В результате изучения данного курса студент должен: иметь представление о



Скачать 261.15 Kb.
Дата25.04.2016
Размер261.15 Kb.



Цели и задачи
В результате изучения данного курса студент должен:

  • иметь представление о: предмете, задачах и разделах психофизиологии; взаимоотношениях между дисциплинами «психофизиология профессиональной деятельности», «психология труда», «менеджмент», «нейрофизиология»; психофизиологических механизмах сознания и бессознательного; нейронных механизмах восприятия, памяти и мышления; психофизиологических основах профессиографии; теории функциональных систем и психофизиологических функциональных состояниях;

  • знать: методы психофизиологического исследования, психофизиологические основы мотивации поведения человека; психофизиологические компоненты работоспособности; психофизиологические детерминанты адаптации человека к повседневным и экстремальным условиям деятельности;

  • уметь: оценивать уровень психоэмоционального напряжения человека; применять личностные и межличностные техники коррекции негативных эмоциональных состояний; анализировать психофизиологические и психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников организации.


Виды занятий и методика обучения
Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объем лекций составляет 20 часов. На лекциях при необходимости возможно использование различных технических средств обеспечения.

Общий объем семинарских занятий – 16 часов. Семинарские занятия проводятся в составе групп. На семинарах практикуется применение сообщений, опросов, дискуссий, ролевых игр, модераций, упражнений, малых разговоров, круглых столов и других форм обучения.



Нормативный объем самостоятельной работы студентов для дисциплины установлен в объеме 24 часа.
Формы контроля
Оперативный контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала и осуществляется в начале каждого семинарского занятия путем тестирования и последующего анализа ответов на 10-15 вопросов теста. Рубежный контроль предусмотрен в виде оценки реферата. Последний оценивается по пятибалльной шкале, выполняется под руководством преподавателя и представляется на публичную защиту. Успешная защита реферата позволяет допустить студента к сдаче экзамена. Для итогового контроля усвоения материалов дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен.

Учебно-тематический план курса


п/п

Тема


Всего

часов

В том числе

Форма контроля

Аудиторная

работа

Самост. работа (час.)

Лекции (час.)

Практ. зан. (час.)

1

Основы психофизиологии. Методы психофизиологических исследований

2

1




1

Опрос

2

Психофизиологические основы мотивов человеческого поведения

2

1




1

Опрос

3

Психофизиология эмоций

10

2

4

4

Опрос

4

Психофизиология восприятия, внимания, сознания и бессознательного

4

2




2

Опрос

5

Психофизиология памяти, мышления и обучения

4

2




2

Опрос

6

Психофизиологические основы построения профессии

4

2




2

Опрос

7

Психофизиологические аспекты профессионального отбора и профессиональной пригодности

10

2

4

4

Опрос

8

Психофизиологические компоненты работоспособности

4

2




2

Опрос

9

Психофизиологические детерминанты адаптации человека к повседневным и экстремальным условиям

4

2




2

Опрос

10

Психофизиологические функциональные состояния

8

2

4

2

Опрос

11

Управление функциональными состояниями

8

2

4

2

Опрос

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ













Экзамен

ИТОГО


60

20

16

24





Образовательная программа дисциплины
Потребность в целостном осмыслении масштабной проблематики наук о человеке осознавалась многими учеными. В частности, английский психолог Мак-Киндер (XIX в.) писал: «Знание целостно. Стремление разделить его на предметы есть признак человеческой слабости». Желание научного сообщества соединить в единое целое различные гуманитарные и естественно-научные данные для объяснения и понимания психических явлений (состояний, процессов, свойств, образований) предопределило появление психофизиологии. Эта самостоятельная как в структуре медицинского знания, так и в системе отраслей психологии дисциплина в настоящее время отражает то взаимопроникновение, которое обеспечивает постепенное замещение в психологии бытовых понятий научными.

Психофизиология имеет свой объект и предмет. В утилитарном виде психофизиологию определяют как науку о физиологических (нейрофизиологических) механизмах психических явлений и поведения человека. Поскольку психофизиология возникла на стыке психологии, неврологии, физиологии (в том числе физиологии высшей нервной деятельности), философии, генетики, биохимии и других дисциплин, приведенная выше трактовка ее предмета, безусловно, ограничена. Очевидно, что психофизиологию следует рассматривать как науку о взаимодетерминированности и взаимосвязанности в организме идеального и материального, социально-психологического (поведенческого) и биологического (физиологического), врожденного (генетического) и приобретенного (средового).

В качестве нового направления науки психофизиология получила официальный статус в 1982 году, когда в Монреале состоялся Первый Международный конгресс психофизиологов. Сегодня в сферу интересов психофизиологов входят такие проблемы как нейронные механизмы ощущений, восприятия, памяти и обучения, мотивации и эмоций, мышления и речи, сознания и бессознательного, поведения и деятельности, диагностика и механизмы формирования функциональных состояний, индивидуальных различий, принципы кодирования и обработки информации в нервной системе и др.

Прикладная роль психофизиологии актуализируется в тех сферах ее применения, которые связаны с деятельностью человека. Психофизиология профессиональной деятельности имеет целью исследование физиологических механизмов таких интегративных характеристик человека как надежность и работоспособность, удовлетворенность трудом и цена адаптации, напряженность труда и профессиональная пригодность. Указанное объясняет значение психофизиологических данных в разработке способов оптимизации профессиональной деятельности, профилактики критических и экстремальных состояний, обоснования и совершенствования профессионального отбора, формирования профессионально важных индивидуальных качеств специалиста.


Тема 1. Основы психофизиологии. Методы психофизиологических

исследований

Объект и предмет психофизиологии. Психофизиология как наука о физиологических (нейрофизиологических) механизмах психических явлений. Споры о предмете психофизиологию. История психофизиологии. Физиологическая психология В.Вундта. Международная психофизиологическая ассоциация.

Целостность психологии. Коэволюция психологии и физиологии. Место психофизиологии в системе наук о человеке. Генетические и смысловые связи слова, образа и действия. Онтология души.

Мозг и нейрон. Центральная и периферическая, соматическая и вегетативная нервная система. Строение и функции нейрона: синапсы, электрическая возбудимость, пейсмекеры.

Принципы кодирования информации в нервной системе. Специфичность избирательно реагирующих рецепторов (принцип меченой линии). Частотный способ кодирования интенсивности стимула. Ансамбли нейронов в механизме кодирования информации. Детекторный канал обработки информации. Механизм векторного кодирования сигнала.

Методы психофизиологических исследований: электроэнцефалография, регистрация вызванных потенциалов мозга и электрической активности кожи, магнитоэнцефалография, позитронно-эмисионная томография мозга, окулография, электромиография, магнитно-резонансная томография.


Тема 2. Психофизиологические основы мотивов человеческого поведения

Побудительная и операциональная стороны поведения. Противоречие между желанием и необходимостью («хочу» и «надо»). Принцип альтруистического эгоизма в основе формирования новых потребностей. Первичные и высшие потребности. Иерархия потребностей по А.Маслоу. Ориентировочный рефлекс и потребность в ориентировочно-исследовательской деятельности.

Формирование новых мотивов и корни духовных ценностей. Механизмы сублимации у животных: разрядка врожденной энергии агрессии. Истоки культурных традиций у человека. Мотивация и смысл жизни.

Место инстинкта в спектре поведенческих актов. Тропизм, таксис и импринтинг в схеме инстинктивного поведения. Принципиальные ограничения возможностей инстинктивного поведения.


Тема 3. Психофизиология эмоций

Определение и классификация эмоций. Общие ощущения (голод, жажда и др.) и эмоции (гнев, радость, страх и др.). Эмоциональные процессы: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения.

Эмоции и регуляция мотивационной и познавательной деятельности. Эмоция как отражение актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения. Потребностно-информационная теория П.В.Симонова. Функции эмоций: отражательная (оценочная), побуждающая, подкрепляющая, предвосхищающая, переключающая, коммуникативная.

Происхождение эмоций: когнитивные факторы, биологически и социально значимые стимулы, некогнитивные (потребностно-информационные) факторы.

Способы выражения и измерения эмоций в процессе общения. Лицевая экспрессия эмоций и техники идентификации эмоций по выражению лица (FAST и FACS). Механизм социального контроля проявления эмоций. Теория обратной лицевой связи в механизме эмоций. Кодирование и декодирование лицевой экспрессии.

Функциональная асимметрия мозга и эмоции. «Эмоциофильные» свойства темперамента: тревожность, сила-слабость процессов возбуждения, экстраверсия-интроверсия, импульсивность, эмоциональность. Концепции Гиппократа-Павлова и Айзенка. Индивидуальный уровень активации в состоянии бодрствования – фактор поиска ощущений (sensation seeking).

Модели эмоционального регулирования поведения: мотивационного рассогласования, удовольствия-наказания, дополнительной модуляции. Психофизиологические механизмы формирования стрессов, фрустраций и аффектов. Роль полушарий мозга в управлении эмоциональным поведением. Многомерная и дискретные модели эмоций.
Тема 4. Психофизиология восприятия, внимания, сознания и

бессознательного

Переход от концепции «реактивной модели» (стимул - нейродинамика - реакция) к модели активного организма (психическая причинность поведения). Сознание как совместное знание. Проявления бессознательного по П.В.Симонову: досознательное, подсознание, сверхсознание. Стадии восстановления сознания и психических функций. Теории сознания: светлого пятна, повторного входа, прожекторная, голографическая. Сознание и модулирующие системы мозга. Сознание и память. Сознание и гамма-колебания мозга. Сознание и межполушарная асимметрия мозга.

Индивидуальное, общественное и нравственное сознание. Виды и формы бессознательного: автоматизированное поведение, гипноз, сомнамбулизм, подсознательное, когнитивная установка, озарение в творчестве. Глобальное и локальное прерывание сознания

Нейронные механизмы восприятия. Две системы обработки информации в зрительном анализаторе: «что» и «где».

Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия. Время осознания стимула внешней среды.

Феномен психологической защиты и безотчетные эмоции. Неврозы как следствие дефектов функции психологической защиты. Расщепленный мозг.


Тема 5. Психофизиология памяти, мышления и обучения

Генетическая и иммунологическая память. Концепция временной организации памяти Д.Хебба: кратковременная и долговременная память. Теория активной памяти Т.Н.Греченко. Гипотеза «одного следа и двух процессов» Дж. Мак-Го и П. Гоулда. Мозжечок и процедурная память. Миндалина и эмоциональная память. Связь памяти с восприятием, мышлением и личностью. Декларативная и процедурная память. Образная память.

Способы запоминания выдающихся людей. Количественная оценка параметров запоминания и забывания. Закон Хика (модель иерархической структуры памяти). Закон Йеркса-Додсона. Молекулярные механизмы долговременного запоминания. «Ранние» и «поздние» гены в процессах формирования следов памяти.

Виды научения: простое (привыкание, сенситизация), ассоциативное (классический и оперантный рефлекс, аверсивное подкрепление), сложное (импринтинг, латентное, на основе подражания, когнитивное, декларативное). Нейронные и молекулярные феномены пластичности.

Виды мыслительной деятельности. Основные операции и процедуры мышления. Становление мыслительной деятельности ребенка. Вторая сигнальная система и речь. Функции речи: коммуникативная, регулирующая, программирующая. Структура процесса мышления. Вербальный и невербальный интеллект. Функциональная активность мозга и особенности мыслительной деятельности. Половые различия и интеллектуальные функции.

Значимость функционального состояния (личностной тревожности, активированности симпатической системы) в эффективности обучения.


Тема 6. Психофизиологические основы построения профессии

Понятия: «профессиограмма», «психограмма», «модель профессии», «модель специалиста», «формула профессий». Типы профессиограмм. Основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм. Субъект и объект труда в схеме профессиографирования.

Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности. Измерение и анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок. Методы профессиографии: инженерно-психологического анализа деятельности, классификации видов деятельности, «пилотажного» обследования, контрастных пар, прецедентных экспертных систем.

Психологический эталон специальности и реальный психологический портрет. Профессионально значимые свойства личности: сенсорно-перцептивные, мнемические, аттенционные, имажинитивные, мыслительные, нервной системы, когнитивного стиля, психомоторные, личностные. Автоматизированная система психологического сопровождения деятельности.


Тема 7. Психофизиологические аспекты профессионального отбора и

профессиональной пригодности

Концепция свойств нервной системы. Целостные формально-динамические характеристики индивидуальности. Основные психофизиологические подходы к исследованию индивидуальных различий: модель мозга, модель поведения, модель человека. Связь формально-динамических (задатки и темперамент), содержательных (мотивы, потребности, ценности и др.) и деятельностных характеристик личности.

Система профессионального отбора и место психофизиологического отбора. Концепция профессионально важных качеств: личностные характеристики, компетентность (образование), состояние здоровья, социальная направленность. Психофизиологические профессионально важные особенности человека: эмоциональная уравновешенность, самообладание, выдержка, способность к сосредоточению, психическая выносливость, переключаемость, объем и распределение внимания, «концентрируемость» нервных процессов, прочность запоминания.

Психофизиологические корреляты личностных факторов. Неспецифическая модулирующая система мозга (ретикулярная формация и др.) и связь ее активности с нейрохимическими параметрами.

Методики психофизиологического отбора. Надежность, валидность и стандартизированность методик. Групповые и индивидуальные способы оценки. Система профессионального отбора операторов и ее связь с содержанием их деятельности.
Тема 8. Психофизиологические компоненты работоспособности

Понятие профессионального здоровья. Профессиональная работоспособность как главный показатель профессионального здоровья. Семантические особенности терминов «работоспособность», «трудоспособность» и «дееспособность». Величина затраченных физических и психических резервов организма в процессе деятельности (физиологическая стоимость работы).

Компоненты профессиональной работоспособности: физический статус, психический статус, социально-психологические факторы.

Физический статус. Физическое развитие и физическая подготовленность. Показатели вегетативной обеспеченности деятельности – аэробная производительность (максимальное потребление кислорода), анаэробная производительность (максимальный кислородный долг), тест PWC170.

Психический статус. Адекватность состояния психической активности в континууме от функционального покоя до стресса. Восприятие, внимание, память, мышление в процессе труда. Способность к научению и свойства личности (психическая устойчивость, тревожность, конформность, механизмы психологической защиты).

Профессиональная подготовка и адаптация. Надежность профессиональной деятельности как вероятность безошибочного выполнения профессиональных обязанностей в течение требуемого времени и при заданных условиях.

Подходы к оценке профессиональной работоспособности: показатели продуктивности и эффективности деятельности; показатели самочувствия; психофизиологические показатели. Динамика работоспособности: врабатывание (первичная мобилизация, гипермобилизация, гиперкомпенсация), оптимальная работоспособность, полная компенсация, неустойчивая компенсация, «конечный порыв», декомпенсация.
Тема 9. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к

повседневным и экстремальным условиям

Проблемы единства организма и среды (И.М.Сеченов). Адаптация человека как системная реакция организма, обеспечивающая возможность всех видов социальной деятельности, а также приспособляемость к конкретным условиям внешней и внутренней среды за счет гено- и фенотипически обусловленной нормы реакции. Адаптация как процесс, равновесие и результат. Регуляторные, пластические, энергетические и неспецифические компоненты адаптации.

Общая характеристика экстремальных факторов информационно-семантической, физико-химической и биологической природы. Психофизиологические механизмы развития экстремальных состояний. Нарушения физического и психического гомеостаза в генезе экстремальных состояний.

Психофизиологические проявления дезадаптации: истощение функциональных резервов нейро-эндокринной системы; дефицит энергетических и пластических резервов организма; накопление продуктов анаэробного катаболизма; развитие синдромов несостоятельности клеточных мембран и нарушений антигенно-структурного гомеостаза.

Эмоционально-сенсорные, эмоционально-моторные и эмоционально-интеллектуальные изменения в генезе экстремальных состояний информационно-семантического генеза. Состояния эмоциональной напряженности, тревоги, страха, аффективного возбуждения и торможения.

Психофизиологические реакции человека в условиях чрезвычайных ситуаций: витальные реакции, психофизиологическая демобилизация, разрешение, восстановление, отставленные реакции.

Стресс в профессиональной деятельности. Поведенческие, когнитивные, эмоциональные и психофизиологические проявления стресса. Стресс и безопасность труда. Психические процессы, свойства и состояния, обусловливающие возникновение несчастных случаев.
Тема 10. Психофизиологические функциональные состояния

Функциональное состояние человека как целевая интеграция физиологических и психологических качеств, обеспечивающая выполнение деятельности. Механизмы формирования функциональных состояний с позиций теории функциональных систем П.К.Анохина.

Критерии классификации функциональных состояний: надежность и цена деятельности (допустимые, недопустимые), степень напряжения регуляторных механизмов гомеостаза (нормальные, пограничные, патологические), адекватность ответной реакции организма требованиям выполняемой деятельности (адекватной мобилизации, динамического рассогласования).

Виды функциональных состояний: оперативного покоя, нервно-эмоционального напряжения, функционального комфорта, эмоциональной напряженности, монотонии, утомления, хронического утомления, переутомления.

Принципы оценки функциональных состояний: адекватности, комплексности, минимизации, конкретности, динамичности, реактивности, восстановимости, индивидуальности. Методы оценки энергетического (уровень активности физиологических функций и систем), сенсорного (возможности приема и первичной переработки поступающей информации различными сенсорными системами), информационного (способы обработки поступившей информации и принятия решений), эффекторного (реализация принятых решений в деятельности) и активационного (направленность и напряженность деятельности) компонентов функционального состояния. Моно- и полипараметрический подходы к оценке функционального состояния.
Тема 11. Управление функциональными состояниями

Основные направления повышения, сохранения и восстановления работоспособности специалиста: развитие профессионально важных качеств в процессе обучения и психофизиологической подготовки; регламентация режима труда, отдыха и питания; минимизация неблагоприятного действия факторов труда; неспецифические и специфические воздействия на гомеостатические механизмы; фармакологическая коррекция.

Методы соматической направленности: физические упражнения, использование тренажеров, электростимуляция нервно-мышечного аппарата, аксонорефлекторное воздействие на биологические активные точки кожи, нормо- и гипобарической гипоксия, контрастные температурные воздействия, импульсная низкочастотная физиотерапия.

Методы психофизиологической направленности: электротранквилизация центральной нервной системы (центральная электроанальгезия), психическая саморегуляция, биологическая обратная связь, дыхательные упражнения, аутогенная тренировка.



Методы личностной направленности: изменение и регуляция восприятия, коррекция стиля взаимодействия (общения), анализ уязвимых сторон личности, изменение жизненных стереотипов и системы ценностей.
Список рекомендуемой литературы
Литература основная

  1. Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2004. 496 с.

  2. Грошев, Игорь Васильевич. Психофизиологические различия мужчин и женщин М.: МОДЭК, 2005. 463 с.

  3. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 373 с.

  4. Жданов О.И. Основы персонального стресс-менеджмента: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2003. 64 с.

  5. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. 304 с.

  6. Ильин, Евгений Павлович. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины СПб.: Питер, 2006. 544 с.

  7. Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс-тренинг. СПб.: Питер, 2004. 192 с

  8. Костандов Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного. СПб.: Питер, 2004. 167 с.

  9. Кроль В.М. Психофизиология человека. СПб.: Питер, 2003. 304 с.

  10. Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И.Александров. М.: ИНФРА-М, 1997. 432 с.

  11. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С.Никифорова. СПб.: Питер, 2003. 607 с.

  12. Физиология летного труда: Учебник / Под ред. В.С.Новикова. СПб.: Наука, 1997. 411 с.

  13. Фрумкин А.А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности. СПб.: Речь, 2004. 210 с.


Литература дополнительная

    1. Абабков В.А., Пере М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004;

    2. Вагин И.О. Уроки психологической защиты. Не позволяй собой манипулировать. СПб., 2001;

    3. Жуков Д.А. Биология поведения: гуморальные механизмы. СПб.: Речь, 2007. 443 с.

    4. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. СПб.: Питер, 2004. 1167 с.

    5. Кристиани А., Шеелен Ф.М. Усиление силы / Пер. с нем. М.: Интерэксперт, 2005;

    6. Линдеман Х. Система психического саморегулирования. М., 1992;

    7. Новиков В.С., Горанчук В.В., Шустов Е.Б. Физиология экстремальных состояний. СПб.: Наука, 1998;

    8. Новиков В.С., Шустов Е.Б., Горанчук В.В. Коррекция функциональных состояний при экстремальных воздействиях. СПб., 1998;

    9. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем: Учебник / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991;

    10. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2003.

    11. Сапова Н.И., Горанчук В.В. Биокибернетический способ оценки психоэмоционального напряжения при умственной работе (учебно-методическое пособие). СПб.: ВМедА, 2001.


Планы семинарских занятий
Семинар 1. Психофизиология эмоций

1.Связь общих ощущений и эмоций. Эмоциональные процессы: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения.

2.Способы выражения и измерения эмоций.

3.«Эмоциофильные» свойства темперамента: тревожность, сила и слабость процессов возбуждения, экстраверсия-интроверсия, импульсивность, эмоциональность.

4.Психофизиологические механизмы возникновения стресса, фрустрации и аффекта.

Литература

Абабков В.А., Пере М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004;

Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 164-231.

Жуков Д.А. Биология поведения: гуморальные механизмы. СПб.: Речь, 2007. 443 с.

Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. С. 158-173.

Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. СПб.: Питер, 2004. 1167 с.

Костандов Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного. СПб.: Питер, 2004. С.64-94;

Кроль В.М. Психофизиология человека. СПб.: Питер, 2003. С. 234-254, 272-298;

Новиков В.С., Горанчук В.В., Шустов Е.Б. Физиология экстремальных состояний. СПб.: Наука, 1998;

Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем: Учебник / Под ред. А.Д.Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991;

Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2003.

Сапова Н.И., Горанчук В.В. Биокибернетический способ оценки психоэмоционального напряжения при умственной работе (учебно-методическое пособие). СПб.: ВМедА, 2001.


Семинар 2. Психофизиологические аспекты профессионального отбора и

профессиональной пригодности

1.Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.

2.Профессиография и психограмма.

3.Профессионально важные качества менеджера и способы их выявления.

4.Профессиональное здоровье и профессиональная работоспособность. Динамика работоспособности.

Литература

Кроль В.М. Психофизиология человека. СПб.: Питер, 2003. С. 250-253;

Новиков В.С., Горанчук В.В., Шустов Е.Б. Физиология экстремальных состояний. СПб.: Наука, 1998;

Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И.Александров. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 353-363, 371-382;

Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С.Никифорова. СПб.: Питер, 2003. С. 104-125, 481-517;

Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2003.

Физиология летного труда: Учебник / Под ред. В.С.Новикова. СПб.: Наука, 1997. С. 245-266.

Фрумкин А.А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности. СПб.: Речь, 2004. С. 3-39.


Семинар 3. Психофизиологические функциональные состояния

1.Психофизиологические функциональные состояния человека и способы их диагностики.

2.Теория функциональных систем П.К.Анохина.

3.Психофизиологические детерминанты адаптации человека к повседневным и экстремальным условиям деятельности.



Литература

Абабков В.А., Пере М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004;

Новиков В.С., Горанчук В.В., Шустов Е.Б. Физиология экстремальных состояний. СПб.: Наука, 1998;

Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И.Александров. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 373-376.

Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С.Никифорова. СПб.: Питер, 2003. С. 518-547;

Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2003.

Физиология летного труда: Учебник / Под ред. В.С.Новикова. СПб.: Наука, 1997. С. 70-99.
Семинар 4. Управление функциональными состояниями

1.Основные направления коррекции негативных функциональных состояний в практике менеджмента.

2.Методики релаксации и формирования адекватных социальных установок.

3.Образ жизни и негативные функциональные состояния.



Литература

Абабков В.А., Пере М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004;

Вагин И.О. Уроки психологической защиты. Не позволяй собой манипулировать. СПб., 2001;

Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2004. 88-206, 294-311;

Жданов О.И. Основы персонального стресс-менеджмента: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2003. 64 с;

Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс-тренинг. СПб.: Питер, 2004. 192 с;

Кристиани А., Шеелен Ф.М. Усиление силы / Пер. с нем. М.: Интерэксперт, 2005;

Линдеман Х. Система психического саморегулирования. М., 1992;

Новиков В.С., Шустов Е.Б., Горанчук В.В. Коррекция функциональных состояний при экстремальных воздействиях. СПб., 1998;

Физиология летного труда: Учебник / Под ред. В.С.Новикова. СПб.: Наука, 1997. С. 282-306.


Примерные темы письменных работ


  1. История психофизиологии профессиональной деятельности.

  2. Коэволюция психологии и физиологии.

  3. Место психофизиологии в системе наук о человеке.

  4. Генетические и смысловые связи слова, образа и действия.

  5. Онтология души.

  6. Центральная и периферическая нервная система.

  7. Принципы кодирования информации в нервной системе.

  8. Методы психофизиологических исследований.

  9. Электроэнцефалография как метод психофизиологии профессиональной деятельности.

  10. Психофизиологические механизмы побудительных и операциональных аспектов поведения.

  11. Ориентировочный рефлекс и потребность в ориентировочно-исследова-тельской деятельности.

  12. Психофизиологические основы первичных и высших потребностей человека.

  13. Механизмы сублимации человека.

  14. Механизмы психологической защиты в деятельности человека.

  15. Место инстинкта в спектре поведенческих актов.

  16. Тропизм, таксис и импринтинг в схеме инстинктивного поведения.

  17. Эмоции и регуляция мотивационной и познавательной деятельности.

  18. Потребностно-информационная теория П.В.Симонова.

  19. Происхождение эмоций.

  20. Лицевая экспрессия эмоций и техники идентификации эмоций по выражению лица.

  21. Механизм социального контроля проявления эмоций.

  22. Индивидуальный уровень активации в состоянии бодрствования и фактор поиска ощущений (sensation seeking).

  23. Эмоциогенные свойства темперамента.

  24. Психофизиологические механизмы формирования стресса и фрустрации.

  25. Теории сознания.

  26. Сознание и модулирующие системы мозга.

  27. Виды и формы бессознательного.

  28. Две системы обработки информации в зрительном анализаторе: «что» и «где».

  29. Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия.

  30. Феномен психологической защиты и безотчетные эмоции.

  31. Неврозы как следствие дефектов функции психологической защиты.

  32. Количественная оценка параметров запоминания и забывания.

  33. Закон Хика (модель иерархической структуры памяти).

  34. Закон Йеркса-Додсона.

  35. Виды научения: простое, ассоциативное, сложное.

  36. Виды мыслительной деятельности.

  37. Вторая сигнальная система и речь.

  38. Функциональная активность мозга и особенности мыслительной деятельности.

  39. Значимость функционального состояния в эффективности обучения.

  40. Основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм.

  41. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.

  42. Профессионально значимые психофизиологические и психологические свойства личности.

  43. Автоматизированная система психологического сопровождения деятельности.

  44. Концепция свойств нервной системы.

  45. Основные психофизиологические подходы к исследованию индивидуальных различий: модель мозга, модель поведения, модель человека.

  46. Система профессионального отбора и место в ней психофизиологического отбора.

  47. Психофизиологические корреляты личностных факторов.

  48. Неспецифические модулирующие системы мозга (ретикулярная формация и др.).

  49. Методики психофизиологического отбора.

  50. Профессиональная работоспособность как главный показатель профессионального здоровья.

  51. Психофизиологическая стоимость работы и резервы организма.

  52. Профессиональная подготовка и адаптация.

  53. Надежность профессиональной деятельности.

  54. Психофизиологические параметры динамики работоспособности.

  55. Адаптация человека как процесс, равновесие и результат.

  56. Физиологический и психический гомеостаз в генезе экстремальных состояний.

  57. Психофизиологические проявления дезадаптации.

  58. Психофизиологические реакции человека в условиях чрезвычайных ситуаций.

  59. Стресс в профессиональной деятельности.

  60. Механизмы формирования функциональных состояний с позиций теории функциональных систем П.К.Анохина.

  61. Критерии классификации функциональных состояний.

  62. Принципы оценки функциональных состояний.

  63. Развитие профессионально важных качеств в процессе обучения и психофизиологической подготовки.

  64. Неспецифические и специфические воздействия на гомеостатические механизмы как способы коррекции работоспособности.

  65. Биологическая обратная связь в системе психофизиологической подготовки.

  66. Аутогенная тренировка и психофизиологическая реабилитация.

  67. Изменение и регуляция восприятия как способ профилактики дистресса.


Вопросы к экзамену


  1. Автоматизированная система психологического сопровождения деятельности.

  2. Адаптация человека как процесс, равновесие и результат.

  3. Аутогенная тренировка и психофизиологическая реабилитация.

  4. Биологическая обратная связь в системе психофизиологической подготовки.

  5. Виды и формы бессознательного. Виды мыслительной деятельности.

  6. Виды научения: простое, ассоциативное, сложное. Вторая сигнальная система и речь.

  7. Две системы обработки информации в зрительном анализаторе: «что» и «где».

  8. Закон Йеркса-Додсона.

  9. Закон Хика (модель иерархической структуры памяти).

  10. Изменение и регуляция восприятия как способ профилактики дистресса.

  11. Индивидуальный уровень активации в состоянии бодрствования и фактор поиска ощущений (sensation seeking).

  12. Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия.

  13. История психофизиологии профессиональной деятельности.

  14. Коэволюция психологии и физиологии.

  15. Критерии классификации и принципы оценки функциональных состояний.

  16. Лицевая экспрессия эмоций и техники идентификации эмоций по выражению лица. Механизм социального контроля проявления эмоций.

  17. Место инстинкта в спектре поведенческих актов.

  18. Место психофизиологии в системе наук о человеке.

  19. Способы психофизиологических исследований. Методики психофизиологического отбора.

  20. Методы психофизиологической подготовки к профессиональной деятельности.

  21. Механизмы психологической защиты в деятельности человека.

  22. Механизмы формирования функциональных состояний с позиций теории функциональных систем П.К.Анохина.

  23. Надежность профессиональной деятельности.

  24. Неврозы как следствие дефектов функции психологической защиты.

  25. Неспецифические и специфические воздействия на гомеостатические механизмы как способы коррекции работоспособности.

  26. Ориентировочный рефлекс и потребность в ориентировочно-исследова-тельской деятельности.

  27. Основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм.

  28. Основные психофизиологические подходы к исследованию индивидуальных различий: модель мозга, модель поведения, модель человека.

  29. Потребностно-информационная теория П.В.Симонова.

  30. Приемы стресс-менеджмента в практике руководителя.

  31. Причины и признаки эмоционального стресса в профессиональной деятельности.

  32. Профессиональная работоспособность как главный показатель профессионального здоровья.

  33. Профессионально значимые психофизиологические и психологические свойства личности.

  34. Профессиональный отбор в системе психологического обеспечения.

  35. Психофизиологическая стоимость работы и резервы организма.

  36. Психофизиологические корреляты личностных факторов.

  37. Психофизиологические механизмы побудительных и операциональных аспектов поведения.

  38. Психофизиологические механизмы формирования стресса и фрустрации.

  39. Психофизиологические основы первичных и высших потребностей человека.

  40. Психофизиологические параметры динамики работоспособности.

  41. Психофизиологические проявления дезадаптации.

  42. Психофизиологические реакции человека в условиях чрезвычайных ситуаций.

  43. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.

  44. Развитие профессионально важных качеств в процессе обучения и психофизиологической подготовки.

  45. Система профессионального отбора и место в ней психофизиологического отбора.

  46. Сознание и модулирующие системы мозга.

  47. Способы психофизиологической реабилитации.

  48. Теории сознания.

  49. Теория функциональных систем П.К.Анохина.

  50. Тропизм, таксис и импринтинг в схеме инстинктивного поведения.

  51. Феномен психологической защиты и безотчетные эмоции.

  52. Физиологический и психический гомеостаз в генезе экстремальных состояний.

  53. Функциональная активность мозга и особенности мыслительной деятельности.

  54. Эмоции и регуляция мотивационной и познавательной деятельности.




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница