В работе учителя начальных классов методическая копилка учителей начальных классов



Скачать 179.23 Kb.
страница1/7
Дата21.04.2016
Размер179.23 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ГУО «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

42 г. ГОМЕЛЯ»



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Цель: Стимулировать педагогов на применение новых идей и технологий в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

  1. Познакомить с теоретическими характеристиками современных педагогических технологий и их классификацией.

  2. Дать обзор технологий, применяемых учителями прогимназии в педагогической деятельности.

  3. Пополнить методическую копилку учителей.

Ход заседания

1. Организационный этап.

  1. инструкции игрокам.

2. Информационный этап.

  1. выступление руководителя кафедры (организатор) с сообщением на тему «Теоретические характеристики современных педагогических технологий и их классификация»;

  2. выступления педагогов (стендистов) с обзором некоторых современных педагогических технологий.

3. Подведение итогов (комментатор), выработка решений.

Теоретическая часть.

Теоретические характеристики современных педагогических технологий

Понятие и сущность педагогической технологии В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

  1. Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

  2. Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

  3. Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалъко).

  4. Педагогическая технология - это описание процесса достижений планируемых результатов обучения (И. П. Волков).

  5. Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепелъ).

  6. Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

  7. Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).

  8. Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, со ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

  9. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

  1. процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

  2. процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:



  1. общепедагогический (общедидактический) уровень. Общепедагогическая, общевоспитательная технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса;

  2. частнометодический (предметный) уровень. Частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», то есть как совокупность методов и средств реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя);

  3. локальный (модульный) уровень. Локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач ( технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля, технология самостоятельной работы и др.).

Структура педагогической технологии Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:

  1. концептуальная основа;

  2. содержательная часть обучения: цели обучения - общие и конкретные; содержание учебного материала;

  3. процессуальная часть - технологический процесс: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.

Критерии технологичности Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):

  1. концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;

  2. системность. Педагогическая технология - это не произвольный набор отдельных дидактических средств, а система действий и средств, соединённых определенной логикой процесса, обладающая всеми признаками системы: взаимосвязью всех его частей, целостностью, целенаправленностью и др.;

  3. управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;

  4. эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения;

  5. воспроизводимость и гарантированность результатов подразумевает возможность применения (повторения воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами; устойчивая, воспроизводимая результативность педагогического процесса, которая характеризуется позитивными в развитии учащихся в связи с применением данной технологии.

Классификация педагогических технологий Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий:

  1. авторитарные технологии, в которых педагог является «единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения;

  2. высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений;

  3. личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностъю, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания;



  1. гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение;

  2. технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества;

  3. технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия;

  4. эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом (подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней.

Весьма интересную классификацию педагогических технологий предложил профессор Ростовского государственного университета В.Т.ФоменкоТехнологии, предполагающие построение учебного процесса на деятельностной основе.

  1. Технологии, предполагающие построение учебного процесса на концептуальной основе.

  2. Технологии, предполагающие построение учебного процесса на крупноблочной основе.

  3. Технологии, предполагающие построение учебного процесса на опережающей основе.

  4. Технологии, предполагающие построение учебного процесса на проблемной основе.

  5. Технологии, предполагающие построение учебного материала на личностно-смысловой  и на эмоционально-психологической основе.

  6. Технологии, предполагающие построение учебного процесса на альтернативной основе.

  7. Технологии, предполагающие построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего, на игровой основе.

  8. Технологии, предполагающие построение учебного процесса на диалоговой основе.

  9. Технологии, предполагающие построение учебного процесса на взаимной основе.

  10. Технологии, построенные на алгоритмической основе.

  11. Технологии, построенные на программированной основе.

Весь этот «веер» технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества факторов; к тому же технологии между собой тесно взаимосвязаны.

Обзор современных педагогических технологий Технологии личностно – ориентированного образования.

Игровые технологии.



  1. Информационные технологии обучения.

  2. Технология деятельностного метода.

  3. Метод проектов.

Понятие об образовательных технологиях


Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Дадим пояснения в связи с приведенным определением. Во-первых, в нем дается указание на совместную деятельность учителя и учащихся, что означает фактическое отрицание программирования только педагогом конечных результатов и построения им жесткой программы деятельности ученика по их достижению. Иными словами речь идет об ученике как субъекте учения, определяющим и конечные результаты своей деятельности и процесс их достижения. Во-вторых, в приведенном определении фиксируется полный цикл управления учеником своей учебной деятельностью. В этой связи можно констатировать, что образовательная технология призвана обеспечивать обучение учащихся самоуправлению учением. В-третьих, в определении обращается внимание на создание комфортных условий деятельности субъектов образовательного процесса, что ориентирует, в первую очередь, педагогов на поиск и создание условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

Современную технологию характеризуют следующие позиции:


  • технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;

  • технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

  • функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей;

  • поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым учителем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;

  • органической частью технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.


Классификация современных образовательных технологий



Педагогические технологии: сущность и история возникновения и
Сущность проектного обучения
К позитивным факторам



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница