В исследовании были рассмотрены возможности применения и ограничения, возникающие при использовании онлайновой (синхронной) виртуальной аудитории в учебных программах двух фокус-групп: студентов и аспирантов



Скачать 173.24 Kb.
Дата25.04.2016
Размер173.24 Kb.
Exploring the Virtual Classroom: What Students Need to Know (and Teachers Should Consider)

Garry Falloon

The Faculty of Education University of Waikato Hamilton, NZ (гиперссылка Experience_SEd.doc)



В исследовании были рассмотрены возможности применения и ограничения, возникающие при использовании онлайновой (синхронной) виртуальной аудитории в учебных программах двух фокус-групп: студентов и аспирантов.

Результаты показали, что, хотя для обеих групп полученный опыт представляется значительным, участники эксперимента почувствовали себя в совершенно новой среде, в которой у многих из них возникали проблемы с методами и способами взаимодействия.



Причины этого связаны с тремя конкретными областями: технической, процедурной, операционной, которые и были определены, как, критически, важные для реализации успеваемости в такой среде. Исследование показало, что преподавателям и создателям курсов необходимо разрабатывать специальные стратегии онлайновых проектов, позволяющих развиваться студентам, если они хотят получить существенные выгоды от использования виртуальных аудиторий.




Следует отметить, что для написания статьи, автором был собран довольно обширный обзорный тематический материал по синхронному и асинхронному взаимодействию в дистанционном обучении.



Несмотря на то, что большинство текущих предложений онлайн-курсов используют преимущественно асинхронные системы, в последнее время, в связи с улучшением технологий и пропускной способности каналов, ситуация изменилась таким образом, что во многих странах, синхронная связь становится сейчас жизнеспособным вариантом (Hrastinski, 2008). Хотя синхронные компоненты присутствуют во многих онлайн курсах уже в течение ряда лет (осуществляясь посредством текстовых чатов), в последнее время, внимание было привлечено к возможностям новых технологий по доставке потокового видео и аудио, обеспечивающим доступ к наборам интерактивных инструментов, таким как: “виртуальные доски”, файлы и документы совместного пользования, а также, позволяющим обучаемым взаимодействовать в режиме реального времени, в специально созданных для этого виртуальных аудиториях.



Познакомимся поближе с теми обстоятельствами, в которых на практике проводился эксперимент по использованию виртуальных аудиторий.




Данное исследование проводилось в течение 16-недельного семестра во второй половине 2010 года. В качестве объекта анализа были выбраны 22 студента, двух университетских курсов. Первая группа из 10 студентов завершала последний год своего трехлетнего обучения по подготовке учителей (все женщины, в возрасте 23-38 лет), а вторая - представляла собой смешанную группу из 12-ти “первичных”, “вторичных” и “третичных учителей” (В соответствии с особенностями системы образования, принятыми во многих зарубежных странах. См. об этом, например: http://en.wikipedia.org/wiki/Education_in_Finland Прим. перевод.), директоров, сотрудников сферы образования, а также людей, работающих в средствах массовой информации на базе Интернета, проходящих обучение в аспирантуре, с использованием электронного образования (10 женщин и 2 мужчин в возрасте 28-52 лет). Студенты были выбраны на добровольной основе из большой группы в 80 человек, обучавшихся по смешанному курсу: онлайн-обучение, плюс, три недели в год обучение, проходящее на территории кампуса; аспиранты же обучались полностью в онлайн режиме. Для обеих групп, это был первый случай, когда они использовали виртуальные аудитории, и поставленные перед ними в эксперименте цели несколько различались. Аспиранты участвовали в такой серии учебных сессий, чтобы оценить такие семинары, в целом (представить интегральные оценки), в то время как внимание студентов было больше сосредоточено на оценке влияния обратной связи в сеансах проведения интернет-форумов и в ходе совместного выполнения заданий. Студенты из обеих групп были территориально распределены по всей площади Новой Зеландии.



Виртуальные аудитории ( на базе Adobe Connect Pro), используемые в этом исследовании были сконфигурированы на центральной платформе (сервере), доступ к которой обеспечивался студентам с помощью логинов и паролей. На рисунке показан типичный скриншот виртуальной аудитории с аудио/видео окнами участников, примечаниями и ссылками ведущего (можно, также, заметить вкладки общей панели интерфейса). Другие вкладки, такие как текстовый чат, голосование, рабочий стол приложений и совместного использования файлов использовались по мере необходимости.






Данная программа была использована разработчиками университетских LMS-проектов, о которых шла речь в новостях e-Leraning на сайте Департамента образования.

Справедливости ради, стоит отметить, что многие из современных программных продуктов этого класса довольно схожи, как по функциональности, так и по интерфейсу.






Общая тематика вопросов, которую ставили исследователи в этом эксперименте такова:




  1. Какие возможности и ограничения при использовании виртуальной аудитории могут возникать в процессе обучения студентов?

  2. Какие факторы (и каким образом) способны оказывать влияние на эффективность работы студентов в опыте с виртуальной аудиторией?

  3. Каким данным этого исследования следует уделить большее внимание, чтобы наилучшим способом использовать в будущем виртуальные аудитории для дистанционного обучения?



Более конкретную (предметную) детализацию тематики авторам подсказал ход самого исследования. Эта конкретика сводилась к следующему:




A. Влияние накопленных (совокупных) знаний студентов на качество их обучения в виртуальной аудитории;

B. Возможности и ограничения в применении виртуальных аудиторий (причины этого) для организации взаимопомощи, взаимодействия и углубленного обучения;

C. Связь между целями (задачами) использования виртуальной аудитории и оценкой этого процесса студентами.




Стоит сказать, что научно-практический инструментарий представлен в данном исследовании, весьма, фундаментально. Наряду с социологическими методами исследования: анкетированием, интервью, статанализом, были использованы методы индексирования данных виртуальных сессий (с помощью приложения IShowU HD, реализующем аудио-видео- захват сессий), а само исследование прошло процедуру одобрения в Комитете по этике исследований Университета Вайкато.



Итак, каковы же в, общем итоге, полученные выводы, представленные в этом исследования?

Начнем с пункта (А).





Данные по этой теме группируются по трем аспектам. Первым из них является технический уровень, куда можно отнести настройку оборудования, вход в систему и способность ориентироваться в виртуальном классе. Второй уровень - процедурный, определяющий понимание протоколов и правил, которые должны соблюдаться при организации взаимодействия в виртуальной аудитории, и третий – оперативный – отвечает за знание и представление того, как наилучшим образом использовать средства коммуникации, которые доступны для студентов в виртуальной аудитории.




Несмотря на то, что до проведения виртуальных сессий практические занятия были проведены в каждой группе, многие все еще не были уверены в правильной настройке своих компьютеров, были также проблемы со входом, и с тем, как управлять инструментами виртуальной аудитории.



Технические аспекты использования аудитории, также усугубляли проблемы.

В качестве примера этого, можно было бы назвать то обстоятельство, что участникам необходимо было выбирать ведущий режим, чтобы иметь возможность транслировать видео и звук, для того чтобы, что они могли контролировать и ход сеансов, и вместе с этим, отслеживать экраны всех остальных участников. Это вызвало недовольство у некоторых участников, давших следующие комментарии:

“Нам нужно четкое руководство относительно того, как система работает, потому что в ней одновременно действует много людей, нажимающих кнопки. Я убрала руку с клавиатуры, подумав: “Я не собираюсь ничего трогать”, мне так хотелось остановить все ... потому что я была полностью введена в заблуждение. Дело, просто, стояло на месте.” (Кристина, интервью, 21 сентября, 2010).

Чтобы остальные участники, могли получать Ваши видеосообщения, в ведущем режиме ... нужно было немного уменьшать громкость динамиков, перед тем как Вы собирались что-то сказать. “Вы не можете нажимать на что-то, не выполнив другого. В этом было определенное ограничение.” (Елена, интервью, 4 октября 2010 года).

Некоторые студенты оказались не в состоянии приспособиться к измененным условиям обучения или взаимодействия (протоколам взаимодействия) в этой новой среде. Как прокомментировала одна из участниц:

“Я хотелa бы о многом спросить... но это не одно и тоже, когда Вы находитесь в виртуальной аудитории, или где ни будь в другом месте. Для того, чтобы мне что-то сказать нужно было поднять руку (смайлик - "поднять руку"), но смайлик не был зарегистрирован своевременно, а момент к тому времени был уже упущен.” (Бекки, интервью, 23 сентября 2010).

Другая студентка заявила, что синхронный характер виртуального класса выступает в качестве препятствия для реализации ее взаимодействия: “Я не чувствовала себя комфортно. Я не чувствовала себя комфортно, чтобы задавать вопросы в Интернете, и это было плохо. Вы ощущаете себя глупо. У Вас мало времени на обдумывание того, что Вы хотите сказать, поэтому Вы не говорите ничего... "(Кейт, интервью, 21 сентября, 2010).










Из 22 участников эксперимента, 16 человек выступили с комментариями о том, что размер группы не имеет большого значения. Хотя не все участники приняли участие в каждой сессии, все же общая тенденция была такова, что, чем больше группа, тем меньше взаимодействия. Когда одну из участниц спросили, что она об этом думает, она заметила "…что взаимодействовать было бы легче, с меньшим числом участников. Наверное, можно было бы ограничиться, максимумом, в восемь человек. Если, конечно, Вы, действительно, хотите глубже постичь содержание обучения. " (Ребекка, интервью, 18 августа, 2010). Другие, согласившись с этим утверждением, признали, в тоже время, и достоинства большего состава участников, помогающего преодолеть чувство изоляции у студентов, содействующего развитию чувства общности.

Возможно, наиболее влиятельным, определяющим фактором в этом процессе был уровень оперативных знаний студентов. Он существенно повлиял, на то, насколько, хорошо учащиеся могли общаться и устанавливать обратную связь в виртуальном классе. Это, в частности, определяющим образом подействовало на оценку семинаров, представленную аспирантами. Некоторые из них сообщили о разочаровании по поводу отсутствия прямой вербальной связи, другие проявили неуверенность в том, как нужно отслеживать и реагировать на информацию, поступающую от видеоизображения (использовать ли в ответ язык жестов и пр.), или использовать инструменты-смайлики (пальцы и руки вверх, вниз, вбок и т.д.), чтобы передать или интерпретировать данные в таком формате обратной связи. …Некоторые, казалось, отвлекались, не представляя, как аудитория отреагирует на их поведение, и это могло негативно сказаться на их действиях.






Высказываний в таком ключе, в публикации приведено достаточно много, однако нам, безусловно, интересны завершающие выводы анализа. А они (по пункту А) делаются следующие:



Уровень технических, процедурных и оперативных знаний, несомненно, влияет на восприятие учащимися форм работы в виртуальной аудитории, возможностей ее использования, а также на то, насколько, хорошо они ощущают себя в ней. Оказалось, что обе (экспериментальные) группы рассматривали аудиторию, как совершенно новую для себя среду, где они остаются, один на один, с теми правилами и процедурами, которые необходимо освоить. Тем не менее, это не подорвало их готовности проявлять настойчивость во многих вопросах, связанных с любыми инновациями, возникающими в их траектории обучения. Это утверждение опирается на количественные данные анкет. На вопрос: “В какой степени вы поддерживаете более частое использование виртуальной аудитории в курсе вашего обучения?”, - чуть менее 92% зарегистрированных студентов ответило, что считает этот вопрос, скорее, вопросом времени и опыта, позволяющим им в будущем получить наибольшую пользу от применения такой аудитории.


И

Представим далее, наиболее общие суждения участников, полученные в ходе экспериментального исследования авторов по пункту (B).



Стоит сразу отметить: обе группы - студенты и аспиранты - сошлись в общей оценке возможностей использования виртуальной аудитории для установления контактов и взаимодействия, а также для совместного выполнения заданий, признав эти возможности весьма высокими.

Детали анализа, как всегда, любопытны.





Аспиранты, которые полностью учились в режиме онлайн, оценили эти возможности, как самые высокие, особенно, это относится к представителям этнических меньшинств. Реализация обратной связи с двумя такими студентами: одним - из Ирана, другим - из Румынии, активно выступающим за более раннее и более частое использование виртуальной аудитории в процессе обучения, указывает на ее сильное влияние, в оказании помощи и установке дружеских отношений, уменьшении барьеров в самосознании, связанных со статусом не-носителей английского языка, а также в укреплении чувства защищенности обучающихся, которые в этом случае видят себя членами сообщества, получающего образование. Визуальный и разговорный характер окружающей среды усиливает у этих студентов чувство связи со своими сверстниками, что влияет, также, и на другие аспекты обучения на курсе.




Подобные настроения были поддержаны, теми, кто отметили, что добавление видео и аудио помогло им, чтобы …“Лучше понять личность человека. Мы только получаем фрагменты (отрывки) того, что люди пишут, но на самом деле не в состоянии представить, как они выглядят. Наблюдая их лица, их эмоции, слыша их голос, мы ощущаем все гораздо реальнее. (Хелен, интервью, 4 октября 2010 ).



Не приводя здесь большинства других высказываний участников эксперимента, резюмируем эти сообщения двумя отрывками этого раздела публикации.



  • Некоторые особенности реализации обратной связи указывают, по крайней мере, на возможность обеспечения с ее помощью того, что один из студентов назвал “необходимостью контактов в процессе образования”.

  • Студентка Бэкки, сравнивая занятие в виртуальной аудиторией с обычной лекцией отметила, что плотность визуального контакта в ней минимальна. “…мы смотрим только перед собой, у нас нет учебников, как у студентов в кампусе, для нас визуальный аспект является весьма значительным.”






Что касается предполагаемых ограничений в синхронном обучении, то восемь студентов в ходе проведения эксперимента сообщили о том, что обнаружили асинхронные форумы более полезными для более глубокого изучения предмета. Кроме того, они посчитали, что испытывают на обычных форумах меньшее давление (дискомфорт), поскольку их ответы могут распределяться ими в большем временном интервале.



Наконец, по пункту (С) исследования, автор приводит следующую информацию.



В среднем, 82% участников отметили в качестве сильной положительной стороны синхронного обучения его интегральный характер, “мультимодальное” объединение различных форматов в своих выступлениях: аудио, видео, текстового, графического и т.д., а также способность аудитории поддерживать взаимодействие в обсуждении тем. Пять аспирантов посчитали, что выступление в виртуальной аудитории предпочтительнее написания эссе.

Почти все участники отметили важность опубликования повестки дня и заблаговременной загрузки ресурсов в преддверии каждой сессии. Они заявили, что это помогло бы прояснить цели и задачи, а также лучше организовать обучение, обеспечило бы прозрачность его структуры. Шесть аспирантов прокомментировали желание иметь доступ к страницам презентаций, с заранее размещенными на них дескрипторами для того, чтобы они могли выполнить их предварительное изучение: это позволило бы им, впоследствии, действовать более эффективно.

Одна из участниц высказала предостережение против, “загипнотизированности” технологиями, отметив, что по ее наблюдениям в образовании имеются тенденции “…метаться от одного гаджета к другому, в попытке найти им применение”. (Симона, интервью, 20 сентября, 2010) Хотя, она явно не относила виртуальный класс к данной категории, но по ее словам, любой технологии должна быть дана оценка.

“... Необходимо оценивать затраченное время и то, что в итоге, вы получаете от этого. Я думаю, что не все навороты нужны для выполнения каких-то определенных задач. На самом деле, это может потребовать лишнего количества времени для получения результатов. Мы должны быть осторожны, чтобы не ставить телегу впереди лошади.” (Симона, интервью, 20 сентября, 2010)

Было приятно отметить, что и другие участники эксперимента делали подобные комментарии, указывающие на наличие у них высокого критического уровня в сфере применения технологий.





Выводы исследования




Подводя итоги своему исследованию, автор заключает следующее:



В использовании виртуальной аудитории существуют значительные возможности, которые весьма эффективно могут применяться в различных способах электронного обучения. Вместе с тем, существуют и ограничения, которые необходимо учитывать при создании ресурсов и выборе методик электронного образования.



Исследование показало, что для того, чтобы получить реальную пользу от использования синхронного обучения, необходимо изучить эту технологию в трех аспектах: техническом, процедурном и операционном (все три, в равной и значительной степени используются в данном способе обучения). Существует опасность (заблуждение, прим. переводч.), в принятии неверного предположения о возможности успеха в образовательном процессе, если приняться за дело с ходу, без подготовки. При ближайшем рассмотрении выявляется необходимость уделять внимание изучению и применению протоколов, отработке навыков и получению знаний по всем трем аспектам, для того, чтобы, впоследствии, создать благоприятную и комфортную среду, с целью обеспечения в ней сотрудничества и взаимодействия.




Данные, полученные от проведенного эксперимента, поддерживают опубликованные ранее сведения источников о полезности синхронных инструментов интерактивного обучения, в том смысле, что они дополняют, а не заменяют собой асинхронный режим (Hrastinski, 2008; Wang и Newlin, 2001).

В то время, как виртуальный класс является, несомненно, полезным для установления отношений и выполнения общих заданий, а также для уменьшения изоляции учеников, он, как казалось, не так хорошо может выполнять функции углубленного обучения, тогда как асинхронные форумы допускают больше времени для размышлений и анализа, чтобы создавать “умные” сообщения (Wang & Newlin, 2001). Студенты, также хорошо представляют себе, относительно, постоянный характер (хранение информации прим. Перевод.) текстовых сообщений форума, поэтому они, обычно, более осторожны (внимательны), когда о чем-то пишут. Незащищенность (синхронного режима), “проявляющаяся немотой” на глазах у своих сверстников в виртуальной аудитории является важным фактором, препятствующим взаимодействию.






…Необходимо помнить, что по технологическим меркам, виртуальные классы находятся еще в стадии становления, и, как у любого новшества, их производительность, спустя какое-то время, должна нормализоваться. Оглядываясь сейчас в прошлое, учитывая, что подобные инструменты дают нам множество новых возможностей для общения в Интернете, стоило бы признать не очень хорошей идеей, наше оценивание их эффективности, поскольку ставки в таком оценивании очень высоки, а времени для достаточного ознакомления с инструментарием не было. Осуществляя задуманное, было, безусловно, недопустимо наказывать студентов, чтобы как-то повлиять на их успеваемость. Кроме того, другие параметры такие, как разница в ширине полосы пропускания, степень владения компьютером, качество самих компьютеров, могли повлиять на ответы студентов, создавая для некоторых из них необусловленное преимущество над другими. Поэтому при использовании виртуального класса, преподаватели должны иметь в виду, что в такой среде существует характер ожидания событий, происходящих в этом пространстве, и не должны наказывать студентов, которые располагают технологиями более низкого уровня. Кроме того, хотя не всегда получается как-то смягчить все обстоятельства такого обучения, его успешность достигается тем, что необходимо дать студентам достаточное количество времени, чтобы они могли изучить инструментарий, прежде, чем они начнут им пользоваться, особенно, в тех случаях, когда он применятся с целью выставления оценок.




Не стоит, слишком серьезно относится к самокритичности автора в вопросе постановки задачи и обосновании проведенного исследования. Напротив, степень подготовки, уровень проведенных исследований, впечатляют своей основательностью. Очевидна, также, аксиологическая ценность исследования (на чем, может быть, автор не посчитал, особо, нужным акцентировать внимание в Выводах): обе экспериментальные группы впервые использовали виртуальные аудитории в практике обучения, то есть, выступали в качестве субстратной среды исследования, что, в итоге, повлияло на формирование модели эксперимента и полученные в ходе его выполнения результаты.



… Данное исследование показывает, какую важную роль для студентов имеет четкое представление целей и средств в использовании информационных технологий. Обучаемые показали высокий уровень критического анализа в оценке потенциала виртуальной аудитории, не видя никакой пользы от использования инструмента только ради него самого, особенно если он не обладал очевидным преимуществом в достижении их ближайших целей.



В заключение автор раскрывает свою точку зрения на перспективы развития электронного обучения с помощью виртуальных аудиторий.




В связи, с, относительно, недавним появлением виртуальных аудиторий, должно быть проведено значительно больше исследований на моделях, лучше практических, для определения их оптимального использования.

Нужно еще больше стремиться к разработке протоколов и стратегий, помогая онлайн педагогам и дизайнерам (дидактикам) развивать и применять такие инструменты в различных интернет-приложениях, чтобы студенты могли получать наибольшую пользу от их использования.



Задача заключается в определении эффективного и действенного баланса между двумя режимами: синхронным и асинхронным, чтобы обеспечить нашим студентам оптимальную среду для онлайн обучения.



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница