«В чем заключается воспитание характера»



Скачать 46.36 Kb.
Дата03.03.2016
Размер46.36 Kb.
Консультация для педагогов

«В чем заключается воспитание характера»
Под характером обычно подразумевают совокупность некоторых выдающихся (заметных окружающим) психических свойств отдельного человека

Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых

Выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от двух-трех до девяти-десяти лет. В это время дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для почти любого воздействий со стороны. Дети с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время еще пользуются безграничным доверием ребенка, поэтому они имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием.

Для становления характера ребенка важен стиль общения окружающих людей:

- взрослых со взрослыми,

- взрослых с детьми,

- детей с детьми.

Ребенок и перенимает стиль общения, и пытается приспособиться к нему, что в свою очередь тоже влияет на становление характера.

Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:

- доброта-эгоистичность,

- общительность-замкнутость,

- отзывчивость-безразличие.

Исследования показывают, что эти черты характера начинают формироваться задолго до начала школьного периода жизни, даже ещё в младенческом возрасте.

Позже формируются другие черты характера:

- трудолюбие-лень,

- аккуратность-неаккуратность,

- добросовестность-злонамеренность,

- ответственность-безответственность,

- настойчивость-малодушие.

Эти качества однако тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве.


Воля служит основною чертою характера. В обыденной жизни под словом характер подразумевают как волю, так и внутренние чувства человека. И это имеет свое основание: воспитание наиболее благородных чувств человека должно идти рука об руку с воспитанием воли и способствовать ее усовершенствованию и укреплению, иначе в результате получится не воля, а своеволие. Я считаю, что из области внутренних чувств человека воспитатели должны обратить особенное внимание на пробуждение в ребенке сострадания, сочувствия, интереса и любви к ближним. Эти чувства служат основою нравственности и наиболее пригодны для того, чтобы дать полезное направление воле.
Научить детей любить - должно быть первою заповедью воспитания. Только любящие, сострадательные в детстве, вырабатывают впоследствии стремления, направленные на то, чтобы вносить в людское общество свет, знание, счастье. Когда дети в группе будут принимать сердечное участие по отношению друг к другу, то станут мягче, чувствительнее к неприятностям ближнего, и в то же время у них вырабатываются внимание и наблюдательность к людской жизни (отдавая свою игрушку, предлагая помощь.) При таком воспитании нравственное и умственное развитие идут рука об руку.
Педагоги и психологи единодушны в своем мнение о том , что проблемы характера, которые тяжким грузом лежат на плечах некоторых людей в течение всей их жизни, уходят своими корнями в детство. Чаще всего самые неприятные стороны характера, которые мешают человеку расцвести по-настоящему, возникли из-за неправильного воспитания в раннем детстве. Советую воспитателям обратить внимание на некоторые проблемы.
Комплекс неполноценности. Человека с таким недостатком характера общество сторониться. Я стараюсь не употреблять такие фразы: «Не знаешь», «Ты не умеешь», «Ты не можешь» и т.д. Воспитание путем похвалы и поощрения - этот педагогический принцип должен стоять на первом месте. Чтобы ребенок был душевно здоров, нормально развивался, ему нужны не только ваше внимание, но и обязательно признание, одобрение. Я требую от детей усилий (в соответствии с возрастом). Доверяю их силам и оцениваю результат по достоинству.
Агрессивность. Именно это качество характера способствует появлению юных правонарушителей. Ни один ребенок не зол от природы. Его делает злым и жестоким окружающая среда. Я думаю, что враждебность ребенка можно предотвратить с помощью постоянного стремления понять его. Уделяя в группе каждому ребенку достаточно времени и внимания, проявляя радость по отношению к ним, интересуясь мотивами их поступков - каждый час, каждый день способствую формированию характера. Не оставайтесь безучастными к проблеме ребенка.

Учите детей так, чтобы они при этом не страдали.


Неуравновешенность. Это качество делает людей беспокойными, угнетенными. В основном эта черта характера возникает в детстве. Дети с неуравновешенной психикой пытаются противопоставить себя коллективу, воспитателю, потому что чувствуют себя незащищенными. Они редко заканчивают начатое дело. В группе, где непрочный коллектив, «несдержанный воспитатель», нет единых требований к детям - все это мешает формированию у детей спокойствия и стабильности поведения. С такими детьми я всегда разговариваю только тихим, спокойным тоном. Обращаю внимание на таких ребят чаще. Индивидуально стараюсь заниматься. Дети тогда чувствуют себя в безопасности. В группе постоянно читаем соответствующую детскую литературу и играем, предлагаем разные житейские ситуации.
Личность ребенка формируется не вашими приказами и запретами, а вашим личным примером, заботой, даже настроением воспитателя и общей обстановкой в группе. В дошкольном возрасте оформляется характер ребенка, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность ребенка и на его общение с людьми.
Литература:
1. Елизавета Водовозова «Воспитание нрава и ума». Специализированный выпуск газеты «Детский сад со всех сторон» №24 (204) июнь 2004 г.
2. Кетрин Квос «Как воспитывать детей». ИД «ВЕСЬ», Санкт-Петербург, 2003 г.
З. С.Соловейчик. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. М.: детская литература, 1987 г.
Воспитатель МБДОУ МО г.Краснодар

«Детский сад № 81»



Запрягаева Татьяна Васильевна
Каталог: sites
sites -> Рабочая программа дисциплины
sites -> Выпускных квалификационных работ
sites -> Федеральное государственное бюджетное
sites -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
sites -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
sites -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
sites -> Работа с семьей: проблемы и методы их решения. На заметку социальному работнику
sites -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
sites -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница