В современном мире все сферы жизни человека зависят от взаимоотношений, взаимодействия, взаимопонимания между людьми



Скачать 417.53 Kb.
Дата14.02.2016
Размер417.53 Kb.
ТипРеферат


Содержание

Введение
В современном мире все сферы жизни человека зависят от взаимоотношений, взаимодействия, взаимопонимания между людьми. Переговоры выступают на первый план не только в глобальных ситуациях, но и в решении повседневных задач любой организации. При этом с увеличением роста общей межнациональной, политической, экономической и как следствие психологической напряженности становится все труднее устанавливать новые контакты и сохранять старые. Особенно актуальна эта проблема для транснациональных компаний и фирм, работающих на международном рынке. В этих условиях чрезвычайно важно обращать внимание на все факторы, влияющие на конечную эффективность переговорных процессов.

Невозможно не согласиться с тем, что в любом переговорном процессе, неотъемлемой частью которого является общение и взаимодействие людей, одну из главных ролей играют способности, умения и возможности сторон это взаимодействие устанавливать и сохранять.

Одним из ключевых факторов эффективности переговорных процессов в организации является эмоциональный интеллект переговорщиков, в общем смысле понимаемый как способность к распознанию и управлению своими эмоциями и эмоциями других людей, и включающий в себя такие аспекты как: самосознание, самомотивация, эмпатия, социальные навыки (Н.Холл). Уровень эмоционального интеллекта может определять возможности переговорщика, например, в сфере установления долгосрочных и доверительных отношений между оппонентами. Также необходимо отметить, что разнообразие вариаций иерархичной расстановки компонентов эмоционального интеллекта переговорщика могут в той или иной мере определять его доминирующие стратегии ведения переговоров.

Именно поэтому нам представляется важным изучение эмоционального интеллекта как фактора, влияющего на эффективность переговорного процесса.

Цель исследования: изучить феномен эмоционального интеллекта как фактора эффективности переговорного процесса.

Задачи:


  1. Рассмотреть основные подходы к рассмотрению феномена эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной литературе.

  2. Проанализировать историю изучения феномена эмоционального интеллекта.

  3. Изучить особенности диагностики эмоционального интеллекта.

  4. Определить понятия переговоров.

  5. Исследовать подходы к изучению переговорного процесса.

  6. Охарактеризовать удовлетворенность процессом и результатами переговоров как критерий эффективности переговорного процесса.

  7. Выявить подходы к определению критериев  эффективности посредничества в переговорном процессе.

  8. Модифицировать тест эмоционального интеллекта Холла.

  9. Провести пилотную апробацию модифицированной методики и выполнить статистическую обработку результатов.

  10. На основе анализа результатов пилотной апробации сформулировать выводы о возможности использования модифицированной методики в дальнейшем исследовании.

  11. Выявить связь между уровнем эмоционального интеллекта посредника переговоров и субъективной эффективностью (удовлетворенностью процессом и результатом) переговорного процесса.

Объект исследования: эмоциональный интеллект.

Предмет исследования: эмоциональный интеллект как фактор эффективности переговорного процесса.

Основой методологического исследования является системный подход (Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин, В. А. Барабанщиков, А. В. Карпов, Д. Н. Завалишина, Б. Ф. Ломов, Э. Г. Юдин, В. Д. Шадриков); субъектно-деятельностный подход (Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Е. А. Климов, Д. Б. Эльконин), современные эпмирические и теоретические исследования эмоционального интеллекта (R. Boyatzis, R. Bar-On, R. Cooper, D. Caruso, D. Goleman, G. Matthews, J. D. Mayer, R. Roberts, P. Salovey, A. Sawaf, M. Zeidner, Д. В. Люсин), концептуальные модели и теоретические положения эмоционального интеллекта (И. Н. Андреева, О. В. Белоконь, И. И. Ветрова, С. П. Деревянко, И. А. Егоров, М. Зайднер, О. В. Лунева, Д. В. Люсин, Н. В. Коврига, Е. Л. Носенко, А. С. Петровская, Р. Д. Робертс, Е. А. Сергиенко, R. Bar-On, D. R. Caruso, C. Cherniss, D. Goleman, J. D. Mayer, G. Matthews, R. Roberts, P. Salovey).

Методы исследования: теоретический анализ источников по проблематике исследования, обобщение, сравнение, тестирование, количественный, качественный, статистический анализ результатов эмпирического исследования.

Методы математико-статистической обработки данных: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его выводов и результатов в практической деятельности организаций, оказывающих услуги по проведению процедуры медиации.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя десять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем работы 73 листа без учета списка литературы и приложений, библиографический список литературы содержит 63 наименования.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения эмоционального интеллекта как фактора эффективности переговорного процесса
1.1 Основные подходы к рассмотрению феномена эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной литературе
Концепция эмоционального интеллекта, стала широко известной в науке психологии за последнее десятилетие, именно, как альтернатива традиционного интеллекта. Большинство сторонников этой концепции считает, что большую прогностическую ценность имеет именно коэффициент эмоционального интеллекта, а не IQ.

Данная область изучения очень молодая. Эмоциональный интеллект изучает чуть больше одного десятилетия. В зарубежной психологии этой проблеме посвятили свои труды Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Карузо, Д. Гоулмен, Р. Бар-Он, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли и др.

Впервые термин эмоциональный интеллект в российской психологической науке было использовано Г. Г. Гарсковой. В настоящее время изучением эмоционального интеллекта на постсоветском пространстве занимаются Т. П. Березовская, О. И. Власова, Э. Л. Носенко, Д. В. Люсин, Н. В. Коврига, А. П. Лобанов, М. А. Манойлова, А. С. Петровская, Г. В. Юсупова, и другие.

Наука психологии сегодня выделяет несколько ведущих теорий эмоционального интеллекта: теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена; теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, Д. Карузо, П. Сэловея; двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д. Люсина; не когнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она.


1.2 История изучения феномена эмоционального интеллекта
Несмотря на то, что исследование эмоционального интеллекта получило особую популярность лишь в конце XX в., проблема эмоциональной культуры человека, как индивидуума, была актуальной на всех этапах развития человечества. Как утверждает И.Н. Андреева, началом зарождения идей союза эмоционального и рационального начала в человеческом сознании началась еще в религиозных учениях и философских трактатах. Автор акцентирует внимание, что еще в библейской Книге Притчей, можно найти примеры эмоциональной мудрости человеческого сознания: «Долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собой лучше завоевателя города» (16:32); «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых врачует» (12:18); «У глупого тотчас же выскажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбления» (12:15); «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает» (15:1). Экклезиаст поучает: «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше» (7:3) (Андреева И.Н., 2006, с.78-79).

Ученые, которые изучали такое явление, в разное время именовали его проявления по-разному – «обобщение переживаний», «интеллектуализация аффекта» (Выготский Л.С., 1984, с.379), «эмоциональное воображение» (Запорожец, А.В., 1986, с.128), «разумность чувств» (Мухина, В.С., 1999, с.267), «эмоциональная компетентность» (Журавлев, А.Л., 1987, с.178).

Дж. Мейер в зарубежной истории изучения эмоционального интеллекта в XX-XXI веках определяет 5 периодов:


  • исследования интеллекта и эмоций происходили, преимущественно изолированно (1900-1969 гг.);

  • изучение взаимодействия эмоциональных и когнитивных процессов (1970-1989 гг.);

  • эмоциональный интеллект стал объектом психологического исследования (1990-1993 гг.);

  • популяризация концепта (1994-1997 гг.);

  • с 1998 г. по нынешний момент происходит выявление особенностей феномена (Андреева И.Н., 2008).

Эти этапы развития были существенно расширены и дополнены А.С. Петровской, которая описала три следующих этапа в формировании понятия ЭИ (Карпов А.В., Петровская А.С., 2008). Первый период включает развитие сразу по трем направлениям:

  1. выяснение специфики эмоционально-когнитивных связей в ключе психологии мышления;

  2. в ключе зарубежной психологии интеллекта;

  3. глубокое изучение значения эмоций в когнитивном процессе в отечественной психологии.

Второй этап характеризуется выявлением влияний эмоций на процесс мышления. Третий этап подразумевает интеграцию когнитивной и эмоциональной областей психики (Базарсадаева Э.Ж., 2013).
1.3 Диагностика эмоционального интеллекта
Разработка инструмента, позволяющего оценить эмоциональный интеллект, является логичным продолжением разработки теоретического конструкта. При этом, по мнению Е.А. Орел, «ответ на вопрос, как измерить эмоциональный интеллект, вполне очевиден: если проводится сравнение с интеллектом, то необходима какая-то мера, которая проиллюстрирует насколько человек эмоционально «умен». По понятным причинам, достичь этой цели проще всего при помощи тестирования (Орел Е.А., 2010).

Сегодня можно выделить многообразие методик и способов измерения эмоционального интеллекта, они демонстрируют различное понимание содержания конструкта. По мнению Т.А. Панковой, большинство методов измерения носит абсолютно ненаучный характер, и не имеет никакой теоретической базы. Это связано с невероятной популярностью данного понятия (Панкова Т.А., 2011).

Поскольку психология эмоционального интеллекта развивается в основном за рубежом, ее диагностический аппарат также предстает в виде иностранных методик, зачастую не адаптированных и не переведенных на русский язык.

Отечественные разработки инструментов для измерения эмоционального интеллекта, в основном, сводятся к адаптациям зарубежных методик: теста Холла, MSCEIT (The Mayer–Salovey–Caruso Emotional Intelligence Tests).

В наше время одной из наиболее распространенных и популярных методик в России является тест Н. Холла. Данный тест очень грамотно составлен, и очень удобен для использования. В тесте 30 вопросов, все они объединяются в 5 шкал. Впрочем, несмотря на популярность, ряд авторов критикует данный тест. На их взгляд, названия некоторых шкал серьезно разнятся с их смысловой нагрузкой. К тому же, в данном опроснике нет данных о психометрических особенностях теста (Андреева И.Н., 2004).

Также в Институте психологии РАН разработана собственная методика оценки эмоционального интеллекта (Люсин Д.В., 2004; Белова С.С., 2004; Ушаков Д.В., 2004). Институт психологии РАН два вида эмоционального интеллекта – межличностный и внутриличностный, соответственно, их тест базируется на таком делении. Все формы интерпретации и понимания чужих эмоций относят к межличностному интеллекту. А интерпретацию и понимание своих эмоций относят к внутриличностному.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы.

Проблема эмоционального интеллекта получила широкое распространение и стала достаточно популярна в научных кругах в связи с высоким практическим потенциалом данного теоретического конструкта.

В настоящее время отсутствует единая, глобальная, продуктивная модель эмоционального интеллекта, а имеющиеся подходы достаточно противоречивы и слабо проработаны, что затрудняет интерпретацию полученных данных и разработку специфичных методик исследования.

На сегодняшний день существует три группы методик измерения эмоционального интеллекта: исследующие отдельные способности, входящие в состав ЭИ, основанные на самоотчете и самооценке испытуемых, а также тесты-«мульти-оценщики». При этом на данный момент можно констатировать отсутствие универсальной методики измерения эмоционального интеллекта. Выбор же способа измерения эмоционального интеллекта должен быть обусловлен целями и задачами эмпирического исследования, а полученные результаты интерпретироваться в соответствии с описанными выше ограничениями.


Глава 2. Социально-психологический подход к изучению переговорного процесса


2.1 Определение понятия переговоров
Ежедневно каждый человек участвует в переговорах на бытовом уровне и в процессе своей трудовой деятельности. Переговоры – это важный и незаменимый аспект жизни человеческого общества. В любой сфере нашей жизни, будь то бизнес, политика, социальная или любая иная сфера, чувствуется необходимость переговорных процессов. И самый распространенный тип переговоров – «лицом к лицу».

По понятным причинам, не существует общего, унифицированного определения терминов «переговоры» и «переговорный процесс». Существует множество определений, и связано это напрямую с тем, что подходы к пониманию и изучению такого вида человеческих коммуникаций разнится в разных сферах нашей жизни. Так, например, Б. И. Хасан считал, что переговоры – это метод решения конфликтов. У. Линкольн называл это методом передачи информации. Б. Ф. Ломов называл методом взаимодействия. Е. Л. Доценко, А. Ю. Панасюк писали, что переговоры – это один из методов влияния. Б. Г. Ананьев, А. А. Леонтьев называли видом деятельности.

В. Мастенбрук представляет переговоры в виде стратегии, которой следует пользоваться, когда на кону стоят разные, можно даже сказать противоречащие и взаимоисключающие интересы, но при этом есть некоторая степень зависимости двух сторон друг от друга. В таком случае, переговоры помогают достичь обоюдовыгодного соглашения (Мастенбрук В., 1993).

А. А. Леонтьев писал, что переговоры можно назвать видом совместной деятельности с партнером, которая направлена на решение возникающих конфликтных вопросов. А это говорит о том, что есть как минимум, двое участников переговоров, и их интересы могут, как совпадать, так и расходиться (Леонтьев А.А., 1997).

Н. М. Громова под переговорами понимает речевое взаимодействие коммуникантов в деловой сфере общения с целью достижения договоренности относительно решения той или иной профессиональной задачи при условии реализации определенной системы отношений и использовании характерных для данного жанра приемов и средств вербальной и невербальной коммуникации (стратегий и тактик) (Громова Н.М., 2006).

По мнению Р. И. Мокшанцева, неважно, как называются переговоры, или какую дефиницию используют для определения этого процесса, в конце концов, это метод решения конфликтных вопросов. Стороны, которые участвуют в переговорах, пытаются выяснить: кто прав, кто виноват. Ну, или хотя бы пытаются определить главного виновника. (Мокшанцев Р.И., 2002).


2.2  Подходы к изучению переговорного процесса
У переговоров весьма богатая и древняя истории, которая ничуть не меньше истории войн и посредничества. Данный метод использовался для того, чтобы решать различные конфликты, еще до тех времен, когда появились первые правовые процедуры. Первые упоминания этого термина связаны с деятельностью купцов, (от франц. «negociant», англ. «negotiant» – негоциант, торговец) (Шеретов С.Г., 2008). А самые ранние работы по проблеме переговоров посвящались, главным образом, анализу опыта их использования в сфере дипломатии. При этом переговоры, как правило, рассматривались в связи с описанием и толкованием каких-либо политических и исторических событий, и не давалась характеристика данной формы общения как самостоятельного жанра.

Впрочем, сама технология ведения переговоров долгое время была обделена вниманием. Лишь во второй половине XX столетия переговоры стали целью различных научных исследований. Это связано с той ролью, которую переговоры играют в нашем современном мире (Лебедева М.М., 1993). Последующие исследования проблемы переговоров дифференцируются по нескольким направлениям.

Изучение переговоров стало более-менее системным и научным лишь в последние двадцать лет. Лидером данного процесса являются американские ученые. Так, например, один из американских переговорных учебников приводит библиографию, в которой значится более 3000 наименований.

В наши дни у исследований переговорного процесса есть серьезная теоретическая база. При этом Г. Г. Танасов отмечает междисциплинарный характер исследований переговоров, что обусловливает различия в ракурсах и терминологический разнобой (Танасов Г.Г., 2011). Здесь важно понимать, что на протяжении большей части истории человечества, переговоры считались в большей мере искусством, а не предметом для научного изучения. Именно этим обусловлено то, что в современной популярной литературе часто можно встретить различные советы и рекомендации, касающиеся переговоров, из серии «добиться успеха просто».

2.3 Подходы к определению критериев эффективности переговорного процесса. Удовлетворенность процессом и результатами переговоров как критерий эффективности переговорного процесса
Переговоры могут считаться успешными, когда по их итогам, принимаются согласованные всеми сторонами документы, выработаны и приняты согласованные решения проблемных вопросов. Поэтому, когда переговоры называют выгодными для обеих сторон, имеются в виду те соглашения, которые устраивают обе стороны. Идеальной ситуацией является именно взаимовыгодное соглашение. Именно такие сделки необходимо доводить до логического финала. Согласно переговорной практике, взаимовыгодным соглашением заканчиваются не все, но большинство переговоров. Но, далеко не так просто заключить взаимовыгодную сделку. Это связано с тем, что иногда одна из сторон сама до конца не понимает, что именно будет являться выгодным для нее.

Р. И. Мокшанцев считает, что любой метод переговоров можно оценить с помощью трех признаков:



  • метод должен вести к разумному соглашению, если это возможно в принципе;

  • эффективность метода;

  • метод, как минимум не портит отношения между партнерами, а в идеале улучшает их (Мокшанцев Р.И., 2002).

То соглашение, которое является долговременным и максимально отвечает законным интересам сторон, называют Разумным соглашением.

Переговоры, которые приводят к разумному соглашению, а также минимальны по материальным и финансовым затратам, а также заканчиваются в оптимальные сроки, называют эффективными.


2.4 Посредничество в переговорах. Подходы к определению критериев  эффективности посредничества в переговорном процессе
В тех случаях, когда между сторонами переговоров существует конфликт, актуальным становится вопрос об участии в переговорах посредника. Переговоры, которые ведутся на условиях сотрудничества посредник, как правило, не нужен. Однако, даже если между сторонами существуют определенные разногласия, они самостоятельно могут справиться с возникающими проблемами, не прибегая к услугам посредника. Но если конфликт на самом деле очень острый и нет возможности найти взаимовыгодные условия сотрудничества, помощь посредника просто необходима.

Медиацией называют особый способ урегулирования конфликтов между спорящими сторонами посредством привлечения третьей стороны для достижения необходимых соглашений. Третья сторона, в данном случае – это подготовленный и признаваемый сторонами посредник, который не может принуждать к принятию решения (Липницкий А.В., 2010).

Медиация известна человеческому роду с древних времен, в качестве метода решения конфликтов. Так, например, в Древнем Китае и некоторых странах Африки старейшины племени или рода исполняли роль медиаторов, обеспечивая решение проблемных ситуаций.

Даже в наши дни, на Кавказе старейшины решают спорные вопросы. Исторически сложилось так, что Юг России часто пользовался примирительными формами, в силу того, что он был тем местом, где пересекались торговые пути. Примечательно, что в Новочеркасском музее казачества в качестве экспоната размещена медаль посредника XIX века. Это является прямым свидетельством того, что свои формы разрешения споров имело и купеческое сословие. Как следствие, можно сделать вывод, что институт медиации уже не одно столетие служит делу примирения конфликтов.


Глава III. Эмпирическое исследование влияния уровня развития эмоционального интеллекта на субъективную эффективность (удовлетворенность участников переговоров процессом и результатами переговоров) переговорного процесса
3.1 Постановка проблемы и описание программы исследования
С переходом от плановой экономики к рыночным принципам хозяйствования резко повысились темп и объем коммуникации, увеличилось количество средств ее осуществления, при этом возросло и количество конфликтов, которые могут быть разрешены только при помощи переговоров. В результате возникла острая потребность в научном изучении факторов, оказывающих влияние на переговорный процесс, в управлении этими факторами и возможности надежного предсказания результатов переговоров, того, насколько все стороны будут удовлетворены и процессом и исходом. Эмоциональный интеллект является одним из таких факторов, к которому последнее время исследователи обращаются все больше. Вместе с тем, степень изученности роли эмоционального интеллекта в переговорном процессе крайне низка.

На сегодняшний день наиболее широко используется на практике тест эмоционального интеллекта Холла для выявления способности человека понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений, однако следует отметить отсутствие какой-либо информации по психометрике данного теста. Именно поэтому нам представилось возможным и актуальным проведении исследования по модификации данного опросника с целью увеличения его эффективности.


Общая гипотеза:

Субъективная эффективность (удовлетворенность участников переговоров процессом и результатом взаимодействия) участников переговоров связана с уровнем развития различных компонентов эмоционального интеллекта у посредника.
Частные гипотезы:


  1. эффективность ведения переговоров связана с развитием у посредника переговоров таких компонентов ЭИ, как способность понимать и управлять чужими и своими эмоциями;

  2. результаты переговорного процесса связаны с уровнем развития у посредника таких компонентов эмоционального интеллекта, как способность понимать и управлять чужими эмоциями, самомотивация и саморегуляция.

Цель исследования: выявление зависимости уровня субъективной эффективности (удовлетворенности участников переговоров процессом и результатом взаимодействия) от уровня развития различных компонентов эмоционального интеллекта у посредника.


Достижение цели исследования потребовало решения следующих задач:

    1. Теоретический обзор литературы по проблеме эмоционального интеллекта в структуре деятельности переговорщиков.

    2. Подбор методического инструментария диагностики уровня эмоционального интеллекта и субъективной эффективности переговорного процесса.

    3. Проведение эмпирического исследования на основании анализа полученных результатов.

    4. Обобщение и анализ результатов, формулирование вывода о взаимосвязи уровня развития эмоционального интеллекта посредника переговоров и субъективной эффективности переговорного процесса.

Объект исследования: переговорный процесс

Предмет исследования: эмоциональный интеллект посредника переговоров как фактор удовлетворенности участников процессом и результатом переговоров.
Эмпирическое исследование включает следующие этапы:

I этап – пилотажное исследование, цель которого заключается в апробации модифицированного теста эмоционального интеллекта Холла.


Задачи данного этапа:

  1. Модифицировать тест эмоционального интеллекта Холла.

  2. Проведение пилотной апробации модифицированной методики и выполнение статистической обработки результатов.

  3. На основе анализа результатов пилотной апробации формулировка выводов о возможности использования модифицированной методики в дальнейшем исследовании.

II этап, цель которого заключается в выявлении связи между уровнем эмоционального интеллекта посредника переговоров и субъективной эффективностью (удовлетворенностью процессом и результатом) переговорного процесса.


Задачи данного этапа:

  1. Разделение испытуемых на триады, в которых 2 участника – представители сторон-оппонентов, 1 – посредник в переговорном процессе.

  2. Диагностика уровня эмоционального интеллекта посредников при помощи модифицированного теста эмоционального интеллекта Холла (приложение 1) и теста ЭМиН Д. Люсина (приложение 2).

  3. Моделирование ситуации переговоров с помощью метода ролевой игры (приложение 3), определение и фиксация в анкете участниками-оппонентами их целей в переговорном процессе (приложение 4).

  4. Проведение анкетирования (приложение 5) участников по итогам переговоров на предмет их удовлетворенности процессом и результатом переговоров.

  5. Сопоставление полученных результатов, выполнение статистической обработки и представление выводов о наличии связи между субъективной эффективностью (удовлетворенностью процессом и результатом переговоров) переговоров и уровнем эмоционального интеллекта посредника.

3.2 Методы, методики и материалы исследования


Выборка

В выборочную совокупность первого этапа исследования (апробации модифицированного опросника Холла) вошли 19 студентов старших курсов лечебного факультета первого МГМУ им. И.М. Сеченова и 19 студентов старших курсов факультета психологии МГУ им. Ломоносова.

Респонденты участвовали в исследовании на добровольной основе, их поощрением в данном случае служило предоставление индивидуальных психодиагностических показателей уровня развития эмоционального интеллекта.
Методики:


  • тест эмоционального интеллекта (ЭМиН) Д. В. Люсина;

  • модифицированный тест эмоционального интеллекта Холла.

Анализ эмоционального интеллекта Д. В. Люсина (тест ЭМиН)



Назначение: определение различных аспектов эмоционального интеллекта.

Основой данного теста является собственная модель эмоционального интеллекта Люсина (Люсин Д.В., 2006). Автор вводит в обиход понятие межличностного и внутриличностного интеллекта. Данные аспекты учитывают актуализацию различных когнитивных навыков и процессов, но при этом они должны быть взаимосвязаны. Согласно данного теста, способность управлять, и способность понимать эмоции может иметь направленность на собственные эмоции, а может и на эмоции окружающих людей. Из этого можно сделать вывод, что ЭИ бывает, как межличностное, так и внутриличностное. Получается, ЭИ в своей структуре имеют два «направления», пересечение которых дает две субшкалы МЭИ и три субшкалы, которые и определяют разнообразные аспекты ВЭИ:



  1. Межличностный эмоциональный интеллект (ЭИ):

Шкала МП – осознание чужих эмоций.

Шкала МУ – управление эмоциями других людей.

2. Внутриличностный эмоциональный интеллект (ЭИ):

Шкала ВП – осознание своих эмоций. 

Шкала ВУ – управление своими собственными эмоциями.

Шкала ВЭ – экспрессии, и её контроль.

По мнению автора, данная модель эмоционального интеллекта (ЭИ) коренным образом отличается от смешанных моделей, в силу того, что в её основе не лежат личностные характеристики, которые могут быть показателем способности понимать, осознавать и управлять эмоциями. Согласно данной модели, возможно внедрение только тех личностных характеристик, которые в той или иной мере имеют влияние на индивидуальные особенности и уровень эмоционального интеллекта.

Инструкция: «Перед вами тест, в котором 46 утверждений, и Вам необходимо его заполнить. Внимательно прочтите каждое утверждение, и отметьте галочкой (или крестиком) ту графу, которая наиболее четко отражает Ваше мнение».

Обработка и изучение результатов

Чтобы получить значения шкал ВЭИ и МЭИ, необходимо просто суммировать значения субшкал. Например:

ВЭИ = ВУ+ВП+ВЭ

МЭИ = МУ+МП 

При использовании иного способа суммирования субшкал, можно получить еще две шкалы – ПЭ и УЭ:

УЭ = ВУ + МУ + ВЭ

ПЭ = ВП + МП

Также можно применить интегральный показатель общего эмоционального интеллекта ОЭИ:

ОЭИ = МУ + МП + ВУ + ВП + ВЭ.
Модифицированный анализ эмоционального интеллекта по Холлу

Назначение. Данная методика служит для определения способности осознавать отношения личности, которые представлены в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основании принятии решений.

Структура теста представляет собой 30 утверждений и содержит 5 различных шкал:



  1. управление своими эмоциями (эмоциональная неригидность, эмоциональная отходчивость);

  2. эмоциональная осведомленность;

  3. эмпатия;

  4. самомотивация (скорее как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14);

  5. определение эмоций окружающих людей (также можно назвать умением влиять на эмоциональное состояние людей).

В качестве вариантов ответов используется 6-ти балльная шкала. Соответствовать варианту «полностью не согласен» будет -3, а варианту «полностью согласен» +3.

Для целей нашего исследования была предпринята попытка модификации методики Холла: изменены формулировки некоторых вопросов, при этом смысл и содержание вопросов не менялось, только постановка слов и речевые обороты, от которых, с нашей точки зрения, зависит понимание и восприятие вопроса испытуемым.



Инструкция: «Вашему вниманию предложены утверждения, которые в той или иной мере отражают различные аспекты Вашей жизни. Вам необходимо отметить галочкой, звездочкой или иным знаком тот столбик с определенным баллом справа, который наиболее отражает Ваше согласие или несогласие с утверждением».

Обработка и изучение результатов

В зависимости от результата, уровень парциального эмоционального интеллекта будет следующим:



  • 14 и более баллов – высокий уровень;

  • 8-13 баллов – средний уровень;

  • 7 и менее баллов – низкий уровень.

В зависимости от количественного показателя, определяется и интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака:

  • 70 и более – высокий;

  • 40-69 – средний;

  • 39 и менее – низкий.

Методы математико-статистической обработки результатов эмпирического исследования

При обработке полученных результатов эмпирического исследования вычислялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена

В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.

Данный метод может быть использован не только для количественно выраженных данных, но также и в случаях, когда регистрируемые значения определяются описательными признаками различной интенсивности. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена при большом количестве одинаковых рангов по одной или обеим сопоставляемым переменным дает огрубленные значения. В идеале оба коррелируемых ряда должны представлять собой две последовательности несовпадающих значений.

Для его проведения необходимо иметь два ряда значений, которые могут быть проранжированы. Это могут быть:



  1. Два признака измерений в одной и той же группе испытуемых.

  2. Две индивидуальные иерархии признаков выявленных у двух испытуемых по одному и тому же набору признаков.

  3. Две групповые иерархии признаков (по одному набору признаков).

  4. Индивидуальная и групповая иерархия признаков.

После формулирования нулевой и альтернативной гипотез необходимо проранжировать оба показателя, приписывая меньшему значению меньший ранг, затем подсчитать разности между рангами, которые получил каждый испытуемый по двум переменным, и возвести эти разности в квадрат.

Эмпирическое значение rs вычисляется по формуле:



,

где d – разности между рангами по каждой из переменных;

N – количество ранжируемых значений.

Затем по таблице критических значений определяется rкр. и на основании сравнения его с эмпирическим значением принимается одна из сформулированных гипотез.


3.3 Результаты и их обсуждение

Заключение


Таким образом, нами было рассмотрено понятие эмоционального интеллекта как способности человека работать с «эмоциональной» информацией и проанализировано влияние отдельных его компонентов на эффективность и результативность переговорного процесса.

На сегодняшний день проблема эмоционального интеллекта, в целом, и детерминации эффективности человека в переговорах уровнем его эмоционального интеллекта, в частности, остается весьма актуальной. Несмотря на достаточно объемный пласт литературы по данной теме, собственно отечественные социально-психологические исследования данного феномена немногочисленны.



В ходе пилотажного исследования был модифицирован тест эмоционального интеллекта Холла, который в дальнейшем может быть использован в практической работе организаций, оказывающих услуги по проведению процедуры медиации; в ходе основного исследования доказана взаимосвязь между субъективной эффективностью (удовлетворенность участников переговоров процессом и результатом взаимодействия) участников переговоров и уровнем развития различных компонентов эмоционального интеллекта у посредника. При этом ограниченный круг участников исследования не позволил нам проанализировать гендерные различия различных компонентов эмоционального интеллекта и их влияние на успешность переговорного процесса. Анализ таких различий, на наш взгляд, должен быть проведен в ходе дальнейших эмпирических исследований.
Список использованной литературы


  1. Айгунова, О.А. Особенности базовых компонентов эмоционального интеллекта математически одаренных юношей с разной учебной успешностью: автореф. дис. … канд. пси-хол. наук / О.А. Айгунова. – М., 2011. – 26 с.

  2. Андреева, И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С.83-95.

  3. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С.78-86.

  4. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.. Анцупов, А.И. Шипилов. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2008. – 496 с.

  5. Базарсадаева Э.Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта / Э.Ж. Базарсадаева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – № 5. – С. 24-32.

  6. Белланже, Л. Переговоры / Л. Белланже. – 5-е издание. – СПб.: Нева, 2002. – 128 с.

  7. Белова, С.С. Вербализованный и невербализованный компоненты социального интеллекта: дисс. … канд. психол. наук / С.С. Белова. – М., 2004. – 180 с.

  8. Бороздина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 250 с.

  9. Буртовая, Е.В. Конфликтология / Е.В. Буртовая. – СПб.: Речь, 2002. – 360 с.

  10. Вайсбах, Х. Эмоциональный интеллект / Х. Вайсбах, У. Дакс. – М.: Лик пресс, 1998. – 160 с.

  11. Васильев, В.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности / В.А. Васильев // Психологический журнал. – 1998. – № 4. – С.32-36.

  12. Выготский, Л.С.Вопросы детской (возрастной) психологии. – Собрание сочинений: В 6 т. Т.4 / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.

  13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 2 / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1982. – 370 с.

  14. Горскова, Г.Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру / Г.Г. Горскова // Ананьевские чтения: Тез. науч.-практ. конф. – СПб., 1999.

  1. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 210 с.

  1. Громова, Н.М. Переговоры как жанр устного делового общения в сфере межкультурной коммуникации / Н.М. Громова // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. – 2006. – № 1. – С. 57-61.

  1. Деревянко, С.П. Эмоциональный интеллект: проблемы категориальности / С.П. Деревянко // Психология в современном информационном пространстве: материалы международной научной конференции / Смол. гос. ун-т. – Смоленск: СмолГУ, 2007. – Ч. 1. – С.108-112.

  1. Евдокименко, А.С. Дескриптивная модель ведения двухсторонних переговоров / А.С. Евдокименко. – М.: Академия, 2010. – 220 с.

  2. Журавлев, А.Л. Влияние коммуникативных качеств личности руководителя на эффективность руководства коллективом / А.Л. Журавлев // Психология личности и образ жизни / под ред. Е.В. Шороховой и др. – М.: Наука, 1987. – 219 с.

  1. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т.1. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.

  2. Иванова, Е.С. Опознание и вербализация эмоций как основа эмоционального интеллекта / Е.С. Иванова // Известия Уральского федерального унверситета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2010. – Т. 81. – № 4. – С. 82-88.

  1. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2011. – 784 с.

  2. Исраэлян, В.Л. Дипломаты лицом к лицу / В.Л. Исраэлян. – М.: Международные отношения, 1990. – 351 с.

  3. Карпов, А.В. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика. Монография / А.В. Карпов, А.С. Петровская. – Ярославль: ЯрГУ, 2008. – 325 с.

  4. Колосова, А.В. О развитии медиации и примирительных процедур с участием посредника / А.В. Колосова // Российское право: образование, практика, наука. – 2009. – № 9 (62). – С. 12-14.

  5. Конфликтология / под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – 448 с.

  6. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) / под ред. Е.И. Степанова. – М.: Эдиториал, 1999. – 490 с.

  7. Лебедева, М.М. Вам предстоят переговоры / М.М. Лебедева. – М.: Экономика, 1993. – 156 с.

  8. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 1997. – 310 с.

  9. Липницкий, А.В. Медиация юридических конфликтов: основания, особенности, технология / А.В. Липницкая // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2010. – № 1. – С. 217-224.

  10. Лунева, О.В. История исследования социального интеллекта / О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 1. – С. 223-229.

  11. Люсин, Д.В. Новая методика измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. – 2006. – № 4. – С. 3-22.

  12. Люсин, Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные / Д.В. Люсин // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – С. 264-278.

  13. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29–36.

  14. Люсин, Д.В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ / Д.В. Люсин, О.О. Марютина, А.С. Степанова // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 128-140.

  15. Майер, Г. Психология эмоционального мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Г. Майер; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М., 1981. – С. 123-129.

  16. Мастенбрук, В. Переговоры / В. Мастенбрук. – Калуга: Калужский Институт социологии, 1993. – 175 с.

  17. Мокшанцев, Р.И. Психология переговоров / Р.И. Мокшанцев. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 178 с.

  18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 1999. – 456 с.

  19. Надежин, Н.Н. Особенности переговорного процесса в конфликтных ситуациях / Н.Н. Надежин // Труды Дальневосточного государственного технического университета. – 2004. – № 137. – С. 244-245.

  20. Надежин, Н.Н. Структура переговорного процесса при урегулировании конфликтов / Н.Н. Надежин // Вестник Читинского государственного университета. – 2007. – № 3. – С. 127-133.

  21. Одинцова, В.В. Психометрический анализ методики «Эмоциональный интеллект-2» / В.В. Одинцова [Электронный ресурс] // HR-Лаборатория Human Technologies: сайт. 2006. URL: http://www.ht.ru/tests/bank/annrtf/emiq2.php

  22. Орел, Е.А. Опыт разработки теста эмоционального интеллекта ЭмIQ / Е.А. Орел // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН , 2010. – С. 297-307.

  23. Панкова, Т.А. Эмоциональный интеллект как фактор социально-психологической адаптации молодых специалистов: дисс. ... канд. психол. наук / Т.А. Панкова. – М., 2011. – 208 с.

  24. Панкратова, А.А. Эмоциональный интеллект: примеры программы формирования / А.А. Панкратова // психологические исследования: электронный научный журнал. – 2010. – № 1 (9). – С. 7.

  25. Робертс, Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р.Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д.В. Люсин // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. – 2004. – Т. 1. – № 4. – С.3-24.

  26. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Прогресс, 1973. – 490 с.

  27. Рыжов, Д.М. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.М. Рыжов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2012. – № 1-2. – С. 142-147.

  28. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 235 с.

  29. Спасибенко, С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека / С.Г. Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 2. – С. 109-125.

  30. Танасов, Г.Г. Личность в переговорах: субъектно-бытийный подход: дисс. ... д-ра психол. наук / Г.Г. Танасов. – Краснодар, 2011. – 479 с.

  31. Ушаков, Д.В. Является ли социальный интеллект интеллектом? / Д.В. Ушаков // Материалы первой российской конференции по когнитивной науке. – Казань, 2004.

  32. Фишер, Р. Путь к согласию, или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри. – М.: Наука, 1992. – 158 с.

  33. Шеретов, С.Г. Ведение переговоров / С.Г. Шеретов. – Алматы: Юрист, 2008. – 92 с.

  34. Шкляр, Т.Л. Ведение деловых переговоров как залог успеха в профессиональной жизни / Т.Л. Шкляр, О.В. Крупнова // Молодой ученый. – 2014. – № 15-1. – С. 170-172.

  35. Штроо, В.А. Эмоциональный интеллект участников как фактор эффективности деловых переговоров / В.А. Штроо, С.Ю. Серов // Организационная психология. – 2011. – Т. 1. – № 1. – С. 8–23.

  36. Bar-On, R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): technical manual / R. Bar-On. – Toronto, Canada: Multy-Health System, 1997.

  37. Bar-On, R. Emotional Quotient Inventory (EQ-i): A Measure of Emotional Intelligence. Technical Manual / R. Bar-On. – Toronto: Multi-Health Systems, 2004. – 113 p.

  38. Goleman, D. Emotional intelligence / D. Goleman. – New York: Bantam Books, 2005. – 358 p.

  39. Mayer, J.D. Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence / J.D. Mayer, D. Caruso, P. Salovey // Intelligence. – 1999. – Vol. 27. – P. 267-298.

  40. Mayer, J.D. Models of emotional intelligence / J.D. Mayer, P. Salovey, D.R. Caruso // Handbook of Human Intelligence (2nd ed.) / Ed. by R.J. Sternberg. – New York: Cambridge, 2000. – P. 396-420.

  41. Salovey, P. Emotional intelligence / P. Salovey, J.D. Mayer // Imagination, Cognition, and Personality. – 1990. – Vol. 9. – P. 185-211.

  42. Zajonc R.B. Feeling and thinking. Preferences need no inferences // American Psychologist. – 1980. – V. 35. – P. 151-175.

Приложения


Приложение 1

Модифицированный тест эмоционального интеллекта Холла

Приложение 2

Приложение 3

Ролевая игра

Приложение 4

Бланк «Цели и задачи»

Приложение 5

Анкета
Цель: определение степени удовлетворенности переговорным процессом и результатами переговоров

Приложение 6

Таблица 4

Сводная таблица результатов тестирования испытуемых по методике ЭМиН и модифицированному тесту эмоционального интеллекта Холла

Приложение 7

Таблица 5



Результаты статистической обработки результатов пилотного исследования



Каталог: uploads
uploads -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
uploads -> «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»
uploads -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
uploads -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
uploads -> Название кафедры
uploads -> Департамент образования и молодежной политики
uploads -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
uploads -> Сборник методических материалов
uploads -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница