — это разные психологические свойства личности. Объединение воли и характера было свойственно старой психологической литературе и до сих пор встречается в повседневном общении людей. Словосочетание «сильный характер» и противоположное ему — «слабый характер» также широко используются в непсихологической (ненаучной) литературе.

Вместе с тем по своим жизненным и поведенческим проявлениям характер человека очень похож на темперамент: он столь же устойчив, как и темперамент, и проявляется вместе с темпераментом в тех же самых действиях и поступках человека. В своем формировании и развитии, кроме того, характер человека тесным образом связан с его темпераментом. Однако между характером и темпераментом человека все же имеются существенные различия. Они заключаются в следующем:


  • темперамент человека является врожденным, а характер — приобретенным;

  • темперамент зависит от свойств нервной системы, а характер практически от них не зависит, за исключением тех черт характера, которые сами по себе тесным образом связаны с определенными свойствами темперамента;

  • темперамент определяет лишь динамические особенности психики и поведения человека, которые не могут оцениваться как хорошие или плохие, нравственные или безнравственные безотносительно к виду деятельности, выполняемой человеком. Характер человека может также оцениваться по его поступкам, причем независимо от того, в каких видах деятельности он проявляется;

  • свойств темперамента у человека сравнительно мало, и они по своему составу одинаковые у всех людей (только развиты у них в различной степени). Кроме того, среди людей существует много таких, кто имеет и одинаковый тип темперамента. Черт характера у людей намного больше, чем свойств темперамента, и они практически у всех людей разные. Трудно отыскать даже двух совершенно одинаковых по своему характеру людей: у всех черты характера фактически разные и индивидуально своеобразные.

В связи со сложностью разделения личности и характера человека также непросто ответить на вопрос о том, сколько разных черт характера есть у людей. Если иметь в виду современную постановку и решение данного вопроса, связанные с применением строгих методов математики (например, факторного анализа для выявления и доказательства действительного существования у человека тех или иных черт характера), то их насчитывается около 150. Если же подходить к решению данного вопроса нестрого и считать имеющимися у человека все черты характера, которые по-разному называются в языке, то тогда общее число черт характера превысит 500. Так или иначе, в связи с наличием у человека множества разных черт характера возникает задача их классификации или разделения на группы.

Так, например, чаще всего черты характера человека делят на три группы: волевые, деловые и коммуникативные. Волевыми называют черты характера, связанные с проявлениями воли человека. К ним можно отнести целеустремленность, настойчивость, упорство или противоположные им черты характера типа разбросанности, уступчивости и безволия. Деловыеэто черты характера, которые проявляются у человека в труде. В их число включаются, например, трудолюбие, аккуратность, ответственность, а также безответственность, лень, недобросовестность и ряд др. Коммуникативными называют черты характера, которые проявляются в общении человека с другими людьми. Это общительность, замкнутость, доброжелательность, злость, отзывчивость, внимание или невнимание к людям и т. д.

Существует также разделение черт характера человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные черты характера — это такие, которые побуждают, направляют и поддерживают активность человека, т. е. выступают как мотивы его поведения (например, целеустремленность). Инструментальные черты характера самостоятельными мотивами поведения не являются, но придают ему определенный стиль (например, театральность, скромность, сдержанность).

В общем случае на классификацию черт характера можно распространить классификации черт личности человека, поскольку между личностью и характером человека имеется много общего. Попробуем перечислить основные группы черт личности, которые одновременно относятся и к характеру человека, т. е. входят в его состав. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют выбор и предпочтение человеком тех или иных видов и целей деятельности (например, более или менее трудных, малодоступных и легкодоступных). Здесь как определенные характерологические черты личности могут проявиться такие свойства, как рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включены черты личности, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей. Это настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В-третьих, в состав характера входят также черты личности, непосредственно связанные с темпераментом. Это экстраверсия - интроверсия, спокойствие - тревожность, сдержанность - импульсивность, гибкость - ригидность и др.

Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного и того же человека определяет тип его характера.

Типологии характеров

Попытки построения научно обоснованных типологий характеров предпринимались в истории психологии неоднократно, и нередко авторами этих типологий становились не профессиональные психологи, а врачи-психиатры.

Одной из наиболее ранних и известных до сих пор популярных типологий характеров стала та, которая была предложена немецким врачом-психиатром Э. Кречмером еще в начале XX в. Несколько позднее аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон. После этого свои типологии характеров предложили также К. Леонгард, А. Личко и Э. Фромм и ряд других ученых.

Все типологии характеров строились на основе ряда общих идей. Основные из них следующие:


  • характер человека начинает складываться довольно рано и на протяжении его жизни остается более или менее устойчивым;

  • те сочетания черт, которые входят в структуру (тип) характера человека, случайными не являются. Они образуют четко различимые сочетания, позволяющие выявлять типы и строить типологии характеров;

  • у всех людей характеры разные, но, имея в виду разные сочетания черт характера, людей все же можно разделять на типы.

Э. Кречмер пришел к идее о построении типологии характеров на основе наблюдений за изменениями в характерах больных людей в клинике. Он обнаружил, что при разных заболеваниях, таких, например, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и паранойя, наблюдаются типичные изменения в характерах больных. Кроме того, им было установлено, что люди, обладающие разными типами строения тела (конституциями), имеют выра женную склонность к тем или иным заболеваниям. Отсюда у Кречмера возникла мысль напрямую связать между собой строение тела и характер человека, что он и сделал в своей известной книге.

Кречмер выделил и описал четыре наиболее часто встречающихся типа строения тела: астенический, пикнический, атлетический и диспластический — и дал им следующие характеристики:



  • Астенический тип. Характеризуется небольшой толщиной тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Это худой и тонкий человек, который из-за своей худобы кажется выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки и ноги, плоская грудь, причем грудная клетка удлиненная. Его мускулатура является слаборазвитой, и тело имеет слабые жировые накопления. Такова общая характеристика астеников-мужчин. Что касается астеников-женщин, то они часто, кроме того, являются малорослыми.

  • Пикнический тип. Ему свойственны сильно развитые внутренние полости тела (головы, груди, живота), склонность к ожирению при слаборазвитых мышцах и слаборазвитом опорно-двигательном аппарате. Такой человек обычно среднего роста, с короткой шеей, сидящей между плечами, и со сравнительно большой головой.

  • Атлетический тип. Этот тип людей отличается средним или выше среднего ростом, сильно развитым, крепким скелетом, развитой мускулатурой, широкими плечами и хорошо развитой грудной клеткой.

  • Диспластический тип. Он характеризуется противоречивым, негармоничным сочетанием признаков строения тела, относящихся к трем указанным выше типам конституции.

По наблюдениям Кречмера, среди больных шизофренией чаще других встречаются люди астенического и атлетического типа строения тела; среди больных маниакально-депрессивным психозом — пикники, а атлетики и диспластики, кроме того, доминируют среди больных паранойей.

Заболевания, включая наблюдаемые при них патологические изменения характера человека, представляют собой, говоря словами Кречмера, «карикатуры определенных нормальных типов личности». Тот тип нормальных людей, который по своим психологическим особенностям напоминает шизофреников, Кречмер назвал шизоидным; тех, кто по своему характеру похож на больных маниакально-депрессивным психозом, — циклотимиками. Наконец, тех, кто по особенностям характера похож на больных паранойей, — параноиками.



Шизотимикиэто замкнутые, малообщительные, эмоционально холодные люди со странностями поведения и мышления. Типичным для них является артистическое мышление, чрезмерно выраженная интроверсия, отсутствие интереса к людям и к событиям, происходящим вокруг. Кроме того, нормальные люди данного типа отличаются, по Кречмеру, аристократичностью манер, избирательным кругом общения, аналитическим складом ума, склонностями к таким видам деятельности, как философия, религия, наука и политика.

Циклотимикиэто общительные, веселые, оптимистически настроенные люди, склонные к лени, праздности и развлечениям. У них часто наблюдаются глубокие, непредсказуемые перепады настроения — от ничем не обоснованной эйфории до беспричинной депрессии. Нормальные циклотимики — это также такие люди, которые обладают склонностями и способностями к искусствам и литературе.

Паранойики — это мрачные, злобно и подозрительно настроенные люди. Они повышенно агрессивны, ревнивы и неуравновешенны.

У. Шелдон, продолживший исследования Кречмера, так же, но на более строгой основе (путем соответствующих достаточно точных измерений частей тела многих людей специально подготовленными экспертами по девяти разным параметрам) выделил четыре типа конституции: эндо-морфный, эктоморфный, мезоморфный и смешанный. Типы конституций по Шелдону получили свои названия по наименованиям трех зародышевых листков, из которых впоследствии, по мере развития тела человека образуются соответствующие ткани организма. Экзо — это часть названия того зародышевого листка, из которого развиваются нервная система и органы чувств человека, расположенные на поверхности тела; эндо — название зародышевого листка, из которого развиваются внутренние органы; мезо — название листка, на основе которого формируются скелет и мышечная система.

В отличие от Кречмера, Шелдон более строго оценивал не только тип строения тела, но также и черты характера своих испытуемых. Для этого им были использованы соответствующие психологические тесты. Наконец, связь между строением тела и характером человека им определялась не на умозрительной основе, а на базе применения методов статистического анализа.

В целом результаты, полученные Шелдоном, фактически подтвердили выводы Кречмера о наличии связи между строением тела и характером, а также о типичных сочетаниях черт характера у людей с разными типами конституции.

Выводы Кречмера и Шелдона неоднократно проверялись впоследствии. Однако они не получили полного подтверждения в независимо (другими учеными) проведенных исследованиях. Оказалось, в частности, что, когда исследования проводились в клинике на больных людях, типичные сочетания черт характера действительно наблюдались у людей с разными типами строения тела. Но в тех случаях, когда объектом исследования становились нормальные, вполне здоровые люди, связь между строением тела и характером человека на статистически значимом уровне не подтверждалась. Тем не менее идея построения типологии характеров нормальных людей на основе изучения изменений в характерах больных получила продолжение и нашла отражение в двух типологиях характеров, предложенных соответственно немецким врачом-психиатром К. Леонгардом и русским врачом-психиатром А. Личко.

Клинические наблюдения, сделанные впоследствии, показали, что типичные изменения характера можно наблюдать не только у больных душевными заболеваниями, но и у больных неврозами. У них изменения в характере не являются столь выраженными, как у душевнобольных людей, поэтому соответствующие изменения стали называть не патологиями характера, а акцентуациями характера. Они представляют собой обычные черты характера, которые встречаются не только у невротиков, но и у здоровых людей, а также чрезмерно сильно развитые, явно выраженные черты характера человека. К. Леонгард первым описал акцентуированные черты характера, встречающиеся у больных различными видами неврозов, и на их основе построил свою типологию характеров. Она была основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляла двенадцать разных типов характера. Эти типы являются следующими.

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность эмоций и чувств в жестах, мимике, пантомимике. У такого человека нередко возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного и ответственного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами выступают в качестве инициаторов конфликтов, но огорчаются, если окружающие по этому поводу делают им замечания. Из положительных черт характера, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, инициативность и оптимизм. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами, такими, например, как легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, повышенная раздражительность, прожектерство. Они, кроме того, трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди обычно являются домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиняться. Они располагают следующими чертами характера, привлекательными для партнеров по общению: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости. Есть у них и отталкивающие черты характера. Это пассивность, замедленность мышления, неповоротливость и индивидуализм.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые, периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера их общения с окружающими. В периоды повышенного настроения эти люди являются общительными, а в периоды подавленного настроения — замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гепертимной акцентуацией характера, а в период спада — как люди с дистимной акцентуацией характера.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко эти люди занудливы и угрюмы, склонны к хамству, брани, конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные и аккуратные, любят маленьких детей и животных. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свои эмоции и поведение.

5. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах такие люди обычно выступают их инициаторами, активной стороной. Стремятся, добиваться высоких показателей в любом деле, за которое берутся, предъявляют к себе повышенные требования. Особо чувствительны к социальной справедливости, но вместе с тем обидчивы, подозрительны и мстительны. Иногда чрезмерно самонадеянны, честолюбивы, ревнивы, предъявляют непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие — формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, причем в конфликтных ситуациях обычно ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами характера: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми у них устанавливаются хорошие контакты и которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не выплескивая наружу. Привлекательные черты характера: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: слезливость и чрезмерная чувствительность (эмоциональность).

9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости общения). Такие люди раздражают окружающих своей самоуверенностью и высокими притязаниями на статус и внимание к себе, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Обладают следующими чертами характера, привлекательными для партнеров: обходительность, артистичность, способностью увлечь других, неординарность мышления и поступков. Их отталкивающие черты характера следующие: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они могут быть как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем они привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, обладают хорошим вкусом, проявляют яркие и искренние чувства. Их отталкивающие черты характера: подверженность сиюминутным настроениям и паникерство.

11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью. У таких людей масса друзей, знакомых, они весьма словоохотливы, до болтливости, открыты для любой информации. Они редко вступают в конфликты с окружающими людьми и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье люди этого типа часто уступают лидерство другим, предпочитают не командовать, а подчиняться, находиться в тени. Они располагают такими привлекательными чертами характера, как готовность доброжелательно и внимательно выслушать другого человека, сделать то, о чем он просит, исполнительны. Их отталкивающие черты характера: подверженность влияниям со стороны других людей, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении слухов и сплетен.

12. Интпровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего типа, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество, редко вступают в конфликты с окружающими, делают это только при попытках бесцеремонного вмешательства других людей в их личную жизнь. Они часто являются эмоционально холодными идеалистами, относительно слабо привязанными к другим людям. Обладают такими привлекательными чертами характера, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты характера — это упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. Они на все имеют собственную точку зрения, которая может оказаться ошибочной. Тем не менее они склонны ее упорно отстаивать.

Аналогичную типологию акцентуированных характеров, относящуюся не к взрослым людям, а к подросткам и юношам, предложил А. Личко. В его типологии выделены одиннадцать типов акцентуированных характеров со следующими названиями: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный. По своим описаниям эти типы в основном похожи на типы акцентуированных характеров взрослых людей по Леонгарду, однако в них учтена специфика возрастной психологии и поведения подростков и юношей.

Психоаналитик К. Юнг предложил свою типологию характеров людей, разделив их на два основных типа: экстравертов и интровертов. По его мнению, одной из черт характера, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность или замкнутость человека, а также ряд других, более общих черт характера, входящих в состав того, что Юнг обозначил как интроверсия и экстраверсия. Он писал по этому поводу следующее: рассматривая течение человеческой жизни, мы видим, что судьбы одних людей обусловливаются преимущественно объектами их внешних интересов, в то время как судьбы других людей — преимущественно динамикой их собственной, внутренней, психический жизни. Первый тип людей можно назвать экстравертированным, а второй тип людей — интровертированным.

Экстраверсия и интроверсия как черты характера соответствуют открытости или замкнутости человека по отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг него. В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание такого человека направляется на себя, и он становится центром собственных интересов. Интровертированная личность ставит себя и свой индивидуальный, внутренней мир выше того, что происходит вокруг нее; экстраверт же, наоборот, внешний мир ставит выше своих внутренних, субъективных переживаний.

С экстраверсией связаны определенные акцентуации характера, такие, например, как экзальтированность, демонстративность, возбудимость, гипертимность и сензитивность. Все эти черты характера вместе взятые образую т единый комплекс и вместе нередко встречаются у одного и того же человека. Того, кто обладает таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что происходит вокруг него. Он живо откликается на соответствующие события и живет ими. Интроверсия коррелирует с иной совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью, педантичностью, шизоидностью, истероидностью и психастеничностью. Люди, имеющие такой комплекс характерологических особенностей, отличаются отстраненностью от происходящего вокруг них, отчужденностью и независимостью.

В заключение приведем еще одну интересную попытку построения типологий характеров, предпринятую психоаналитиком и философом Э. Фроммом. В основе этой типологии в отличие от уже рассмотренных нами типологий, отражающих отклонения от нормы в характерах людей под влиянием различных заболеваний, лежит отношение человека к обществу, ценностям, цели и смыслу жизни. Это отношение, в свою очередь, порождено тем влиянием, которое общество оказывает на личность. Э. Фромм вывел данную типологию на основе наблюдений, сделанных им во время жизни в двух разных обществах: в Германии накануне начала Второй мировой войны (там он жил до эмиграции, до прихода фашистов к власти) и в США (сюда он эмигрировал в конце 1930-х гг.).

Свою типологию характеров Фромм обозначил как типологию социальных характеров людей, противопоставив ее уже рассмотренным нами клинико-психологическим типологиям. «Социальный характер, — пишет автор, — содержит... выборку черт, существенное ядро структуры характера большинства членов группы, которое сложилось в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы». Социальный характер определяет мышление, эмоции и социальные действия людей, принадлежащих данному обществу.

Различные классы и группы людей, существующие в обществе, обладают своим социальным характером. На его основе развиваются и приобретают силу определенные социальные, национальные и культурные идеи. Однако эти идеи сами по себе пассивны и могут стать реальными силами, влияющими на происходящие в обществе процессы, лишь тогда, когда отвечают особым человеческим потребностям.

Обобщив данные наблюдений за социальным поведением различных людей в двух странах, соотнеся их с практикой работы в клинике (некоторое время Э. Фромм был психоаналитиком, учеником и последователем 3. Фрейда), автор рассматриваемой типологии вывел следующие основные типы социальных характеров людей.

1. Мазохист-садист. Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых им социальных событий не в обстоятельствах, складывающихся объективно и независимо от людей, а в самих людях. Стремясь исправить свое неудовлетворительное положение в обществе, оказать влияние на эти причины, данный тип людей поступает следующим образом. Если причины своих неудач он видит в людях, то направляет свою агрессию против них; если причины своих неудач он усматривает в самом себе, то направляет свое недовольство против самого себя. В первом случае он по отношению к другим людям ведет себя как садист; во втором случае по отношению к самому себе выступает как мазохист. Садомазохистские склонности, по мнению Фромма, и есть то сочетание черт характера, которое позволяет людям такого типа жить и нормально существовать в современном обществе. Садистские черты характера позволяют активно бороться против других людей, применяя всевозможные, в том числе противозаконные и аморальные, методы. Мазохистские черты характера заставляют человека «совершенствовать» самого себя, изнурять себя непосильным трудом, т.е. своеобразным образом издеваться над самим собой. Такой человек своими настойчивыми действиями, непомерными требованиями и притязаниями может доводить до состояния изнеможения себя и окружающих. Особенно опасным для окружающих человек с таким типом характера становится тогда, когда он получает над ними неограниченную власть. Он начинает терроризировать людей, исходя из так называемых «благих намерений». Характеризуя таких людей как психоаналитик, Фромм писал, что наиболее часто проявляемые ими мазохистские устремления связаны с чувством собственной неполноценности, беспомощности и ничтожности. Они демонстрируют тенденцию принижать и унижать самих себя, упиваются самокритикой, занимаются самобичеванием, возводят на себя немыслимые напрасные обвинения во всем и прежде всего стараются взять вину за происходящее на самих себя, даже если в случившемся они не виноваты. Фромм также утверждает, что в этом типе социального характера наряду с мазохистскими склонностями почти всегда скрываются и садистские наклонности. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться видением того, как они страдают.

2. Разрушитель. Этот социальный тип людей характеризуется выраженной агрессивностью и стремлением к физическому устранению, уничтожению объекта, вызвавшего его фрустрацию. «Разрушительность, — пишет Фромм, - это средство избавления от невыносимого чувства бессилия». К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В периоды больших социальных потрясений, революций и переворотов они выступают в качестве основной силы, разрушающей старое.

3. Конформист-автомат. Такой человек, столкнувшись с трудноразрешимыми личными и социальными проблемами, перестает быть самим собой. Он беспрекословно подчиняется складывающимся обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, к которой принадлежит. Он легко и быстро усваивает тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в сложившейся социальной ситуации. У такого человека почти никогда нет собственного мнения, выраженной социальной позиции: он является сознательным или бессознательным конформистом, приспособленцем, готовым из конъюнктурных соображений принять любую, выгодную для него точку зрения. Он фактически утрачивает собственное «Я», свою индивидуальность и «настолько привыкает испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях, что лишь в порядке исключения мог бы заметить в своих чувствах нечто "чужое"». Такой человек всегда готов подчиниться любой новой власти, быстро и без особых нравственных переживаний и угрызений совести меняет свои убеждения, не задумываясь над моральной стороной такого поведения.

Формирование и изменение характера

Характер человека, по крайней мере взрослого, в течение жизни остается более или менее стабильным. Однако это касается далеко не всех людей. Часто с возрастом у человека происходят радикальные, порой драматические изменения характера — такие, что, встретившись с ним через несколько лет, мы его не узнаем. Внешность человека при этом меняется мало, но сам он нам тем не менее кажется совсем другим человеком, поскольку психология его за это время существенно меняется. Бывает и наоборот: по внешности мы человека не узнаем, а по характеру он с возрастом почти не меняется.

В связи с этим правомерно поставить и далее обсудить следующие вопросы:

1. В какой степени характер человек действительно стабилен?

2. Изменяется или не изменяется он с возрастом?

3. В каком возрасте могут происходить наиболее заметные изменения характера и почему?

4. В силу каких причин характер человека может изменяться после того, как он уже сформировался?

На эти и другие вопросы, связанные с формированием и изменением характера мы постараемся найти ответы. Рассмотрим, прежде всего, генезис характера человека, чтобы затем, опираясь на соответствующие знания об особенностях формирования характера в детстве, поставить и решить сформулированные выше вопросы.

Некоторые черты характера в отчетливой форме обнаруживаются уже у детей раннего возраста, т. е. в период до трех лет. Это значит, что истоки характера человека нужно искать в самом начале психологического развития человека.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение и взаимоотношения с окружающими людьми. В своих поступках и действиях ребенок прежде всего подражает близким для него взрослым людям. При помощи прямого научения через подражание этим людям, через эмоциональное подкрепление с их стороны действий и реакций ребенка он усваивает формы поведения взрослых, которые затем, становясь для него привычными, формируют его собственный характер.

Сензитивным периодом становления характера человек а можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети активно общаются как с окружающими их взрослыми, так и со своими сверстниками, открыты для воздействий со стороны и с готовностью их принимают, подражая окружающим. Взрослые люди в это время пользуются большим Доверием детей, имеют возможность воздействовать на них словом и делом, и это создает благоприятные условия для подкрепления у ребенка нужных форм поведения.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им свойства: эгоистичность, черствость или безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования соответствующих черт характера связано с ранними годами жизни и определяется обращением матери с ребенком, особенно в течение первого года жизни (вспомним в этой связи первую стадию личностного развития по Э. Эриксону). Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера ребенка. Особенно это относится к тому, как ведут себя мать и отец в отношении ребенка. Спустя много лет после этого стиль общения родителей с ним ребенок обычно частично или полностью воспроизводит в собственном общения с другими людьми и со своими детьми.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость и др., — складываются несколько позднее, чем коммуникативные черты характера, проявляющиеся в общении. Они формируются и закрепляются в играх детей и в доступных им по возрасту других видах деятельности. Существенное влияние на их развитие оказывает стимулирование соответствующего «делового» поведения ребенка со стороны взрослых.

В начальных классах школы развитие характера продолжается, и в личности ребенка закрепляются черты характера, проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими. Уже в данном возрасте характер ребенка может начать развиваться по гармоничному или противоречивому варианту. Гармоничный вариант развития характера предполагает отсутствие противоречий в чертах характера ребенка между отдельными его особенностями, а противоречивый вариант развития характера связан с наличием таких противоречий. Если то, что ребенок как личность приобрел еще до поступления в школу, получает здесь поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и сохраняются в течение дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками, учителями и другими взрослыми людьми не подкрепляет, как правильные, те черты характера, которые сформировались до поступления в школу, то начинается так называемая ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда и не сразу приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место лишь частичное изменение черт характера, компромисс между тем, к чему приучали ребенка до школы, и тем, что от него требуется в школе. Особенно часто конфликтогенная ломка характера наблюдается у тех детей, которые до поступления в школу оставались дома, не посещали дошкольные учреждения. Практика показывает, что такие дети, выигрывая в сравнении со своими посещающими детский сад сверстниками в общем уровне интеллектуального развития, явно проигрывают им в плане развития коммуникативных черт характера, Домашние дети труднее адаптируются в школьном коллективе, у них складываются непростые отношения с учителями и со своими ранее посещавшими детский сад сверстниками.

В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает в личности человека базовые нравственные и мировоззренческие основы характера.

Таким образом, каждый детский возраст вносит свой вклад в формирование характера человека, в развитие или закрепление в нем тех или иных характерологических особенностей. Ко времени окончания средней школы характер человека можно считать в основном сформированным, и то, что происходит с ним в дальнейшем, хотя и может изменить характер человека, но уже не делает его полностью неузнаваемым для тех, кто общался с соответствующим человеком в школьные годы.

Изменения в характерах людей могут происходить и после окончания школы, далеко за пределами возраста 16-17 лет. Эти изменения, однако, имеют индивидуально своеобразную форму, зависящую, во-первых, от того, каким стал характер ребенка к началу юности (16-17 лет), во-вторых, от того, как складывалась жизнь человека уже за пределами раннего юношеского возраста (после 20-25 лет). Характер человека может, причем, иногда довольно существенно, измениться и после 16-17 лет. Наибольшее влияние на изменения характера в течение дальнейшей жизни человека могут оказать следующие факторы:



  • длительное, хроническое заболевание, заставляющее человека надолго отказаться от привычного для него образа жизни, от реализации ранее намеченных жизненных планов;

  • изменение социального положения человека: семейного, материального и т. п.;

  • утрата или, наоборот, приобретение новых друзей и близких людей;

  • переход из одного возраста в другой, связанный с тяжело переживаемым кризисом возрастного развития.

 





Каталог: umk -> 1 6
1 6 -> Тема Теории личности. Психические свойства личности
1 6 -> Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Высшее образование, 2006. С. 125 145
1 6 -> Тема Введение в педагогику
1 6 -> Темпераментом называется совокупность свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов, состояний и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение
1 6 -> Тема Современные представления о сознании
1 6 -> International banking institute психологическая структура предпринимательской деятельности Батаршев А. В. «Личность делового человека»
1 6 -> Тема Введение в психологию
1 6 -> Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин
1 6 -> Книга «Теория игр и экономическое поведение»
1 6 -> Объективная и субъективная реальности. Когнитивная, регулятивная и коммуникативная функции психики. Концепция психической функциональной системы деятельности


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница