В эпоху глобализации, информационное пространство претерпевает существенные изменения



страница1/2
Дата14.02.2021
Размер41 Kb.
  1   2

Медведева А. С. (г. Саратов)

Психовирусы как продукт социального мифотворчества

На сегодняшний день, информационное пространство претерпевает существенные изменения: возникновение информационных технологий переходит из категории технологического процесса в культурное явление. В таком контексте особое внимание уделяется информационному продукту, как инструменту, способному радикально менять нравственные ориентиры и поведенческие установки общественного сознания путем искусственно созданного манипулятивного мифа.

Еще на рубеже ХIХ-ХХ веков выдающийся русский психиатр Владимир Бехтерев обозначил существование психовирусов: «Эти микробы невидимы под микроскопом, но, тем не менее, подобно настоящим физическим микробам, действуют везде и всюду и передаются через слова, жесты и движения окружающих лиц» [1].

Интенсивное развитие сети Интернет привело к возникновению новых способов коммуникативных воздействий на общественность. Социальные медиа предоставили не только обширные возможности для быстрого обмена информацией, но и создали новую среду влияния. Участвуя в преобразовании и распространении контента, пользователи способствуют новым обсуждениям, активизируя процесс социализации информации. Более того, такие характерные функции для социальных сетей, как шеринг, сбор информации по интересам, обратная связь, комментирование помогают формировать таргетированные группы людей. В свою очередь, контент составляется с целью манипулирования общественным сознанием и зачастую носит рекламный характер, корректируя потребительский выбор, вырабатывая потребности путем воздействия на ценностные установки.

Согласно концепции символического интеракционизма люди существуют не только в мире физическом, их окружает мир значений и символов. В современном социальном мифотворчестве создаются новые формы мифов, в содержании которых содержится целый пласт смыслов, отсюда исходит неоднозначность их интерпретации, а также степень влияния на индивида.

Интерес к феномему психовируса к концу XX в. обострился в связи с выходом книги Ричарда Докинза «Эгоистичный ген», где в одной из глав вводится термин «мем». Концепция мема заключается в том, что вся культурная информация состоит из базовых единиц – мемов, по аналогии с биологической, где базовой единицей является ген. Теория мемов развивается в рамках непризнанной науки меметики, которая ставит вопрос о причинах возникновения и механизмах распространения, восприятия мемов. С развитием массовых коммуникаций, понятие психовируса переходит в новую инфосферу и определяется как медиа-вирус. Термин медиа-вирус предложен Дугласом Рашкоффом в одноименной книге, для обозначения медиасобытий, провоцирующих метамарфозы в жизни общества. Как и любой психический вирус, медиа-вирус содержит в себе мемы, проникающие в сознание и предлагающие расширенный взгляд на вопрос. Феномен медиа-вируса заключается в перенесении сферы его действия из виртуального пространства в повседневные реалии. Речь современного человека наполнена фразами из рекламных сообщений, популярных роликах YouTube и других продуктов глобального интернет-пространства. Миллионная аудитория популярных пабликов «ВКонтакте» каждый день становится жертвой психовирусного воздествия. Создатели сообществ зарабатывают не только на прямой рекламе, репостах и даже не на Product Placement, в их арсенале куда более изощренно-пагубные методы. Некогда паблик с сомнительным юмористическим контентом «MDK», сейчас – провокационное агентство, с десятком родственных площадок в социальных сетях, таких как «Орленок», «ИБД», «Катавасия», и т. д., рассчитанных на разные целевые аудитории и имеющих схожую тематическую направленность.



Среди молодежной аудитории Рунета в 2013 г. был реализован кейс для сети ресторанов быстрого питания KFC, в основу которого лег принцип мемофикации. Задачей являлось повысить осведомленность о малоизвестной позиции меню «Баскет» — набор сочных и острых куриных крылышек, которые подаются в картонной корзинке. В рамках кампании был выпущен вирусный ролик, в котором разгневанный преподаватель надевает картонную корзинку «Баскет» на голову непослушному студенту. Ролик моментально разошелся по сети и стал одной из самых обсуждаемых тем среди целевой аудитории, запустив целую волну пародий. Кроме того, было создано фото-приложение «Баскетграм» благодаря которому пользователи поддерживали тренд, публикуя свои фотографии в форме мема на страницах в социальных сетях. Мем вышел за пределы Интернета, пользователи поддерживали тренд путем реальных фотографий с «Баскет» на голове, а также в одном из ресторанов KFC был проведен флешмоб в поддержку акции. Таким образом, по итогам кампании было задействовано более 10 миллионов представителей целевой аудитории.

Наша статья, скорее введение в проблему, которая в свою очередь членится на ряд сопряженных с ней тем и предметов для обсуждения и последовательного разрешения. Эти и неназванные еще стороны экономических, демографических, политических явлений - следствие информационных и психологических спецопераций, продолжение которых следует. Грамотное противостояние этому – продвижение социально-коммуникативных технологий, на которые будет опираться предложенная специалистами по связям с общественностью концепция социальной корпоративной ответственности, лишенная психовирусов.


Каталог: sites -> default -> files -> conf -> files -> 2015
2015 -> Букреева К. Д. (г. Тамбов) Гендерные образы современной рекламы
2015 -> Пономарева Е. В. (г. Пермь) Структурные модели коммуникативной личности
2015 -> Широков Ф. О. (г. Нижний Новгород) Коммуникативная природа эскапизма в контексте исторического мифа
2015 -> Психовирусы как продукт социального мифотворчества
2015 -> Социальные технологии в формировании и поддержании имиджа политика в период проведения предвыборной кампании


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница