|
В.П. Озерская «Изучение морфологии на синтаксической основе»
|
В основу работы положен принцип органической связи морфологии и синтаксиса, который дает возможность сообщать сведения по синтаксису не в ущерб основному морфологическому материалу, а с пользой для него, так как сами морфологические категории в результате всестороннего их рассмотрения усваиваются более глубоко. Разработала уроки для 5, 6, 7 кл. Дана система работы, построенная на учёте связей морфологии и синтаксиса, которая обеспечивает более глубокое усвоение морфологического материала. В центре внимания 2 основные синтаксические единицы – словосочетание и предложение. 5 класс. Особое внимание обобщающим заданиям.
1) единицы морфологии и синтаксиса взаимодействуют. ЧР функционируют в сообщении и для сообщения, участвуют в образовании словосочетаний и предложений. Синтаксические единицы без морф материала вообще не существуют.
2) Многие единицы языка, морфологии и синтаксиса принадлежат одновременно и морфологии, и синтаксису. Напр. падеж существительного - это категория морфологическая. Но падеж будет являться и синтаксической категорией, выражающей отношение существительного к другим ЧР.
|
Взаимосвязь 2-х разделов проявляется: 1) изучению морфологии предшествует в 5 классе вводный синтаксический курс. 2) при изучении ЧР обращается внимание на их синтаксические связи и синтаксическую функцию в предложении. 3) грамм формы слов воспринимаются и осознаются в контексте, напр. РЧП существительных. 4) изучение морф. формы включено в словосочетание, предложение, текст.
|
В данном задании реализуется идея изучения морфологии на синтаксической основе относительно формирования понятия грамматическая основа предложения (анализ материалов под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, 5 класс).
Сказуемое выражено
именем существительным:
Эльбрус-
вершина Кавказа.
Снегирь- пухленькая
красногрудая
птичка. Земля – наш
общий дом.
Словари-
наши помощники в
учебе.
Сатурн-
планета.
|