В разнообразных учебных и других детских, подростковых и юношеских группах и коллективах



Скачать 339.88 Kb.
Дата27.05.2016
Размер339.88 Kb.


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, г. МОСКВА

УДК


БКК

Психология



ИЗМЕРЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ЗНАЧИМОСТИ

В РАЗНООБРАЗНЫХ УЧЕБНЫХ И ДРУГИХ ДЕТСКИХ, ПОДРОСТКОВЫХ И ЮНОШЕСКИХ ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ

кандидат психологических наук, доцент Д. А. Донцов

кандидат психологических наук Е. А. Поляков
Аннотация. В данной работе предметно анализируются базовые социально-психологические методы и методики исследования и диагностики детских, подростковых и юношеских коллективов и групп. В рамках детального рассмотрения научных основ и современных разработок в сфере диагностики отношений межличностной значимости, мы проанализировали социометрию, референтометрию и ещё целый ряд социально-психологических методик «измеряющих» взаимодействие и общение в области внутригрупповых отношений в реальных контактных учебных и иных группах и коллективах.
Ключевые слова. Методика, социальная психология, учебная группа, группа, коллектив, социометрия, референтометрия, школьники, студенты, дети, подростки, юношество.
Посвящение от авторов: светлой памяти нашего учителя социально-психологической науки и практики Михаила Юрьевича Кондратьева.
Эпиграф.

Александр Иванович Донцов, в книге «Феномен зависти: Homo invidens»,

задаётся, в частности, следующим вопросом:

«... Слово «человек» – из наиболее употребимых в русском и любом ином языке. Какими же отличительными свойствами должно обладать некое существо, чтобы его по праву причислили к группе людей»?


В данной работе предметно анализируются базовые социально-психологические методы и методики исследования и диагностики детских, подростковых и юношеских коллективов и групп: классов, курсов, других учебных групп, а также творческих, спортивных, по интересам и иных групп и коллективов, объединяющих детей, подростков и юношество.

Настоящая статья «опредмечена» в контексте исследований одного из классиков современной российской социальной психологической науки и практики – М.Ю. Кондратьева. Отмечаем то, что мы предметно рассмотрели в сфере внутригрупповых взаимоотношений именно основополагающие, и, одновременно, актуальные на текущем этапе практических социально-психологических разработок тестовые психодиагностические методики «измерения» отношений межличностной значимости.

Подчеркнём то, что в социальной психологии исследуется и диагностируется специфика социально-психологических характеристик групп, понимаемых в качестве игровых, учебных, трудовых (производственных) и иных разных объединений людей. Наряду с этим и при этом, в социальной психологии исследуется специфика социально-психологических характеристик групп как микро, мезо- и макро- общностей людей в рамках общества (социума) в целом. Таким образом, социально-психологическое исследование – это вид научного исследования, осуществляющийся с целью установления в поведении и деятельности людей определённых психологических и социальных закономерностей, обусловленных фактом вхождения этих людей в социальные группы (малые, средние и большие).

Объект и предмет социально-психологического исследования – это различные социальные явления и феномены: причины и следствия различного рода контактов между людьми проявляемые в виде мыслей, чувств и действий отдельных индивидов и/или социальных групп. Эти социальные контакты могут быть как непосредственными (лицом к лицу), так и опосредованными (путём использования средств массовых коммуникаций).

Совокупным предметом социально-психологического исследования являются отношения: личность – личность, личность – микрогруппа (в рамках какой-либо малой группы), личность – малая группа, личность – средняя группа, личность – большая группа, личность – общество, а так же внутригрупповые и межгрупповые отношения на всех указанных уровнях.

Итак, комплексный объект и предмет социально-психологического исследования охватывает социально-психологическую проблематику, обусловленную общественной природой человека, включённостью его в различные социальные группы и общество в целом, а также психологические стороны групповых явлений и процессов.

Специфика социально-психологического исследования, по сравнению с другими социальными науками (например, социологией), характеризуется: 1. использованием в качестве полноправных информационных данных как фактов, свидетельствующих об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и характеристик сознания (представлений, мнений, установок, ценностей и т.п.) этих индивидов; 2. социальным контекстом исследования, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение фактов; 3. неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических явлений; 4. культурно обусловленной относительностью социально-психологических закономерностей; 5. работой с реальными конкретными объектами исследования (индивидами и группами).

Эмпирическая база (социальная выборка) социально-психологического исследования – это группы людей и общество в целом.

Это, во-первых, малые группы: совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной общности, – от 2 до 40 человек.

Во-вторых, это средние группы: от 40 до 150 человек, – рабочие коллективы, учебные коллективы, жители одного микрорайона, одного небольшого села и т.д.

В-третьих, это большие группы: значительные по своим размерам совокупности людей, занятых какой-либо совместной деятельностью; это общности людей, существующие в масштабах общества, не предполагающие обязательных личных контактов. В больших группах, как правило, вырабатываются общепринятые нормы поведения, культурные ценности и традиции, общественное мнение и массовые движения. К большим группам относятся классы, социальные слои, этносы (нации и народности), религиозные конфессии, партии и общественные организации, возрастные группы (демографические прослойки общества), социально-профессиональные группы и объединения, национально-этнические макрогруппы и т.д., – от 150 человек и до социальной «бесконечности». Под этим более или менее удачным выражением мы понимаем макросоциальный уровень, имеющий так же свои градации, – начиная от всего общества, составляющего население конкретной страны, и заканчивая человечеством в целом.

Основной эмпирической базой социально-психологических исследований и социальной выборкой социально-психологической диагностики являются малые и средние группы людей.

Итак, эмпирическая база (социальная выборка) социально-психологического исследования – это, как правило, малые группы, понимаемые как совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей, осуществляющих какую-либо совместную деятельность и осознающих свою принадлежность к данной совместной общности.

Подчеркнём, что типичные малые группы и коллективы составляют собою сообщества людей, приблизительно, от 2-х (диада) – 3-х (триада) до 40-ка – 50-ти человек.

Что касается учебных коллективов и групп школьников и студентов, то это, как правило, так называемые, малые группы, организованные, первично, по формальному признаку обучения в таком-то классе, на таком-то курсе (формализованные группы) и объединённые общей учебной деятельностью и общими учебными (образовательными) целями и задачами. При этом, учебные группы и коллективы повсеместно являются реальными контактными группами, – по выражению Михаила Юрьевича Кондратьева.

Наряду с этим, отметим, что типовые учебные группы (классы, курсы) и иные детско-подростково-юношеские группы и коллективы имеют, как правило, состав от 10-15 до 25-30 человек. Хотя, здесь есть и определённая специфика. Например, т.н. поточный курс (или поток) студентов может представлять собой группу порядка 40-50 человек, типовой состав учебного класса составляет, примерно, 25-35 человек, типичный по численному составу творческий коллектив представляет собой группу приблизительно из 10-20 человек.

При этом, мотивационно-ценностное единство учебных и других коллективов и групп как социальных образований (группа – это социальный субъект), – является несомненным причинным фактором, безусловно характеризующим их качественное развитие, – согласно всем классическим научным трудам Александра Ивановича Донцова, Михаила Юрьевича Кондратьева, Галины Михайловны Андреевой и ряду других отечественных учёных – социальных психологов.



Методы социально-психологического исследования – это способы познания и установления психологических закономерностей в поведении и деятельности людей. Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы методов: методы исследования и методы воздействия.

Методы воздействия относятся к специфической области социальной психологии, – к «психологии воздействия». Типичным методом подобного рода в социальной психологии является социально-психологический тренинг.

В качестве методов исследования выделяют методы сбора информации и методы её обработки. При этом, методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются специфичными для социально психологического исследования.

Методы сбора информации: 1) эксперимент (лабораторный, естественный и др.); 2) изучение (анализ) разнообразных документов (например, – учебных документов); 3) контент-анализ (исследование разных информационных источников (текстов) количественно-качественным образом)); 4) наблюдение; 5) интервью; 6) опросы; 7) анкеты; 8) тесты (наиболее распространён в социальной психологии социометрический тест).

Кратко проанализируем метод тестов в социальной психологии.

Тест – стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание (тест-задание или тест-опросник). С помощью тестов в социальной психологии определяются межличностные, внутригрупповые и межгрупповые различия.

Области применения тестов в социальной психологии: диагностика групп, изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции, социально-психологических свойств личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др.).

Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер.

Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные данные с определёнными параметрами оценки, например с характеристиками личности.

Итоговый результат измерения выражается в тестовом показателе. Тестовые показатели относительны. Их диагностическое значение обычно определяют через соотнесение с нормативным показателем, полученным статистически на значительном числе испытуемых.

Классификация тестов в социальной психологии может быть проведена по нескольким основаниям: по основному объекту исследования (межгрупповые, межличностные, личностные); по предмету исследования (тесты совместимости, групповой сплочённости и т.д.); по структурным особенностям методик (опросники, аппаратурные, проективные тесты); по исходной точке отсчёта оценки (методики экспертной оценки, оценки предпочтений, оценки субъективного отражения межличностных отношений и пр.).

Имеют место известные и популярные социально-психологические тесты-опросники, например, тест-опросник КОС или КОС 2 (определение коммуникативно-организаторских склонностей личности). Также нередко применяются тесты-опросники, направленные на выявление эмоционального социально-психологического отношения обучающихся к школе, например, – «Чувства к школе» («Мои чувства в школе») С.В. Левченко. Имеются проективные социально-психологические методики, например, тест-задание «Дерево» или «Дерево с человечками», активно применяющийся для исследования учебных групп школьников и студентов. Используются также т.н. поведенческие социально-психологические тесты-задания, интенсивно применяющиеся в изучении различных групп обучающихся, – «Выбор в действии», «Выбор товарища по парте» и пр. Есть достаточно большое количество методик, применяющихся как в социально-психологических исследованиях в целом, так и в изучении учебных групп школьников и студентов в частности. Это, ещё, например, такие методики как: «Удовлетворённость учащихся школьной жизнью» А.А. Андреева, «Исследование психологического климата классного коллектива» В.С. Ивашкина, «Социометрический тест» М.Р. Битяновой и др. Все эти и многие другие методики имеют свою качественную специфику, и особенности данных методик и специфика их применения является самостоятельной серьёзной темой для подробного аналитического рассмотрения.

Подчеркнём, что наиболее распространён и специфичен в социальной психологии, в контексте изучения групп и коллективов, социометрический метод и тест (информативная по своему качеству методика социометрии).



Социометрия. Метод социометрии является абсолютно специфическим именно для социальной психологии. Социометрия позволяет выявить особенности систем неформальных отношений в группе; степень психологической совместимости конкретных людей; внутригрупповые статусы участников процедуры; качество социально-психологической атмосферы группы в целом и т.д.

Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также исследования личности как члена группы. Методика социометрии, позволяющая изучать эмоциональные связи в группе людей, давно стала классическим инструментом профессионального психолога.

Социометрия – теория и целостный практический метод психодиагностического социально-психологического измерения межличностных и внутригрупповых отношений, автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Джекоб (Якоб) Леви Морено (1892–1974 г.г.). По его мнению, психическое состояние и адекватность поведения человека во многом зависят от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток межличностных симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником. Согласно Дж. Морено, социометрия, – это способ первичной диагностики наличия проблем в межличностных внутригрупповых взаимоотношениях. Несомненное достоинство данного метода в том, что внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблиц, схем, графиков, числовых величин и т.д.

Отметим и подчеркнём, что метод социометрии был разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы. Особо заметим, что измерение социально-психологических параметров группы (коллектива) предполагает опрос каждого члена этой, как правило, малой контактной реальной группы, – с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел бы (не выбрал) участвовать в определённом виде деятельности и/или взаимодействовать в какой-либо ситуации (в каких-то условиях).

Методика «Социометрия» используется для измерения групповых свойств, фиксирует определённые свойства группы как целостного образования. Методологически оправданное использование арсенала социометрического метода позволяет получить серьёзные теоретические выводы о процессах функционирования, развития группы, а также, в итоге, достигать практических психосоциальных результатов. Повторные измерения, проведённые в той же группе, позволяют исследовать динамику социальных отношений в данной группе. Наряду с этим, базовая область измерения социометрической техники – диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплочённость, совместимость членов группы.

Процедура социометрического измерения включает следующие элементы: определение варианта (числа) выборов (отклонений); выбор критериев (вопросов) опроса; организация и проведение опроса; обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа. После осуществления этих этапов производится качественный интерпретационный анализ данных.

Социометрическая процедура проводится (производится) в двух основополагающих формах. Непараметрическая процедура предполагает ответы на вопросы социометрического опроса без ограничения числа выборов или отклонений. Их максимальное число равно «N – 1» (социометрическая константа), где N – число членов группы. Преимущество этого варианта связано с выявлением так называемой эмоциональной экспансивности у каждого члена группы. При увеличении размеров группы до 12-16 человек возрастает вероятность получения случайного выбора. Параметрическая процедура предполагает ограничение числа выборов, что, как правило, и имеет место на практике. Испытуемым предлагается выбрать строго фиксированное число лиц из всех членов группы, т.е. вводится так называемое социометрическое ограничение (d). Данная форма повышает надёжность измерения, позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности. Её недостаток связан с невозможностью раскрытия всей полноты отношений в группе.

Выделяют разные виды социометрических критериев: коммуникативные (выявляют реальные отношения, гностические (определяют степень осознанности реальных отношений), двойные и одинарные, ролевые и др. С выбором критериев связана проблема определения их числа и специализации в социометрическом опроснике.

В данном контексте Михаил Юрьевич Кондратьев и Юрий Михайлович Кондратьев в книге «Психология отношений межличностной значимости пишут следующее: «Задаваемые вопросы могут быть отнесены к любой сфере жизнедеятельности группы. Как правило, этот выбор диктуется задачами и целями конкретного исследования. В то же время, как показывает реальная исследовательская практика, все многообразие подобных вопросов может быть условно отнесено к двум основным сферам групповой и личной жизни – «эмоциональной» и «деловой». Указывая на это, еще раз подчеркнем, что подобная дифференциация допустима лишь условно, хотя в научном лексиконе и утвердились (достаточно прочно) такие термины, как «эмоциональный социометрический критерий» и «деловой социометрический критерий». На то, что такое жёсткое различение задаваемых при социометрическом обследовании вопросов по «эмоционально-деловому» признаку нередко является попросту смысловой «натяжкой», указывает, в частности, и тот факт, что в исследовательской практике довольно часто используется «смешанный» социометрический критерий. Более того, есть все основания считать, что один из таких «смешанных» критериев (проективная ситуация необходимости межличностного выбора в условиях вынужденного переформирования группы) оказывается чуть ли не самым мощным. В качестве примера приведём один из возможных вариантов соответствующего данной ситуации вопроса: «В случае расформирования или переформирования Вашей группы с кем из её членов Вы хотели бы оказаться вместе в новом сообществе»?

Таким образом, признанными учёными-исследователями рекомендуется производить специализацию социометрии и выбор её критериев исходя из предварительного анализа жизнедеятельности группы, выделяя ситуации, особо значимые для группы, т.е. опосредованные задачами и целями, стоящими перед группой, использовать общий, фундаментальный критерий для выявления «глубинной» связи членов группы. Последнее предполагает использование вопросов, касающихся оценки общего эмоционального состояния испытуемых при условии распада группы в будущем, например, в случае реорганизации группы или коллектива, его перемещения, переформирования и т.п., – «С кем из числа членов Вашего коллектива Вы обязательно хотели бы остаться вместе в том случае, если он будет реорганизован»?

Результаты исследования могут быть представлены в виде социометрической матрицы (таблицы), куда включены все выборы и (или) отклонения, сделанные или предполагаемые членами группы, а также в виде социограммы, графически изображающей полученные результаты.

Графический анализ социально-психологических данных осуществляется путём построения социограмм. Именно в этой связи заявим, что одной из самых значимых научно-практических инноваций Дж. Морено и является так называемая социограмма. Это определённая рисуночная схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов разного диаметра, содержащих графические аспекты социометрического статуса членов группы. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений определённых лиц в данной группе: чем ближе к центру схемы «лицо» – тем больше предпочтений у данного лица.

Предпочтения всех членов группы выявляются путём опросов (см. далее, ниже) и/или других исследований. В центр (внутрь самого малого круга) помещается наиболее популярный в данной группе член группы (или несколько таких членов), далее – менее популярные, по мере убывания, вплоть до самых непопулярных (самый крайний круг).

Социограмма позволяет наглядно выделить в составе исследуемого коллектива подгруппы (группировки), положительные, конфликтные или напряжённые «участки» внутри групповых отношений, «популярных» его членов (индивиды, имеющие максимальное количество выборов) либо «отвергаемых» субъектов (индивиды, получившие максимальное количество отклонений или минимальное число выборов), определить лидера группы.

Различают два основных вида социограмм: коллективную и индивидуальную.

Наиболее часто для отображения структуры отношений в группе применяют так называемую социограмму-мишень. Она представляет собой несколько концентрических кругов (см. рисунок здесь, ниже), в центр которых помещают «популярных» индивидов, во внутреннее кольцо – «средне популярных», в наружное кольцо – «совсем не популярных».



Стандартный пример «социограммы-мишени».


Как правило, составляют несколько коллективных социограмм для одной группы: взаимных выборов, взаимных отклонений, первых двух (пяти) выборов и некоторые другие. Индивидуальные социограммы позволяют произвести более тонкий анализ положения конкретного члена в группе – отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы. Чёткая лидерская позиция часто определяется по следующему аспекту, – кому именно из состава группы преимущественно отдают предпочтения в своих выборах «популярные» её члены.

Итак, наиболее часто, «социометрией» называют комплексную, допускающую модификации общего тестового задания, методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах (при условии обязательного сохранения принципа выделения рангов респондентом в процессе выбора и в научном анализе полученных данных).



Далее во всех деталях предметно рассмотрим практическое применение социометрической методики для социально-психологической диагностики детских, подростковых и юношеских групп и коллективов.

Методика «Социометрия» Дж. Морено, в адаптации Я.Л. Коломинского.

При проведении методики «Социометрия» в учебных группах и коллективах учащихся (школьных классах, студенческих курсах и т.д.) обучающимся предъявляются так называемые социометрические вопросы, ответами на которые являются фамилии членов данной конкретной учебной группы. Обычно (как правило, наиболее распространено), на каждый вопрос ответом являются 3-ри фамилии одногруппников (одноклассников, однокурсников и др.), кроме, конечно, собственной фамилии.



Приведём здесь несколько модифицированную и дополненную нами социометрическую методику известнейшего исследователя-практика в рассматриваемой области, – Якова Львовича Коломинского.

Инструкция. «Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии и имени своих одноклассников с учётом отсутствующих сегодня учеников».

  1. С кем бы ты хотел(а) обязательно продолжить совместно учиться в следующем классе?

  2. Кого бы ты из класса обязательно пригласил(а) на свой день рождения?

  3. С кем из своего класса ты с удовольствием пошел бы в кино?

  4. С кем бы из класса ты очень хотел(а) бы поддерживать дружеские отношения в средних и старших классах школы?

  5. Если бы тебе дали довольно большую сумму денег и сказали поделиться ею с тремя одноклассниками, кто бы это был?

  6. Кому из класса ты дашь списать контрольную работу в первую очередь?

  7. Кому из класса ты доверил(а) бы свой самый сокровенный секрет?

  8. Без кого ты вообще не представляешь свой класс?

  9. С кем из класса ты хотел(а) бы как можно чаще видеться в свободное время?

  10. C кем из класса ты бы хотел(а) дружить всю жизнь?

  11. С кем из класса ты хотел(а) бы сделать какую-либо совместную поделку на художественную выставку?

  12. Кого из своего класса ты хотел(а) бы взять в свою команду для участия в каких-либо подвижных играх?

  13. С кем из своего класса ты очень хотел(а) бы очень посещать группу продлённого дня?

  14. С кем из твоего класса ты хотел(а) бы делать вместе домашние задания?

В контексте принципиального определения высоко, средне и низко статусных в социометрическом плане членов группы, Михаил Юрьевич Кондратьев и Юрий Михайлович Кондратьев в научно-практическом труде «Психология отношений межличностной значимости» заявляют следующее: «... По сути дела, речь идёт об уже выявленных на практике нормах распределения социометрических выборов, позволяющих без дополнительных вычислений определить социометрический статус того или иного конкретного испытуемого. Правда, такие нормы обоснованы далеко не для всех видов групп. Наиболее выверенными на сегодняшний день они являются для школьных классов. Так, например, Я.Л. Коломинский на вполне репрезентативной выборке показал, что в условиях практически любого класса наиболее правомерно выделять как минимум четыре статусные категории школьников: социометрические звезды (шесть и более выборов), принятые, или предпочитаемые (три-пять выборов), непринятые (один-два выбора) и пренебрегаемые, или изолированные (ни одного выбора). Учитывая тот факт, что эти учебные группы, как правило, не превышают по своей численности 30 членов, именно этот количественный «формат» и рассматривается как определяющий эти нормы, что верно и тогда, когда речь идёт о группах с иной деятельностной направленностью».

Отметим, что по результатам проведения социометрии должна быть составлена т.н. социограмма, отображающая полученные данные. То, что собою представляет социограмма в графическом и «техническом» планах мы подробно описали выше, и ещё приведём наш пример ниже, далее.

Итоги социометрического исследования могут иметь место в форме разнообразных социометрических индексов, дающих количественное представление о положении индивида в группе, а также оценку группы в целом. Социометрические индексы делят на две группы: индивидуальные и групповые. К индивидуальным показателям относят: социометрический статус – величину позитивности или негативности отношения группы к отдельному её члену, которая определяется отношением количества выборов и отклонений, которые получил индивид, к их максимально возможному числу. Индекс эмоциональной (психологической) экспансивности – степень активности индивида во взаимодействии с другими членами группы, потребность в осуществлении контактов с ними. Он рассчитывается как отношение количества сделанных индивидом выборов и отклонений относительно членов группы к их максимально возможному числу. Для характеристики позиции индивида в группе вычисляют и другие индексы, например, «предписанная роль», приемлемость индивида группой и др. Однако главная сложность состоит в предметной и смысловой интерпретации всех этих социометрических индексов, сопоставлении их с известными и содержательно и методологически более обоснованными социально-психологическими понятиями и феноменами.

К наиболее популярным групповым индексам относят следующие параметры: показатели групповой экспансивности (интенсивность группового взаимодействия), показатели интегрированности группы (степень включённости в общение членов группы в конкретном виде деятельности или ситуации), показатели групповой сплочённости и ряд других.

По научному взгляду Якова Львовича Коломинского, имеются нижеследующие специфические социометрические параметры (коэффициенты, индексы), характеризующие собою определённые вторичные социально-психологические параметры учебных групп и коллективов. Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО). КБО = (С1 + С2) : N × 100%, где С1 – количество лидеров, С2 – количество предпочитаемых, N – число учеников в классе. Например, – КБО = (4 + 10) : 20 × 100% = 70%. В этом случае КБО (70%) исследуемого учебного коллектива определяется как высокий. Коэффициент оптимальности отношений (КОО). КОО = (С2 + С3) : N × 100%, где С2 – количество предпочитаемых, С3 – количество пренебрегаемых, N – число учеников в классе. Например, – КОО = (С2 + С3) : 20 × 100% = (10 + 6) : 20 × 100% = 80%. В данном случае КОО (80%) исследуемого учебного курса студентов определяется как высокий. Коэффициент «звёздности» (КЗ). КЗ = С1 : N × 100%, где С1 – количество предпочитаемых, N – число учеников в классе. Например, – КЗ = С1 : N × 100% = 4 : 20 × 100% = 20%. В настоящем случае КЗ (20%) исследуемого учебного класса школьников определяется как высокий.

В заключение анализа социометрии учебных и иных групп отметим, что Я.Л. Коломинский подчёркивает в своих трудах то, что социометрия выявляет, всё-таки, не лидеров, а социометрически (эмоционально) привлекательных высокостатусных членов группы, – т.н. «звёзд», или «эмоциональных звёзд».

Далее проанализируем метод и методику референтометрии, понимаемые нами в качестве неотъемлемой стороны метода социометрии и научно-практически оцениваемые нами, в частности, в качестве аутосоциометрии и аутореферентометрии.

Референтность – это социальное отношение личностной значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. Имеет место научное мнение всем известного классика отечественной социальной психологии Артура Владимировича Петровского о том, что референтность – это «... зависимость субъекта от других лиц, выступающая как избирательное отношение к ним в условиях, когда необходимо понять, оценить объект, вообще как-то отнестись к нему».

Основываясь на данном подходе, Михаил Юрьевич Кондратьев и Юрий Михайлович Кондратьев в книге «Психология отношений межличностной значимости» утверждают, что «... В любой реально функционирующей группе постоянно возникают проблемные ситуации, когда членам группы для принятия того или иного решения необходимо соотнести свои взгляды, мнения, позиции. Отдельный член группы обычно не стремиться «перебрать» мнения всех своих партнёров по сообществу, чтобы сориентироваться в обстановке, проверить справедливость своих взглядов и утвердиться в правильности выбранных им стратегии и тактики поведения. Для решения этой задачи он, как правило, обращается к мнению лишь одного или нескольких людей, наиболее значимых в этом плане для него. Именно они и выступают для него в качестве референтных лиц в данной сфере взаимодействия».



Метод референтометрии. При социометрическом подходе к группе основным фактором выбора в системе межличностных отношений являются симпатии-антипатии. Качественная социально-психологическая модификация метода социиометрии, – референтометрия. Референтометрия – это социально-психологический методический приём выявления факта референтной (личностной) предпочтительности (значимости).

Люди, к которым конкретный индивид очень внимательно прислушивается, являющиеся авторитетными для него, – это его референтная группа, – группа особо значимых для данного субъекта лиц, могущих и не входить в какую-то одну группу (что и бывает наиболее часто), а являющихся представителями нескольких реальных контактных групп, в которые входит (членом которых является) данных конкретный субъект. Тем не менее, практически в каждой реально функционирующей группе и/или в контактном, объединённом совместной деятельностью, сообществе имеются референтные для конкретного отдельного субъекта лица.

В этой связи отметим, что Михаил Юрьевич Кондратьев и Юрий Михайлович Кондратьев в книге «Психология отношений межличностной значимости» заявляют следующее: «... Референтное лицо, или объект референтных отношений – человек, на мнение которого ориентирован субъект этих отношений, чьи взгляды и позиции последний принимает во внимание в первую очередь, с чьими нормами и ценностями он соотносит своё поведение. Как правило, наиболее референтными в группе лицами являются лидер и руководитель, но в ряде случаев эту позицию в рамках какой-то отдельной сферы жизнедеятельности группы может занимать лицо, не имеющее высокий интрагрупповой статус. Порой это совершенно не означает, что тот человек, для которого эти люди референтны, относится к ним позитивно. Имеется ввиду сам факт их значимости для индивида, возможно не основанной на их личных достоинствах, а отражающий важность той роли, которую играет в группе каждый из них».

Поэтому заметим, что референтность в социальных отношениях – это микросоциальное (а, в ряде случаев, и мезосоциальное) значение для субъекта окружающих его людей как уникальных персон. В контексте социально-психологических «измерений» подчёркиваем, что референтная процедура по её результатам нередко весьма информативна, она даёт точность представления о статусной структуре, взаимности предпочтений в почти любой группе.

Принцип референтометрической процедуры схематически таков же, как и социометрической процедуры. Диалектической противоположностью здесь является то, что выбирающий субъект указывает не его прямые предпочтения кого-то (как в социометрии), а косвенную авторитетность для него определённых (референтных) лиц. Основанием референтного выбора является ценностный фактор значимости для конкретной личности каких либо других лиц. Всё это вынуждает испытуемого проявлять высокую избирательность в отношении тех лиц в группе, чья позиция для него наиболее актуальна. Мера референтности какого-либо члена группы, – это «удельный вес» предпочтительности этого субъекта для другого лица, для других лиц. Таким образом, принципиального отличия в социометрическом и в референтометрическом принципе выбора респондентом «значимых других» нет, – и в том и в другом случае субъект технически приводит, как правило, три фамилии членов своей группы. Однако, в первом случае он сам выбирает кого-либо (социометрический выбор), а во втором случае он уповает на то, что его самого выберет значимое для него лицо (лица), которое (которых) он и указывает в своём респондентском выборе (референтометрический выбор).

На наш взгляд разница здесь может быть существенной, что и показывает практика. Подчеркнём, что не всегда те люди, которых субъект выбирает социометрически, являются теми же людьми, чьего внимания он хочет референтометрически. Например, при исследовании учебных групп школьников и студентов нами была выявлена закономерность, заключающаяся в том, что социометрически респондентами выбирались одногруппники, как правило, своего статусного внутригруппового круга, а референтометрически этими же самыми респондентами могли быть выбраны лица из более принятых, признанных и, даже, лидерских кругов данной конкретной группы.



Далее мы рассмотрим референтометрическую методику согласно выдающемуся представителю отечественной социальной психологии Артуру Александровичу Реану.

Методика «Референтометрия» по А.А. Реану.

Артур Александрович Реан полагает, в некотором упрощении, что референтометрия как методика заключается, прежде всего, в ранжировании субъектом уже сделанных им самим его же социометрических выборов, т.е., – заключается в определённой аутосоциометрии.

Отметим и подчеркнём, что, как правило, в подобного рода диагностических исследованиях на каждый вопрос ответом являются три ФИО одногруппников, за исключением, разумеется, своего собственного ФИО.

По нашему авторскому мнению, при определённой модификации референтометрической (аутосоциометрической) методики А.А. Реана, могут быть составлены и применены, например, следующие референтометрические (аутосоциометрические) вопросы.


  1. Если Ваш класс (курс) будут расформировывать, как Вы думаете, кто из Ваших одноклассников обязательно захотел бы продолжить совместно учиться с Вами в новом учебном коллективе?

  2. Кто из Вашего класса (курса) пригласил бы Вас на свой день рождения?

  3. Кто из Вашего класса (курса) пошёл бы с Вами в многодневный туристический поход?

  4. Кто из класса (курса) захочет поддерживать с Вами дружеские отношения после окончания школы (ВУЗа)?

  5. Кто из класса (курса) согласился бы пользоваться вместе с Вами одним спортивным инвентарём?

  6. Если бы кому то из Вашего класса (курса) дали большую сумму денег и сказали поделиться ею с Вами, кто из одноклассников (однокурсников) поделился бы с Вами в первую очередь?

  7. Кто из класса (курса) даст Вам списать контрольную в первую очередь?

  8. Кто бы Вам из класса (курса) доверил свой самый сокровенный секрет?

  9. Кто из Ваших одногруппников именно без Вас совсем не представляет (не видит) класс (курс) как учебную группу?

  10. Кто из Вашего класса (курса) хотел бы с Вами чаще видеться в свободное время?

  11. Кто из Вашего класса (курса) хотел бы с Вами дружить всю жизнь?

Отметим, что по результатам проведения референтометрии, также как и по результатам проведения социометрии, может быть и, наверное, должна быть составлена предметная графическая схема. В случае отображения результатов референтометрии эта схема может быть названа референтограммой (по аналогии с социограммой) определённой группы.

Подчёркиваем, что с целью системной и оперативной социально-психологической диагностики коллективов и групп может быть применена и комплексная социо-референто-метрическая методика, – приводим далее, ниже, пример реально используемой нами и нашими коллегами нашей авторской комплексной социо-референто-метрической модификации.

Инструкция. Ребята! На каждый вопрос ответом вам должны служить фамилии и имена трёх ваших одноклассников! Отвечая на каждый вопрос по порядку, обязательно имейте ввиду следующее:

– по каждому вопросу сверяйтесь со списком класса, имеющимся у вас;

– заполняйте свой опросный лист самостоятельно, не советуясь с соседом (соседями) по парте;

– учитывайте всех членов класса, а не только присутствующих в данный момент;

– избегайте ответов типа: «выбираю всех», «выбираю любого», «не выбираю никого»;

– пишите в ответ на каждый из вопросов фамилии (имена и фамилии) трёх одноклассников.



ФИО _________________________________класс ________дата____________

Авторская комплексная модификационная анкета-опросник

по методикам «Социометрия» и «Референтометрия»

  1. С кем ты больше всего хотел бы дружить из твоего класса?

  2. Про кого из твоего класса ты очень хотел бы узнать то, с кем он очень хочет дружить?

  3. Кого из класса ты обязательно пригласил бы на свой день рождения?

  4. Про кого из класса ты обязательно хотел бы узнать, стремится ли он на твой день рождения?

  5. С кем больше всего тебе нравится учиться в твоем классе?

  6. Чьё мнение о том, с кем ему нравится учиться в одном классе ты очень хотел бы узнать?

  7. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой больше всего?

  8. Чей ответ на вопрос, с кем бы ему хотелось сидеть за одной партой, ты хотел бы обязательно узнать?

  9. Чьим мнением из всех ребят твоего класса ты дорожишь больше всего?

  10. Про кого из одноклассников ты хотел бы узнать, чьё мнение для них дороже всего?

  11. С кем ты обязательно хотел бы продолжить учиться в следующем классе?

  12. Чьё мнение о том, с кем бы он хотел учиться в следующем классе, ты бы обязательно хотел узнать?

  13. С кем из одноклассников ты бы хотел вместе выполнять домашние задания?

  14. Про кого из твоего класса ты хотел бы узнать, с кем ему бы хотелось совместно выполнять домашние задания?

  15. С кем из одноклассников, в первую очередь, ты бы хотел вместе участвовать в школьном спектакле?

  16. Чьё мнение о том, с кем ему хочется участвовать в школьном спектакле, ты хотел бы узнать?

  17. С кем из одноклассников ты бы хотел вместе участвовать в спортивных соревнованиях?

  18. Чьё мнение о том, с кем бы он хотел участвовать в спортивных соревнованиях, ты бы обязательно хотел узнать?

  19. С кем из одноклассников ты бы хотел участвовать в подготовке какого-либо школьного проекта?

  20. Чьё мнение о том, с кем ему хочется участвовать в подготовке какого-то школьного проекта, ты хотел бы узнать?

  21. С кем из твоего класса тебе нравится посещать спортивную секцию, танцевальный кружок?

  22. Чьё мнение о том, с кем ему нравится посещать спортивную секцию, танцевальный кружок, ты бы хотел узнать?

  23. С кем из своего класса ты бы отправился в туристический поход?

  24. Про кого ты хотел бы узнать, с кем бы он обязательно пошёл в туристический поход?

  25. С кем из класса ты бы очень хотел жить по соседству в твоем доме?

  26. Чей ответ из ребят твоего класса на вопрос о том, с кем бы он очень хотел жить по соседству своем доме, ты очень хотел бы узнать?

  27. Кому из класса ты бы доверил свой самый важный секрет?

  28. Чьё мнение из твоих одноклассников о том, кому бы он доверил свой самый важный секрет для тебя самое интересное и значимое?

  29. Если бы ты выиграл в качестве приза огромный вкусный торт, то с кем из троих твоих одноклассников ты бы поделился в первую очередь?

  30. Как ты думаешь, кто из твоих одноклассников точно поделился бы с тобой призом–тортом, если бы он выиграл его?

  31. Без кого из одноклассников ты вообще не представляешь себе свой класс?

  32. Чьё мнение из твоих одноклассников о том, без кого именно он совсем не представляет себе ваш класс, для тебя самое важное и интересное?

  33. С кем из твоих одноклассников ты бы отправился в кругосветное путешествие?

  34. О ком из одноклассников ты очень хотел бы узнать то, с кем из вашего класса ему хотелось бы отправиться в кругосветное путешествие?

  35. Кто из одноклассников, при встрече с хулиганом, не раздумывая, точно пришел бы тебе на помощь?

  36. О ком из одноклассников ты больше всего хотел бы узнать про то, что он бы обязательно пришёл тебе на помощь при встрече с хулиганом?

Пример типовой сводной социометрической и референтометрической матрицы (т.н. таблица выборов и взаимных выборов) мы приводим здесь.

Отметим, что, несмотря на графическую сложность, может быть составлена сводная схема по результатам применения методик «Социометрия» и «Референтометрия», или же по результатам проведения комплексной социореферентометрической методики, описанной нами выше. Предлагаем вниманию коллег сводную социореферентограмму, являющуюся отражением одного из наших социореферентометрических исследований учебных классов (продиагностирован 3-й класс общеобразовательной школы). Исследование проведено по вышеописанной модификационной комплексной методике (см. графический пример далее, ниже).

Между индивидами, обозначенными кружками (девочки, женщины) и треугольниками (мальчики, мужчины), прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную, либо одностороннюю, симпатию или антипатию.

Рисуночная (рисованная) социореферентограмма учебного класса.



В заключение, приводим нашу авторскую проективную психосоциальную тестовую методику «Круг группы».

Авторский социально-психологический проективный тест

«Круг группы».

Методика «Круг группы» предназначена для выявления взаимоотношений в группе и коллективе (классе, курсе, творческом коллективе, спортивном коллективе, группе по интересам и т.д.), – путём изучения эмоциональных предпочтений детьми, подростками, юношами и девушками друг друга. Методика заодно выявляет также межличностные внутригрупповые отношения в любом небольшом сообществе людей, – от триады до средней группы, хотя предназначена, прежде всего, для типичной малой группы, составляющей, примерно, 10-15 – 25-30 человек. Относительно содержательной графической стимульной составляющей представляемой методики отметим и подчеркнём, что в нарисованном круге группы обязательно должно быть ровно и именно столько равных долей, сколько реально состоит в этой группе (в этом коллективе) человек!



Стимульный материал: индивидуальный бланк с нарисованным кругом, поделённым на равные по размеру доли, полный список класса, курса (учебной группы, творческого коллектива, спортивной команды), разноцветные карандаши (фломастеры). В качестве бумажного носителя используется лист формата А4, представленный не в книжном, а в альбомном формате (повёрнутый горизонтально).

Процедура проведения.

Респондент (ребёнок, подросток, юноша) должен сначала найти для себя место (выбрать какую-либо долю) в нарисованном круге на индивидуальном бланке, а затем респондент должен надписать (подписать внутри) и раскрасить это место (свою долю в круге). Потом испытуемый должен определиться с тем же самым и сделать то же самое относительно (для) всех своих одноклассников или однокурсников (одногруппников, членов коллектива). Испытуемый обязан найти каждому члену своего коллектива его отдельное место (самостоятельную долю) в круге группы, надписать эту долю круга (сделать надпись внутри этой доли) и раскрасить её. Отметим, из нашей практики проведения «круга группы», что наиболее простым вариантом проведения этого теста является предложение респондентам о том, чтобы они указывали в долях круга именно номера членов группы, соответствующие из фамилии в алфавитном списке группы. Однако, наименования, называние респондентами долей посредством ФИО, имени, фамилии или прозвища члена группы является существенно более информативным с позиций социально-психологического и психосоциального анализа группы и личности.

В качестве предварительного обоснования анализа результатов нашей методики «Круг группы» и их интерпретации приведём один из практических примеров пилотажного, предварительного использования нами данного теста в социально-психологической диагностике реальной контактной учебной группы.

С помощью ряда методик нами было произведено исследование группы обучающихся музыкальной школы в составе 15-ти человек. Авторский проективный социально-психологический тест «Круг группы» по данной группе выборки показал те же самые внутригрупповые взаимосвязи, что и методика «Социометрия» Дж. Морено. Укажем результаты социометрии: 15 положительных взаимных связей в группе учащихся 7-го класса музыкальной школы. Это говорит о том, что в данной группе происходит достаточно конструктивное общение. Подчеркнём, что тест «Круг группы» выявил то же количество позитивных взаимных связей в данной группе обучающихся. 15 обучающихся при выполнении теста независимо указали друг друга на соседних долях расчерченного круга, что свидетельствует о взаимности межличностных предпочтений этих учеников. Отметим, что это «идеальный» пример, что бывает достаточно редко, но, тем не менее, описанный выше пример весьма показателен.

Заметим и подчеркнём, что наряду с устойчивостью аутосоциометрических и взаимностью/различностью референтометрических выборов (отмечание испытуемым всех других членов данного коллектива), должно анализироваться положение (доля) каждого члена группы на всех бланках других респондентов (социометрическая составляющая первичности-вторичности-третичности выбора), – относительно расположения доли каждого конкретного респондента, выполняющего тест.

Отметим, что помимо этого нужно анализировать наименования долей каждого члена группы, сделанные каждым конкретным испытуемым (как, конечно, и название им своей собственной доли), а также и цвета, которыми испытуемый раскрасил доли остальных членов коллектива (как, разумеется, и свою собственную долю). Всё это можно делать как исходя из здравого смысла и общепсихологических знаний, так и используя валидизированные, надёжные и репрезентативные методики. Например, используя методику «Фантастическое (несуществующее) животное», – относительно анализа возможных шуточных наименований, данных респондентом своим товарищам (по аналогии с анализом названий фантастических животных), а также, разумеется, производя анализ по цветовой методике М. Люшера.


Постскриптум.

Александр Иванович Донцов, в книге «Феномен зависти: Homo invidens»,

полагает, в частности, следующее:

«... Разумеется, слегка поднатужившись, каждый назовёт несколько разумных, деятельных, творчески одарённых, социально адаптированных

и по-своему свободных современников,

хотя эти дары чаще встречаются не оптом, а в розницу».


ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Базаркина И.Н., Донцов Д.А., Донцова М.В. Научная методология, эмпирические методы и методики социальной психологии. // Вестник практической психологии образования, № 1(34). – М., 2013, С. 36-48.

  2. Битянова М.Р. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике / М.Р. Битянова. - М.: ООО «Чистые пруды», 2005. - 32 с.: ил. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог»).

  3. Бонкало Т.И. Тенденции и перспективы развития методологии социальной психологии // Учёные записки Российского государственного социального университета. 2014. Т. 14. № 2 (124). С. 20-24.

  4. Донцов, Александр Иванович. Феномен зависти: Homo invidens? / Александр Донцов. – М.: ЭКСМО, 2014. – 512 с.

  5. Донцов Д.А., Драчёва Н.Ю., Власова С.В. Методы и методики социально-психологического исследования учебных групп. // Школьные технологии, рубрика «Экспертиза», № 1. – М., 2013. – 184 с., С. 156-172.

  6. Донцов Д.А., Драчёва Н.Ю., Власова С.В. Методики социально-психологического исследования учебных групп школьников и студентов. // Образовательные технологии, рубрика «Технология и практика обучения», № 4. – М.: 2012. – 144 с., С. 108-125.

  7. Ивашкин В.С. Психологическое изучение школьников: Учебное пособие / В.С. Ивашкин // Владимирский гос. пед. Институт им. П.И. Лебедева-Полянского. – Владимир: ВГПУ, 2001. – 109 с.

  8. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. Учебное пособие для психологов, педагогов, социологов. – М.: АСТ, 2010.

  9. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Изд-е 2-е, доп. – Минск: Харвест, 2008.

  10. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса – Минск: ООО «ФУ Аинформ», 2003.

  11. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М., Кочетков Н.В., Крушельницкая О.Б., Сачкова М.Е. Социально-психологический диагностико-коррекционный комплекс для современных российских интернатных учреждений: Учебно-методическое пособие. – М.: МГППУ, 2010. – 72 с.

  12. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 384 с.

  13. Кондратьев М.Ю. Социальный психолог в общеобразовательном учреждении. – М.: ПЕР СЭ, 2007.

  14. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. Справочно-энциклопедическое издание. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 464 с.

  15. Кондратьев М.Ю. Социальная психология. / Под ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005.

  16. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб.: Питер, 2005.

  17. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология отношений межличностной значимости. – М.: Пер Сэ, 2006. – 272 с.

  18. Кондратьев Ю.М., Сачкова М.Е. Специфика отношений межличностной значимости в студенческой группе на разных этапах обучения // Психологическая наука и образование, № 1, 2011.

  19. Кондратьев Ю.М. Социальная психология студенчества. – М.: МПСИ, 2006. – 160 с.

  20. Крушельницкая О.Е., Орлов В.А., Сачкова М.Е. Социальная психология образования как отрасль научного знания // Психологическая наука и образование, № 2, 2013. – С. 1-14.

  21. Левченко С.В. Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников? / С.В. Левченко // Практика административной работы в школе. – 2005. – № 5. – С. 65–66.

  22. Морено, Дж. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — М.: Академический Проект, 2001.

  23. Никулин С.А., Сачкова М.Е. Особенности позиции среднестатусного подростка в системе отношений школьного класса // Психологическая наука и образование, № 5, 2010.

  24. Петрова Е.А. Визуальная диагностика личности в практической деятельности психолога. – М.: РИЦ АИМ, 2007.

  25. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 2001.

  26. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под редакцией А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

  27. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под редакцией А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

  28. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. – 5-е изд. – М.: Флинта: МПСИ, 2008.

  29. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – М.: АСТ; СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

  30. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

  31. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.

  32. Сачкова М.Е., Тимошина И.Н. Особенности представлений подростков о себе и лидере в школьном классе: гендерный аспект // Психологическая наука и образование, № 2, 2013. – С. 48-61.

  33. Сачкова М.Е., Васькова О.В. Взаимосвязь статусной дифференциации и сплочённости в ученических группах старших подростков // Социальная психология и общество, № 1, 2013. – С. 92-102.

  34. Сачкова М.Е., Новожилова Н.И. Современная детско-юношеская организация: особенности интрагруппового структурирования и статусных отношений // Социальная психология и общество, № 2, 2011. – С. 52-62.

  35. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Аспект Пресс, 2002.

  36. Энциклопедия психодиагностики. В 4-х томах. Том 1. Психодиагностика детей. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2009.



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница