В последнее время обучение студентов не мыслится без активизации самостоятельной работы, интенсификации их самостоятельной познавательной деятельности и эффективных способов руководства ею



Скачать 467.34 Kb.
страница1/3
Дата11.02.2016
Размер467.34 Kb.
  1   2   3
Введение
В последнее время обучение студентов не мыслится без активизации самостоятельной работы, интенсификации их самостоятельной познавательной деятельности и эффективных способов руководства ею. Это в первую очередь обусловлено социальными запросами общества, когда современный специалист должен иметь высокий уровень подготовки, обладать способностью и профессиональными навыками принимать самостоятельные решения, уметь выбирать в значительном объёме информацию, нужную для решения поставленной задачи и обрабатывать её. Затем, на основании полученного результата, творчески подойти к преобразованию окружающей действительности.

Передовые педагоги всегда считали, что на учебном занятии обучающиеся должны трудиться по возможности самостоятельно, а преподаватель или мастер производственного обучения – руководить этим самостоятельным трудом, давая для них весь необходимый материал. Между тем в образовательных учреждениях ещё редко можно видеть самостоятельные работы, которые были бы направлены на формирование приёмов познавательной деятельности, студентов мало обучают способам и приёмам самостоятельной работы.

Немаловажное значение в повышении роли самостоятельной работы студентов имеет и тот факт, что Концепция модернизации российского образования, наравне с указанием необходимости достижения высокого качества профессионального образования, предусматривает ряд задач, ориентированных на постепенную его реорганизацию в соответствии с образовательными стандартами ведущих европейских стран. Где большая часть учебного времени отводится различным формам самостоятельной активной работе студентов.

Вследствие этого, процесс обучения в учреждениях НПО и СПО, в настоящее время, всё больше должен основываться на творческой активности студентов.

Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы, накопленным в студенческие годы. Выпускник может оказаться в трудном положении, если за годы учёбы в учебном заведении не научится навыкам самостоятельного приобретения знаний, навыкам повседневного самообразования.

Исследования показали, что в настоящее время знания обесцениваются очень быстро – около 15-20% в год, иными словами, через 3-5 лет выпускник учебного заведения теряет большую часть знаний, полученных за годы учёбы. Поэтому одна из основных задач учреждений НПО и СПО – научить учиться. Реализации этой задачи должны быть подчинены организация и осуществление воспитательно-образовательного процесса, все виды занятий должны строиться так, чтобы они учили студентов творческому, научному подходу к любому вопросу, приобретению умений и навыков самостоятельной работы.

Особое значение имеет такая организация самостоятельной работы, которая, придавая личностный смысл получаемому образованию, учитывая уровень подготовленности к самостоятельной работе, стимулировала бы творческие силы и способности обучающихся, актуализировала внутренние познавательные мотивы учения, способствовала бы развитию навыков самообразования, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности учебного занятия, активизации студентов является соответствующая организация и управление самостоятельной учебной работой. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что студенты приобретают знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

Конкурентоспособный выпускник должен быть самостоятельным, мобильным, иметь творческое мышление, выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать новые виды продукции и т.д.

Профессиональная карьера - это профессиональное становление и развитие личности, основными показателями которой является:

профессиональная самостоятельность;

профессиональная мобильность;

способность работать в коллективе.

Все эти качества развиваются при самостоятельной работе.

Под самостоятельной учебной работой следует понимать любую организованную преподавателем (мастером производственного обучения) активную деятельность студентов, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой, с одной стороны, учебное задание, составленное для достижения определённой дидактической цели. С другой стороны – форму проявления соответствующей познавательной деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении студентами учебного задания, которое, в конечном счёте, приводит его либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:

- в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

- формирует у обучающегося необходимый объём и уровень знаний, навыков и умений для решения определённых познавательных задач на каждом этапе его движения от незнания к знанию;

- вырабатывает у студентов психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных и профессиональных задач;

- является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе профессионального обучения.

Самостоятельная работа, наряду с аудиторной, представляет одну из форм учебного процесса и является его существенной частью.

Современные педагоги-исследователи считают, что в настоящее время «во главу угла» ставится самостоятельная работа студента, самоорганизация его учебной деятельности. Учебно-воспитательный процесс коренным образом преображается: позиция «преподаватель впереди студента» должна поменяться на позицию «студент впереди». Преподаватель должен сориентировать, направить студента вводными и обзорными лекциями, а затем «пропустить его вперед» и время от времени консультировать, подправлять его в самостоятельной деятельности.

Самостоятельная работа студентов - составная часть обучения, деятельность студентов в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, но без непосредственного его участия. Кроме этого студент самостоятельно должен и может заниматься на занятиях. Согласно последним рекомендациям по методике действенного вовлеченного обучения, студент должен 70% времени на занятиях работать самостоятельно. Самостоятельная работа имеет целью проработку пройденного материала во время занятий, пополнение и углубление знаний, выполнение конкретных заданий (работа с книгой, подготовка докладов, выполнение курсовых работ и дипломных проектов, поиск необходимой информации, конструирование, учебная и научно-исследовательская работа).

Самостоятельная работа - это не только закрепление и углубление знаний, но и самостоятельное изучение, и усвоение материала. Вот почему существуют в системе профессионального образования такие формы обучения, как экстернат и заочное обучение, развиваются дистанционные технологии обучения.

Самостоятельная работа имеет следующие достоинства:

- позволяет хорошо разобраться в изучаемом материале; позволяет студенту вырабатывать свои убеждения и взгляды;

- позволяет формировать у студента трудолюбие, творческий подход к делу, целеустремленность, силу воли, самостоятельность мышления и системность в распределении времени;

- у студента вырабатывается потребность в приобретении и углублении знаний;

- у студента вырабатываются навыки работы с литературой, приемы и методы общения с людьми для достижения поставленной цели.

Правильная организация самостоятельной работы имеет огромное образовательное и воспитательное значение.

В монографии П.И. Пидкасистого выделено пять уровней самостоятельной работы.

Первый уровень - дословное и преобразующее воспроизводство информации.

Второй уровень - самостоятельная работа по образцу.

Третий уровень - реконструктивно-самостоятельная работа (составление кроссвордов, интервью, рассказ и т.п.).

Четвертый уровень - самостоятельная эвристическая работа.

Пятый уровень — творческая (исследовательская, опытническая) работа.

Каждый из этих уровней объективно существует в педагогической практике, и давать самостоятельное задание студенту уровнем выше, чем он способен выполнить – это в лучшем случае напрасно потерять время на учебном занятии.

При этом основная задача преподавателя - помочь каждому учащемуся (студенту) найти свое место в жизни. Это возможно только при развитии самостоятельной работы студента.

Самостоятельная работа всегда вызывает затруднения у студентов, особенно на первом курсе. На первом курсе необходимо их научить правильно ставить учебные цели при самостоятельном изучении материала, учить анализировать прочитанный материал и отбирать главное, работать с первоисточниками. Студентам необходимо научиться запоминать главное, поэтому их необходимо научить приемам запоминания, повторения, приемам смыслового конструирования, развивать мышление и функции понимания, осмысливания, нового на базе старого.

В виду того, что самостоятельная работа является важнейшей формой учебного процесса, преподавателю следует акцентировать ее преимущества по формированию параметров квалификационной характеристики.

Руководство преподавателем самостоятельной работы студента постепенно должно переходить в самоорганизованную работу. Для лучшей организации самостоятельной работы ее необходимо мотивировать (для чего и чему способствует выполняемая работа).

Давая самостоятельные задания студентам, преподаватель должен учитывать их психологические особенности. Самостоятельная работа студентов обязательно должна быть заслушана (прочитана) и оценена.

При выдаче задания на самостоятельную работу необходимо четко поставить перед студентами цель, актуализировать и мотивировать ее, дать алгоритм выполнения задания и рекомендовать литературу, которая поможет выполнить задание, установить форму и сроки сдачи выполненной работы, определить сроки консультаций (оказание помощи в организации работы), установить критерии оценки.

Желательно разработать для студентов памятку по самостоятельной работе. В ней надо указать следующее:

-внимательно прочитайте тему;

-перечислите ваши действия по выполнению задания;

-составьте план работы, выделяя главные разделы;

-в каждом разделе наметьте основные положения;

-пронумеруйте их;

-в конце выполнения работы оцените, достигли ли вы поставленной цели.

При выполнении самостоятельной работы студенты проходят следующие этапы:



-определяют цель работы;

- конкретизируют проблемную ситуацию;

-делают оценку собственных знаний для выполнения задачи;

- планируют и выполняют работу.



Дидактические цели самостоятельной работы.

При планировании и организации самостоятельной работы студентов необходимо помнить, что выбор и формулировка дидактических целей должны соответствовать видам самостоятельной деятельности студентов как в рамках учебного занятия, так и внеаудиторной работы.



  1. Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

  2. Углубление и расширение теоретических знаний;

  3. Формирование умений использовать справочную, правовую, нормативную документацию и специальную литературу;

  4. Развитие познавательных способностей и активности студентов;

  5. Формирование у студентов самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации;

  6. Развитие исследовательских умений.

Виды самостоятельной работы студентов.

Практика работы со студентами позволяет выделить следующие основные виды самостоятельной активной деятельности студентов, которые используют преподаватели в системе профессионального обучения:



- составление тезисов и конспектов при работе с учебной, специальной, справочной и методической литературой;

- самостоятельное изучение темы с использованием учебной и справочной литературы;

- работа по заданию преподавателя с новинками литературы по


подготовке материала для опережающего обучения и
сообщение его на занятиях;

- поиск практических примеров в обществе, в средствах массовой информации по изучаемым темам, разделам и дисциплине в целом;

- творческие диктанты по новой терминологии;

- составление кроссвордов;



- ответы на вопросы по самостоятельно изученному студентами материалу;

- ответы на вопросы по средствам обучения;

- рецензирование работы сокурсников;

- решение проблемных ситуаций;



- самостоятельное составление практических задач по ранее изученному материалу;

- подготовка вопросов для тематических КВН, олимпиад,


рекламы, выставок, презентаций и других внеаудиторных мероприятий, проводимых в рамках работы предметно-цикловых (методических) комиссий;

- подготовка рефератов, докладов по заданной теме;

- самостоятельная работа с нормативно-техническими документами;

- подготовка сообщений на конференциях;



- выполнение курсовых работ и дипломных проектов:

- выполнение лабораторных и практических заданий;

- научно-исследовательская работа.

Самостоятельная работа с учебником - это основной источник знаний по дисциплине, средство формирования учебных умений, овладение примами познавательной деятельности. В процессе обучения учебник выполняет информативную, обучающую, развивающую и воспитывающую функции. Перед выдачей задания для работы с учебником необходимо поставить перед студентом цель. Целесообразно предлагать задания нарастающей трудности (пересказать, найти ответ на вопрос, сделать вывод).

С первого самостоятельного задания студентам следует рекомендовать формировать папку «Собственные достижения», в которую будут складываться самостоятельно выполненные работы (конспекты, отчеты по всем самостоятельно выполненным практическим заданиям, самостоятельно разработанные и оформленные документы и т.д.).

Развитие самостоятельной работы позволит уйти от традиционных групповых занятий. Самостоятельная работа - это, прежде всего, приобретение конкретных умений и навыков, т.е. применение знаний в работе.

Особую роль в развитии самостоятельной деятельности будущего специалиста играет научно-исследовательская работа студентов под руководством преподавателя.

Организация и управление самостоятельной аудиторной работой студентов.

Современные требования к организации и управлению образовательным процессом свидетельствуют о необходимости использования таких методов и приёмов обучения, которые обеспечат немалый успех работы преподавателя со студентами ОУ СПО или учащимися ОУ НПО и учебного заведения в целом. Главная цель любого преподавателя сделать обучение эффективным, а для этого обучающиеся должны быть максимально активными. Существующая практика преподавания, когда большую часть времени студенты проводят в аудиториях, пассивно слушая лекции, постепенно себя изживает во всем мире, поэтому целесообразно использовать при организации самостоятельной работы активные (вовлечённые) методы обучения.

В условиях личностно-ориентированного обучения преподаватель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащегося (студента). Он помогает выйти на конечный результат. Обучение является активным процессом. Знания и навыки развиваются в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ. Активное вовлечение студентов в учебный процесс дает им возможность применять полученные знания в профессиональной деятельности. На занятиях желательно 10% времени отводить на обучение, 20% на демонстрацию, а 70% времени студент должен сам выполнять работу.

Методики активного обучения более эффективны, когда они используются в сочетании друг с другом, каждый метод должен использоваться не более 20-25 минут. Применение нескольких методов на занятии способствует меньшей утомляемости студентов, их большей самостоятельности, решению практических задач при усвоении нового материала, чередованию деятельности преподавателя и студента, подкреплению словесной информации демонстрацией (развитие зрительной памяти), получению большей информации по изучаемому вопросу.

К основным методам активного обучения в системе профессионального образования относятся:


  • мозговой штурм;

  • управляемая пленарная дискуссия (громкое обсуждение; тихое обсуждение);

  • игра;

  • групповая деятельность на занятиях (работа в парах; работа в малых группах);

  • коллективная система обучения:

  • семинарское занятие;

  • кейс-стади;

  • вопрос-ответ и другие.

Применение данных методов обучения на занятии выводит урок за его традиционные рамки.

Мозговой штурм

Мозговой штурм (Brain storm –с английского – совместная выработка идей) – это способ получения большого количества идей от группы людей по конкретной теме за короткий период времени. Данный метод представляет собой один из эффективных приемов продуцирования идей. Этот метод используется, чтобы:

- переключиться с одной темы и сосредоточиться на следующей теме;

- определить широту изучаемой дисциплины или темы;

- создать живую атмосферу в учебной аудитории;

- быстро получить 30-40 идей.

Существует 2 этапа проведения мозгового штурма:


  1. Совместная выработка идей – 10-15 минут;

  2. Связка – 5-10 минут.

Методика совместной выработки идей заключается в следующем:

  • напишите на доске короткое название темы. Например, «Менеджер должен обладать качествами….»; «Электромеханик должен обладать знаниями …..»; «Официант должен обладать умениями и навыками….»;

  • попросите коротко высказать мысль в двух-трёх словах;

  • не обсуждайте то, что предлагается, а только записывайте;

  • проинструктируйте всех, не спорить ни с какими идеями;

  • стойте, повернувшись к группе спиной, пишите как можно быстрее;

  • поощряйте новые идеи;

  • направляйте процесс в нужное русло, обращая внимание на определённые, уже написанные слова;

  • остановитесь, когда увидите, что у вас достаточно материала для обсуждения.

Чтобы провести связку высказанных идей:

  • выделите главные идеи, над которыми вы будете работать;

  • попросите студентов определить пункты списка, относящиеся к каждой из основных идей;

  • покажите связь между пунктами;

  • сделайте вывод, который указывает на широту вопроса и необходимость его глубокого рассмотрения.

Вся работа не должна занимать более 20-25 минут.

Все обучающиеся вовлекаются в работу, стимулируется мыслительный процесс и, когда их предложения сводятся вместе, сразу становится ясно, насколько широка проблема обсуждения.

Преподаватели считают такой вид работы полезным, поскольку он дает представление о глубине обобщенных знаний, характере опыта студентов и уровне их подготовки. Использование этого метода помогает преподавателю адаптировать свой подход и стиль преподавания к реальным потребностям группы.

Мозговой штурм - великолепный метод повышения мотивации студентов в процессе занятий и для оживления отдельных занятий.

Данная техника эффективна лишь в том случае, если разрабатывается конкретная и точная проблема, если же проблема слишком обширна, или сложна, то мозговой штурм будет менее эффективен.

Для эффективного использования потенциала студентов группы рекомендуется проводить игровое тестирование (например, на классных часах или во время кружковой работы), для которого не требуется дополнительной подготовки ни преподавателя, ни студентов.



Тесты для выбора участников групп генераторов и аналитиков мозгового штурма:

    1. Тесты для генераторов.

1). Тесты на оригинальность:

а) предлагается некоторый тест, испытуемый должен предложить как можно больше названий к нему;

б) описывается несколько гипотетических ситуаций, испытуемого просят перечислить все возможные их последствия.

2). Тесты на семантическую гибкость:

а) дано пять объектов, но только с помощью одного из них можно решить поставленную проблему. Например, задание: «Разжечь огонь, объекты – авторучка, огурец, карманные часы, лампочка, шарик». Ответ: карманные часы, так как для достижения цели можно использовать их как увеличительное стекло;

б) дано два объекта, необходимо соединить их так, чтобы получился полезный третий.

3). Тест на образную адаптивную гибкость: головоломки со спичками, в которых требуется переместить несколько спичек в исходной конфигурации для получения заданной формы; возможно одно или несколько решений.

4). Тесты на семантическую спонтанную гибкость:

а) испытуемый должен предложить всевозможные способы применения обычных вещей (например, кирпича);

б) испытуемый должен перечислить как можно больше объектов, принадлежащих к назначенному классу.

2. Тесты для аналитиков.

1).Тест «Спроси и догадайся» состоит из трёх частей:

а) вопросы;

б) предложения причин;

в) предложения последствий.

Общим стержнем для теста служит нейтральный рисунок или словесное описание нейтральной ситуации. Например, человек наклонился над водой, и рассматривает своё отражение. В части а) испытуемого просят задать по этой картинке как можно больше вопросов; в части б) он должен придумать как можно больше причин этого события; в части в) перечислить все его возможные последствия. На каждую часть теста устанавливается временный лимит, например 5-минутный.

2).Тест «Совершенствование продуктов» использует в качестве стимула изображения или описания какого-либо простого промышленного продукта, например детской игрушки. Испытуемого просят предложить интересные пути изменения игрушки.

3). Тест «Необычное употребление» аналогичен первому тесту на определение семантической спонтанной гибкости.

4). Тест «Необычные вопросы» предлагает испытуемому задать как можно больше вопросов, касающихся предложенного ему объекта.

5).Тест «Просто предложи» использует в качестве стимула совершенно неправдоподобную ситуацию. Например, нужно представить, что к облакам привязаны верёвки, которые опускаются до земли. Испытуемый должен сказать, что из этого может получиться.
Управляемая пленарная дискуссия

Открытые пленарные дискуссии обычно возникают в процессе обмена мнениями по окончании какой-либо групповой деятельности, и преподаватель может управлять возникновением таких дискуссий. Они могут рассматриваться как дополнительная возможность при планировании учебных занятий.

Основными задачами управляемой пленарной дискуссии являются:

- обмен идеями или опытом по каким-либо учебным или профессиональным вопросам;

- повышение у студентов уверенности в себе;

- создание или облегчение взаимодействия между студентами.

При организации дискуссии необходимо воспользоваться полезными советами.

Перед началом дискуссии полезно установить для всех «основные правила», например, что студенты не должны перебивать друг друга, их выступления не должны быть слишком долгими, они должны быть вежливыми по отношению друг к другу и т.п. Давать возможность каждому высказаться по заявленной проблеме.

При необходимости проверяйте, правильно ли вы поняли их комментарий, повторяя и перефразируя предложенное решение, то же самое можно делать, если вы думаете, что некоторые студенты не поняли комментарий.

Одним из эффективных методов организации дискуссии в парах является метод «Нит» (с англ. - жужжание). Этот метод используется, чтобы определить предшествующий и существующий объём знаний у студентов. Он проводится в три этапа:

- дискуссия в парах 5-10 минут;

- обратная связь 5-10 минут;

- обсуждение 10-20 минут.

Чтобы дискуссия в парах прошла наиболее эффективно:

- подготовьте и напишите на доске или выведите на экран чётко сформулированные вопросы;

- проинструктируйте группу, как работать в парах;

- проверьте, чтобы один человек в каждой паре писал список предлагаемых идей;

- подсказывайте только тем, кто нуждается в помощи.

Примеры возможных вопросов для дискуссии:

- составьте список основных характеристик….;

- составьте список преимуществ….;

- сформулируйте выгоды для….

Как осуществить обратную связь?:

- от каждой пары в аудитории запишите по одной идее;

- попросите высказать какие-либо другие идеи, которых нет в основном списке;

- дословно запишите их, сведя к конкретному минимуму слов.



Порядок проведения обсуждения:

- из числа списка предложенных идей мысленно выбирете самые важные;

- укажите идею, которая будет обсуждаться, спросите, кто её предложил;

- начните обсуждение вопросом:

1. что побудило вас сказать это?

2.что имеется ввиду?

3.приведите пример по обсуждаемой проблеме.

- попросите привести другие примеры, точки зрения;

- когда идея уже достаточно рассмотрена, коротко подведите итог и укажите следующий пункт для обсуждения;

- во время и в конце обсуждения позитивно свяжите сказанное со следующим видом учебной деятельности.

Рационально проводить обсуждение не более 20 минут.
Игры

Игры в нашей жизни имеют весьма разнообразное значение. Всякая деятельность, связанная с условностями – это игра. Особое значение приобретают игры для профессиональной и учебной деятельности. Осознание первоочередности гуманистических целей обучения предполагает существенное изменение традиционных форм учебной деятельности.

Игровые методы применяются для изучения и закрепления нового материала. Они позволяют оценить текущие знания студентов, моделировать производственные ситуации, дают студентам свободный выбор действий, выясняют взаимоотношения внутри ученического (студенческого) коллектива.

По требованиям они могут быть жесткие, когда вся деятельность обучаемых запрограммирована, носит имитационный характер, ответы предопределены. Программы и сценарии жестких игр разрабатываются с целью активизации учебной деятельности и методической работы, с целью принятия управленческих решений и настаивание коллектива на творческую работу.

Игры могут быть деловые, ролевые, организационно-деятельные, инновационные.

В ролевых играх играют по предлагаемой ситуации.

Организационно - деятельностные игры являются гибкой, мобильной и открытой системой. При работе используется коллективная мыслительная деятельность. Допускаются любые изменения и корректировки. При организации данной работы проявляются максимальные возможности студентов.

Инновационная игра – это открытая, саморазвивающаяся, развивающая система свободного типа. Игра без всяких ограничений, ориентирована на выработку умений действовать в нестандартных ситуациях, решения неизвестны, максимально используется потенциал каждого, обладает большой интенсивностью. В инновационной игре соединяются развивающее обучение, исследовательская работа и решение проблем практической деятельности.

Игра свободного типа - это игра, во время которой могут корректироваться и меняться правила.

В качестве примера такой игры предлагается игра, которая называется: «Шпаргалка».

Преподаватель: Любому студенту известно, что, если самому составить хорошую шпаргалку, можно ею на экзамене и не пользоваться. Процесс составления шпаргалки в виде конспекта сам по себе даёт возможность усвоить изучаемый материал. А вы умеете составлять конспекты? Возможно, что вас этому никто не учил. Так давайте попробуем научиться составлять конспекты в самом разном виде. Для начала научимся составлять план изучаемого вами текста. Можете взять ту книгу (учебник, статью), которую вы хотите законспектировать. Итак, читая страницу каждого текста, попытайтесь составить план текста этой страницы. Всего несколько ключевых слов. Условие одно: на чтение каждой страницы и её конспектирование отводится всего 30 секунд. За это время больше, чем несколько слов, и не написать. Итак, пожалуйста, приготовьте книги.

По моему сигналу вы будете перелистывать страницы. Все читают и конспектируют. Конспект каждой страницы книги отделяйте горизонтальной линией. По моему сигналу переходите к конспектированию следующей страницы. НАЧАЛИ! Итак, можно заканчивать.

Теперь попробуем конспектировать в виде тезисов. Пожалуйста, опять откройте текст книги, на первой странице, с которой вы начали конспект-план. Сейчас вам будет отведена 1 минута на конспектирование каждой страницы. Постарайтесь описать содержание каждой страницы в виде тезисов. Кроме ключевых слов, здесь могут быть и предложения, содержащие суть каждой страницы. Итак, описываем суть каждой страницы в виде тезисов в течение 1 минуты. По моему сигналу меняем страницы. Пожалуйста, НАЧАЛИ!

Спасибо, давайте заканчивать. И в заключение нашего занятия попробуем научиться составлять вопросы по изучаемому тексту. Какой-то философ сказал: «Об уме человека можно судить не по ответам, которые он даёт, а по вопросам, которые он задаёт». Давайте ещё раз пролистаем изучаемый текст и попробуем составить по нему вопросы. Лучше занимательные вопросы или те, которые остались вам неясные. Или вопросы, которые могут быть предметом диспута и выяснение которых поможет выявить сущность изучаемого материала.

Итак, просматривайте материал в свободном режиме. В среднем на каждую страницу вам отводится 30-40 секунд. Составьте по тексту несколько занимательных вопросов, ответы на которые позволили бы определить сущность изучаемого материала. Пожалуйста, НАЧАЛИ!

Итак, мы заканчиваем наше занятие.

В заключение давайте оценим, у кого же самые лучшие конспекты и у кого самые лучшие вопросы?

Для начала предложим всем желающим выступить на конкурсе конспектов и конкурсе занимательных вопросов. ПОЖАЛУЙСТА!

В качестве дополнения можно отметить, что данном случае можно организовать коллективную оценку работ студентов, используя балльную систему. На доске записывается балл каждому выступающему. Суммируется и объявляется итог.

В методической «копилке» преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения имеется немало различных примеров игровых технологий, которые они успешно используют в своей практической деятельности.

Групповая деятельность на занятиях

Групповая деятельность – это работа большого количества студентов, разделённых на небольшие группы по выполнению определённых заданий. Преимущества использования работы в группах :

- позволяет студентам мыслить самостоятельно и вырабатывать собственные идеи без участия преподавателя;

- развивает навыки самостоятельного решения проблемы;

- развивает коммуникативные навыки;

- позволяет «незаметным» студентам более эффективно участвовать в занятиях.

Малая численность студентов в рабочей подгруппе - давнее требование при обучении. Желательно, чтобы подгруппы были численностью от 2 до 7 человек.
Главное в групповой деятельности - развитие познавательной деятельности участников. Большое значение в подгруппе имеет уровень подготовки лидера. В подгруппу нельзя включать студентов, взаимно отвергающих друг друга. Необходимо научить взаимодействию студентов внутри группы. Взаимодействие влечет за собой оппозицию различных когнитивных решений и ответов. По характеру деятельности всех членов подгруппы можно разделить на:

- "ведущих" - они организуют обсуждение вопросов;

- "аналитиков" - они задают вопросы и подвергают сомнению высказываемые идеи;

- "протоколиста" - он записывает результаты работы подгруппы и готовит представление позиции подгруппы;

- "наблюдателя" - он оценивает участие каждого члена подгруппы в решении проблемы на основе критериев преподавателя.

Роли студентов в подгруппе не постоянны, они могут меняться. Задания для подгрупп могут быть одинаковые или дифференцированные. Дифференцированные задания вносят новые элементы в работу. При защите работы происходит обмен информацией, повышается работоспособность. Преподаватель при групповой работе является консультантом. Групповой способ ведения занятий может применяться при разнообразных технологиях обучения.



Структура и форма группового занятия

1. Организационный момент: приветствие, постановка целей, деление на малые группы, (подгруппы) – 1-2 минуты;

2. Обсуждение темы, постановка задач – 3-8 минут;

3. Работа над поставленными задачами, подготовка презентации – 50- 53 минуты;


4. Отчеты подгрупп. Обсуждение отдельных ответов – 18-20 минут;

5. Подведение итогов, рефлексия, задание на дом – 5-7 минут.

Подгруппы можно компоновать по уровню компетентности (развития) студентов в каждой учебной группе.

Первый вариант: студенты в подгруппе одного уровня, тогда задания выдаются на разные уровни усвояемости учебного материала.

Второй вариант: в подгруппах студенты разных уровней подготовленности. Тогда занятия настраиваются на выравнивание уровня подготовленности студентов по поставленным вопросам.

Во время работы в подгруппах преподаватель должен следить за 3 моментами: достижение цели, соблюдение отведённого времени и подведение итогов.



Коллективная система обучения

Коллективная система обучения базируется на групповом методе ведения занятий.



Каталог: images
images -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
images -> Информация об опыте 2
images -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
images -> Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения»
images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Московский городской
images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница