ВЕДЕНИЕ
В прошлом году я путешествовал по реке Кама на теплоходе, любовался берегами, растениями и населенными пунктами. Видел красивые закаты. Разглядывал различные суда. Проходил шлюзы. Видел бескрайние водохранилища. Вглядывался в темную гладь воды. Вел дневник поездки. Привез много фотографий и видео, а также не забываемые впечатления.
Я захотел узнать - какой река Кама была раньше. Как использовали реку? Какая водилась рыба? Какая длина и глубина реки? Какие по ней ходили суда?
Эти вопросы стали основой моей исследовательской работы. Информацию и фотографии по истории реки Кама, искал в книгах и интернете. Использовал фотографии из своей поездки.
Актуальность: сегодняшняя Кама не только судоходная река, но и комплекс ГЭС, который дает людям обильную и дешевую электроэнергию. Если по протяженности Каму считают пятой среди рек Европейского материка, то по выполняемой транспортной работе она уступает лишь Волге.
Гипотеза: действительно ли река Кама используется сейчас так, как в прошлом веке.
Цель: исследовать использование реки Камы в разные периоды времени.
Задачи:
- Собрать информацию.
- Провести сравнение использования реки в разные периоды времени.
- Познакомить своих одноклассников с моими исследованиями через презентацию.
Объект исследования: река Кама.
Предмет исследования: использование реки в хозяйственных целях.
Методы исследования: метод сбора информации, метод наблюдения, метод сравнительного анализа.
Практическая ценность работы: познакомить своих одноклассников и других детей младшего школьного возраста с результатами исследования.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Река Кама
Зарождается река Кама в пологих склонах Агеевского лога богатых ключами, на высоте 331 метр над уровнем моря. Это является самой высокой точкой в Удмуртии.
Освоение природных богатств Урала неразрывно связано с Камой. В старинных летописях упомянуто, что еще 15 веков назад торговые караваны из стран Ближнего Востока плыли по Каме в Пермь Великую. Речными путями пришли сюда новгородские и московские люди. Через них Урал начинает с 14 века поставлять Русскому государству пушнину, а позднее соль. Железных дорог еще не существовало, и река Кама стала той транспортной артерией, которая соединяла богатый горными сокровищами Урал с центральными районами России.
В 1846 году в Перми возникло «Пермское пароходное общество», которое построило пароход «Пермь» и объявило об открытии регулярного сообщения вниз по Каме. Пассажирское сообщение между Пермью и Нижним Новгородом впервые было открыто в 1858 году, а от Перми вверх до Усолья в 1860 году.
Река Кама берет свое начало в районе удмуртского села Карпушата, впадает в Камский залив Куйбышевского водохранилища. Имеет длину 1805 км. и площадь водосбора 507 тысяч квадратных километров. После впадения реки Вишера Кама становится многоводной рекой. Правый берег является низменным и носит преимущественно луговой характер, левый почти везде становится возвышенным и местами обрывистым. На этом участке много островов, встречаются мели и перекаты. Ниже впадения реки Белой у Камы высоким становится правый берег а левый низким.
В бассейн реки Кама входит более 70 тысяч рек, из них больше половины составляют мелкие реки длиной менее 10 км. Основные притоки слева - Вишера, Чусовая, Белая; справа - Коса, Обва, Вятка. Все правые притоки Камы и часть левых - это равнинные реки, текущие с севера. Горные реки ,холодные и стремительные, берут начало в Уральских горах и впадают в реку Кама слева (Вишера, Яйва, Чусовая).
Бассейн реки Кама полностью охватывает Кировскую и Пермскую области, Республику Башкортостан и Удмуртскую Республику а также западные части Челябинской и Свердловской областей, и восточную половину Татарстана.
2.2. Водохранилища, ГЭС, шлюзы
До создания комплексов ГЭС Кама была длиннее – 2032 км. (не случайно в переводе «Кама» означает «длинная», «большая», «главная река»), скорость течения в могучей уральской реке была в 1,5 раза выше, чем сейчас. Созданные водохранилища поменяли и оттенок воды в реке, который стал темнее. При сравнении с волжской водой, которая гораздо светлее.
Камское водохранилище образовано в 1954 г. в результате перекрытия реки Кама плотиной в районе города Пермь. Основные водопользователи: энергетика, водный транспорт, водоснабжение и рыбное хозяйство. Камский комплекс ГЭС был первым возведенным на реке Кама. В его состав входят железобетонная плотина, земляная плотина, ГЭС установленной мощностью 483 тысяч кило Ватт а так же двух ниточный шести камерный шлюз. Протяженность Камского водохранилища 274 км, ширина - от 500 метров до 30 километров. Водохранилище производит сезонное регулирование потока воды. При этом объем Камского водохранилища составляет лишь пятую часть от стока реки Камы у плотины, что гарантирует наполнение водохранилища в любой год не зависимо от осадков. Питание водохранилища в основном снеговое. Весеннее наполнение водохранилища начинается примерно в середине апреля. Сначала заполняется Камское водохранилище, а потом Воткинское.
Воткинское водохранилище создано в 1961 году в результате перекрытия реки Кама плотиной Воткинского комплекса ГЭС в районе города Чайковский. Воткинская ГЭС стала вторым комплексом, возведенным на реке Кама. Он построен на 360 км. ниже Пермского и на 278 км выше Нижнекамского комплекса ГЭС. В состав комплекса входят ГЭС установленной мощностью 1020 тысяч кило Ватт и однокамерный двух ниточный судоходный шлюз.
Воткинское водохранилище, имеет слабое естественное заполнение поэтому его наполнение до проектных величин в первую очередь зависит от поступления воды через Камскую ГЭС. Камское водохранилище играет регулирующую роль по отношению к Воткинскому водохранилищу и своими сбросными расходами обеспечивает уровень, необходимый для нормальной работы Воткинской ГЭС.
Нижнекамское водохранилище в 1979 г. после перекрытия реки Кама в районе города Набережные Челны плотиной Нижнекамского комплекса ГЭС было введено во временную эксплуатацию. В своем составе комплекс имеет бетонную водосливную плотину, земляные плотины, ГЭС установленной мощностью 1205 тыс. кило Ватт и однокамерный двух ниточный судоходный шлюз. Зона водохранилища имеет протяженность 213 км и распространяется до порта города Сарапул. Ширина водохранилища изменяется от 500 метров до 16 км. Уровни воды в течение года не опускаются ниже отметки 61 м. (зимний период). Скорость течения зависит от расхода воды через Воткинскую ГЭС и притока реки Белой. При сильных ветрах на водохранилище развивается большое волнение.
2.3. Судоходство
Река судоходна от Куйбышевского водохранилища до города Соликамск. Официальный судоходный путь считается до посёлка Керчево, который находится выше по течению от Соликамска на 60 км. В 1970 это был самый крупный в мире лесоплоточный рейд. Он прекратил свою деятельность в 1995 году.
По воде от Перми можно доплыть до Нижнего Новгорода, Москвы, Астрахани. Река Кама славится своими живописными берегами.
В советское время пассажирский речной транспорт активно использовался в Прикамье: от речного вокзала уходили десятки скоростных судов в день. К примеру, в 1967 году в Прикамье работало 40 пассажирских маршрутов, в 1982 – 61 маршрут, в 1989 году – 67. Суда ходили до Усть-Качки, Набережных Челнов, Чайковского и другие. Например, по маршруту Пермь — Закамск было по 20 рейсов в день, по маршруту Пермь — Березники — 5.
Постепенно количество пассажирских перевозок уменьшилось. Например, рейс от Перми до Березников отменили, а маршрут от Перми до Набережных Челнов сначала сократили до Чайковского, а в 2003-м и вовсе закрыли.
Последние несколько лет регулярные перевозки речным транспортом осуществляются только на нескольких пригородных направлениях. Причем эти перевозки — убыточны, в результате государству приходится компенсировать речникам часть расходов. Регулярные перевозки пассажиров осуществляются только там, где другим транспортом до населенных пунк¬тов не добраться.
2.4. Рыболовство
Одной из древнейших форм человеческой деятельности является рыболовство в бассейне Средней и Верхней Камы. До создания водохранилищ большая часть рыбы в области добывалась в северных реках и озерах, крупных прудах, а также непосредственно в Каме. Вылов рыбы неуклонно сокращался в 40-х годах, в связи с вводом в строй крупных промышленных предприятий в Березниках, Перми, Краснокамске. Стерлядь - самая многочисленная и ценная камская рыба исчезла, прекратили свое существование Оханский и Осинский рыбзаводы. Большую часть улова рыбы в области, в настоящее время, дают Камское и Воткинское водохранилища.
Обнаружено 42 вида рыб в бассейне Верхней и Средней Камы. Судак, щука, лещ, жерех, чехонь, плотва, сом и другие являются основными промысловыми видами рыб в водоемах Пермского края. Уже не будет никогда крупной промысловой рыбы - белуги, севрюги, осетра. Построенные в середине 1950-х годов гидроэлектростанции на Волге и Каме перекрыли путь рыбе, она поднималась из Каспия на нерест в воды Камы и Чусовой.
2.5. Сплав леса
Из районов Верхнекамья (по рекам Акчим, Вишера, Кама) до города Перми проводился сплав леса. Еще во времена СССР использовался подобный способ транспортировки леса. И на сегодняшний день замены ему также нет. По финансовым расходам и затраченному времени он экономичнее других видов перевозок. К тому же, в условиях плохих лесных дорог на севере края сплав древесины - едва ли не единственный способ доставки бревен. В некоторых районах края только в период «большой воды» можно сплавлять лес, который длится около 2-х недель.
На 1970-е годы пришёлся расцвет сплава леса, когда объём сплавляемого леса достигал 14-15 млн кубических метров в год. Единственная в Пермском крае сплавная компания, на сегодняшний день, поставляет на Соликамский бумажный комбинат 382 тысяч кубических метров древесины в год.
2.6. Экология
К 1956 году около 30 промышленных предприятий сбрасывали ежесуточно в водоемы реки Камы и её притоков более 800 тысяч кубических метров неочищенных сточных вод, содержащих большое количество вредных веществ. Реки Косьва, Чусовая, Вильва, Усьва и Сылва потеряли свое рыбохозяйственное значение. Один только Краснокамский бумкомбинат ежедневно сбрасывал в Каму более 60 тонн вредных веществ. Такие крупные города, как Березники, Соликамск, Губаха, вообще не имели очистных сооружений, и хозяйственно-фекальные сточные воды сбрасывались в реки. Такое состояние воды привело к тому, что в Камском водохранилище ориентировочно погибло за непродолжительное время до 175 миллионов экземпляров рыб, в том числе стерлядь, подуст, белорыбица, осетр и белуга. При выяснении обстоятельств, приведших к самой настоящей экологической катастрофе, оказалось, что все очистные сооружения были запланированы, но отнесены ко второй очереди строительства и зачастую так и оставались недостроенными. В результате загрязнения питьевой воды в городах области в начале 1950-х годов имели место неоднократные вспышки заболеваний брюшным тифом и другими кишечными заболеваниями.
Уровень заболеваемости и вспышек эпидемий вынудил руководство области всерьез заняться проблемами экологии. В конце 1950-х - начале 1960-х годов очистные сооружения все же были построены, но в результате аварий, различных прорывов и выбросов на многочисленных промышленных предприятиях Прикамья в воды Камы и её притоков до сих пор иногда попадает значительное количество вредных веществ.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙАНАЛИЗ.
Водохранилища
Параметры Камское Воткинское Нижнекамское
Объем, км3 12,20 9,36 2,80
Длина, км 350,00 360,00 185,00
Максимальная ширина, км 30,00 10,0 16,0
Максимальная глубина, м 30,00 28,00 23,00
Вывод: Камское водохранилище является основным источником воды и способствует поддержанию необходимых глубин для судоходства.
Вывод: Наполняемость Камского водохранилища сильно зависит от количества выпавшего снега.
Судоходство
Вывод: Перевозки грузов снизились примерно в 3 раза.
Вывод: Перевозки пассажиров уменьшились в 132 раза. В связи с этим сократилось количество судов загрязняющих воды реки.
Рыболовство
Вывод: Вылов рыбы вернулся к показателям 90-х годов, что свидетельствует о восстановлении численности. Этому способствует искусственное выведение некоторых видов рыб и запуска мальков в Каму.
Сплав леса
Вывод: Объем сплавляемого леса уменьшился в 38 раз. Благодаря этому река стала безопасней и чище.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью моей работы было - исследовать жизнь на реке Кама в разные периоды времени.
Параметр Раньше
Сейчас
Перевозка грузов + -
Перевозка пассажиров + -
Сплав леса + -
Рыболовство + +
Экология - +
Гипотеза о том, что Кама используется сейчас так, как раньше не подтвердилась.
С появлением железных и автомобильных дорог, роль Камы в перевозочном и транспортном процессе снизилась. Из-за строительства ГЭС исчезли некоторые виды рыб и сократился сплав леса. Но она по-прежнему остается важной частью в жизни человека, который получает из нее обильную и дешевую электроэнергию. Развивается туризм. Экология постепенно улучшается.
Думаю, что нынешнему и будущему поколению, а значит нам, надо подумать, как сохранить нашу Камушку реку, как кормилицу и поилицу.
Поделитесь с Вашими друзьями: |