В системе образования



страница1/5
Дата20.04.2016
Размер0.67 Mb.
  1   2   3   4   5





Профсоюз работников народного образования и науки

Российской Федерации



СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ

В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИИ
Учебное пособие

г. Москва

2006


Меркулова Г.И., Куприянова Т.В., Спорыхина М.В., Юдин В.П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России. Учебное пособие. Москва: Изд-во МГОУ, 2006. -100с.
В пособии на фактическом материале из ис­тории профсоюзного движения в отрасли рассмотрена многогранная деятельность профсоюзных организаций в различные периоды российской истории.

Пособие предназначено для первичных и территориальных профсоюзных организаций, школ профсоюзного актива, руководителей профсоюзных кружков.


В 2005 году исполнилось 100 лет профессиональному дви­жению в образовании России и 15 лет Профсоюзу работников народного образования и науки Российской Федерации.

Рождение профсоюзных организаций в образовании, как и в целом профсоюзов - не случайность, а объективная закономерность, обусловлен­ная, прежде всего, социально-экономическими условиями в стране.

Реформаторские движения «новых школ» России конца XIX века, из ко­торых рождались творческие учительские общества и союзы, общества взаимопомощи и съезды народных учителей стали той основой, на которой создавалось профсоюзное учительское движение в России.

Уже в 1903-1904 годах учителя видели способ устранения невыгодных условий своего труда в объединении, а потому в эти годы создается Со­юз народных учителей, объединивший демократически настроенных работ­ников образования. В одной из листовок Союза подчеркивалось, что « Учитель начинает играть не последнюю роль и, что массовые увольнения учителей уже входят в обы­чай», а потому учительский съезд обратился к учителям, сто­ящим на «полдороге», с горячим призывом к объединению. В обращении подчеркивалось, что « учительская работа оплачивается так скудно, что учителя принуждены влачить жалкое существова­ние...».

Именно в эти годы из-за крайне тяжелых условий жизни и труда к учителям и другим работникам образования пришло осознание необходимос­ти организованных коллективных действий в отстаивании своих прав и профессиональных интересов, улучшения экономического, социального и бытового положения.

В последующие периоды своего развития, профсоюзные организации продолжали реализовывать важную социальную функцию, обеспечивая взаимодействие работников образования с обществом и госу­дарством, осуществляя их защиту в сфере труда.

Являясь преемником профсоюзного движения в отрасли, наш Профсоюз работников народного образования и науки РФ, созданный в 1990 году, бережно сохраняет те профсоюзные традиции, которые были заложены в образовании многими поколениями профсоюзных работников и активистов.

Мы восхищаемся их деятельностью и отдаем дань глубочайшего уважения тысячам профсоюзных активистов, с честью пронесших знамя профсоюзной солидарности.

В настоящее время наш Профсоюз на подъеме, он активно отстаивает социально-трудовые права и профессиональные интересы учителей, воспитателей, преподавателей и других работников образования. Он органично вошел как в российское, так и международное профсоюзное движение.

С 1990 года Профсоюз входит в Федерацию независимых профсоюзов России, с 1995 года является полноправным членом Интернационала образования, а с 2003 года представлен в выборном органе (Бюро) Европейской структуры этой крупной и влиятельной международной организации учителей.

В структуре Профсоюза насчитывается 78 республиканских, краевых, областных и приравненных к ним территориальных организаций, охватывающих все субъекты РФ. На муниципальном уровне работает 2490 окружных, городс­ких и районных организаций Профсоюза.

В школах, дошкольных и внешкольных учреждениях, учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования действует около 100 тысяч первичных профсоюзных организаций, в которых на профсоюзном учете состоят более 5.5. миллионов работников образования и студентов.

Среди членов Профсоюза 3.3 млн. учителей, воспитателей и других работников общеобразовательных учреждений, около миллиона преподавателей и сотрудников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, более 1.5 млн. студентов.

Высокий престиж Профсоюза, безусловно, определяют его дела и результаты деятельности по представительству и защите социально-трудовых прав членов Профсоюза, над чем и работают сегодня ЦК Профсоюза, территориальные комитеты профсоюза, профкомы первичных профсоюзных организаций..

Учебное пособие, в котором раскрыты славные страни­цы профсоюзной истории, призвано помочь выборным профсоюзным органам, профсоюзному активу лучше осмыслить не только прошлое, но и сегодняшнее состояние профсоюзного движения в образовании.

Председатель Профсоюза 

Г.И.МЕРКУЛОВА

ГЛАВА 1.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

1.1. ОТ УЧИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ К СОЮЗУ УЧИТЕЛЕЙ (1905-1917 г.г.)

В конце XIX - начале XX столетия наблюдалось несоответствие всего школьного дела уровню экономического и общественного развития России.

К этому времени Россия подошла к сложившейся сословно-классовой системе образования. Три четверти населения было неграмотно. Среднее образование обеспечивали лишь 900 учебных заведений, из которых 370 гимназий, 30 женских институтов, 351 реальное, духовное и епархиальное училище и др. Работало 63 высших учебных заведения, среди которых 10 университетов. Число студентов составляло 29 тысяч. Один учащийся при­ходился на 564 человека населения.

В этот период и начали возникать повсеместно реформаторские педаго­гические течения. Реформаторы убеждали в том, что школа не только и не столько должна сообщать знания, сколько заботиться об общем развитии детей, о выработке у них умения наблюдать факты и делать обобщения, самостоятельно приобретать знания, что необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения индивидуальные особенности детей. Во многих странах стали возникать реформаторские движения «новых школ».

На этой волне в России стали появляться творческие учительские общества и Союзы, которые по сути являлись элементами массового профессиональ­ного движения учителей.

Другой формой объединения работников образования в конце XIX века стали, так называемые общества вспомоществования учащим и учившим. Эти общества, вскоре после издания в 1894 году Министерством народного просвещения "Нор­мального устава обществ взаимного вспомоществования учащим и учившим в начальных народных училищах", были введены в рамки только материальной взаимопомощи ( 9 ).

Одновременно появилась и такая форма объединения учителей, как съез­ды народных учителей. Первый такой съезд прошел еще в 1895 году и являлся , по сути, формой участия учительства в обсуждении вопросов школьного строительства.

В 1896 году в рамках Нижегородской выставки, которую посетили учителя различных губерний России, был проведен неофициальный Съезд народных учителей. После этого съезда (с 1897 по 1902 годы) число учитель­ских обществ в стране стало быстро расти.

Главными задачами общества взаимопомощи ставили заботу о материальном положении своих членов, оказании им помощи в выдаче пособий на лечение, устройство на обучение детей членов общества и т.д.

Основное внимание общества уделяли выдаче учителям единовременных пособий и ссуд. Для пополнения кассы общества использовались не только членские взносы, но и средства, полученные путем переговоров от го­родских Управ, целевые взносы на конкретные дела, например, устройство интерната, санаториев, филантропические взносы.

К числу «больных мест скромного труженика, народного учителя», общества относили «полное незнание ими своих прав и совершенную беспо­мощность в разрешении вопросов, предъявляемых жизнью» (9, 10). Поэтому для ре­шения этого вопроса общества проводили семинары, приобретали методи­ческую литературу.

Общества уделяли большое внимание росту своих рядов, проведению среди членов и их семей «культурных мероприятий с чтением новей­ших книг, музицированием, устройством спектаклей, совершенствованием в владении иностранными языками» (9, 10).

Ежегодно члены обществ собирались на свои заседания. У руководс­тва обществами стояли избираемые правления, которые ежегодно отчитыва­лись о своей работе.

Во время зимних каникул 1902-1903 г.г. был созван I Всероссийский Съезд учительских обществ взаимопомощи, который ставил главным образом задачи повышения образовательного уровня учителей, улучшения условий их труда, укрепления учительских объединений. На Съезде было принято решение о подготовке Устава Всероссийского Союза учительских обществ.

Одновременно в 1903-1904 годах демократически настроенные учителя видели спо­соб устранения невыгодных условий своего труда в объединении и создании Союза народных учителей.

На первое время Союзу народных учителей были поставлены задачи:

- расширение сети местных организаций по преимуществу из лиц учи­тельской среды;

- посредничество в сношениях с существующими организациями;

- помощь членам Союза.

Первый Съезд представителей учительских организаций Союза, обос­новывая выше намеченные цели, постановил:

1) ...... 2) ...... 3).......

4) признавая профессиональное объединение вообще целесообразным, как основу прочного и устойчивого развития революционных организаций, не ограничивать состава Союза лишь лицами одной учительской профес­сии...( 9, 10).

В одной из листовок Союза народных учителей (1904 год) подчерки­валось, что « Учитель начинает играть не последнюю роль и что массовые увольнения неблагонадежных учителей уже входят в обычай» («за послед­нее время подверглись преследованиям народные учителя в Тверской, Курской, Тульской, Тамбовской, Екатеринбургской, Саратовской, Перм­ско-Вятской и других губерний» (6, 9, 10).

Съезд учителей обращался к учителям, стоящим на «полдороге» с го­рячим призывом к объединению: « Ваша работа оплачивается так скудно, что вы принуждены влачить жалкое существование, да и эта жизнь прохо­дит под постоянным надзором усердных слуг самодержавия. Вы лишены воз­можности собираться вместе, вместе делиться мыслью и опытом.

Итак, товарищи, объединяйтесь же скорее около решения одной неот­ложной задачи. Для этой цели Центральное Бюро Союза народных учителей предлагает вам приступить к немедленной организации местных учитель­ских союзов» (9, 10).

Именно в эти годы из-за крайне тяжелых условий жизни и труда к рабочим, другим категориям трудящихся пришло осознание необходимости организованных коллективных действий в отстаивании своих прав и инте­ресов, улучшения экономического, социального и бытового положения.

Революционные выступления 1905 года дали мощный толчок к созданию профессиональных союзов, положили начало качественно новому эта­пу в развитии профессиональных объединений. Если в прежние годы общества взаимопомощи создавались главным образом среди непромышлен­ного пролетариата, то теперь на предприятиях возникали новые, более высокие по типу заводские комиссии и депутатские советы. Рабочие вы­борные комиссии и бюро существенно отличались от создаваемых до рево­люции профессиональных объединений. Они отстаивали не только экономи­ческие интересы рабочих своей профессии, но и выдвигали политические требования, осуществляли руководство стачками, добиваясь непосредс­твенного участия в разрешении конфликтов с хозяевами и оказывая конк­ретную помощь бастующим.

Активное объединение рабочих и служащих различных отраслей народ­ного хозяйства в профессиональные организации, естественно, сказалось и на демократическом движении среди работников образования России.

Эти организации, ставшие зародышами профсоюзов, объединяли всех рабочих, составляли требования к предпринимателям, руководили стачка­ми, участвовали в разрешении конфликтов между рабочими и предпринима­телями, оказывали помощь безработным, стачечникам и т.п.

Царское пра­вительство, обеспокоенное ростом профсоюзного движения, 4 марта 1906 года издало закон о профсоюзах под названием «Временные правила о про­фессиональных обществах ...» (9, 10). Этот закон явился первым правовым доку­ментом, который регулировал деятельность профсоюзов в России.

В 1905 году, в так называемые «дни свобод», когда появилась воз­можность легальной работы, возник целый ряд демократических обществен­ных организаций в системе образования, которые стали новым этапом объ­единения педагогов России.

В начале марта 1905г. группа петербургских педагогов и деятелей по народному образованию, примыкавших к левому крылу "Союза освобожде­ния", поставила в Петербургском педагогическом обществе взаимопомощи вопрос об организации Всероссийского союза учителей и деятелей по на­родному образованию. 12 марта 1905 года в С-Петербурге 256 учителей и других работников народного образования провели органи­зационное собрание для того, чтобы обсудить вопросы основания "Союза народных учителей и других деятелей по народному образованию" (6, 9, 10).

В записке, принятой и подписанной всеми участниками этого собра­ния говорилось:

«Мы, народные учителя и учительницы и другие работники в области народного образования считаем своим долгом заявить о положе­нии близкого нам дела просвещения народа.

.....Мы отстали от просвещения не только европейских, но и неко­торых азиатских государств. Число школ не достигает той цифры, которая обеспечила бы общедоступность обучения; внешкольное образование нахо­дится в зачаточном состоянии.

Из 2-х миллиардного бюджета Правительство выделяет на народное образование не более 1/100 части. Оно всеми силами препятствует обще­нию и единению нас учителей,.... не разрешая съездов, союзов, пресле­дуя кружковые собрания... Оно оставляет нас в крайней материальной нео­беспеченности и в совершенно бесправном положении....

Считаем неотлаженной реформу высшего, среднего и низшего образо­вания в интересах народных масс.

Для осуществления всего вышеизложенного необходимо: Созыв учреди­тельного собрания на основе всеобщего, прямого, тайного и равного из­бирательного права, без различия пола, национальности и вероисповеда­ния» (6, 9, 10).

Членов будущего Союза продолжал волновать вопрос: каким же должен быть учительский союз, чтобы объединить все учительство?

В результате обсуждения пришли к выводу, что Союз должен быть профессиональным и настолько широким, чтобы включить в свои ряды всех учителей и деятелей по народному образованию, ставящих целью своей де­ятельности поднятие уровня народного образования и создание школ, дос­тупных всему населению. Он должен объединить учителей всех партий и взглядов, если только они ставят себе эту цель.

Принимая все это во внимание наиболее активная группа учителей, участников совещания из Витебска, Вильно, Воронежа, Гродно, Лифлян­дии, Литвы, Новгородской губернии, Петербурга, Тулы, Харькова, Эстлян­дии и других местностей предложила ускорить работу по образованию про­фессионального союза.

По поручению совещания организационная комиссия выработала проект Устава профсоюза, который предложено было обсудить на местах в местных группах Союза.

Съезд профессионального союза учителей и деятелей по народному образованию определял следующие цели:

- поднятие общего уровня народного образования и создание школы, доступной для всего населения;

- и защиту материальных, правовых и профессиональных интересов учителей.

Для достижения намеченной цели Союз считал необходимым создание следующих условий:

- улучшение материального положения учителей.

- содействие объединению учителей в общий профессиональный союз, путем привлечения к нему учительских общества, корпораций и других учительских организаций, а также и отдельных учащихся.

- ограждение личной жизни учителя от произвола и вмешательства администрации.

- содействие самообразованию, педагогической подготовки и полити­ческому развитию членов Союза и учителей вообще.

Уставом были определены следующие средства борьбы:

- устройство учительских собраний и съездов;

- организация музеев, библиотек и читален, экскурсий, лекций, курсов и кружков самообразования, как для учителей, так и для учащихся и всего населения;

- устройства подвижных лекторских групп, составление списков книг и рассылка литературы;

- выработка примерных программ;

- издание книг и выпуск периодического печатного органа;

- сношения с другими союзами и организациями.

Средствами для улучшения положения учителей считались: касса вза­имопомощи, взаимное страхование, бюро для поиска рабочих мест, врачеб­ная помощь (санатории и т.п.), юридическая помощь, круговая выручка, суд чести, оглашение в прогрессивных органах печати произвольных дейс­твий администрации и учебного начальства, коллективный протест, бой­кот, организация забастовок и т.п. ( 6, 10)

Устав предусматривал порядок вступления членов в союз через мест­ные группы, которые должны были сообщать Центральному бюро список своих членов.

Центральными органами определялся сам Съезд и выбираемое им Цент­ральное бюро, причем первый являлся органом законодательным, а второй исполнительным, выполняющим постановления Съезда и ведающий текущими делами.

Члены Союза могли объединиться в местные группы и отделы, иметь свои бюро и выбирать делегатов Съезда Союза. Число делегатов должно было быть пропорционально числу членов, принадлежащих к данной местной группе или отделу.

Во внутренней организации местные группы были вполне свободны.

Местные группы могли согласно проекту Устава устраивать областные Съезды.

В Уставе определялось, что каждый член вносит в Центральную кассу не менее 1 рубля, остальные взносы должны были устанавливаться местной группой.

Позже, с 11 по 13 апреля 1905 года, уже в Москве собрались предс­тавители 30 губерний России на Съезд педагогов и деятелей по народному образованию, на котором были обсуждены основные принципы объединения разрозненного учительского демократического движения в России, проект программы и Устава создаваемого Союза. Большинство участников московс­кого Съезда высказались за то, чтобы Союз был не только профессиональ­ной, но и политической организацией.

Съезд избрал Бюро Московского Союза, которому поручил совместно с Бюро Петербургского учительского Союза подготовить делегатский Съезд по организации Всероссийского Союза учителей и деятелей народного об­разования.

В результате подготовительной работы с 7 июня по 10 июня 1905 го­да в Финляндии состоялся Учредительный Съезд Всероссийского Союза учи­телей и деятелей по народному образованию, который на тот момент объ­единял около 10 тысяч учителей. На Съезде присутствовало 147 делегатов от 81-ой местной группы учителей, объединяющих 4668 человек. По сведе­ниям Бюро была представлена только половина образовавшихся в стране групп.

Съезд решил включить в Устав Союза упоминание о политических за­дачах, после чего произошел раскол съезда. Социал-демократы в коли­честве 31 делегата, подали заявление об отказе участвовать в дальней­шей работе Союза.

На этом Съезде 9 июня 1905 года было провозглашено создание Все­российского Союза учителей и деятелей по народному образованию, избра­но Центральное Бюро Союза , утвержден Устав, в котором были заложены идеи организационного строения Союза, которые в той или иной мере наш­ли отражение в современных профсоюзных структурах (6, 9, 10).

Первый Съезд Союза, явившись учредительным, был посвящен главным об­разом выработке Устава и установлению принципиальной точки зрения на задачи профессионального Союза.

Для жизни профсоюза имел коренное значение вопрос, в каких формах будет выражаться тактика его борьбы за поставленные цели.

Способы борьбы могли быть легальные, нелегальные, или революцион­ные. Активно обсуждались вопросы: о политической пропаганде, о работе на местах, пособия при безработице.

Из предложенного набора тактических предложений представляет ин­терес - борьба за осуществление педагогического идеала, положенного в основу Устава.

Среди предложенных форм работы главными считались:

- литературная борьба. Бюро предложило рассмотреть возможность организации своей газеты, а до осуществления этого обратиться к су­ществующим прогрессивным газетам ("Новая жизнь" и "Сын Отечества") с тем, чтобы они отвели определенное место для нужд Союза. Всем членам Союза предлагалось сообщать в Бюро данные о жизни школы на местах;

- бойкот инспекторов земств, где увольнялись учителя по полити­ческим мотивам;

- полное игнорирование школьных министерских программ и переход к преподаванию по рациональным программам;

- поддержка лиц, лишившихся заработка за участие в работе Союза (предложено организовать в Петербурге, Москве особые центры, куда должны стекаться подробные сведения о лицах, лишившихся места работы и об освободившихся вакансиях).

В утвержденном Учредительным Съездом Уставе отмечалось, что Все­российский Союз учителей и деятелей по народному образованию является союзом профессиональным и политическим.

Членами союза могли быть учителя и учащиеся в низших и средних учебных заведениях и другие деятели по народному образованию, принима­ющие Устав.

Общие условия вступления членов в Союз устанавливались Всерос­сийским Съездом. Порядок приема членов в Союз предоставлялся местным организациям. Именной список сообщался Центральному бюро.

Каждый член Союза должен был вносить в кассу Союза не менее 1 рубля в год. Местные группы могут устанавливать сверх того взносы для своих целей.

Было высказано, чтобы все члены возможно деятельнее распространя­ли идеи Союза в своих районах, особенно в обществах взаимопомощи, ко­торые уже во многих местах привлекались для обсуждения целей и задач Союза (9, 10).

Основными целями деятельности Союза в соответствии с Уставом были определены:

- борьба за коренную реорганизацию народного просвещения в Рос­сии, в том числе введение всеобщего бесплатного и обязательного на­чального обучения, бесплатного среднего и высшего образования, исклю­чение закона божьего из преподавания, как обязательного, свободу пре­подавания на родном языке во всех типах школ и др.;

- борьба за политическую свободу в России и передачу власти в ру­ки народа.

Для этого считалось необходимым:

- созыв Учредительного собрания на основе всеобщего и равного из­бирательного права;

- проведение в жизнь принципов неприкосновенности личности и жи­лища, свободы совести, слова, печати, организаций, собраний и стачек,

а также отмены решений и преследований по политическим и религиозным мотивам.

Союз определил и свои задачи по участию в борьбе за реорганизацию народного образования:

- организацию юридической помощи учителям и учащимся;

- взаимное страхование на случай потери рабочего места;

- защиты членов Союза от произвола администрации и др.;

Для достижения целей, поставленных во 2-м параграфе устава, Союз взял на себя выполнение следующих задач:

а) открытая и свободная критика путем устного и печатного слова современного школьного строя и правительственной политики в области народного образования;

б) образование коллективных протестов путем противодействий адми­нистрации;

в) коллективная разработка вопросов народного просвещения;

г) содействие в удовлетворении духовных потребностей учащегося;

д) организация доступной юридической помощи учителям и учащимся;

е) организация взаимного страхования на случай потери места вследствие политической и общественной деятельности с привлечением об­щественных учреждений к материальному участию в кассах взаимного стра­хования;

ж) защита отдельных членов союза против произвола начальства пу­тем коллективного протеста и другими способами;

з) привлечение общества и органов общественного самоуправления в защите учителей от произвола администрации и к материальной поддержке лиц, пострадавших за политическую и общественную деятельности (6,9,10).

С целью помощи членам Союза в самообразовании предлагалось поза­ботиться о снабжении местных групп Союза как легальной, так и неле­гальной литературой, определиться со списком фирм, согласившихся де­лать скидки для членов Союза и предлагающих подбирать библиотеки. Сою­зу поручалась организация лекций по вопросам общественного и професси­онального характера путем посылки специальных лекторов. Намечена орга­низация свободных учительских курсов.

Обсуждение вопроса о политической забастовке на Съезде из-за не­достатка времени было отложено, а также за отсутствием точных данных о возможности ее реально осуществить. В то же время некоторые делегаты сообщили свои предложения по данному вопросу - особенно возможность ее осуществления в средних учебных заведениях, подробно сообщен интересный случай забастовки в воскресных школах ради бойкота администрации, допустившей в помещение школы полицию.

Согласно Уставу местные группы (первички) образуют уездные, го­родские, губернские и областные отделения Союза. Были предусмотрены также Особые отделы Союза, объединяющие членов по профессиональному признаку и не привязанные к определенной территории (профессиональные секции).

Центральное бюро рассылало материалы в местные группы Союза, в земские учреждения, в учительские и просветительские общества.

При Центральном бюро была организована "Комиссия по приисканию мест для учителей, пострадавших за политическую деятельность", и раз­работан был Устав кассы взаимного страхования.

В ноябре 1905г. вышел первый номер "Вестника Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию", этот орган ВСУ должен был заменить издававшиеся до этого "Бюллетени".

С 26-29 декабря 1905г. в С-Петербурге проходил II-ой Съезд.

Главная задача Съезда была определена следующим образом: "разре­шать давно назревшую потребность:

- полной внутренней реорганизации существующих учительских об­ществ взаимопомощи;

- объединения их во Всероссийскую организацию на началах матери­альной взаимопомощи, духовных и правовых потребностей учителей.

Кроме того, в повестке дня Съезда значились такие вопросы как:

1.....

2. Отношение Съезда к проекту государственного представительного органа и участие учителей в избирательной акции.



3. Обсуждение вопроса о политической забастовке учителей и прак­тическому ее осуществлению.

4. Вопрос о совместной работе Союза с другими союзами, близкими по сфере деятельности: крестьянским, земским и городским служащим, академическим, врачебным и др.

5. Отношение к Союзу союзов.

6. Фактическое осуществление мер по реорганизации дела народного образования.

7. Утверждение устава кассы взаимного страхования и проекта изда­ния периодического органа Союза.

8. Участие Союза в помощи голодающим.

9. Национальный вопрос и вопрос областного и местного самоуправ­ления в связи с постановкой дела образования.

10. Организация школьного дела: соотношение низшего и среднего образования, типы школ, заведывание школьным делом и содержание школ, вопрос о программах, привилегиях по образованию и т.д.

11. Вопросы, вносимые на Съезд по постановлению Учредительного Съезда:

- обязательное снабжение учащихся даровой пищей, одеждой, ночле­гом;

- доставление возможности дарового дальнейшего образования спо­собным ученикам начальной школы;

- религиозный элемент в школе.

12. Текущие дела: а) отчет Центрального бюро; б) жизнь Союза за истекшее время; в) областная организация внутри Союза (6, 9, 10).

На Съезде была организована комиссия по национальной школе, выс­казаны предложения о слиянии общества взаимопомощи с Союзом, а также выражено отрицательное отношение к корпоративному объединению учителей по типам школ.

Однако объединение союза учителей с обществами взаимопомощи не произошло.

Кроме того, на этом Съезде вновь обсуждались вопросы о политичес­кой забастовке учителей, совместной работе учительского Союза с други­ми Союзами, близкими по сфере деятельности; участие Союза в помощи го­лодающим, меры по реорганизации образования и т.д.

Особо на Съезде было подчеркнуто, что Союз не должен связывать свои действия политической программой, что нисколько не исключает воз­можности для него совершать отдельные политические акты, когда он по­чувствует себя реальной силой. Для достижения этой цели принято реше­ние приступить немедленно к организации профессиональных групп на мес­тах.

Образование таких групп и объединение их в общий профессиональный Союз, безусловно, окажет сильное влияние на превращение теперешнего профполитического Союза в чисто профессиональный.

Это предположение тем более основательно, что делегатский Съезд почти предрешил такое изменение своей платформы.

После Съезда организационная комиссия профессионального союза об­ратилась к учителям с предложением немедленно приступить к образованию профессиональных групп и приложить все усилия для объединения существующих учительских организаций в один профессиональный союз.

В большинстве губерний России создавались отделения Всероссийско­го Союза учителей и деятелей по народному образованию.

Активно действовали отделения в Иркутской, Саратовской, Тульской, Читинской, Ульяновской, Уфимской и других губерниях. Они способствова­ли сплочению, организационному укреплению работников просвещения, уча­щихся. Власти опасались политической активности учителей. Характерным признаком того времени стали доносы на деятельность союза учителей и их отделений в губерниях.

Так в доносе стерлитамакского исправника уфимскому губернатору говорилось " вся учащаяся молодежь, в большинстве еще не окрепшая, по­чувствовала силу и начала свою работу сначала с невинных вопросов чис­то экономических, а затем и прямо социальных и политических, составля­лись союзы, собрания и т.п. Главным из тех союзов составился Всерос­сийский союз учителей и деятелей по народному образованию. Этот союз, так сказать, головка делу, давал и другим подобным свои указания, ус­тавы и программы. Учителя на местах стали сеять смуту". В другом ра­порте отмечалось, что в декабре 1905 года состоялись съезды учителей г. Стерлитамака. В рапорте говорилось « На этих съездах проводи­лись многие вопросы чисто социально-политические, начиная с требова­ния созыва Учредительного собрания, уничтожения преподавания в учили­щах закона божьего, неподчинения властям и местному учебному начальст­ву в особенности, о предстоящей забастовке и т.п.».

При жандармском обыске в деревнях Злобовка, Сосновка, Поповка Са­ратовской губернии была выявлена профессиональная организация учитель­ского персонала как отделения Союза учителей уезда. Отделение имело Устав союза учителей Саратовского уезда, в составе насчитывалось 10 человек.

В 1906 году был создано отделение союза учителей Буинского уезда Ульяновской губернии. На Съезде учителей начальных классов уезда, сос­тоявшемся 4-5 января 1906 года, была образована комиссия для выработки Устава, которую возглавил избранный съездом учитель М.Демьянов - вос­питанник Казанского учительского института (6,9,10).

Образование учительских союзов на местах способствовало сплоче­нию, организационному укреплению работников просвещения, учащихся.

Однако власти жестоко расправлялись с учителями, осмелившимися создать свою профессиональную организацию. В течение 1907 года боль­шинство отделений были распущены.

Широкое развитие профсоюзного движения в стране заставило царское правительство узаконить деятельность профессиональных союзов. 4 марта 1906 года был издан Закон о профсоюзах под названием "Временные прави­ла о профессиональных обществах, учреждаемых для лиц, занятых в торго­вых и промышленных предприятиях, или для владельцев этих предприятий". как и созыв Государственной думы, этот закон явился уступкой рабочему классу, имевшей целью затормозить дальнейшее развитие революции. Изда­вая закон, царское правительство стремилось не только удовлетворить требования рабочих, но и ограничить деятельность профессиональных об­ществ рамками закона, взять их под свой контроль, подчинить надзору полицейских органов. Закон ограничивал круг лиц, которым разрешалось создавать профсоюзы. " Временные правила" запрещали какое-либо участие профессиональных обществ в политической борьбе. Этим организациям предписывалось главным образом изыскивать способы" к устранению пос­редством соглашения или третейского разбирательства недоразумений, возникающих на почве договорных условий между нанимаемыми и нанимате­лями". Права обществ во многом сводились к выдаче пособий своим чле­нам, к созданию касс взаимопомощи, похоронных касс, устройству библио­тек, оказанию содействия по трудоустройству и т.п. Запрещались съезды и конференции профсоюзов, их областные и всероссийские объединения.

Но, несмотря на запреты 7 июня 1906 года в Финляндии состоялся III делегатский Съезд Союза, который отказался от политической платформы, но внес в Устав пункт, предоставляющий право Съездам вносить тактичес­кие резолюции политического характера, обязательные для органов Союза, но с предоставлением меньшинству права выносить свою резолюцию.

Выразив несогласие с подобной позицией, учителя социал-демократы

- 13 чел. подали заявление о выходе из Союза. Съезд принял также резо­люцию о поддержке трудовой группы в Государственной Думе.

В июне 1906г. Центральное Бюро Союза на основании заявления от учителей - социал-демократов - участников Съезда постановил ввести в состав Союза социал-демократический отдел.

С 18 по 24 июня 1907 года проходил IV делегатский Съезд Всерос­сийского Союза учителей, который постановил полностью исключить из Ус­тава политическую платформу и перейти на " чисто профессиональную платформу". Однако в Уставе был оставлен пункт о политических выступ­лениях, посчитав участие учительства в политической борьбе "прямым долгом перед родиной и школой, реорганизация которой на принципах сво­боды, демократизации и децентрализации представляется немыслимой в рамках бюрократического строя".

В принятом IV съездом Уставе было предусмотрено существование партийных отделов. Съезд признал необходимым установить прочные отно­шения между учительскими и рабочими организациями. Съезд принял 10 постановлений "О непосредственных задачах профессиональной борьбы".

Всероссийский союз учителей и деятелей по народному образованию не был связан с пролетарскими профсоюзами, это был один из союзов де­мократической интеллигенции, объединял передовое учительство, незави­симо от партийной принадлежности ВСУ входил в объединение "Союз Сою­зов". Несмотря на то, что руководство ВСУ находилось в руках народни­ческих элементов, он сыграл положительную роль в развитии учительского движения. В течение всего периода своего существования Всероссийский союз учителей занимал последовательно демократическую и революционную позицию.

IV Съезд стал последним Съездом Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию.

После роспуска Государственной Думы Союз учителей вместе с Желез­нодорожным союзом подписал Манифест ЦК РСДРП, Комитета трудовой партии и Всероссийского крестьянского союза "Ко всему российскому крестьянс­тву". Союз фактически представлял Союз сельских учителей народной шко­лы, так как городские учителя слабо втягивались в членство в Союзе. В Москве и Петербурге сложились к этому времени свои организации учите­лей начальной школы, входившие в общую организацию муниципальных слу­жащих. В ВСУ входили немногие из них. Преподаватели высшей и средней школы образовали свои союзы.

После IV делегатского Съезда деятельность Союза стала постепенно сворачиваться и, вскоре, Союз прекратил свое существование, как и многие другие массовые организации трудящихся, возникшие в период первой русской революции.

Затем в различные периоды политического оживления в России, осо­бенно в 1912-1914 гг. предпринимались попытки восстановления деятельности Союза учителей, однако в силу разногласий попытка восстано­вить работу Союза учителей не удалась, хотя и был проведен очередной Всероссийский Съезд учителей.

После февральской революции 1917 года вновь начался процесс пов­семестного возникновения профсоюзов, которые быстро становились массо­выми и активно включились в борьбу за интересы трудящихся.

В 1917 году была возобновлена в полной мере и деятельность учительского Союза. На очередном августовском Съезде Союз принял назва­ние Всероссийского учительского Союза (ВУС).

С учетом сложившейся политической ситуации в стране Всероссийский учительский Союз вновь включил в программу своих действий ряд полити­ческих требований (6,9).

Политическая позиция Союза, как организации, сводилась к безого­ворочной поддержке Временного правительства. Однако, его внутреннее строение было весьма неопределенным: союз делился на "группы" по типам школ, по предметам, по ведомствам и другим не менее разнородным приз­накам.

Большая часть учителей, особенно начальной школы, восторженно встретила революцию. Однако после роспуска в 1917 году Учредительного собрания политическая деятельность Всероссийского учительского Союза была направлена против Советов. Им организована в Москве и Петрограде забастовка протеста (с декабря 1917 г. до начала марта 1918 года) с требованием созыва Учредительного собрания. Кратковременные забастовки учителей состоялись и в некоторых других городах. На этой основе в учительском движении произошел раскол.


Каталог: Files
Files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
Files -> Актуальность исследования
Files -> Рабочая программа дисциплины
Files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
Files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
Files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
Files -> Программы
Files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница