В условиях чрезвычайной ситуации



страница1/7
Дата28.02.2016
Размер1.83 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Юрий Александрович Гусев

ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ (СКБ)

В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

Москва, 2005 г.

ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (СКБ) РОССИИ:

В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ:
0. Вступление

  1. Виды СКБ:

  • духовная безопасность;

  • информационная безопасность;

  • экологическая безопасность;

  • культурная безопасность;

  • социальная безопасность;

  • психологическая безопасность;

- индивидуальная безопасность.

  1. Принципы выбора безопасной стратегии в условиях ЧС:

- основы безопасного поведения в кризисной ситуации;

  • баланс оптимумов безопасной стратегии;

  • роль опережающего предсказания чрезвычайных событий;

  • выбор оптимума поведения по законам гармонии;

  • сочетание эволюционных (традиционных) методов с методами инновационными;

  • мобилизация творческого ресурса;

  • духовные основы принятия решений в условиях ЧП.

  1. СКБ и внутренняя устойчивость страны.

  2. СКБ и культурная динамика сознания.

  3. СКБ и государственная культурная политика,

  4. Баланс между национальной идентичностью и общечеловеческими ценностями.

  5. «Культурное тело» русской идеи и безопасность

  6. Язык (тезаурус) СКБ.

  7. Безопасность творческой деятельности в чрезвычайной ситуации.

  8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: «Войти в баланс!»

  9. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. ВСТУПЛЕНИЕ:

Проблема социокультурной безопасности (СКБ) России – многогранна и объёмна, однако, понять её можно только как некую системную целостность, тесно связанную не столько с выживанием одной России в этом уже сошедшем с ума мире, но и с шансами выживания всего мира в целом. Причем по этому поводу беспочвенны разные патриотические «охи» «ахи» о вреде для нации глобалистских установок и общемирового диктата США. Став монодиктатором мира, США вырыли себе такую яму, что недолго уже до тех времен, когда они начнут горько жалеть об этом, и искать себе равноправных партнеров, например, среди таких стран, как Китай и Россия. На Европу в этом плане они почему-то не очень рассчитывают, может, потому что считают её своей составной частью.

Однако нас интересует не вообще проблема безопасности, а безопасности в условиях чрезвычайной ситуации. Причем безопасности строго ориентированной, которую мы назвали «социокультурной».

Безопасность – это, прежде всего, устойчивость - культурная, информационная, государственная, политическая, психологическая и международная и т.д., а эти системы по своей природе, никогда не бывают достаточно устойчивы, иначе бы политикам в этом мире делать было совсем нечего.

Мощнейшим фактором современного дисбаланса в мире является глобальный экологический кризис, включающий смещение природного равновесия, потепление климата, смену геомагнитных осей планеты, техногенные катастрофы, рост озоновых дыр в ионосфере, нестабильность социального плана и т.д.

Важным фактором грядущего планетного хаоса является техническая неготовность промышленных мировых систем к дисбалансу природы, слабая выживаемость в ситуации глобальной неустойчивости, в которую планета вошла, начиная с ХХ1 века, и еще не раньше, чем через сто лет, выйдет.

Основную причину всевозможных проявлений подобной нестыковки природы с современной цивилизацией человечества мы видим в отставании планетарного сознания от необходимого уровня развития.

Мы называем его духовно-инновационным сознанием, стараясь проследить его ростки на всех уровнях развития культуры и всячески способствовать его инициации в мире, ибо другого пути спасения в условиях глобального кризиса, на наш взгляд, просто не существует.
Глава первая «Виды социокультурной безопасности (СКБ):


  • 1. Духовная безопасность;

  • 2. Информационная безопасность;

  • 3. Экологическая безопасность;

  • 4. Культурная безопасность;

  • 5. Социально-политическая безопасность;

  • 6. Психологическая безопасность;

- 7. Индивидуальная безопасность.
Системное видение положения России в мире, а в связи с ним, общего состояния мирового социокультурного процесса предполагает рассмотрение социокультурной безопасности как составной части всей проблемы современного развития. Но зачем нам анализировать мировой процесс как систему, если мы будем отвлечены при этом от внимания к безопасности, как своей страны, так и других стран?

Безопасность - это пример типичной глобальной проблемы, рассмотрение каждого из её ликов в отдельности может стать вкладом лишь в её решительное умножение.

Это, конечно, абсолютно верно, но нас интересует и системная сторона вопроса: какой вклад каждый лик вносит в углубление нашего понимания всей проблемы в целом? Подлинно духовное понимание, это понимание, все-таки ц е л о с т н о е.



1. Духовная безопасность:

А. Соотношение Разума и Сердца как основа стабильности:

Теория СКБ опирается на идею стабильности социокультурных систем. В её основе лежит понимание биполярной структуры системы, находящей в процессе собственного развития, то есть, в ходе выработки такого синтеза двух полярных элементов системы, когда он рождает новое их качество. Нам представляется, что именно синтез рациональности и сердечности в современной культуре порождает её стабильность, а отсутствие этого синтеза ведет к хаосу и фрагментации всех её остальных подсистем.

В культуре работают два противоположных механизма: ВОЛЯ и ЛЮБОВЬ. Исторически так сложилось, что импульсы воли проистекали в истории из одних территорий, а импульсы любви из других.

Не время сейчас вспоминать всю историю вопроса, но совершенно ясно, что на рубеже старой и новой эры импульс Любви проистекал из Палестины, где действовал Иисус Христос. Когда после ХУ111 века Европа вытолкнула на территорию современной Америки своих отщепенцев – («пассионариев», по определению Л.Н.Гумилева) они увезли с собой столь сильный волевой импульс, что США надолго стали источником его по всему миру, и продолжают быть им по сей день.

Сердечные же импульсы всегда аккумулировались в России. Об этом можно судить, по количеству праведников, которых во все века было много в нашей стране, сравнительно с их общим числом в мире.

Мировая стабильность в советский период поддерживалась противостоянием двух систем: советской и американской, но об их синтезе говорить было совершенно невозможно. Не значит ли это, что у подобной системы стабильности не было никакого будущего?

Перспектива подлинной стабильности, как мы отмечали, возникает только тогда, когда два полярных системных принципа находят возможность для их плодотворного синтеза. Примером такого синтеза может быть ЧЕЛОВЕК: единство Души и Тела в нем поддерживает синтезирующий все на свете Дух.

Подобным же примером является Семья как первичная ячейка общества: единство Отца и Матери синтезировано в Дитяти, способном, если не обеспечить до конца существования Семьи её стабильность, то хотя бы поддерживать его относительно долгое время.

Какой вывод мы вправе сделать на основе этих предпосылок для понимания теории стабильности в современном мире? Мировая система может быть стабильна только при условии образования таких международных общепланетарных структур, которые дадут единство носителей ВОЛИ и СЕРДЦА, создав основу для их объединения в Грядущем.

Условием такого объединения может быть политическая МУДРОСТЬ органов, типа ООН, способная на основе синтеза сердечности и интеллектуальности породить систему, адаптирующую мир к любым изменениям и поворотам исторических событий в наши столь экстремальные времена.

Вопрос о том, какие нации в настоящее время являются носителями импульсов ВОЛИ и СЕРДЦА может быть решен международным соглашением. Ясно одно, что инновационные импульсы в мире исходят в основном от воленосителей, а сердценосители осуществляют свой вклад в мировой культурный процесс на основе тонкого художественного творчества.



Б. Духовность как способ преодоления мужского самомнения и женской мягкости:

Самым мощным способом синтеза полярных сторон любой работающей системы, как уже указывалось, является ДУХ. ВОЛЯ И СЕРДЦЕ также синтезируются на основе духовности.

Их синтез – «сердечная воля» не может существовать без духовой подпитки, без той информации, которую люди принимают по духовным каналам.

Как осуществляется данный синтез? Нам представляется, что особую роль играют в этом процессе компромиссы и договоренности, которые могут найти в предстоящем споре между собой мужское самомнение нации и её женское сердечное начало.

Бог создал Человека в двух испостасях: Мужчина и Женщина. И это, наверно, не случайно. Каждый из них является носителем качеств, которые хороши не по отдельности, а как дополняющие друг друга.

Долгие века человеческой истории этот синтез творился только на основе первичной ячейки общества - семьи. Сейчас перед ним возникает более обширное пространства реализации – вся планета целиком, ибо других механизмов решения возникающих в экстремальной ситуации проблем пока не видно. Мужской диктат без любви к природе завел планету в экологический тупик, из которого она без женской любви выбраться не имеет никаких шансов.

Фундаментальное решение этого вопроса связано с изменением положения женщины в современном мире. Только в последнее время и отнюдь не в России, где по идее этот вопрос должен был возникнуть в первую очередь, в международной политике началось потепление: женщина начинает занимать в ней достойное место.

Однако в большинстве стран по сей день в политике доминирует мужская воля, приводящая, как показывает опыт нашего исторического существования, к фундаментальным ошибкам, которых, можно было бы избежать, принимай участие в решении международных вопросов женщина.

Надо иметь в виду, что одни женщины без мужчин, так же не способны найти оптимальные пути выхода из проблемных ситуаций. Политическое положение современной Латвии, где президент – женщина, идеально иллюстрирует этот тезис, ибо мотивами политического поведения там служат не Любовь, а голый Национализм. Комплекс национальной неполноценности в этой стране еще не скоро будет изжит.

Если в парламентах будут доминировать женщины, то военные не смогут без их согласия принять решение и начале военных действий, а такое решение будет выноситься очень осторожно, ибо женщины не способны с великим энтузиазмом посылать на смерть своих сыновей.


В. Духовность как канал к Богу и диалог с Ним:

Мужчина и женщина вкупе составляют лишь одну сторону проблемы, важней – другая сторона – дух, с которым они контактируют для получения подлинной информации и выбора правильного поведения в сложной Экстремальной ситуации.

Духовность – это способность обрести канал к Богу и установить в той или иной форме «диалог» с Ним. Синтез мужского и женского начал – очень важное условие эффективности этого канала, ибо каждая сторона имеет свои преимущества в налаживании подобной коммуникации.

Бог не даёт по отдельности преимущества ни мужчине, ни женщине, Бог благодетельствует их целостность и единство, ибо сам Един и Целостен.

Важно, что это семейное единство в мире осуществляется с помощью ребенка, не случайно Христос просил приводить к Нему детей, ибо видел в них единую с собой сущность, ведь он тоже «из поддерживающих Единство».

Канал к Богу не только гарантирует нам выбор оптимальных решений в чрезвычайной ситуации, он гарантирует качества нравственной жизни, которые сами по себе – тоже выход из чрезвычайного положения, точнее, гарантия его недопущения впредь.

Если мы будем любить природу, мы не допустим того уровня разграбления и поругания, на который она обречена промышленным производством сегодня. Экстремальные проявления климата и другие природные катаклизмы – следствие, прежде всего, нашего насилия над природой, выведения её человеком из состояния гармонии, в коем старается пребывать любая дикая природа.

Как нам вернуться к этой гармонии? Прежде всего, обеспечить её в самих себе с помощью «диалога с Богом». Во вторых, постараться сберечь максимальное количество еще оставшихся в мире участков дикой природы, объявляя их «природными заповедниками». Экономической стратегией человечества в нынешнюю эпоху должно стать максимальное выведение природных территорий из промышленной разработки.

Закономерен вопрос, а как тогда сводить концы с концами? Необходимость ограничения личного и общественного потребления приводит к одному ответу – ТОЛЬКО АСКЕТИЗМ! Мы поможем себе в случае выбора этой стратегии вдвойне: и в медицинском и в природном плане.

Залогом выбора стратегии ограниченного личного потребления может стать только вера в Бога и установление постоянного действующего личного «канала к Нему».

Д. Демонизация современного мира:

Положение с духовностью в современной России становится особенно актуальным, если мы взглянем на причины, способствующие кризису духовности, которые мы условно назвали «современной демонизацией мира».

Тревогу бьёт, прежде всего, педагогическая общественность. Вот что думает по этому поводу известный православный теоретик педагогики, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО Вера Владимировна Абраменкова: «Становится все более очевидным, что полным ходом идет демонизация детского сознания через все сенсорные каналы, через органы чувств, это – важнейший фактор духовного и душевного нездоровья современных детей и молодежи. Судите сами: звуковая какофония современного города, агрессивная рок-музыка с ужасающими текстами типа: «я должен жить для сатаны, я иду в ад, не удерживай меня, мама», обилие бранной лексики в общении. Одежда детей изобилует сюжетами и символикой смерти, фантастическими монстрами, даже детские лакомства облекаются в специфические обертки, например, детский обед в Макдональдсе упакован в картонный «сундучок» с изображением привидений, домовых и прочей нечистой силы.

Современные игры и игрушки ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление ко всему греховному: к насилию и ненависти, блуду и распущенности, стяжательству и скверноприбытчеству, готовности подчиниться бесам». (8, 401-402)

Еще более ужасающий мир демонов обрушивается на детей с экранов телевизоров и с видеомагнитофонов, заполненных современными дискетами американских фильмов ужасов. Мир ужасов – мир страшных тайн психологически очень привлекает детей, но они совершенно беззащитны перед ним, поскольку воспринимают его всерьез, а не с той долей иронии, как взрослые.




  1. Информационная безопасность (ИБ):

ИБ – это создание такой системы бытия информации и функционирования коммуникаций в стране, которое способствует её социокультурной безопасности, работая на её политическую, государственную, социальную и психологическую стабильность нации.

При этом уже давно надо отказаться от иллюзии, что при этом необходимо восхвалять существующий строй и собственную нацию. Критика ошибок очень часто бывает полезней явной лести.

Но информация информации – рознь! Есть такая, что завораживает своей инновационной неожиданностью, но при этом она явно разлагает государственную стабильность, подкапываясь под корни национальных ценностей. В особенности это ясно видно в религиозном аспекте.

Все антиправославные ценности вредны русскому народу! Православие уже тысячелетие поддерживает русского человека в его духовных устремлениях на этой земле, одним этим оно заслужило право существования на территории России, как бы порой мы не относились к отдельным служителям Православной Церкви.

Органы СМИ получили неограниченную власть над своей аудиторией, в том числе и используя способности нетрадиционных, внушений, например 25 кадр в кино и на телевидении.

Речь идет о манипуляции информацией, ограничения которой требует, прежде всего, Информационная Безопасность. Таких средств манипуляции информацией в мире очень много.

Как показывают научные исследования, от гнета подобной манипуляции не защищены ни взрослые, ни дети. На взрослых применяются более отточенные и эффективные средства воздействия. Вот свидетельство академика РАЕН, заведующего лабораторией экологического мониторинга, профессора Н.Н.Крупенио: «Для управления массами людей используются самые современные методы:

1. Метод лингвистического программирования - воздействие на подсознание человека, через которое поступает 95% получаемой человеком информации;

2. Радиоакустический эффект сверхвысоких частот (СВЧ) – воздействие направленным лучом СВЧ, действующем и на большом расстоянии, как будто голоса звучат прямо в мозгу;

3. Альянс телевидения и психотроники – использование 25 кадра, воздействующего на подсознание;

4. Использование обратного звучания, когда сообщения записываются в обратной последовательности и таким образом внедряются в подсознание;

5. Психоделическая революция, формула которой «наркотики плюс рок»;

6. Воздействие на генетический аппарат человека, то есть на такие участки хромосом, которые отвечают за наследственные признаки и обмен веществ в организме (мутагенный эффект);

7. Воздействие на кроветворную систему;

8. Использование торсионных полей для психофизического внедрения информации в человека, перед которым сознание беззащитно». (См.библиография, № 8, стр. 103)).

Современные демонические методы информационного воздействия на человека в особенности применяются в рекламе в тех странах, где это не оговорено законом. Запаздывает с этим и наше законодательство, в котором еще столько дыр, что до криминальной работы с подсознанием наши законодатели дойдут еще не скоро.



Воздействие на подсознание особенно эффективно, ибо не проходит контроля сознания, человек оказывается беззащитным перед ним.

Нельзя сказать, что демонические методы информационного воздействия – открытие современного мира, они использовались всегда с тех пор, как человек поддался влиянию лукавого беса, соблазнившего его.

В «Евангелии от Матфея» так изъясняется притча Христа о сеятеле: «Поле есть мир, добрые семена – сыны Царствия Небесного, а плевелы – сыны лукавого» (Матф. 13, 38)

Подытоживая следы воздействия дьявола на человека, Библия отмечает следующие факторы:

- человек по причине падения стал слепым во тьме;

- со злым и испорченным сердцем;

- с развращенной волей и душевными страстями;

- полюбил зло и стал ненавидеть добро;

- стал рабом греха и своих похотей.

Возможно в ранние христианские времена это было еще не так заметно, ибо человек все же еще во многом продолжал хранить верность нравственному закону, воспитанному в нем всей системой тогдашней жизни, но сегодня ситуация кардинально изменилась и в пользу открытой сатанизации мира.

Демонической работе с подсознанием современного человека помогает его увлечение оккультизмом и магией. Рост мистических преступлений тесно связан с объемом выпуска оккультной литературы, повествующей о тайнах мистического мира в формах, приятных развлекательному сознанию современного человека, но не касающихся подлинной и страшной сути оккультизма и магии.

Защитой от этого разрушительного влияния может быть только вера в Иисуса Христа, оцерковление и личное духовное усовершенствование под руководством опытного духовного наставника.


В.Экологическая безопасность:

Вопрос об экологической безопасности является одним из самых запутанных (в интересах государства) вопросов, но, возможно, одним из самых актуальных в наше время. Пока он спрятался среди таких проблем страны, как бедность, опасность мусульманского терроризма, коррупция в высших эшелонах власти и др.

Но уже сегодня очень многие люди начинают понимать, какой уровень опасности для бытия всей социальной системы исходит из очага природных катаклизмов, а так же связанных с ними технологических ЧП, спровоцированных природной нестабильностью в мире.

Подлинные цифры экологического загрязнения планеты или отдельных её регионов не знает никто, кроме Бога.



Известно лишь по данным прессы, что количество экстремальных проявлений природы в мире постоянно увеличивалось:

- 1973-1982 – около 1 500 природных катаклизмов;

- 1983 – 1992 – около 3 500 природных катастроф;

- 1993 – 2002 – около 6 000 природных стихийных бедствий.

(газета «Оракул», июнь 20005 г., стр. 9)

Думаю, что на период с 2003 по 2013 мы будем иметь уже не двукратное увеличение природных катаклизмов, а трехкратное, способное поставить под удар всю технологическую структуру современного мира.

Только в последнее время на памяти у всех опустошительные цунами в Южной Азии и в США, землетрясения в Иране и Японии, наводнения в Грузии, железнодорожные, авиамоторные и энергетические катастрофы в нашей стране. Даже в техногенных катастрофах последнего времени не трудно увидеть природную составляющую, типа подмыва насыпи железнодорожного полотна или падения дерева на линии электропередачи.

Что же происходит и можно ли этому как-то противостоять? Проблематика глобальной катастрофы может быть коротко сведена к следующим пунктам:

- современная промышленная цивилизация с одной стороны является источником природных ЧП, а, с другой стороны, не способна с ними справиться без фундаментальных изменений в своих основах;

- кризис носит системный характер, ибо его подлинные причины – духовные;

- необходимо срочно полюбить природу и вывести её из под промышленного надругательства в максимально более широком для всей планеты масштабе;

- под удар чрезвычайных ситуаций ставится, прежде всего, городская цивилизация, ибо связанное с катаклизмом разрушение центральных сетей (электрических, газовых, водопроводных, канализационных) способно парализовать жизнь в любом городе;

- выходом является создание аварийных и обычных сельских поселений, состоящих из автономных экологических домов, способных выдержать удар любого катаклизма;

- все эти изменения станут возможными только при условии духовного преобразования сознания современного человечества, осознания им божественной функции природы, которую человеку как разумоносителю необходимо постоянно поддерживать;

- в связи с глобальной опасностью человек должен обладать знанием «Здорового образа жизни» и вести его, чтобы выжить в условиях глобального катаклизма;

- необходимо перестать слепо надеяться, что катаклизмы именно нас обойдут стороной, надо включаться в целенаправленную деятельность по смягчению их последствий до того, как они наступили.

Важнейшие экологические проблемы, требующие координации всеобщих усилий, поскольку они не могут быть разрешены на одном государственном уровне или уровне мирового сообщества, суть следующие:



  • непредсказуемое изменение климата, истощение озонового слоя, нелинейная деградация способности планеты восстанавливать собственную Природу;

  • ухудшение здоровья и снижение качества жизни населения;

  • заражение природной среды радиоактивными материалами, химическими веществами, возбудителями инфекций и другими агрессивными по отношению к Природе реагентами;

  • истощение невозобновляемых природных ресурсов, в первую очередь топливно-энергетического плана;

  • деградация почв, живого гумуса планеты, засоление и опустынивание земель;

  • ухудшение качества питьевой воды, загрязнение водных бассейнов, деградация жизни в водной среде планеты;

  • уменьшение естественного биологического разнообразия животного и растительного мира планеты, деградация природных ландшафтов и экосистемного покрова планеты.

Почти каждая из этих проблем носит ярко выраженный конкретный территориальный характер. И в нашей стране есть подобные «болевые точки», требующие в первую очередь помощи и содействия всей науки и заинтересованных общественных структур..

Это и «зоны Чернобыля», и большие города, состояние здоровья населения в которых вызывает наибольшие опасения медиков, и районы Нечерноземья с деградированными почвами, и районы с отравленной питьевой водой, уровень хлорирования которой из-за необходимости очистки делает ее совершенно непригодной для питья по вкусовым качествам, и катастрофическое уменьшение районов с сохранившимися естественными ландшафтами, и тундра, заваленная мусором после добычи там полезных ископаемых и т.д.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница