В рамках областной экспериментальной площадки



Скачать 468.78 Kb.
страница1/3
Дата01.06.2016
Размер468.78 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение



«МОЛОТИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Муромского района Владимирской области


В РАМКАХ ОБЛАСТНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ

Тема ОЭР:

Педагогическое сопровождение становления идентичности сельского школьника

Разработчики программы:
Директор МОУ

Молотицкая СОШ

Муромского района

Чернышова Л.В.
Научный руководитель:

кандидат пед. наук, доцент,

заведующая кафедрой пед.

менеджмента ВИПКРО



Разумовская Т.В.

2012 год



Содержание





Введение

3

1.

Аналитическая часть.

Информационная справка о Молотицкой СОШ



8

2.

Концептуальные положения организации ОЭР

19

2.1.

Теоретико – методологическая основа ОЭР

19

2.2.

Этапы осуществления ОЭР

27

2.3.

Прогноз результатов эксперимента

28

3.

Основные направления развития ОЭР

30

4.

Условия проведения ОЭР

32




Список литературы по обеспечению ОЭР

34


Введение
Актуальность темы исследования
Сегодня, когда поиск национальной идеи является существенным фактором политической жизни многонационального российского народа, следует понимать, что в свете этого обстоятельства не национальная, а в первую очередь гражданская идентичность наших людей становится базовой ценностью. Патриотизм, любовь к общей великой Родине - это необходимые, фундаментальные условия сохранения социальной стабильности, экономического развития, морально-нравственного и духовного прогресса.

Для многонационального и поликонфессионального государства, каким исторически является Россия, в такой переломной ситуации крайне актуальна стержневая идея созидания. И вновь вспоминается недавнее время развала Советского Союза. Отзвуки тех событий до сих пор оказывают негативное влияние на нашу жизнь, осложняя формирование и консолидацию гражданского общества и строительство демократического государства. Важно понять педагогическому корпусу, то есть тем, кто стоит у истоков формирования личности, что такое идентичность, как она рассматривается в разных научных теориях, каково осознание российской идентичности у самих педагогов.

Какое место занимает в воспитательной системе образовательного учреждения компонент формирования российской идентичности у обучающихся? Этому аспекту уделяется крайне мало внимание. А главной целью всех субъектов образовательной системы, семьи, общественности должна стать подготовка молодого поколения к созидательному труду при условии прочного национального единства. Не разрушать, а строить. Не делить, а преумножать. Не подчеркивать различия, а вырабатывать понимание того, что все мы - единая семья, граждане великой России, что от наших общих усилий зависит будущее страны и народа, наших детей и внуков.

Российская идентичность – термин, часто встречающийся в научных трудах, программных документах и материалах, публицистике. Особым вниманием в педагогике и образовании он стал пользоваться после публикации и широкого обсуждения Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, разработанной в рамках подготовки федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС).

ФГОС подчеркивает обновление целей и содержания образования и выдвигает новые требования к системе. Трансформация целей образования – естественный процесс, отражающий социокультурные изменения в обществе, приоритеты государственной политики в сфере образования. Своеобразным символом современного этапа модернизации образования стало включение в целевой блок таких понятий-ориентиров, как компетенции и идентичности. В последнем случае наиболее активно используется конструкт «российская идентичность». В этой связи педагогическая теория и практика заинтересованы в прояснении сущности и содержания данного вида идентичности, определения и описания путей формирования российской идентичности школьников.

Идентичность – одно из базовых понятий современного социально-гуманитарного знания. В последние десятилетия многочисленные подтверждения (Г.М. Андреева, Т.М. Буякас, М.В. Заковоротная и др.) находит известное высказывание крупнейшего представителя культуроантропологической школы К. Леви-Стросса (Levi-Strauss), утверждавшего в начале 70-х годов XX века, что кризис идентичности станет новой бедой века и потребует перехода проблемы идентичности из социально-философского и психологического горизонтов в междисциплинарный. Обращение философии, социологии, культурологии, политологии, психологии и педагогики к проблематике идентичности, кроме того, связано с усилением интереса к вопросам становления самосознания, самовыражения, обретения «Я-концепции», индивидуального выбора во всех сферах жизненного пространства, возможности поддерживающих и корректирующих процедур становления и развития идентичности личности на различных этапах возрастного развития.

Ведущая функция идентичности – соединять между собой звенья триады «личность – общество – культура». Механизмы становления и развития идентичности личности основаны на выделении «своей группы», «своей культуры», то есть некоего референта в социокультурном пространстве. Идентичность, с одной стороны, задает норму антропологического воображения – те образцы человека и человечности, которые считаются приемлемыми и желательными в рамках данного сообщества, и с которыми человек сверяет свою жизнедеятельность и свое «Я»; с другой стороны, обеспечивает восприятие, переживание и понимание реальности как обжитой, маркируемой как «мое – наше – чужое». Принимаемые и отвергаемые идентичности составляют систему координат в социокультурном пространстве, с которой соотносится позиция индивида.

Принципиальное значение для педагогических исследований российской идентичности как вида социокультурной идентичности имеет ее рассмотрение в контексте взаимодействия со средой и различными представителями социума. Процесс становления и развития российской идентичности личности обусловлен как изменениями, происходящими с возрастом в способах миропонимания ребенком социального мира и себя как его части, становлением субъектности, так и характером социокультурных влияний.

В педагогически значимом смысле идентичность можно определить как динамичную характеристику самосознания, представляющую собой совокупность присвоенных, преобразованных, выработанных субъектом образов и образцов, имеющую различный уровень целостности и непротиворечивости, реализуемую субъектом вовне соответственно как «мое», «отражающее меня», «не противоречащее мне», либо «не мое», «противоречащее мне».

Определяя структуру идентичности, О.Д. Выхованец выделяет три сопряженных уровня идентичности: цивилизационная идентичность, идентичность социальной группы и индивидуальная идентичность. Совпадение этих уровней рассматривается как базовая, предельная идентичность личности. Данный подход продуктивен для анализа проблемы педагогического сопровождения становления российской идентичности школьников.

Социально-педагогическую обусловленность становления и развития социокультурной идентичности личности определяют особенности воспитательного пространства и возможности педагогов как потенциально значимых для ребенка Других, вместе с тем данная детерминация носит относительный характер. Ограничения формирования социокультурной идентичности школьников определяются рядом проблем:


  • затруднениями формирования базового набора идентичностей у взрослого населения;

  • нарушением социокультурного равновесия воспитательного пространства, т.е. присутствием в этом пространстве определенных не всегда позитивных социализирующих влияний;

  • различными вариантами нереферентности воспитательного пространства для ребенка;

  • незначимостью педагога для ребенка или значимостью лишь по основанию статуса власти;

  • содержательными и процессуальными деформациями влияния педагога как значимого Другого на ребенка.

А. Асмолов рассматривает формирование идентичности личности (гражданской, общечеловеческой и этнокультурной) как целевую установку школьного образования, предлагая разработать для этого три варианта примерных программ в соответствии с направлением идентичности. Гражданскую идентичность он рассматривает сквозь призму понятия «гражданин своей страны» (русский язык как государственный, история Отечества, родная литература, граждановедение, обществознание).

Российская идентичность по своей природе может быть отнесена к разновидностям социокультурной идентичности – элементу самосознания, проявляющемуся в процедурах ощущения, осмысления и реализации субъектом своей определенности и непрерывности в процессах принятия, интериоризации и экстрариоризации культурных моделей, транслируемых значимыми с его точки зрения социальными институтами, общностями, группами, отдельными субъектами. Целостное представление о сущности социокультурной идентичности личности обеспечивает рассмотрение данного феномена в единстве когнитивно-смысловых, эмоционально-ценностных и деятельностных проявлений.

Поскольку российская идентичность динамична (сущностная черта социокультурной идентичности), базируется на значимости того или иного образа, членства, принадлежности, не стоит рассчитывать на то, что молодому человеку всегда первостепенно важно то, что он «россиянин», но в числе называемых определений самого себя этот образ может и должен быть постоянно.

Рассмотрение российской идентичности как социокультурной позволяет в определенной мере снять противоречие, характерное для ее современных трактовок. В различных исследованиях российская идентичность рассматривается как:



  • геополитическая (З.А. Жаде и др.),

  • этническая,

  • религиозная (конфессиональная),

  • национальная (И. Зевелев и др.),

  • гражданская (Ю.П. Шабаев, А.В. Демина и др.),

  • государственная (Е.М. Арутюнова, И. Климов и др.),

  • территориальная (Н.А. Шматко, Ю.Л. Качанов, В. Цымбурский и др.) и т.п.

Образ «россиянин», как правило, рассматривается респондентами как:

а) образ жителя конкретной территории (территориальная идентичность);

б) образ гражданина России, наследника традиций, памяти, истории определенного государства (гражданская идентичность);

в) образ представителя определенной этнической группы, наследника традиций определенного народа или общности, состоящей из представителей различных народов и народностей, но объединенных единой государственностью (этническая, государственно-национальная идентичность).

Анализ существующей практики формирования гражданской идентичности в образовательных учреждениях обнаруживает недостаточность целенаправленной планомерной работы по формированию гражданской идентичности в школе (Собкин B.C., 1997; 2003). Это находит выражение в низком уровне школьного самоуправления, отсутствии продуманной тактики воспитания гражданской идентичности, недостаточном использовании воспитывающего потенциала гуманитарных учебных предметов, низком уровне вовлеченности учащихся школ в социально активные виды деятельности, в преобладании «знаниевой» парадигмы организации обучения по сравнению с компетентностной и деятельностной.

Базовый набор идентичностей, как и большинство интегративных качеств воспитательной системы, складывается преимущественно стихийно, но это не отменяет необходимости частичного контроля и руководства формированием базовых норм идентичности (индивидуальной и коллективной) в рамках общешкольного сообщества. При этом педагогическому коллективу как сообществу, следует начинать с себя и глубоко разобраться в самом понятии «идентичность».

Согласно словарным определениям «идентичность» рассматривается, как «консолидация» - в виде действия, в результате которого части чего-то единого становятся едиными, связанными друг с другом. Идентичность предполагает интеграцию (консолидацию) интересов, взглядов, отношений, результатом которой является общность субъектов, объединяющихся для достижения общих целей. Последнее требует согласования базовых исходных позиций, т.е. едины в г лавном, в остальном расходятся.

Консолидация предполагает работу каждого субъекта по уяснению собственной и чужой позиции, поиску общего, внесению корректив в собственную систему представлений и отношений. Непременным условием консолидации является эмоциональное принятие и неантагонистичность предполагаемых изменений в системе ценностных отношений к миру, другим и самому себе.

Исходя из вышеизложенного, мы определяем тему нашего исследования - «Педагогическое сопровождение становления идентичности сельского школьника». В качестве базы исследования определена Молотицкая средняя общеобразовательная школа Муромского района.


  1. Аналитическая часть

Информационная справка о школе

МОЛОТИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МУРОМСКОГО РАЙОНА
Характеристика внешней среды школы

Школа находится на территории села Молотицы Молотицкого сельского округа Борисоглебского сельского поселения Муромского района в 25 километрах от районного центра . В Молотицком сельском округе проживает 1230 человек, по возрастным группам:

до 7 лет _60_ человек 4,9 % ;

от 7 лет до 18 лет _136_человек 11 % ;

работающих -548 человек 41,5 %,

пенсионеров - 420 человек 34 %_;

66 человек -5 %_ - нигде не работают

Школа обслуживает население деревень Савково, Прудищи, Кондраково и с. Молотицы. Подвоз учащихся организован школьным автобусом. Самые отдаленные деревни Савково и Кондраково находятся от школы на расстоянии 15 и 12 км.

Сложившаяся инфраструктура села является типичной для небольших поселений сельской местности. Основным сельскохозяйственным предприятием является СПК «Мир», которое переживает не лучшие времена и является убыточным , есть также СПК «Молотицы» .занимающееся выращиванием карпа с количеством работников 30чел,ЧП по распиловке древесины . Сфера обслуживания представлена сетью торговых предприятий , в т.ч. находящихся в частной собственности ,хлебозаводом ООО «Единство» , отделением связи , имеющим выход в сеть «Интернет».

К социокультурной сфере села относятся, кроме Молотицкой средней общеобразовательной школы , детский сад ,дом культуры ,сельская библиотека, врачебная амбулатория.

В школе организована работа музея художника –земляка А.В.Морозова и музея боевой славы.

Административно- общественные структуры представляет администрация Борисоглебского сельского поселения и ее Молотицкого отделения №3.

Относительная удаленность с. Молотицы от районного центра (25 км.) создает условия и требует усиления интегративных связей внутри социума.

Существующие связи осуществляются на договорной основе . Кроме этого, в рамках единого воспитательного пространства Муромского района школа поддерживает связи с учреждениями дополнительного образования. На базе школы организована работа кружков спортивной и художественной направленности от ЦДО района.

В школе работает филиал детской музыкальной школы №1 города Мурома. Налажена связь с Муромской детской художественной школой. Большинство родителей учащихся - работники СПК «Мир», «Объединение», «Молотицы», «Прудищинский», ОАО КЗРО, предприятий социально-бытового назначения микрорайона школы, лишь пятую часть составляют рабочие городских предприятий, врачи, учителя, воспитатели ДДУ, служащие государственных предприятий.

Филиал Молотицкой средней школы (Талызинская основная школа) находится на территории с.Талызино Борисоглебского сельского поселения отделения №5 (Талызинское) Муромского района. Находится в 33 км от районного центра и в 8 км от школы с. Молотиц. Село Талызино с численностью населения 147 человек граничит с населенными пунктами: д. Рожново, д. Кондраково. Школа обслуживает население с. Талызино и д. Кондраково.

Филиал находится в окружении СПК «МИР» и ОАО «КЗРО», торговых предприятий, Дома культуры, сельской библиотеки, с которыми налажена тесная взаимосвязь по организации досуга детей во внеурочное время, ФАПа, обеспечивающего медицинское обслуживание учащихся школы, детского сада № 19 д. Кондраково и Кондраковской начальной школы.

В школе и филиале обучаются (по состоянию на 01.05.2012г) 155 человек : в школе -128 чел, в филиале -27чел.



По социальному положению семьи учащихся выглядят следующим образом (обе школы):

  • Характеристика семей обучающихся:

  • полные семьи – 93 / 73 %;

  • неполные семьи - 34/27 %;

  • многодетные семьи - 11 / 9%;

  • малообеспеченные семьи - 21 /16,5%.

  • семьи «группы риска» - 4 / 3 %

  • замещающие семьи – 7/5,5%

Трудовая занятость родителей:

  • образование, медицина, культура - _17,8_ %;

  • торговля, сфера обслуживания - _25 %;

  • промышленность, связь, транспорт, строительство - 26 %;

  • сельское хозяйство - _17,2 %;

  • неработающие нигде - 8,9%;

  • выезжающие на работу в другие поселения - 2,2%;

  • пенсионеры - 2,8 %

Образовательный уровень родителей

Имеют образование:

-высшее-_13_%;(каждый седьмой)


  • среднее специальное - 22,8% (каждый пятый);

  • начальное профессиональное- 12,8 %;

  • среднее - _42_ %;

  • основное - _8,7_%;

не имеют основного образования - 0,7%.

Развитие творческих способностей учащихся

  1. Количество учащихся, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью в образовательной учреждении – 18 обучающихся.

  1. Количество учащихся, вовлеченных в работу научных обществ учащихся - Районное НОУ «Пульсар» (астрономия-физика)- 6 человек.

  1. Достижения школьников в областных и российских конкурсах, выставках и т.д.




п/п

ФИО ученика

Мероприятия

Результат

1

Шустиков Илья

9 класс


Конкурс поддержки талантливой молодежи на стипендию от Главы района.


Единовременная стипендия в размере 200 руб.

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»

42 балла

1160-1259 место в регионе



Всероссийский конкурс «Кенгуру – 2011»

32 балла

7 место в районе

1383 место в регионе


Районный конкурс творческих работ на патриотическую тематику

Работа отправлена в область







2

Сысоева Ксения

9 класс


Района олимпиада по истории

1 место

Районная олимпиада по праву

1 место

Районная олимпиада по биологии

1 место

Районная

олимпиада по русскому языку



1место

Районная

олимпиада по обществознанию



1 место

Районная

олимпиада по математике



1 место

Районная

олимпиада по немецкому языку



1 место

Областная олимпиада по истории (выступала за 10 класс)

4 место

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»

75 баллов

26-29 место в регионе



Всероссийский конкурс «Кенгуру – 2011»

49 баллов

2 место в районе



Всероссийская игра «КИТ»

54 балла

Областной конкурс «Знатоки отечественной истории»

6 место







Единовременная премия талантливой молодежи (учредитель Г.Аникеев «Милосердие и порядок»)




3

Домахин Александр

11 класс


Районная олимпиада по русскому языку

1 место

Районная олимпиада по литературе

1 место

Районная олимпиада по обществознанию

2 место

Районная

олимпиада по географии



1 место

Районная

олимпиада по праву



1 место

Областная олимпиада по русскому языку

13 место

Районный конкурс «Что? Где? Когда?»

1 место

Региональный конкурс Что? Где? Когда?»

в г. Гусь-Хрустальном



20 место

Всероссийский конкурс творческих работ











Победитель конкурса «Человек года 2012» среди учащихся Муромского района




4

Зеленова Анна

11 класс


Районная олимпиада по истории

2 место

Районная олимпиада по русскому языку

3 место

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»

33 балла

1702-1760 место в регионе



Всероссийский конкурс «Кенгуру – 2011»

45 баллов

4 место в районе

615 место в регионе








Областной конкурс «Знатоки отечественной истории»

7 место

Член районного литературного клуба «Алые паруса»

Ежегодные публикации в районном сборнике-альманахе

Районный конкурс «Что? Где? Когда?»

1 место

Региональный конкурс Что? Где? Когда?»

в г. Гусь-Хрустальном




20 место

Районный конкурс на военно-патриотическую тематику

Работа отправлена в область

5

Столяренко Арина

8 класс


Районная олимпиада по технологии

1 место

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»

58 баллов

434-480 место в регионе



Всероссийская игра «КИТ»

48 баллов

41 место в районе



Районный конкурс «Космическая эра» в номинации «Рисунок»

1 место

Член районного литературного клуба «Алые паруса»

Ежегодные публикации в районном сборнике-альманахе

Районный Фестиваль искусств

Грамота

6

Анохина Ольга

7 класс


Районная олимпиада по русскому языку

2 место

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»

68 баллов

108-117 место в регионе



Всероссийский конкурс «Кенгуру – 2011»

38 баллов 8 место в районе

Член районного астрономического объединения «Пульсар»




Районная спартакиада по 4-х-борью

5 место

Районный конкурс «Космическая эра» в номинации «Сочинение»


1 место

7

Сысоева Ольга

3 класс


Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»

73 балла

215-233 место в регионе



Всероссийский конкурс «Кенгуру – 2011»

40 баллов

Районный конкурс «Космическая эра» в номинации «Сочинение»

1 место



  1. Каталог: DswMedia
    DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
    DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
    DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
    DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
    DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
    DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
    DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
    DswMedia -> Заседания педагогического совета
    DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница