В этих конкурентных условиях негосударственный вуз может успешно развиваться, если обладает особыми преимуществами, которые могут быть привлекательными для потребителей образовательных услуг



страница1/19
Дата13.02.2016
Размер0.84 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Предисловие


Развитие негосударственной системы высшего образования происходит в современной России в экстремальных условиях постоянного противостояния как структурам, осуществляющим государственное управление в сфере образования, так и получившим широкое распространение в общественном мнении россиян страхам и подозрениям относительно негосударственных вузов. И в органах исполнительной власти, и в государственных вузах, и во многих российских семьях сохраняется недоверие к вузу негосударственному, хотя соответствующая образовательная подсистема в правовом отношении не только легитимна, но и поставлена под сильнейший государственный контроль в вопросах качества обучения, содержания образовательных программ, наличия необходимой материально-технической базы и т. д. Для прохождения установленных государством процедур лицензирования образовательных программ, аттестации и аккредитации вуза на негосударственный вуз распространяются те же критерии и показатели, что и на вуз государственный. В конечном счете негосударственный вуз находится в состоянии реальной конкуренции с государственной системой высшего образования при том, что его позиции заведомо более слабые в сферах правовой защиты, привлечения бюджетных средств на образовательные программы и т. д.

В этих конкурентных условиях негосударственный вуз может успешно развиваться, если обладает особыми преимуществами, которые могут быть привлекательными для потребителей образовательных услуг. Эти преимущества необходимо выявить, осмыслить, технологизировать.

Московский гуманитарный университет более десяти лет ведет обширные теоретические и эмпирические исследования, которые призваны прояснить место и роль негосударственного вуза в современной системе высшего образования, сложившейся к началу XXI века в России и в мире. Лидером исследований в области философии высшего образования, осмысления глобальных перемен в образовательной сфере и негосударственного вуза как носителя и инициатора этих перемен в эти годы стал ректор МосГУ профессор И. М. Ильинский. В его фундаментальных трудах «Образовательная революция» (2002), «Негосударственные вузы России: кризис идентичности и пути его преодоления» (2004), «Путь к успеху» (2004)1, многочисленных брошюрах и статьях2 сформулирована концепция нового качества высшего образования в условиях глобализации и в соответствии с идеями устойчивого развития. На этой основе в Московском гуманитарном университете сформировалась система стандартизации образовательных программ и сопутствующих образовательным программам исследований среди преподавателей и студентов, в основном фиксирующих уровень удовлетворенности организацией учебного процесса в вузе. Более широкие задачи ставятся в рамках мониторингового исследования «Российский вуз глазами студентов», начатое в 2000 г. и ставящее своей целью выявить важные характеристики нового типа образовательных учреждений — негосударственных вузов. Это исследование ставит негосударственные вузы в контекст российской высшей школы как таковой, для чего избран принцип сопоставления двух групп вузов — государственных и негосударственных, причем сопоставляются лучшие вузы той и другой группы.

Продолжая утвердившуюся линию на исследование проблем образования в негосударственных вузах, Московский гуманитарный университет начал в 2004 г. новый научно-исследовательский проект «Студент МосГУ», который представляет собой мониторинг личностного роста студентов, обучающихся в университете. В соответствии с программой мониторинга в октябре 2004 г. было организовано на всех факультетах МосГУ выборочное обследование первокурсников. На каждом факультете была определена одна академическая группа студентов дневного отделения, где были проведены сразу три исследования: специалистами изучались психологические, социологические и социально-медицинские аспекты, позволяющие дать исходную оценку личности студента с точки зрения базы его личностного роста. Предполагается, во-первых, что те же студенческие группы будут подвергнуты повторным опросам по тем же методикам на третьем и пятом курсах и, во-вторых, что аналогичные исследования будут проводиться каждый год. В 2005 г. тем же составом исследователей был проведен опрос студентов первого курса по модели мониторинга, обработка данных продолжается.

Исследование проводится Временным творческим коллективом, утвержденным приказом ректора от 12.10.2004 г. в составе:



Руководители:

Луков Вал. А., директор Института гуманитарных исследований — заместитель ректора по научно-исследовательской работе МосГУ, доктор философских наук, профессор;

Ковалева А. И., декан факультета психологии, заведующая кафедрой социологии, доктор социологических наук, профессор.

Психологический проект:

Носкова О. Г., заведующая кафедрой психологии развития и акмеологии, доктор психологических наук, профессор;

Даровская Н. Д., доцент кафедры психологии развития и акмеологии, кандидат психологических наук;

Карабанова О. А., профессор кафедры психологии развития и акмеологии, доктор психологических наук, профессор;

Агеева А. С., директор Центра практической психологии;

Вербицкая К. В., заместитель директора Центра практической психологии.



Социологический проект:

Агранат Д. Л., заместитель заведующего кафедрой социологии по научной работе, кандидат социологических наук;

Васильева Н. В., заместитель заведующего кафедрой социологии по учебной работе, кандидат социологических наук;

Намлинская О. О., младший научный сотрудник Института гуманитарных исследований, аспирантка кафедры социологии.



Медико-социальный проект:

Воробцова Е. А., заместитель заведующего кафедрой социальной медицины по учебной работе, кандидат медицинских наук, доцент;

Бурцев С. П., заместитель заведующего кафедрой социальной медицины по научной работе, кандидат медицинских наук, доцент;

Белова Н. И., преподаватель кафедры социальной медицины.

По мере реализации научно-исследовательского проекта в него включились и другие исследователи. Среди них:

Мартыненко А. В., заведующий кафедрой социальной медицины, доктор медицинских наук, профессор;

Гневашева В. А., старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований МосГУ, кандидат экономических наук;

Бурмакова Ю. А., аспирантка 2 курса кафедры психологии развития и акмеологии;

Зотов А. С., аспирант 3 курса кафедры возрастной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова

Молчанов С. В., аспирант 1 курса кафедры психологии развития и акмеологии.


В настоящей публикации представлены основные материалы по трем проектам, осуществленным в рамках мониторинга личностного роста студентов МосГУ в 2004 г. В первой части издания публикуются итоги Психологического и Социологического проектов, во второй — Медико-социального проекта.

Вал. А. Луков

А. И. Ковалева


Каталог: nauchnaya -> ifpi -> csm -> search
nauchnaya -> Литература или литература, демонстрирующая «исчерпанность старого»
nauchnaya -> Доклады и материалы Выпуск 8 Москва
nauchnaya -> И межкультурной коммуникации
nauchnaya -> Международная академия наук педагогического образования
nauchnaya -> Доклады и материалы Выпуск 7 Москва
nauchnaya -> Доклады и материалы Выпуск 3 Москва
search -> Отчет по материалам социологического исследования сравнительный анализ материалов исследования
search -> Национальный союз негосударственных вузов Москвы и Московской области


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница