В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Наличие у человека исследовательских умений и навыков является важным условием социальной адаптации личности, следовательно, систематическая работа, направленная на развитие исследовательских способностей учеников является важной составной частью обучения и воспитания подрастающего поколения.
Участие в научно-исследовательской деятельности расширяет возможности ребёнка, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Данный вид деятельности обеспечивает персональное жизнетворчество обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний.
В рамках деятельности данного кружка подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности (непрерывный процесс саморазвития и самосовершенствования).
Для осуществления исследовательской деятельности ученикам (как субъекта деятельности) требуются исследовательские способности. Следуя модели А.И.Савинкова, исследовательские способности ребёнка – это комплекс из трёх составляющих:
- поисковая активность характеризует мотивационную составляющую исследовательских способностей; на наличие у школьников поисковой активности указывают мотивы деятельности и наличие интереса;
- уровень дивергентного мышления; важные характеристики дивергентного мышления – продуктивность, оригинальность, гибкость мышления, способность формулировать проблемы, генерировать идеи и т.п.
- уровень конвергентного мышления – способность решать проблемы на основе логических действий, анализа и синтеза.
В основе данной программы лежит развитие общих исследовательских умений:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- выполнять логические действия (давать определения понятиям, классифицировать, формулировать суждения и умозаключения, обобщать);
- наблюдать;
- проводить эксперимент.
Для формирования исследовательских умений учащимся будут предложены специальные учебные задачи.
Поделитесь с Вашими друзьями: |