В информационной образовательной среде школы



Скачать 320.59 Kb.
Дата12.02.2016
Размер320.59 Kb.



На правах рукописи

СМИРНОВА Ирина Вячеславовна
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РАБОТЕ

В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ
13.00.08 – теория и методика профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Москва-2014г.

Работа выполнена в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления»




Научный руководитель:

Доктор педагогических наук, доцент

Чернобай Елена Владимировна

Официальные оппоненты:

Ниматулаев Магомедхан Магомедович, доктор педагогических наук, доцент,

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет), профессор кафедры информатики и программирования;


Кудрова Лариса Геннадьевна,

кандидат педагогических наук,

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа» г. Троицка, директор


Ведущая организация:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов " Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПбАППО)"

Защита состоится 16 декабря 2014 г. в 10.00 час. на заседании Диссертационного совета Д 212.342.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) педагогических наук при ФГАУ «Федеральный институт развития образования» по адресу: 125319, Москва, ул. Черняховского, д.9, ком.103.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГАУ «ФИРО»

Текст автореферата размещен на сайте : www.firo.ru; vak.ed.gov.ru;


Автореферат разослан «14» _ноября 2014 г.
Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент В.Н.Манюкова



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Существующие тенденции мирового развития, ведущие к неизбежной интеграции в экономике, технологиях, науке, культуре и, конечно, образовании, а также современные социально-экономические преобразования в России определяют необходимость модернизации образования, превращения его в гибкую саморазвивающуюся систему, отличительной особенностью которой является готовность адекватно отвечать на «вызовы» времени. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО) отражают новые требования к образовательным результатам, образовательным технологиям, структуре содержания образования и условиям реализации образовательного процесса, что предполагает кардинальное изменение процесса подготовки педагогов.

В настоящее время проявляется тенденция нарастания разрыва между запросами начальной школы в наличии педагогических кадров, способных реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к осуществлению педагогической деятельности в условиях информационной образовательной среды, и готовностью выпускников профессиональных педагогических образовательных организаций к такой деятельности. В последние годы проведено много исследований в области методики и дидактики использования информационно-коммуникационных технологий в обучении, сформированы различные подходы к понятию информационной образовательной среды, методам и средствам ее построения в образовательной организации (Л.Л. Босова, В.В. Гриншкун, Т.Б. Захарова, Г.М. Коджаспирова, А.Н. Лейбович, И.М. Осмоловская, И.В. Роберт, А.Л. Семенов, Е.В. Чернобай и др.).

С учетом смены парадигмы образования в современном информационном обществе становится совершенно необходимой подготовка учащегося уже на уровне начального общего образования к учебной деятельности в условиях информационной образовательной среды. Вместе с тем является очевидным требование к кадровому обеспечению такой подготовки. Уровень квалификации педагогов, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, должен в полной мере соответствовать всем требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в том числе наличию компетентности в области профессиональной деятельности в условиях информационной образовательной среды. Такое требование теперь обозначает и профессиональный стандарт педагога, который одной из трудовых функций учителя определяет формирование навыков обучающихся, связанных с информационно-коммуникационными технологиями. В связи с этим особую значимость приобретает проблема подготовки будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности в условиях информационной образовательной среды школы. В этом заключается актуальность данного исследования.

На фоне смены парадигмы образования информационное общество требует изменения форм, содержания, целей и задач не только общего, но и профессионального педагогического образования. В целях максимальной оптимизации проектирования таких изменений возникает потребность в разработке модели подготовки будущих педагогов к работе в новых условиях. Необходимо признать также, что наряду с большим количеством существующих на сегодняшний день методических разработок, использующих информационные технологии в системе общего образования, в профессиональном педагогическом образовании и, в особенности, среднем, ощущается острая нехватка учебно-методического обеспечения процесса подготовки будущего учителя начальных классов к профессиональной деятельности в условиях информационной образовательной среды школы. Актуальность нашей работы обусловлена рядом противоречий:



  • между потребностью общества и государства в педагогах, обладающих высокой профессиональной компетентностью для деятельности в информационной образовательной среде, и недостаточностью разработанных положений по проблеме подготовки таких педагогов, в том числе в системе профессионального образования;

  • между необходимостью в подготовке будущего учителя начальных классов к профессиональной деятельности в условиях информационной образовательной среды школы и отсутствием методики и технологии системного сопровождения этого процесса в практике профессиональных образовательных организаций.

Это определяет проблему исследования, которая заключается в несоответствии между процессом подготовки будущих учителей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» и требованиями, предъявляемыми к учителю начальных классов, работающему в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Постановка проблемы определила направление нашего исследования. С учетом актуальности проблемы сформулирована тема настоящего диссертационного исследования: «Подготовка будущего учителя начальных классов к работе в информационной образовательной среде».

Цель исследования: разработать и апробировать модель подготовки будущих учителей начальных классов к работе в информационной образовательной среде школы.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов в профессиональной образовательной организации.

Предмет исследования: модель подготовки будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже к работе в информационной образовательной среде школы.

Гипотеза: результативность процесса подготовки будущих учителей начальных классов (в условиях среднего профессионального образования) к работе в информационной образовательной среде школы будет повышаться, если:

  • обеспечить корреляцию программы подготовки будущего учителя начальных классов на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах», определяющих готовность будущих педагогов к профессиональной деятельности, и требований к результатам освоения и условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования в области эффективного использования возможностей информационной образовательной среды;

  • на основе результатов анализа и обобщения теоретических и практических подходов к решению задачи подготовки будущих учителей начальных классов к работе в информационной образовательной среде школы выделить основные показатели, определяющие эффективность деятельности по обеспечению соответствия данной подготовки к профессиональной деятельности требованиям ФГОС НОО;

  • разработать модель подготовки будущих учителей начальных классов к работе в условиях информационной образовательной среды школы, предусматривающую изменения содержания данной подготовки, средства, обеспечивающие данные изменения, научно-методическое сопровождение, ресурсное обеспечение, мониторинг эффективности и корректировку процесса с учетом его промежуточных результатов;

  • выделить и обосновать систему организационно-педагогических условий подготовки будущих учителей начальных классов к работе в информационной образовательной среде.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой в ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить анализ содержательного обеспечения профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже к работе в информационной образовательной среде и выявить основные факторы, определяющие эффективность комплекса мероприятий по обеспечению соответствия данной подготовки к профессиональной деятельности требованиям ФГОС НОО.

2. Разработать модель подготовки будущих учителей начальных классов к работе в условиях информационной образовательной среды школы, предусматривающую ее научно-методическое сопровождение, ресурсное обеспечение, мониторинг эффективности и корректировку процесса с учетом его промежуточных результатов.

3. Провести апробацию разработанной модели подготовки будущих учителей начальных классов к работе в информационной образовательной среде школы и выделить организационно-педагогические условия реализации данной модели.



4. Разработать рекомендации по корреляции требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили научные работы:

  • по педагогическому проектированию и моделированию (С.И. Архангельский, B.C. Безрукова, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, А.М. Новиков, Д.А. Новиков, Н.И. Суртаева, А.П. Тряпицина, Е.А. Ямбург и др.);

  • теории социального и педагогического управления (В.А. Болотов, Т.М. Давыденко, М.М. Поташник, К.М. Ушаков, И.Д. Чечель, Г.Н. Шибанова и др.);

  • теории управления образовательными системами (С.В. Воробьева, Т.М. Давыденко, П.Ф. Друкер, Г.Н. Григорьев, Г.А. Ковалев, Ю.А. Конаржевский, О.Е. Лебедев, Д.А. Новиков, В.П. Симонов, Н.Д. Сорокина, Т.И. Шамова и др.);

  • теории и методологии информатизации образования (Л.Л. Босова, С.Г. Григорьев, А.П. Ершов, Т.Б. Захарова, С.В. Зенкина, , А.А. Кузнецов, А.Н. Лейбович, И.В. Роберт, Е.В. Чернобай и др.).

Теоретические методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, нормативно-правовых документов и законодательных актов в области образования; моделирование, сравнение, анализ и обобщение полученных результатов.

Эмпирические методы исследования: анкетирование; наблюдение; изучение результатов практической деятельности студентов; эксперимент; методы статистической обработки экспериментальных данных.

Научная новизна исследования:

  • проанализировано содержательное обеспечение профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в условиях среднего профессионального педагогического образования к работе в информационной образовательной среде в соответствии со ФГОС СПО по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах», предложены основные показатели, определяющие эффективность комплекса мероприятий по обеспечению соответствия данной подготовки к профессиональной деятельности требованиям ФГОС НОО, и обоснована целесообразность объединения и систематизации существующих разрозненных элементов такой подготовки на основе многокомпонентной модели;

  • разработана и апробирована модель подготовки будущих учителей начальных классов к работе в условиях информационной образовательной среды школы;

  • определены организационно-педагогические условия формирования у студентов организации среднего профессионального педагогического образования компетентности в области деятельности в информационной образовательной среде начальной школы;

  • разработаны рекомендации по корреляции требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в системе образования предложен подход к формированию профессиональных компетенций у студентов педагогического колледжа и, в частности, готовности к работе в информационной образовательной среде школы, ориентированной на достижение новых образовательных результатов школьников. Кроме того, полученные в исследовании результаты расширяют концептуально-теоретические представления о развитии учреждений профессионального педагогического образования, что, в свою очередь, позволяет повысить эффективность этого процесса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана модель подготовки будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже к работе в информационной образовательной среде школы. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» разработана основная профессиональная образовательная программа, обеспечивающая подготовку будущих учителей начальных классов к работе в современных условиях, в том числе в информационной образовательной среде. Содержание профессиональных модулей и учебных дисциплин, входящих в профессиональный цикл программы, отражает требования к готовности выпускников профессиональных образовательных организаций к работе в новых условиях. Названные результаты могут быть использованы в практической деятельности методистов и преподавателей педагогических колледжей.

Достоверность полученных результатов и обоснованность научных выводов обеспечиваются применением системного подхода в диссертационном исследовании, соответствием методов исследования поставленным целям и сформулированным задачам, экспериментальным подтверждением выдвинутой гипотезы, возможностью воспроизведения экспериментальных результатов в массовой управленческой и методической практике.

Этапы исследования. Первый этап (2007–2008 гг.). Проводился теоретический анализ философской и педагогической литературы, диссертационных исследований, определялись теоретические и методологические основания исследования. Осуществлялся анализ современных подходов к формированию информационной образовательной среды в учебном заведении общего образования, а также использования компетентностного подхода в среднем профессиональном педагогическом образовании. Изучено практическое состояние проблемы подготовки будущего учителя к работе в условиях информационной образовательной среды школы. Изучалась деятельность системы профессионального педагогического образования; систематизировался опыт управления, выделялись основные противоречия, проблемы и тенденции развития системы профессионального педагогического образования. Сформулирован понятийный аппарат, определена рабочая гипотеза. Определялся научный аппарат исследования, методика опытно-экспериментальной работы; создавался инструментарий опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2009–2012 гг.). Проводились проверка и уточнение ключевых понятий и теоретических положений исследования на эмпирическом уровне. Осуществлялись организационно-педагогические мероприятия по формированию опытно-экспериментальной базы исследования: апробации разработанной технологии управления процессом подготовки будущих учителей начальных классов к работе в условиях информационной образовательной среды школы и модели формирования готовности выпускников Ногинского педагогического колледжа (с января 2011 г. – Ногинского филиала МГОУ) к эффективной профессиональной деятельности в данных условиях. Разрабатывался и апробировался комплекс организационно-педагогических условий подготовки будущих учителей начальных классов к работе в информационной образовательной среде. Проводилось сравнение требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования в соответствии со ФГОС НОО и содержания ФГОС СПО по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах», обеспечивающего подготовку учителей начальных классов, способных эффективно реализовывать требования нового стандарта, в том числе работать в условиях информационной образовательной среды школы.

Третий этап (2013–2014 гг.). Обрабатывалась информация, полученная в результате педагогического эксперимента. Подведены итоги, сформулированы общие выводы и положения, выносимые на защиту. Проведено оформление диссертационной работы.

Экспериментальная база исследования: опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ногинского педагогического колледжа Московской области (с января 2011 г. – Ногинского филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского государственного областного университета); апробация положений исследования в ходе учебной и производственной практики студентов проводилась на базе 8 базовых школ Ногинского муниципального района Московской области.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Для обеспечения готовности учителя начальных классов к работе в информационной образовательной среде необходимо провести, отсутствующую на сегодняшний день корреляцию требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах», федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработанных в соответствии с ними разделов основной профессиональной образовательной программы по указанной специальности. Данная корреляция поможет обеспечить подготовку будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже к работе в условиях информационной образовательной среды школы. Для приведения уровня подготовки будущих учителей начальных классов в соответствие с требованиями ФГОС НОО в области деятельности в условиях информационной образовательной среды школы целесообразно использование вариативной части циклов основной профессиональной образовательной программы по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» в соответствии со ФГОС СПО.

  2. Работа в информационной образовательной среде учителя начальных классов представляет собой целенаправленную деятельность по проектированию содержания учебного процесса, планированию образовательных результатов в обучении учащихся, отбору наиболее оптимальных видов учебной деятельности и средств достижения планируемых результатов. Причем основополагающим является проектировочный компонент данной деятельности, а также сформированность навыков в отборе методов и средств обучения для реализации новых видов учебной деятельности с учетом дидактических возможностей информационной образовательной среды образовательной организации.

  3. Подготовку в педагогическом колледже студентов по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» целесообразно осуществлять на основе разработанной модели подготовки будущих учителей начальных классов к работе в условиях информационной образовательной среды школы, предусматривающей ее научно-методическое сопровождение, ресурсное обеспечение, мониторинг и корректировку процесса с учетом его промежуточных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования, разработанные разделы основной профессиональной образовательной программы по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» на основе ФГОС СПО внедрены в учебный процесс Ногинского филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского государственного областного университета.

Основные положения и результаты исследования докладывались на I Всероссийской научно-практической конференции «Современное образование – обществу 21 века» (Ногинск, март 2011 г.), областном семинаре «Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания в современном мире» (Ногинск, декабрь 2010 г.), областном совещании по педагогическому образованию (Ногинск, ноябрь 2010 г.), областном научно-практическом семинаре «Профессиональное самоопределение как фактор позитивной социализации молодежи» (Зарайск, декабрь 2010 г.), II Всероссийской научно-практической конференции «Современное образование – обществу 21 века» (Ногинск, апрель 2012 г.), областном семинаре «Подготовка учителя к реализации ФГОС начального общего образования» (Москва, февраль 2012 г.), областном круглом столе «Формирование прогнозной потребности и подготовка педагогических кадров для системы образования Московской области в современных условиях» (Орехово-Зуево, июль 2012 г.).

Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования отражены в 9 статьях, 4 из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии и приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность проблемы и темы исследования; определяется степень ее изученности; выявляются основные противоречия, определяющие тему исследования; формулируются цель, объект, предмет, задачи исследования, выдвигается гипотеза исследования; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость; характеризуются методы и этапы исследования; приводятся положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Анализ современного состояния подготовки будущих учителей начальных классов к работе в условиях информационной образовательной среды» подробно изучается современное состояние проблемы исследования; рассматриваются особенности процесса подготовки.

В нашем диссертационном исследовании для построения модели подготовки будущих учителей начальных классов к работе в условиях информационной образовательной среды школы обосновывается и уточняется само определение понятия «информационная образовательная среда» (ИОС). Конкретизируются структура и содержательное наполнение этого понятия для уровня начального общего образования. В работе рассматриваются свойства (адаптивность, интегративность, развитие, преемственность развития, структурность, целостность и др.) и основные характеристики, присущие ИОС (гибкость, открытость, целостность, полифункциональность, вариативность).



Особенно актуальной становится сегодня готовность к профессиональной деятельности учителя начальных классов, поскольку именно в рамках начального общего образования у школьника закладываются компетенции в области получения, обработки и использования информации. Но на пути достижения этой готовности видится ряд проблем, которые подробно освещаются в нашем диссертационном исследовании:

  1. Отсутствие системной подготовки будущих учителей начальных классов к работе в условиях ИОС. В исследовании выявлены следующие основные недостатки в подготовке будущих учителей в данном направлении:

  • сам процесс подготовки в профессиональных образовательных организациях преимущественно осуществляется традиционным образом, без учета изменений в системе общего образования;

  • освоение будущими учителями навыков владения информационно-коммуникационными технологиями происходит сегодня в отрыве от будущей профессиональной деятельности;

  • указанные навыки, как правило, относятся к техническим, пользовательским, а не к педагогическим.

  1. Неготовность большинства работающих учителей начальных классов к эффективной профессиональной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. В качестве основных причин в работе рассматриваются следующие:

  • недостаточность практических навыков владения компьютерной техникой и, как следствие, страх перед ней;

  • психологические сложности в восприятии интенсивного развития ИКТ, особенно у педагогов старшего поколения;

  • слабая мотивация у учителей начальных классов к деятельности в условиях информационной образовательной среды;

  • непонимание того, как в информационной образовательной среде могут быть достигнуты новые образовательные результаты в обучении учащихся.

  1. Отсутствие явной привязки федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» к требованиям по отношению к ИОС, являющимся составной частью федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Проблема подготовки будущих учителей начальных классов к работе в условиях ИОС конкретизируется в данном исследовании в области среднего профессионального образования. Практика подготовки педагогов к подобной деятельности в системе высшего и дополнительного профессионального образования достаточно хорошо представлена исследованиями многих ученых (Л.Л. Босова, Т.Б. Захарова, С.В. Зенкина, Г.М. Коджаспирова, Л.Н. Горбунова, Е.О. Иванова, А.А. Кузнецов, А.Н. Лейбович, И.М. Осмоловская, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.Л. Семенов, А.М. Семибратов, Е.В. Чернобай и др.). Многие из существующих разработок реализуются на практике. Однако для среднего профессионального образования эта область на сегодняшний день остается методически неразработанной.

С 1 сентября 2011 г. начальная школа перешла к реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в обязательном порядке. Однако проблема заключается в том, что далеко не всегда стандарты профессионального педагогического образования реализуют принципы преемственности по отношению к соответствующим стандартам школьного образования.

В свою очередь, федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» весьма скупо (на первый взгляд) упоминает необходимость подготовки будущего учителя начальных классов к работе в ИОС. В качестве одного из требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы называется необходимость обладания набором общих компетенций, одной из которых является следующая:

«ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности».

Далее требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретаемым в ходе изучения отдельных дисциплин и профессиональных модулей, упоминаются эпизодически.

В нашем диссертационном исследовании выдвигается и обосновывается положение о необходимости корреляции ФГОС СПО по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» и ФГОС НОО. Задачами профессионального педагогического образования на этапе внедрения новых стандартов являются разработка основных профессиональных образовательных программ и создание педагогических условий, отвечающих требованиям подготовки учителя, обладающего всем необходимым набором общих и профессиональных компетенций, которые, в свою очередь, смогут обеспечить качественную реализацию ФГОС общего образования.

В нашем диссертационном исследовании обосновывается, что в ходе разработки модели подготовки будущих учителей начальных классов к работе в условиях ИОС не является достаточным опираться только на профессиональные компетенции, заложенные в федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах». Необходимо учитывать все требования к результатам освоения образовательной программы начального общего образования и к условиям ее реализации, определенные федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Среди таких условий школьный стандарт определяет следующие: кадровые; финансовые; материально-технические; психолого-педагогические; информационно-методические.

Таким образом, одновременный переход к федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования и среднего профессионального педагогического образования, с одной стороны, предоставляет уникальную возможность создать необходимые условия для подготовки учителей начальных классов, способных самостоятельно организовывать свою деятельность в непрерывно развивающейся информационной образовательной среде. Однако, с другой стороны, такая перспектива предъявляет высокие требования к разработчикам основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 050146 «Преподавание в начальных классах», а также на преподавателей педагогических колледжей.

Во второй главе «Разработка и обоснование модели подготовки будущих учителей начальных классов в профессиональных образовательных организациях к работе в условиях информационной образовательной среды» рассматривается модель подготовки студентов педагогического колледжа к работе в ИОС, содержательное обеспечение процесса такой подготовки и описывается проведенная опытно-экспериментальная работа по апробации рассматриваемой модели.

Основополагающим нормативным документом, определяющим содержание модели, является федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» и формируемый на его основе учебный план. Однако надо отметить, что при составлении данного плана необходимо четко ориентироваться на требования, выдвигаемые федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, принимая его в качестве второго важнейшего нормативного документа.

Формирование данной модели (рис. 1) основано на использовании системного подхода, обеспечивающего единство и целостность образовательного процесса в педагогическом колледже, в основе которого лежит подготовка студентов к профессиональной деятельности в условиях информационной образовательной среды школы.

В работе выделяются и обосновываются следующие принципы формирования модели:



Рис. 1. Модель подготовки будущих учителей начальных классов к работе в условиях информационной образовательной среды


• принцип соответствия современным требованиям к подготовке учителя начальных классов, обладающего всем необходимым набором компетенций для эффективной профессиональной деятельности;

• принцип технологичности, в соответствии с которым на практике модель должна реализовываться как единый технологический процесс, целью которого является эффективная реализация федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования;

• принцип адекватности объекту, предполагающий воспроизведение моделью существенных характеристик объекта, обеспечение валидности, достоверности получаемых результатов;

• принцип динамичности, обеспечивающий готовность модели к непрерывному обновлению в соответствии с изменяющейся реальностью, а также гибко отвечающей запросам государства, общества и личности;

• принцип индивидуализации, предполагающий дифференцированный подход к личностным особенностям субъектов образовательного процесса.

Для реализации модели в работе выделены и обоснованы следующие условия функционирования модели: организационные, материально-технические, психолого-педагогические и методические.

К организационным условиям относятся следующие:


  1. Непрерывный мониторинг изменений, происходящих в образовательном процессе начальной школы, и гибкое реагирование на динамику информационной образовательной среды образовательной организации.

  2. Обеспечение ежегодного обновления вариативной части основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» с учетом потребностей участников образовательных отношений и развивающейся информационной образовательной среды школы.



  1. Обеспечение ежегодной корректировки рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей с учетом потребностей изменяющейся информационной образовательной среды школы.

  2. Формирование и реализация программ учебной и производственной практики при обязательном условии широкого включения информационно-коммуникационных технологий во все виды урочных и внеурочных занятий. Привлечение к проведению показательных уроков и занятий действующих школьных учителей, активно включенных в формирование и развитие информационной образовательной среды своей школы.

  3. Поддержание тесной взаимосвязи с администрацией и педагогами базовых школ в целях постоянного мониторинга процесса подготовки будущего специалиста.

  4. Организация повышения квалификации преподавателей педагогического колледжа в области применения в образовательном процессе инновационных педагогических технологий, основанных на использовании средств ИКТ.

  5. Организация в колледже предметных олимпиад по общепрофессиональным дисциплинам и междисциплинарным курсам профессиональных модулей, введенных за счет вариативной части федерального государственного образовательного стандарта с учетом подготовки выпускника к работе в условиях информационной образовательной среды школы.

  6. Стимулирование студентов к активной учебной деятельности.

Материально-технические условия предполагают обеспечение образовательного процесса в колледже современной компьютерной техникой, мультимедийным и учебным оборудованием, адекватным комплектованию начальных общеобразовательных школ, а также отвечающим современным требованиям. Необходимым является также наличие лицензионного программного обеспечения.

Основными психолого-педагогическими условиями называются следующие:



  1. Обоюдная психологическая готовность, как преподавателей, так и студентов к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности.

  2. Наличие у студентов выраженной мотивации к будущей профессиональной деятельности.

  3. Наличие у студентов профессионально необходимых личностных качеств (организаторские, коммуникативные, творческие, исследовательские и др.).

  4. Совместная творческая деятельность студентов и преподавателей.

  5. Целенаправленная деятельность по формированию у студентов знаний, умений и практических навыков, обеспечивающих развитие требуемых федеральным государственным образовательным стандартом общих и профессиональных компетенций.

  6. Ориентация учебно-воспитательного процесса на выявление, поддержку и дальнейшее развитие личностных и профессиональных качеств студентов.

В качестве основных методических условий определяются следующие:

1. Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в обучении студентов.

2. Оптимальное использование инновационных педагогических технологий, современных методов и средств обучения.

3. Рациональное сочетание различных видов и форм занятий в колледже, обеспечивающих качественную общую и методическую подготовку будущего учителя начальных классов.

Процесс подготовки будущих учителей начальных классов к работе в условиях ИОС школы разделяется на три этапа:

Первый этап (1-й курс – начало 2-го курса) ориентирован на формирование у студентов необходимых пользовательских навыков в области использования информационно-коммуникационных технологий и, одновременно, осуществление психолого-педагогической подготовки к приобретению необходимых профессиональных компетенций.

Второй этап (2-й курс – начало 4-го курса) предусматривает освоение педагогических технологий в условиях реализации системно-деятельностного подхода с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Третий этап (3–4-й курсы) направлен на практическую реализацию приобретенных компетенций при прохождении всех видов учебной и производственной практик, а также рефлексию по их итогам.

Необходимо отметить, что данные этапы не разделяются четкими границами. Существуют переходные периоды, в которые выполняются задачи одновременно 1-го и 2-го или 2-го и 3-го этапов. Но для достижения поставленной цели по подготовке будущего учителя начальных классов, способного эффективно осуществлять свою деятельность в условиях информационной образовательной среды школы, важна последовательная, целенаправленная и качественная деятельность всех участников образовательного процесса в педагогическом колледже.

Рассмотренная модель представляется эффективным средством подготовки студентов педагогического колледжа к работе в информационной образовательной среде школы. Открытость модели предполагает возможность ее


постоянного развития и совершенствования с учетом изменяющихся внешних и внутренних условий.

Во второй главе работы излагаются также описание и результаты педагогического эксперимента по проверке эффективности элементов рассматриваемой модели, который осуществлялся в период с 2010 по 2012 г.

Эксперимент проводился на базе Ногинского филиала ГОУ ВПО МГОУ (до января 2011 г. – ГОУ СПО Ногинского педагогического колледжа Московской области), а также с привлечением 8 базовых школ Ногинского муниципального района Московской области. В экспериментальном исследовании принимали участие студенты 3–4-го курсов Ногинского филиала МГОУ, а также учителя базовых школ.

Были сформированы две группы на основе учебных групп, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах»: экспериментальная (27 человек) и контрольная (23 человека). Всего принимало участие 50 студентов. Были привлечены также 50 учителей начальных классов базовых школ, в которых данные студенты проходили преддипломную практику.

Ногинский филиал МГОУ приступил к реализации новых образовательных стандартов среднего профессионального образования с 1 сентября 2011 г. В этой связи выпускные группы по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» ожидаются в 2015 г. Эксперимент проводился со студентами, обучающимися по государственным образовательным стандартам 2002 г. путем активного включения в учебный план основных содержательных элементов модели подготовки студентов к работе в информационной образовательной среде школы. В учебный план экспериментальной группы в период обучения на третьем курсе и в течение первого семестра четвертого курса были включены следующие элементы:



  • введена учебная дисциплина «Проектирование современного учебного занятия в начальной школе» (за счет объема часов территориально-регионального компонента стандарта);

  • в качестве зачетной работы по данной дисциплине на 4-м курсе студенты должны были подготовить портфолио;

  • программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ. Методика преподавания предмета» дополнена отдельными элементами содержания междисциплинарного курса «Дидактический потенциал современных информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников»;

  • при подготовке пробных уроков ставилась задача перед методистами и учителями базовых школ максимально использовать возможности информационно-коммуникационных технологий.

В ходе проведения формирующего эксперимента анализировались результаты тестирования студентов на предмет проверки готовности к работе в информационной образовательной среде школы. В качестве основных факторов, определяющих степень такой готовности, были определены способность выпускника к самостоятельной деятельности по проектированию учебного процесса, сформированность навыков в определении планируемых образовательных результатов, отборе методов и средств обучения для реализации новых видов учебной деятельности школьников. Предлагалось 5 групп заданий, результаты выполнения которых оценивались по десятибалльной шкале. Итоговые данные суммировались. Также проводилось анкетирование учителей базовых школ по результатам преддипломной практики студентов.

В представленном на рис. 3 графике по оси абсцисс располагаются баллы, полученные студентами, а по оси ординат – процент получивших в группе указанные результаты.



Рис. 3. Результаты тестирования студентов


При проведении выборочных исследований полученный результат не обязательно совпадает с результатом, который мог бы быть получен при исследовании всей генеральной совокупности. Между этими величинами существует определенная разница, называемая ошибкой репрезентативности, т. е. это погрешность, обусловленная переносом результатов выборочного исследования на всю генеральную совокупность.

При числе наблюдений меньше 30 ошибки репрезентативности определяются соответственно по формулам: где p – показатель, выраженный в %,

q = (100 - р), при p выраженном в %; n – число наблюдений.

Однако даже в этом случае максимальная ошибка репрезентативности не превышает 10 %, что позволяет говорить о большей результативности, полученной в ходе тестирования студентов экспериментальной группы.

В конце практического этапа, после завершения преддипломной практики, была проведена контрольная стадия эксперимента. Учителям базовых школ, в классах которых выпускники работали, были даны анкеты, состоявшие из 20 вопросов, целью которых являлось выяснение степени подготовленности студента к работе в информационной образовательной среде школы. Уровень сформированности того или иного навыка учителя оценивали баллами (от 1 до 5). Анализ результатов показал заметное превышение баллов в экспериментальной группе при ответах практически на все вопросы.

Рис. 4. Результаты анкетирования учителей

Диаграмма иллюстрирует это. Ось абсцисс указывает на номер вопроса, а ось ординат – на средний балл по группе.

Параллельно проводился мониторинг психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности в условиях информационной образовательной среды школы. Педагог-психолог при поддержке предметно-цикловой комиссии педагогики и психологии, используя методы прямой и проективной психодиагностики (методика измерения результирующей тенденции и мотивации достижений А. Мехрабиана, методика К. Замфир «Структура мотивации трудовой деятельности», методика Т.Л. Бадоева диагностики структуры мотивов трудовой деятельности, методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса и др.), выявил положительную динамику стремления к саморазвитию, а также интереса к профессиональной деятельности как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Однако мотивация к самостоятельной учебной, познавательной деятельности, активизация интереса к включению в информационную образовательную среду школы выявлена в большей степени у студентов экспериментальной группы. У большинства студентов данной группы отмечено также преобладание стремления к успеху, тогда как более чем у половины студентов контрольной группы превалирует стремление к избеганию неудач, что ограничивает возможности их саморазвития в профессиональной сфере.

Более подробные описания эксперимента и его результатов представлены в работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное диссертационное исследование подтвердило основные положения гипотезы исследования и позволило сделать в заключении следующие выводы:

По результатам проведенного анализа содержательного обеспечения профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже к работе в информационной образовательной среде школы выявлены следующие основные факторы, определяющие эффективность комплекса мероприятий по обеспечению соответствия данной подготовки к профессиональной деятельности требованиям ФГОС НОО: способность выпускника к самостоятельной деятельности по проектированию учебного процесса, сформированность навыков в определении планируемых образовательных результатов, отборе методов и средств обучения для реализации новых видов учебной деятельности.

Разработана модель подготовки будущих учителей начальных классов к работе в условиях информационной образовательной среды школы, предусматривающая ее научно-методическое сопровождение, ресурсное обеспечение, мониторинг эффективности и корректировку процесса с учетом его промежуточных результатов. При формировании данной модели использован синергетический подход. Выделены и обоснованы принципы ее формирования и условия функционирования.

Проведена опытно-экспериментальная работа по апробации модели управления процессом подготовки будущих учителей начальных классов к работе в информационной образовательной среде школы и выявлены организационно-педагогические условия реализации данной модели: обеспечение преемственности процесса становления будущего учителя в системе «педагогический колледж – профессиональная деятельность», построение индивидуального маршрута развития личности педагога, организация и проведение мониторинга образовательного процесса в колледже на различных этапах с последующей корректировкой промежуточных результатов. В ходе проведения формирующего эксперимента анализировались результаты тестирования студентов на предмет проверки готовности к работе в ИОС: способность выпускника к самостоятельной деятельности по проектированию учебного процесса, сформированность навыков в отборе методов и средств обучения для реализации новых видов учебной деятельности. А также проводилось анкетирование учителей базовых школ по результатам преддипломной практики студентов. Анализ результатов показал заметное отклонение баллов в сторону превышения в экспериментальной группе.

Разработаны рекомендации по корреляции требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для приведения уровня подготовки будущих учителей начальных классов в соответствие с требованиями ФГОС НОО в области деятельности в условиях ИОС школы предложено использование вариативной части циклов основной профессиональной образовательной программы по специальности «Преподавание в начальных классах» в соответствии со ФГОС СПО. Разработаны варианты рабочих программ по учебным дисциплинам и профессиональным модулям, обеспечивающим решение задачи подготовки будущих учителей начальных классов к работе в условиях информационной образовательной среды.

Данное диссертационное исследование не исчерпывает всех аспектов сложной научной проблемы исследования эффективности подготовки будущих учителей начальных классов к работе в новых условиях. В ходе дальнейшего исследования планируется разработать контрольно-оценочные средства для обеспечения текущего и итогового мониторинга уровня сформированности компетентности в области готовности к работе в информационной образовательной среде школы. Также планируется провести обобщенный эксперимент по апробации рассмотренной в работе модели с привлечением студентов учебных групп, обучающихся по новым образовательным стандартам.


Основное содержание и результаты исследования

отражены в следующих публикациях:
Публикации в ведущих научных изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Смирнова, И.В. Проблема подготовки будущих учителей начальных классов к работе в информационной образовательной среде / И.В. Смирнова // Информатика и образование. – 2012. − № 7. – С. 94–96. - 0,2 п.л.

2. Смирнова, И.В. Анализ современного состояния подготовки будущих учителей начальных классов к работе в условиях информационной образовательной среды / И.В. Смирнова // Информатика и образование. – 2012. − № 9. – С.101-103. – 0,2 п.л.

3. Смирнова, И.В. Особенности управления процессом подготовки учителя начальных классов к реализации ФГОС НОО / И.В. Смирнова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2012. − № 6. – С. 50-53. – 0,25 п.л.

4. Смирнова, И.В. Непрерывная подготовка учителей к работе в информационно-образовательной среде школы / И.В. Смирнова // Информатика и образование. – 2014. − № 8. – С. 89–92. – 0,25 п.л.


Статьи в других журналах, сборниках научных трудов

и материалах научно-практических конференций:
5. Смирнова, И.В. О профессиональном развитии педагогов в современных условиях / И.В. Смирнова // Проблемы и особенности самообразования специалистов при переходе к постиндустриальному обществу: сб. статей под ред. В.А. Ермоленко. УРАОИТИП. Москва, 2010 – 0,7. Депонировано в УРАО «Институт теории и истории педагогики» от 11.11.2010 г. № 0610.

6. Смирнова, И.В. Формирование центра психолого-педагогической поддержки студентов и сопровождения выпускников в Ногинском педагогическом колледже / И.В. Смирнова // Профессиональное самоопределение как фактор позитивной социализации молодежи : материалы областного науч.-практ. семинара, Зарайск, 21 декабря 2010 г. – Зарайск: ГОУ СПО ЗПК МО, 2010.

7. Смирнова, И.В. Российское образование через призму международных исследований / И.В. Смирнова // Современное образование – обществу ХХI века : материалы науч.-практ. студенческо-преподавательской конференции, Ногинск, 31 марта 2011 г. – Ногинск: Ногинский филиал МГОУ, 2011.

8. Смирнова, И.В. Подготовка учителя к работе в информационной образовательной среде / И.В. Смирнова // Современное образование – обществу ХХI века : материалы науч.-практ. студенческо-преподавательской конференции, Ногинск, 2012 г. – Ногинск: Ногинский филиал МГОУ, 2012.



9. Смирнова, И.В. Формирование компетентности в области проектной деятельности у будущих учителей начальных классов / И.В. Смирнова // Современные тенденции в образовании и науке : сб. науч. трудов по материалам Международной науч.-практ. конференции, Тамбов, 28 декабря 2012 г.: в 10 частях. Часть 8; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013.



Каталог: wp-content -> uploads -> 2010
2010 -> Бучкин Андрей Владимирович
2010 -> На правах рукописи Володин Александр Анатольевич Процессно-целевое управление качеством подготовки студентов в вузе
2010 -> О. В. Савеличева Совершенствование подходов к методам контроля качества образовательного процесса и образовательного результата в условиях внедрения фгос спо третьего поколения
2010 -> Законодательства о защите детей
2010 -> Доклад подготовлен в соответствии со структурой и перечнем вопросов, предложенных в рекомендациях Европейского фонда образования для государств, участвующих в Туринском процессе
2010 -> Книга первая Выбор пути Рабы по собственному желанию Глава I. Заложники цивилизации
2010 -> Робин С. Шарма Монах, который продал свой
2010 -> Кодекс корпоративной этики дтэк
2010 -> Эверетт Шостром. Анти-Карнеги Содержани е
2010 -> Данной статьи


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница