В рамках психоанализа З. Фрейд связывал возникновение зависимости с наличием у человека внутриличностных конфликтов во время стадий психосексуального развития



Скачать 15,41 Kb.
Дата15.06.2022
Размер15,41 Kb.
#186098
Связанные:
теории зависимости если надо
Экзамен КПТ

1.3. Концепции возникновения зависимости от психоактивных веществ в разных направлениях психологии
Практически во всех психологических теориях как современных, так и классических, пытаются объяснить причину возникновения аддиктивного поведения у человека.
В рамках психоанализа З.Фрейд связывал возникновение зависимости с наличием у человека внутриличностных конфликтов во время стадий психосексуального развития. Преимущественно эти конфликты возникают на оральной или анальной стадии. Вследствие чего человек регрессирует на более ранние стадии развития с целью разрешения конфликтов либидиальных инстинктов, а так же с целью избегания существующих конфликтов.
А. Адлер в рамках индивидуальной психологии рассматривал возникновение зависимости с врожденным комплексом неполноценности и его компенсацией. Это чувство неполноценности индивид способен преодолеть в случае развития у себя чувства общности. Это в данном случае подразумевает под собой готовность человека ставить общественные интересы выше личных, готовность к самопожертвованию. Это основа положительных, продуктивных отношений индивида и общества, а так же основа успешной реализации личности.
В случае слабо развитого чувства общности, человек попадает в группу, где он теряет свою индивидуальность. Это приводит к тому, что индивид не в состоянии справится со своими проблемами, он не получает удовлетворения от общения и не реализует себя в должной мере. В итоге это приводит человека к аддиктивной форме поведения.
А.Бандура в рамках теории социального научения говорил о том, что зависимость социально обусловлена. Личность человека меняется под влиянием социальной среды и ее требований, что формирует у человека определенные формы поведения. Влияние социальной среды особенно сильно в детском и подростковом возрасте. Ребенок, усваивая модели поведения, получает либо положительное, либо отрицательное подкрепление, что в конечном итоге увеличивает или уменьшает привлекательность употребления психоактивных веществ.
К.Роджерс в гуманистической концепции рассматривая зависимую личность, говорит о том, что ее возникновение обусловлено не конгруэнтностью или несоответствием между самостью – «Я концепцией» человека и реальностью. Это несоответствие ведет к уязвимости личности, отсутствию саморазвития, формированию внутренних защит и усугубляет неконкретность в будущем.
Э.Берн в рамках трансактного анализа рассматривал зависимость с точки зрения игры. Человек может играть определённую роль – роль зависимого. Сценарий этой игры основывается на решении, которое человек принимает еще в детстве, на основе представления о себе, других людях и мире. В свою очередь это решение подкрепляется определенными родительскими посланиями. Например, еще с детства человек убеждается в том, что его не любят, что его жизнь бесполезна и полна разочарований. Если эти убеждения в дальнейшем подкрепляются и наполняются конкретными родительскими приказаниями и словами, то они интроецируются в структуру «Ребенка» и «Взрослого» человека.
Вследствие чего индивид формирует мотив «Не живи», который и обуславливает его склонность к отсутствию страха за собственное здоровье, что и ведет к употреблению.
Скачать 15,41 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница