В результате изучения дисциплины студенты должны знать: теоретико-методологическую базу патопсихологии



Скачать 306.51 Kb.
Дата27.04.2016
Размер306.51 Kb.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

-теоретико-методологическую базу патопсихологии

-методы патопсихологического исследования

-виды и специфику нарушений психических процессов и личности

-причины нарушений в детском возрасте

Студенты должны уметь:

-организовывать патопсихологическое исследование с учетом возраста;

-использовать методы патопсихологии;

проводить клиническую беседу;

-составлять патопсихологическое заключение.


Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы



Предмет патопсихологии

Составление глоссария

16

Коллоквиум



Теоретические и методические основы патопсихологии.

Подготовка презентаций «Вклад известных ученых в развитие патопсихологии»

20

представление презентаций



Методы патопсихологии:.

Подготовка рефератов


14

- защита рефератов



Нарушение психических процессов

Составление проекта программы патопсихологического исследования психических

20

- защита проекта



Нарушение личности при психических заболеваниях.

  1. Составление проекта программы патопсихологического исследования личности

20

защита проекта



Патопсихологическое исследование детей и подростков

Обработка интерпретация данных, полученных в процессе патопсихологической диагностики

26

- представление патопсихологического

заключения





Организация и содержание работы патопсихолога.

Решение проблемных ситуаций

12

-деловая игра

Итого:

129





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Практическое занятие 1.

Тема: Патопсихология как наука .

Форма проведения – ПР (4 часа).



План:

  1. Предмет патопсихологии.

  2. Задачи патопсихологии.

  3. Связь патопсихологии с психопатологией и специальной психологией

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Дать сравнительную характеристику предмета и объекта патопсихологии, психопатологии и специальной психологии.

  2. Составить схему «Задачи патопсихологии»

Задания для самостоятельной работы:

- подготовить конспекты по обсуждаемым проблемам (1, 2, 3)


Литература:

Основная:

    1. Зверева Н. В.Патопсихология детского и юношеского возраста : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. специальностям .- М. , 2008. - 208 с. [Гриф]

    2. Зейгарник Б. В. Патопсихология : учеб. пособие для студ. вузов. - М. , 2010.

    3. Орлова Е.А. Козьяков Р.В, Козьякова Н.С. Патопсихология. Учебник для вузов.- М, 2011

Дополнительная:

  1. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М. , 2000.

  2. Бизюк А.П. Патопсихология. Краткий курс в контексте общей и клинической психологии.- Учебник для вузов.- СПб, 2010.



Практическое занятие 2.

Тема: Теоретические основы патопсихологии.

Форма проведения – ПР (4 часа).


План:

  1. Теория В.М. Бехтерева;.

  2. Теория отношений В.Н. Мясищева.

  3. Подходы А.Р. Лурия; П.К. Анохина.

  4. Концепция Л.С. Выготского.

  5. Вклад Б.В. Зейгарник в развитие патопсихологии

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Охарактеризовать концепции школы Л.С.Выготского, А.Р.Лурия.

2. Составить таблицу «Теоретические основы патопсихологии»

Автор

Период научной деятельности

Идеи

Основные труды
















  1. Задания для самостоятельной работы:

- подготовить конспекты по обсуждаемым проблемам (1, 2, 3) (1; 2; 3)
Литература основная:

Основная:

1. Зейгарник Б. В. Патопсихология : учеб. пособие для студ. вузов.- М. , 2010

2. Зверева Н. В.Патопсихология детского и юношеского возраста : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. специальностям .- М. , 2008. [Гриф]

3. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : Учеб.пособие для студ. вузов,обуч.по направл.и спец.психологии. - М., 2007. [Гриф]

Дополнительная:

1.Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М. 2000




Практическое занятие 3.

Тема: Методы патопсихологии.

Форма проведения – ПР (4 часа).


План:

  1. Использование метода наблюдения в патопсихологии

  2. Проведение клинической беседы.

  3. Тестирование в патопсихологии.

  4. Метод анализа продуктов деятельности: особенности применения.

  5. Виды эксперимента в патопсихологии.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Каковы особенности применения общепсихологических методов в патопсихологии?

  2. Какова специфика разных видов эксперимента в патопсихологии.

  3. Какова структура клинической беседы и требования к ее проведению?


Задания для самостоятельной работы:

-составит таблицу




Метод

Достоинства

метода

Недостатки

метода

Сфера применения в патопсихологии

Специфика применения в патопсихологии
































Литература:

Основная:

  1. Бизюк А.П. Патопсихология. Краткий курс в контексте общей и клинической психологии.- Учебник для вузов.- СПб, 2010.

  2. Зверева Н. В.Патопсихология детского и юношеского возраста : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. специальностям .- М. , 2008. [Гриф

  3. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : Учеб.пособие для студ. вузов, обуч.по направл.и спец.психологии. - М., 2007 [Гриф].

  4. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М. 2000.

  5. Рубинштейн С. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике.- В 2 т.- М. , 2010.


Дополнительная:

  1. Зейгарник Б. В. Патопсихология : учеб. пособие для студ. вузов. - М. , 2010.

  2. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. - М. 2000.

  3. Орлова Е.А. Козьяков Р.В, Козьякова Н.С. Патопсихология. Учебник для вузов.- М, 2011


Практическое занятие 4.

Тема: Нарушение психических процессов при психических заболеваниях.

Форма проведения – ПР (4 часа).


План:

1. Клиническая и психологическая феноменология нарушений
восприятия. Психологические факторы и механизмы нарушений восприятия:

2.Клиническая и психологическая феноменология нарушений памяти. Психологические факторы и механизмы нарушений различных форм памяти.

3.Клиническая и психологическая феноменология нарушений мышления. Классификации нарушений мышления. Психологические факторы и механизмы нарушений мышления:



Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Каковы психологические подходы к исследованию нарушений восприятия, памяти, мышления.

2.Охарактеризуйте методики изучения нарушений восприятия, памяти, мышления.
Задания для самостоятельной работы:

-составьте таблицу «Методики патопсихологического исследования психических процессов»



Психический процесс

Название методики,

автор


Цель методики

Стимульный материал

Особенности применения
















































Литература:

Основная:
1. Зейгарник Б. В. Патопсихология : учеб. пособие для студ. вузов. - М. , 2010.

2. Зверева Н. В.Патопсихология детского и юношеского возраста : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. специальностям .- М. , 2008. [Гриф

3.Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : Учеб. пособие для студ. вузов,обуч.по направл.и спец.психологии. - М., 2007. [Гриф].

4.Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М. 2000.

5. Орлова Е.А. Козьяков Р.В, Козьякова Н.С. Патопсихология. Учебник для вузов.- М, 2011

Дополнительная:

1.Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. - М. 2000.


Практическое занятие 5.

Тема: Нарушение личности при психических заболеваниях.

Форма проведения – ПР (4 часа).



План:

1. Клиническая и психологическая феноменология нарушения личностной сферы. Психологические подходы к исследованию нарушения личностной сферы.

2. Нарушения мотивационно-потребностной сферы.

3. Нарушения эмоционально-волевой сферы

4.. Нарушения самосознания .

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Каковы условия и факторы возникновения нарушений личностной сферы.

2.Каковы и от чего зависят особенности личностной сферы при разных психических заболеваниях.


Задания для самостоятельной работы:

-составить таблицу «Нарушения личности при психических заболеваниях»




Сфера нарушений личности

Виды нарушений

Проявления






























Литература:

Основная:

1. Зейгарник Б. В. Патопсихология : учеб. пособие для студ. вузов. - М. , 2010.

2. Зверева Н. В.Патопсихология детского и юношеского возраста : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. специальностям .- М. , 2008. [Гриф

3.Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : Учеб.пособие для студ. вузов,обуч.по направл.и спец.психологии. - М., 2007. [Гриф].

4.Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М. 2000.

5. Орлова Е.А. Козьяков Р.В, Козьякова Н.С. Патопсихология. Учебник для вузов.- М, 2011



Дополнительная:

1.Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. - М. 2000.


Практическое занятие 6.

Тема: Патопсихологическое изучение детей.

Форма проведения – ПР (4 часа).



План:

    1. Причины отклонений в развитии психики в детском и подростковом возрасте.

    2. Особенности организации исследования патопсихологических нарушений в детском и подростковом возрасте.

    3. Обработка и интерпретация данных.

    4. Составление заключения.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В чем состоит и чем определяется специфика патопсихологического исследования в . детском и подростковом возрасте.

  2. Охарактеризуйте методики патопсихологического исследования детей и подростков.


Задания для самостоятельной работы:

--составьте таблицу «Методики патопсихологического исследования детей и подростков»



Психический процесс

Название методики,

автор


Цель методики

Возраст обследуемых


Стимульный материал

Особенности применения
























































Литература:

Основная:

  1. Зверева, Н. В. Патопсихология детского и юношеского возраста : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. специальностям / - М., 2008. (Высшее профессиональное образование. Психология). - [Гриф].

  2. Зейгарник Б. В. Патопсихология : учеб. пособие для студ. вузов / Б. В. Зейгарник. - М., 2010.

  3. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Детская патопсихология.- Ростов-на-Дону, 2000.

  4. Шапошникова О.В. Детская патопсихология. Хрестоматия.- М., 2010

Дополнительная:


  1. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : Учеб.пособие для студ. вузов,обуч.по направл.и спец.психологии / В. В. Лебединский. - М. : Академия, 2003, 2004, 2007. [Гриф].

Практическое занятие 7.

Тема: Психокоррекция и психологичекое консультирование как направление работы патопсихолога.

Форма проведения – ПР (4 часа).


План:

  1. Цели и принципы консультативно-коррекционной работы.

  2. Индивидуальная и групповая коррекция патопсихологических нарушений.

  3. Методы психологической коррекции в работе патопсихолога. Психотренинг.

  4. Психологическая коррекция неврозов, страхов, акцентуаций характера.

  5. Психологическая помощь детям и подросткам в трудных жизненных ситуациях.


Вопросы для коллективного обсуждения:

- в чем специфика работы патопсихолога с детьми и подростками;

-каково содержание работы патопсихолога с детьми и подростками.

-охарактеризуйте методы психокоррекционной работы патопсихолога;

-опишите структуру консультативной беседы.



Задания для самостоятельной работы:

-Составить программы (по выбору):

- психологической помощи детям, ставшим жертвой жесткого обращения,

- психологической помощи подросткам, ставших жертвой насилия;

- психокоррекции страхов;

-психокоррекции вредных привычек;

-психокоррекционной работы с подростками, злоупотребляющими психоактивными веществами.

-Подготовить аннотации (1,2,5,6).


Литература:

Основная:

  1. Айхингер А, Холл В. Детская психодрама в индивидуальной и семейной психотерапии в детском саду и школе.- М., 2005.

  2. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации.- М., 2003.

  3. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Детская патопсихология.- Ростов-на-Дону, 2000.

  4. Мамайчук И.И, Смирнова М.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения.- СПб, 2010.

  5. Маралов В.Г., Фролов Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников. – М., 2006.

  6. Помощь детям, пострадавшим от насилия/ Автор-сост. Я.К.Неклюбова.- Волгоград, 2009.


Дополнительная:


  1. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования.- М, 2005.

  2. Шапошникова О.В. Детская патопсихология. Хрестоматия.- М., 2010


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература, учебные издания: учебники и учебные пособия, включая (при наличии) их электронные версии:
Основная:

  1. Айхингер А, Холл В. Детская психодрама в индивидуальной и семейной психотерапии в детском саду и школе.- М., 2005.

  2. Бержере Ж. Патопсихология. Психоаналитический подход. Теория , клиника. - М., 2008.

  3. Бизюк А.П. Патопсихология. Краткий курс в контексте общей и клинической психологии.- Учебник для вузов.- СПб, 2010.

  4. Блейхер В.М, Круке И.В. Боков С.Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов.- М., 2009.

  5. Зверева, Н. В. Патопсихология детского и юношеского возраста : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. специальностям - М., 2008. - (Высшее профессиональное образование. Психология). -[Гриф]

  6. Зейгарник Б.В. Патопсихология. Учебник для вузов.- М., 2010.

  7. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации.-М.: Речь, 2003.

  8. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : Учеб.пособие для студ. вузов, обуч.по направл.и спец.психологии . - М., 2007. [Гриф].

  9. Левченко И. Ю. Патопсихология. Теория и практика : учеб. пособие для студ. пед. вузов . -– М., 2004. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - [Гриф УМО]

  10. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Детская патопсихология.- Ростов-на-Дону, 2000.

  11. Мамайчук И.И, Смирнова М.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения.- СПб, 2010.

  12. Маралов В.Г., Фролов Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников. – М., 2006.

  13. Орлова Е.А. Козьяков Р.В, Козьякова Н.С. Патопсихология. Учебник для бакалавров.- М., 2012.

  14. Орлова Е.А. Козьяков Р.В, Козьякова Н.С. Патопсихология. Учебник для вузов.- М, 2011.

  15. Помощь детям, пострадавшим от насилия/ Автор-сост. Я.К. Неклюбова.- Волгоград, 2009.

  16. Рубинштейн С. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике.- В 2 т.- М. , 2010.

  17. Шапошникова О.В. Детская патопсихология. Хрестоматия.- М., 2010.

Дополнительная:


  1. Айхингер А, Холл В. Детская психодрама в индивидуальной и семейной психотерапии в детском саду и школе.- М., 2005.

  2. Анаттасопуло Д. и др. Психоаналитическая психотерапия подростков, страдающих тяжелыми расстройствами.- СПб, 2010.

  3. Арефьева Т.А., Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей.- М, 2009.

  4. Детская патопсихология. Хрестоматия : учеб. пособие / Сост. Н. Л. Белопольская . - Изд. 3-е., стер. - М., 2004. Гриф.

  5. Евлашкина Н.М., Холмогорова А.Б. Мотивация афилиации и динамика агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением// Дефектология.- 2011.-№ 4.

  6. Евлашкина Н.М., Холмогорова А.Б. Социальная ситуация развития и динамика агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением// // Дефектология.- 2011.-№ 2.

  7. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб, 2008.

  8. Инденбаум Е.Л. Психосоциальное развитие подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности в разных образовательных средах// Дефектология.- 2011.-№ 2.

  9. Кляйн М. Детский психоанализ.- СПб, 2009.

  10. Коновалова В.В. Фетальный алкогольный синдром у детей школьного возраста//Дефектология.- 2009.-№ 6.

  11. Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков.- СПб, 2010.

  12. Куманов В.А., Сорокина Н.В. Психологические особенности развития детей и профилактика неврозов.- СПб, 2012.

  13. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. - М. 2000.

  14. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.

  15. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования.- М, 2005.


Примерные зачётные тестовые задания.

1.Методика «исследования психологического пресыщения» разработана:

а/А. Карстен

б/К. Левиным

в/Б.В. Зейгарник

2.Клиническая беседа – это метод патопсихологического исследования, который предполагает

а/наличие специально созданных условий

б/точную фиксацию диалога с больным

в/тщательное выявление жалоб больного


  1. Личности с различными вариантами преморбида становятся:

а/ похожими по мере развития заболевания;

б/ непохожими по мере развития заболевания;

в/отличаются ярко выраженной индивидуализацией черт.


  1. Деградация личности - это:

а/распад черт характера;

б/постепенное разрушение, регресс личности,

в/формирование эгоцентрической направленности личности


  1. Психопатоподобные нарушения являются:

а/ синдром при нарушениях психических процессов, обусловленных органическими причинами;

б/симптомом нарушений личности;

в/ проявлением основной клинической картины заболевания.


  1. Синдром - это:

а/совокупность симптомов;

б/совокупность установок;

в/характеристика болезни.


  1. Аффект неадекватности рассматривается как:

а/смысловой барьер;

б/бедность эмоций;

в/устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с неуспехом в деятельности

8.Рассогласованность отношений:

а/несовпадение представлений о своих отношениях в доминирующих сферах с реальным содержанием этих отношений;

б/несовпадение потребностей и возможностей;

в/несовпадение отношения к себе с оценкой окружающих.

9.Дезадаптированное поведение предполагает:

а/негативное отношение к себе

б/низкую самооценку;

в/сопротивление педагогическим воздействиям;

10.К нарушениям влечений не относится:

а/побеги и бродяжничество

б/злоупотребление алкоголем



в/поджоги.
Примерный перечень вопросов к экзамену.

  1. Предмет и задачи патопсихологии.

  2. Патопсихология в системе научного знания.

  3. Связь патопсихологии с психопатологией и специальной психологией, с другими отраслями психологии.

  4. . Нормальное и аномальное состояние как актуальная теоретическая проблема патопсихологии.

  5. Понятие психической нормы, различные представления о норме и критериях ее выделения.

  6. Патопсихологические критерии отклонения о нормы (неадекватность, некритичность, непродуктивность).

  7. Соотношения распада и развития психики.

  8. Внутренняя картина болезни.

  9. Принципы построения патопсихологического исследования.

  10. Патопсихологическая оценка нарушений отдельных сфер психической деятельности.

  11. Патопсихологическое исследование в диагностике психических заболеваний.

  12. Понятие о симптомах и синдромах психических расстройств в психопатологии и патопсихологии.

  13. Уровни иерархии мозговых процессов (патобиологический, физиологический, патопсихологический, нейропсихологический, психопатологический).

  14. Проблема нозологической специфичности или типичности патопсихологических синдромов.

  15. Первичные и вторичные нарушения в структуре синдрома.

  16. Основные патопсихологические синдромы.

  17. Шизофренический синдром.

  18. Органический синдром.

  19. Олигофренический синдром.

  20. Психопатический синдром.

  21. Алкогольный синдром.

  22. Симптомокомплекс психогенной дезорганизации.

  23. Роль экспериментально-патопсихологических исследований в решении вопросов экспертизы.

  24. Функции патопсихологических исследований при осуществлении психокоррекционных, психотерапевтических и реабилитационных мероприятий.

  25. Основные методы исследования в патопсихологии.

  26. Принципы и особенности построения патопсихологического исследования.

  27. Программа патопсихологического исследования больного.

  28. Требования к проведению беседы и наблюдения в патопсихологии.

  29. Рекомендации к составлению патопсхиологическогозаключения.

  30. Клиническая и психологическая феноменология нарушений восприятия при психических заболеваниях:

  31. Патопсихологические исследования слабо выраженных нарушений восприятия..

  32. Клиническая и психологическая феноменология нарушений памяти, основные критерии их дифференциации.

  33. Корсаковский синдром:.

  34. Конфабуляции и контаминации.

  35. Прогрессирующая амнезия.

  36. Клиническая и психологическая феноменология нарушений мышления.

  37. Классификация нарушений мышления, созданная Б.В.Зейгарник.

  38. Современные представления о психологических механизмах нарушений мышления при психических заболеваниях.

  39. Исследование речевой деятельности в патопсихологии.

  40. Нарушения сознания.

  41. Патопсихологическое изучение нарушений личности.

  42. Место нарушений личностной сферы в структуре патопсихологических синдромов.

  43. Нарушения общения и социальной регуляции поведения. Диссоциации психического развития..

  44. Патопсихологические нарушения эмоционально-волевой сферы.

  45. Психологические механизмы нарушений эмоций и воли при различных психических заболеваниях.

  46. Патология мотивационно-потребностной сферы. .

  47. Нарушения самосознания: структура и место в общей картине нарушений психической деятельности.

  48. Основные причины нарушения психики: генетические, органические, психогенные, социальные. Сензитивные периоды развития.

  49. Дезадаптированное поведение.

  50. Патопсихологический и клинико-психопатологический подходы в исследовании нарушений психической деятельности детей.

  51. Особенности планирования и проведения патопсихологического обследования детей.

  52. Патопсихологическое обследование детей с нервно-психическими расстройствами и его задачи .

  53. Изучение акцентуированности личности у детей и подростков.

  54. Цели, задачи и принципы деятельности патопсихолога.

  55. Направления работы патопсихолога

  56. .Методы психологической коррекции в работе патопсихолога.

  57. Специфика работы патопсихолога в детском психиатрическом стационаре.


Примерная тематика рефератов.

  1. Подбор методик для патопсихологического обследования детей.

  2. Методы патопсихологического изучения мышления у детей.

  3. Методы патопсихологического изучения восприятия у детей.

  4. Методы патопсихологического изучения внимания у детей.

  5. Методы патопсихологического изучения памяти у детей.

  6. Методы патопсихологического изучения эмоций у детей.

  7. Методы патопсихологического изучения личности у детей.

  8. Методы патопсихологического изучения волевой сферы у детей.

  9. Методы интегральной оценки личности ребенка в контексте его социальной ситуации развития.

  10. Методы исследования структурных компонентов личности у детей.

  11. Организация патопсихологического обследования дошкольников.

  12. Типология социально дезадаптированного поведения.

  13. Психологическая структура психопатий.

  14. Минимальная мозговая дисфункция.

  15. Нарушение межполушарного взаимодействия.

  16. Расстройства речи.

  17. Ранний детский аутизм.

  18. Эпилепсия и эписиндром.

  19. Невроз как проявление внутриличностного конфликта.

  20. Нарушение эмоциональной регуляциии.


Примерная тематика курсовых работ.


  1. Особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, воспитывающегося в семье, отягощенной алкогольной зависимостью.

  2. Особенности представлений о себе у ребенка, воспитывающегося в семье, отягощенной алкогольной зависимостью.

  3. Особенности мотивационно-потребностной сферы ребенка, воспитывающегося в семье, отягощенной алкогольной зависимостью.

  4. Особенности уровня притязаний ребенка, воспитывающегося в семье, отягощенной алкогольной зависимостью.

  5. Особенности личностных ожиданий ребенка, воспитывающегося в семье, отягощенной алкогольной зависимостью.

  6. Появления акцентуаций характера у детей-сирот дошкольного возраста.


Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.


  1. Психологическая коррекция неврозов у дошкольников.

  2. Психологическая коррекция страхов у дошкольника.

  3. Психологическая коррекция дисгармоний характера у детей-сирот дошкольного возарста.

  4. Психологическая помощь детям в трудных жизненных ситуациях.

  5. Психологическая коррекция социальных эмоций у дошкольников воспитывающегося в семье, отягощенной алкогольной зависимостью.


Методические указания по изучению дисциплины (или её разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
Словарь терминов (глоссарий).

Абстиненция – совокупность соматовегетативных и психических расстройств, развивающихся после прекращения приема психоактивных веществ и купируемых их повторным принятием.

Абулия – «отсутствие» волевых побуждений, стремления к деятельности.

Автоматизм психический – переживание отчужденности своих психических актов.

Агнозия – утрата способности к узнаванию предметов.

Агорафобия – страх открытых пространств.

Акинезия – обездвиженность.

Акоазмы – элементарные слуховые галлюцинации (шум, шипение, скрип, звон и т. д.).

Амбивалентность (амбитендентность) – сосуществование двух (и более) взаимоисключающих желаний (поступков).

Амнезия – утрата памяти на события определенного промежутка времени.

Анестезия (гипостезия) – выпадение (ослабление) одного или нескольких видов чувствительности.

Анорексия – ослабление или отсутствие чувства голода.

Антропофобия – страх толпы.

Апатия – состояние безучастности, равнодушия, полного безразличия.

Апраксия – утрата двигательных навыков.

Аутизм – погруженность в мир собственных переживаний, проявляющаяся отсутствием стремления к общению, деятельности, познанию окружающей действительности.

Аутометаморфопсия – («расстройство схемы тела») – искажение восприятия собственного тела.

Афазия – утрата способности к произвольной речи или к ее пониманию.

Бессвязанность мышления (инкогеренция) – нарушение грамматической и смысловой направленности речи.

Брадипсихия – «замедление» психических процессов.

Брадифазия – замедление речи.

Бредовые идеи – ошибочные, некорригируемые умозаключения, формирующиеся на патологической основе и полностью определяющие мировоззрение больного.

Булимия – патологическое чувство голода.

Вербигерации – однообразное, многократное повторение одних и тех же слов.

Галлюцинации – мнимое восприятие ( возникающее без реального объекта).

Гипербулия – патологическое усиление побуждений.

Гиперестезия – субъективно переживаемое усиление одного или нескольких видов чувствительности.

Гиперкинезия – непроизвольно возникающее двигательное возбуждение.

Гипертимия – повышенное настроение.

Гипобулия (понижение волевой активности) – ослабление побуждений.

Гипокинезия – двигательная заторможенность.

Гипотимия – сниженное настроение.

Гипсофобия – страх высоты.

Деперсонализация – расстройство самосознания, проявляющееся переживанием измененности собственных психических процессов.

Дереализация – расстройство самосознания, проявляющееся переживанием измененности восприятия окружающего мира.

Дисмегалопсия – разновидность метаморфопсии, проявляющееся в восприятии окружающих предметов удлиненными, расширенными или перекрученными вокруг оси.

Дисмнезия – расстройство памяти.

Дистимия – снижение настроения, сочетающееся с раздражительностью.

Дисфория – выраженное снижение настроения, сочетающееся со злобно-агрессивным аффектом.

Иллюзия – ошибочное восприятие объекта.

Клаустрофобия – боязнь закрытых помещений.

Криптомнезии – стирание грани между реально имевшими место событиями, о которых больной услышал, прочитал или увидел.

Конфабуляции – ложные воспоминания.

Конфабулез – психопатологический синдром, проявляющийся наплывом фантастических конфабуляций (без помрачения сознания) и нарушениями ориентировки.

Макропсия – разновидность метаморфопсии, проявляющаяся в пропорционально увеличенном восприятии окружающих предметов.

Ментизм – непроизвольно возникающий поток мыслей и воспоминаний.

Метаморфопсия - искаженное восприятие окружающего мира.

Мизофобия – боязнь загрязнения.

Микропсия – разновидность метаморфопсии, проявляющаяся в пропорционально уменьшенном восприятии окружающих предметов.

Монофобия – страх одиночества.

Мория – повышенное настроение, сочетающееся с дурашливостью, грубо неадекватным поведением.

Мутизм – неспособность к речевому общению (при сохранности «речевого аппарата»).

Навязчивые идеи (обсессии) – непроизвольно возникающие, неадекватные ситуации переживания, доминирующие в сознании больного, к которым сохраняется критическое отношение (сопровождаются «борьбой мотивов»).

Негативизм - немотивированное противодействие любому воздействию извне.

Нозофобия – навязчивый страх тяжелого заболевания.

Оксифобия – боязнь острых предметов.

Парамимия – несоответствие мимики больного его поступкам и переживаниям.

Паратимия (неадекватный аффект) – качественно неадекватное причине эмоциональное реагирование.

Парестезии – разнообразные трудноформализируемые неприятные тактильные ощущения.

Перверсии – половые извращения.

Полидипсия – неутолимая жажда.

Полифагия – поедание несъедобных веществ.

Псевдореминисценции – качественное нарушение памяти, проявляющееся в «переносе» реально имевших место событий во времени.

Разноплановость мышления – одновременная оценка событий или явлений с двух (и более) взаимоисключающих позиций.

Разорванность мышления – утрата смысловой направленности речи при сохранности ее грамматического строя.

Резонерство – утрата целенаправленности мышления.

Ритуалы – навязчивые действия, сочетающиеся с фобиями и имеющие значение защиты от них.

Сверхценные идеи – аффективно окрашенные, доминирующие (не соответствующее их значимости) суждения, сформировавшиеся вследствие реальных событий (не сопровождаются «борьбой мотивов»).

Сенестезии – субъективное ощущение разнообразных двигательных расстройств.

Сенестопатии – трудно формализуемые полиморфные, крайне тягостные ощущения неопределенной локализации без типичной соматоневрологической проекции.

Синдром – типичная совокупность патогенетически родственных симптомов.

Синестезии – расстройство, проявляющееся «наслоением» ощущений в разных анализаторах («окрашенный звук», «теплая музыка»).

Страх – выраженная немотивированная тревога.

Ступор – состояние двигательной заторможенности.

Танатофобия – страх смерти.

Тревога – немотивированное беспокойство.

Тугоподвижность мышления – инертность ассоциативного процесса.

Ускорение процесса мышления (тахифрения) – увеличение количества ассоциаций, возникающих в единицу времени.

Фобии – навязчивые страхи.

Фобофобия – навязчивое опасение возникновения новых фобий.

Фонемы – элементарные речевые галлюцинации.

Фотопсиии (фосфены) – элементарные зрительные галлюцинации.

Эйфория – повышенное настроение, сочетающееся с беспечной радостью, благодушием.

Экстаз – крайняя степень экзальтированно-восторженного настроения.

Эмоциональная лабильность (неустойчивость) – легкая изменчивость поверхностных, неглубоких эмоциональных проявлений.

Эмоциональная монотонность – отсутствие адекватных (суточных, ситуационных) колебаний настроения.

Эмоциональное оскудение – утрата способности к тонким и адекватным происходящему эмоциональным реакциям.

Эмоциональная парадоксальность – ослабление адекватных происходящему эмоциональных реакций в сочетании с их оживлением на незначительные (случайные) обстоятельства.

Эмоциональная слабость (слабодушие) – резко выраженная эмоциональная лабильность.

Эмоциональная холодность (тупость) – утрата «эмоционального отклика» (способности к сопереживанию).

Эхопраксия – автоматическое повторение увиденных жестов, поз, действий.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница