Важнейшей из наук, стремящейся ответить на многие вопросы, связанные с социальными проблемами, является социальная психология



страница1/7
Дата16.03.2016
Размер0.72 Mb.
ТипКонтрольные вопросы
  1   2   3   4   5   6   7
        1. СОДЕРЖАНИЕ





Контрольные вопросы 20

Контрольные вопросы 40

Контрольные вопросы 59

ЛИТЕРАТУРА 60


ВВЕДЕНИЕ


Современная действительность характеризуется все возрастающим интересом к социально-психологической проблематике со стороны представителей различных профессий, что во многом обусловлено следующими факторами: расширение сферы применения практической социальной психологии, постоянно усиливающееся внимание к тому, как влияет на людей широкое социальное окружение и какие в нем происходят изменения. Бурно развивающиеся в нашей стране экономические и политические процессы затрагивают все стороны жизни населения, что приводит к осознанию значимости общения, взаимодействия и взаимоотношений в регулировании жизни и деятельности людей.

Важнейшей из наук, стремящейся ответить на многие вопросы, связанные с социальными проблемами, является социальная психология. Социальная психология – отрасль современной науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования общественно-психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.

С одной стороны, она разрабатывает социально-психологическую теорию, в рамках которой оформляется методологическое и теоретическое отношение к изучаемым явлениям и процессам. С другой – подпитывает сферу общественной практики людей, в интересах которой осуществляется деятельность социальных психологов, ученых и исследователей.

Общественно-психологические феномены являются объектом пристального внимания многих наук – социологии, философии, политологии и других, что и обусловливает различие во взглядах на их сущность и содержание. Однако совершенно очевидно, что представители различных отраслей знаний, по-разному изучая и интерпретируя социально-психологические явления, должны обязательно учитывать именно психологические закономерности их формирования и проявления. Только в этом случае можно говорить об адекватном и точном их исследовании и осмыслении.

В данном пособии представлены следующие разделы: социальная психология как наука (рассмотрены предмет, объект и задачи социальной психологии, даны методологические принципы и методы социальной психологии), история развития социальной психологи (раскрыты философские предпосылки развития социальной психологии, рассмотрены особенности становления социальной психологии в России и за рубежом), социальная психология общения (представлен анализ коммуникативной, интерактивной и перцептивной стороны общения).

1. Социальная психология как наука


Одной из характерных особенностей сегодняшнего времени является постоянно усиливающийся интерес к тому, как влияет на людей широкое социальное окружение и какие в нем проходят изменения. Общественно-психологические феномены являются объектом пристального внимания многих наук — социологии, философии, политологии и других, что и обусловливает различие во взглядах на их сущность и содержание. Однако совершенно очевидно, что представители различных отраслей знаний, по-разному изучая и интерпретируя социально-психологические явления, должны обязательно учитывать именно психологические закономерности их формирования и проявления.

Социальная психология — научная дисциплина, родившаяся «на стыке» двух наук (психологии и социологии). Рассмотрим несколько подходов к определению социальной психологии. По мнению Г.М. Андреевой, социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп [1]. Е.С. Кузьмин определял специфику социальной психологии следующим образом: «социальная психология — это область психологии, призванная изучать те психические явления и законы, которые возникают как результат общения людей друг с другом» [18]. Можно также сказать, что социальная психология изучает влияния на следующих уровнях взаимодействия:



  1. человек – человек;

  2. человек – общество (группа);

  3. группа – группа.

На каждом из этих уровней возникают свои социально-психологические явления, которые являются предметом изучения социальных психологов.

Г. Олпорт предложил следующее понимание социальной психологии в соответствии с американской традицией: «Подавляющее большинство социальных психологов рассматривают свою дисциплину как попытку понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли, чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемое присутствие других» [25]

Понимание социальной психологии, рассмотрение ее основной проблематики всегда было тесно связано с междисциплинарным статусом этой науки. Поэтому по традиции изучение курса начинается с осмысления предмета, объекта, задач социальной психологии, ее связей с другими науками.

1.1. Предмет, объект и задачи социальной психологии


Взаимосвязь социальной психологии с другими науками

Социальные психологи стремятся прогнозировать поведение людей на основе изучаемых закономерностей общения, массового поведения, особенностей влияния общества на человека и человека на общество.

Социальная психология изучает:


  • психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т.д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и т.д.), наиболее часто изучаются общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтность и др.;

  • феномен межличностного и межгруппового взаимодействия, например, супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и т.д.;

  • психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду;

  • социально-психологический климат группы: конфликтные отношения (групповые состояния), лидерство и групповые действия (групповые процессы), сплоченность, сработанность и конфликтность (групповые свойства) и др.;

  • массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовый энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т.д.

Основные области, которые являются объектом изучения социальной психологии можно представить следующим образом: 1) большие группы (социальные стереотипы, массовое сознание, массовые коммуникации, механизмы воздействия и т.д.); 2) малые группы, организации (структура, лидерство, руководство, развитие группы, сплоченность и т.д.); 3) общение (структура, типы и виды общения, взаимопонимание и т.д.); 4) социальная психология личности (установки, ценности, типы личности, Я-концепция, социализация и т.д.); 5) практическая социальная психология (социально-психологический тренинг, психология рекламы, политики, искусства, семьи, и т.д.).

Таким образом, объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы людей) и отдельные их представители.



Предметом выступают закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений и процессов (общественно-психологических феноменов), представляющих собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.

Задачи социальной психологии:

  • теоретическое осмысление места и роли человека в изменяющемся мире, выявление типов социально-психологических характеров;

  • разработка социально-психологических концепций, адекватных социальной действительности, позволяющих давать научное объяснение актуальных социально-психологических проблем и разрабатывать программы их разрешения;

  • участие в комплексном изучении человека и социальных процессов;

  • обобщение эмпирических данных и разных теорий, определение перспективных направлений развития социальной психологии и др.;

  • разработка практических рекомендаций по механизмам оптимальной социализации личности;

  • повышение социально-психологической культуры (развитие навыков общения, взаимодействия, управления и т.д.);

  • разработка социально-психологических методов позитивного влияния на личность и группу;

  • повышение эффективности деятельности человека и группы в разных сферах.

Взаимосвязь социальной психологии с другими науками

Социальная психология связана со многими науками: с общей психологией, с возрастной, педагогической психологией и др. Наиболее близкими являются социология и общая психология. Место социальной психологии в системе научного знания может быть рассмотрено со стороны двух подходов. С точки зрения интрадисциплинарного подхода социальная психология является частью либо социологии, либо психологии. Интердисциплинарный подход гласит о том, что социальная психология возникает на стыке двух наук: социологии и психологии, и в связи с этим носит междисциплинарный характер.

По сравнению с другими психологическими отраслями социальная психология менее сосредоточена на различиях между индивидами или на особенностях развития личности и более на том, как люди оценивают друг друга и влияют друг на друга.

Социальная психология изучает такие психологические образования, как социальные потребности и интересы, самосознание и сознание, общественное мнение, умонастроения, внушение, подражание. Эти образования находятся на границе социологии и общей психологии. Социологов интересует природа и характер общественных, групповых и индивидуальных интересов, норм и ценностей. А социальных психологов — конкретные механизмы формирования таких норм и ценностей с учетом микро- и макросреды, в которой живет человек.



Внутринаучные связи социальной психологии и ее отношения с другими отраслями знаний. Задачи, решаемые социальной психологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность социально-психологических явлений, которые она изучает, и общностей, в которых они возникают, предопределили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.

Этническая психология— отрасль социальной психологии, которая занимается выявлением и описанием психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей.

Психология религии отрасль социальной психологии, изучающая психологию людей, вовлеченных в религиозные общности, а также их религиозную деятельность.

Политическая психология — отрасль социальной психологии, исследующая различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.

Психология управления — отрасль социальной психологии, уделяющая главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы людей, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.

Психология межгруппового и межличностного влияния — отрасль социальной психологии, занимающаяся изучением особенностей, закономерностей, форм и методов воздействия на людей и их группы в различных условиях развития общества.

Психология общения раскрывает не только своеобразие обмена информацией между людьми и социальными группами, но и показывает, как должны строиться, поддерживаться и развиваться взаимодействие и отношения между ними.

Психология семьи (семейных отношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики отношений между членами первичного звена человеческого общества.

Психология конфликтных отношений (конфликтология) — прогрессирующая отрасль, нацеленная на исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявление путей эффективного их предотвращения и разрешения.

В интересах своего продуктивного развития социальная психология должна поддерживать закономерные отношения с другими науками.



Философия, социология, политология и другие общественные науки предоставляют социальной психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических явлений и процессов и специфики общественного сознания, их происхождения, особенностей развития и роли в жизни и деятельности людей.

Общая психология помогает социальной психологии точнее представить и в методологическом отношении правильнее осмыслить психологические особенности личности (индивида), выступающей субъектом общественных отношений и носителем социальной психики.

Исторические науки показывают, как осуществляется развитие социальной психики и сознания людей на различных этапах становления общества и отношений между людьми.

Политические науки открывают социальной психологии правильное понимание того, какие политические явления (процессы) и как влияют на общественное сознание людей, как изменяется социальная психика людей в условиях политической деятельности или под ее влиянием.

Экономические науки раскрывают социальным психологам сущность и своеобразие функционирования экономических процессов в обществе, показывают, как те влияют на общественные отношения и на проявление в них социальной психики и общественного сознания людей.

Культурология и этнология, исследуя особенности культурного (этнического) развития различных этнических общностей, дают возможность адекватно и правильно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических феноменов.

Педагогические науки предоставляют социальной психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.

Изучая закономерности формирования и развития социально-психологических явлений и процессов в своеобразных общественно-исторических условиях, социальная психология оказывает определенную помощь и историческим, и экономическим, и политическим отраслям знания. Особенно она важна для педагогических наук, поскольку понимание закономерностей функционирования социально-психологических особенностей людей служит теоретическим основанием для выработки наиболее эффективных методов их обучения и воспитания.



Каталог: 2014
2014 -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
2014 -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
2014 -> Программа «Управление образованием»
2014 -> И регионального управления
2014 -> Программа духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста
2014 -> Технология кейс-стади Обзор Существуют различные обозначения этой технологии обучения. В зару­бежных публикациях можно встретить «метод изучения ситуаций»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница