В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на 5 типов



Скачать 118.13 Kb.
Дата21.04.2016
Размер118.13 Kb.

Классификация профессий

    В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на 5 типов (классификация Климова Е.А.):



1. "Человек - живая природа" (П)
    Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. 
    Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.

2. "Человек - техника" (и неживая природа) (Т) 
    Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. 
    Тип "Человек - техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.

 3. "Человек - человек" (Ч)

    Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. 


    К профессиям типа "Человек - человек" относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитой человека: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГИБДД и др.

4. "Человек - знаковая система" (3)
    Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. 

  Тип "Человек - знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.



5. "Человек - художественный образ" (X)

    Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. 


    К типу "Человек - художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример-пастижер, декоратор-оформитель, актер и др.



Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:

1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. "гнозис" -знание)

 Примеры: 


    в типе "человек - природа" - контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая; 
    в типе "человек - техника" - пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники; 
    в типе "человек - человек" - судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; 
    в типе "человек - знаковая система" - корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор; 
    в типе "человек - художественный образ" - искусствовед, музыковед, театровед.

2. Преобразующие профессии (П)

Примеры: 


    в типе "человек - природа" - мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер; 
    в типе "человек - техника" - слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана; 
    в типе "человек - человек" - учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод; 
    в типе "человек - знаковая система" - чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер; 
    в типе "человек - художественный образ" - цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

3. Изыскательские профессии (И)

Примеры: 


    в типе "человек - природа" - летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь; 
    в типе "человек - техника" - раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; 
    в типе "человек - человек" - воспитатель, организатор производства, организатор торговли; 
    в типе "человек - знаковая система" - программист, математик; 
    в типе "человек - художественный образ" - художник по проектированию интерьера, композитор.

    


Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременно выявлять свои профессиональные интересы и склонности:

Тип профессии по предмету труда

Гностические (распознать, определить)

Преобразующие (обработать, обслужить)

Изыскательские (изобрести, придумать)

Человек - природа

Ботаник

Ветеринар

Биоинженер

Человек - техника

Наладчик станков с ЧПУ

Водитель, слесарь

Изобретатель, Инженер

Человек - знаковая система

Графолог

Архивариус, библиотекарь

Программист

Человек - художественный образ

Литературный критик

Актёр

Художник, дизайнер

Человек - человек

Психолог

Учитель, врач

Режиссёр


По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

1. Профессии ручного труда (Р)

Примеры: 


    в классе гностических профессий - лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант; 
    в классе преобразующих профессий - ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец;
    в классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

2. Профессии машинно-ручного труда (М)

    Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.



3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А)

    Оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.



4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф)

    Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).




По условиям труда Е.А. Климов делит профессии на четыре группы:

1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, "комнатным" (б):лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о):агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.

3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

    Выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.




Тест по классификации труда (Е.А. Климов)

(методика Е.А.Климова, модификация А.А. Азбель)

В таблице приведен список различных видов работы. Выбери один из двух вариантов деятельности и запиши его номер.





Выращивать и дрессировать служебных собак для поиска наркотиков



Разрабатывать новые модели электронной бытовой техники



Спасать людей после аварий землетрясений



Заверять документы, оформлять доверенности и договора



Петь в музыкальной группе



Интенсивно тренироваться, совершенствоваться и добиваться новых спортивных результатов



Налаживать работу компьютеров, оборудования



Рассказывать о товаре, убеждать людей приобретать его



Переводить научные тексты



Писать рассказы, сценарии, фельетоны



Тренировать свой организм, чтобы он выдерживал воздействие больших физических нагрузок



Разрабатывать мероприятия по охране редких растений



Ремонтировать оргтехнику, компьютеры, телефоны



Исправлять смысловые и стилистические ошибки в готовящихся к печати текстах



Заниматься флористикой, оформлять помещения цветами



Анализировать состояние растений и животных в загрязненных условиях среды



Управлять автомобилем, автобусом, трейлером, локомотивом поезда



Микшировать музыку или корректировать фотоснимки с помощью компьютера

10а

Ежедневно тренировать свои атлетические навыки в спортивном зале, в бассейне, на стадионе, корте и т.д.

10б

Отлаживать работу спортивного автомобиля и заменять механизмы в случае неисправности

11а

Давать людям консультации по туристическим маршрутам других городов, стран

11б

Оформлять витрины универмагов; заниматься оформлением концертов и шоу

12а

Разводить декоративных рыб и ухаживать за аквариумами в офисах

12б

Оказывать людям медицинскую помощь

13а

Упорядочивать документацию фирмы и подготавливать новую (договора, счета, ведомости, доверенности и т.д.)

13б

Вырабатывать навыки красивой походки и пластичных движений для профессионального выступления на подиуме

14а

Изучать генетику, выводить новые сорта растений

14б

Работать в фондах архивов, находить необходимые документы

15а

Сопровождать людей в сложных туристических походах в роли инструктора

15б

Придумывать и отрабатывать сложные акробатические трюки, спортивные номера

16а

Лечить кошек, собак, лошадей и пр.

16б

Осуществлять сборку компьютеров

17а

Искать нужных людей, проводить подбор персонала в различные фирмы

17б

Проводить финансовый анализ рынка ценных бумаг

18а

Играть на сцене, сниматься в кино, ставить трюки

18б

Тренировать и репетировать красивые и точные движения перед спортивным выступлением

19а

Налаживать работу медицинского лазера, ультразвуковой аппаратуры

19б

Преподавать различные предметы в школе, техникуме, институте и т.д.

20а

Рассчитывать экономный путь транспортировки товара до потребителя

20б

Оформлять иллюстрациями сайты, книги, журналы

21а

Осуществлять постоянную психологическую и физическую подготовку к соревнованиям, турнирам, выступлениям

21б

Участвовать в экспедициях, посвященных изучению природных явлений

22а

Строить дома по планам, делать разводку электричества соответственно с проектом

22б

Работать с финансовыми законами и кодексами

23а

Проектировать садово-парковые зоны, оформлять участки с помощью растений

23б

Анализировать молекулярный состав крови

24а

Проектировать новое производственное оборудование, дома

24б

Производить архитектурно-восстановительные работы исторических мест

25а

Оттачивать мастерство выполнения спортивного упражнения, превозмогая усталость и страх

25б

Разрабатывать новые модели спортивных тренажеров, велосипедов и другое спортивное оборудование

26а

Организовывать праздники, выступать в роли тамады

26б

Вести концертные программы, объявлять зрителям имена выступающих и названия номеров программы

27а

Изучать жизнь организмов с помощью электронного микроскопа

27б

Оказывать людям психологическую помощь, работать на телефоне доверия

28а

Обрабатывать, анализировать и обобщать социологические данные

28б

Профессионально работать над красотой своей фигуры и внешности

29а

Разрабатывать средства защиты растений от вредителей и вирусов

29б

Писать компьютерные программы

30а

Консультировать людей в фитнес- зале, в бассейне, на спортивной площадке

30б

Тренировать общую выносливость и совершенствовать отдельные спортивные или артистические навыки

Каталог: upload -> images -> files
files -> Рассмотрено и принято на педагогическом совете мбоу «Мелекесская сош с углубленным изучением отдельных предметов»
files -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
files -> Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
files -> Описание модели ученического самоуправленияв Муниципальном бюджетном общеобразовательномучреждении
files -> Элективный курс «Лексика и фразеология русского языка»
files -> Хазеевой Наили Ринатовны 2012-2013 учебный год пояснительная записка. Настоящая программа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница