В литературе по проблеме выделяются несколько уровней толерантности



Скачать 11,03 Kb.
Дата01.03.2023
Размер11,03 Kb.
#204866
Связанные:
Толерантность



Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Толерантность предполагает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; признает то, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.
Интолерантность – это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; как правило, она проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение.
Понятие толерантности многозначно и разнообразно, причем в каждой культуре существует свое определение толерантности, которые во многом схожи, однако имеют некоторые отличия.
В литературе по проблеме выделяются несколько уровней толерантности:
цивилизационный – отсутствие насилия в контактах различных культур и цивилизаций;
международный – условия сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической и религиозной принадлежности их населения;
этнический – терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, мнениям и идеям;
социальный – партнерское взаимодействие между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон;
индивидуальный – уважение к другой личности, понимание того, что существуют взгляды, отличные от собственных.
Миссия, цели и задачи толерантности:
1) предотвращение межгрупповых и внутригрупповых конфликтов, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы;
2) создание имиджа стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает конструктивные партнерские отношения на основе сотрудничества, более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями.
Черты характера, которые должны быть сформированы и развиты у толерантной личности.
Одним из первых обобщенную характеристику толерантной личности дал Г. Оллпорт. Он выделил следующие параметры:
1. ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше – на принадлежность внешним институтам и авторитетам);
2. потребность в определенности (признает многообразие, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности);
3. меньшая приверженность к порядку (толерантный человек менее ориентирован на социальный порядок, менее педантичен);
4. способность к эмпатии (склонность давать более адекватные суждения о людях);
5. предпочтение свободы, демократии (для него не имеет существенного значения иерархия в обществе);
6. знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих);
7. ответственность (развито чувство ответственности, не перекладывает ответственность на других);
8. защищенность (ощущение собственной безопасности и убежденность, что практически с большинством угроз можно справиться).
Одним из факторов развития толерантности является приобретение социально значимых норм и правил поведения.
Другим фактором формирования толерантной личности считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе. Делают их более позитивными и адекватными.
Также, личность отчетливо проявляется в общении с другими личностями. При этом, как указывает С.К. Рощин (1990), одной из важных характеристик личности является коммуникативная толерантность, которая показывает, в какой степени человек переносит (терпит) субъективно неприемлемые или нежелательные для него индивидуальные особенности партнеров по взаимодействию – поступки, привычки, стиль поведения, стереотипы мышления, вербальные и невербальные личностные проявления.
В связи с этим, актуализируется задача создания условий для формирования опыта толерантных отношений и толерантного поведения. Построение толерантной среды затрагивает социологический, психолого-педагогический и методологический уровни в пространственной организации жизнедеятельности человека.
В качестве особой ценности вузовского образования рассматривается обучающие и развивающие интенсивные и интерактивные технологии, в которых моделируется взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие. Это проведение коммуникативных тренингов, тренингов по переговорам, ситуационно-ролевых и имитационных игр, анализ конфликтных ситуаций по межкультурному взаимодействию, разыгрывание межкультурных ситуаций в ролях, игровое проектирование по развитию толерантного поведения, дискуссии и др.
Грамотное построение толерантной среды, в которой преобладают конструктивные контакты, – поэтапный процесс целенаправленной деятельности всех субъектов социума, который характеризуется наличием деструктивных факторов, ведущих к формированию интолерантности. Поэтому особую значимость приобретают педагогические механизмы перехода от интолерантной среды к толерантной, от использования трансляционных технологий к интенсивным (активизирующим учебный процесс) и интерактивным (предполагающим взаимодействие в группе «здесь и сейчас»), которые помогут пресечению проявлений интолерантности и доминированию коммуникативной толерантности у всех участников взаимодействия.


Скачать 11,03 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница