В центральном регионе россии в середине XIX начале ХХ века



Скачать 408,28 Kb.
страница1/3
Дата14.02.2016
Размер408,28 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
  1   2   3


На правах рукописи

ЗОТОВА ЕЛЕНА БОРИСОВНА

РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ

ЖЕНСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ЦЕНТРАЛЬНОМ РЕГИОНЕ РОССИИ В СЕРЕДИНЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Специальность 07.00.02 – Отечественная история

Автореферат диссертации на соискание учёной степени


кандидата исторических наук

Иваново - 2009

Работа выполнена в Костромском государственном технологическом университете.

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор,

Евстратова Альбина Ивановна


Официальные оппоненты: доктор исторических наук, доцент

Будник Галина Анатольевна

Ивановский энергетический университет
кандидат исторических наук, доцент

Разумов Дмитрий Сергеевич

Ярославский политехнический университет
Ведущая организация: Шуйский государственный педагогический

университет


Защита состоится 20 марта 2009 года в 12 часов 30 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.062.02 при Ивановском государственном университете по адресу: 153025, г. Иваново, ул. Тимирязева, д.5. ауд.101.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ивановского государственного университета.

Автореферат разослан «____» февраля 2009 года.

Учёный секретарь

диссертационного совета: В.М. Тюленев
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы.

История развития женского образования, в частности профессионального, на протяжении длительного времени остается в числе актуальных научно-практических проблем. В современных условиях значительно усилился интерес исследователей к анализу деятельности государства, общественности, частных лиц в области развития и становления женского профессионального образования во второй половине XIX – начале ХХ века не только в крупных российских центрах, но и в ряде регионов. В губерниях дореволюционной России исторически складывалась региональная структура женского профессионального образования, которая была составным звеном единой системы российского женского профессионального образования. Исторический опыт, накопленный в этом плане, позволяет оценить путь, пройденный отечественным профессиональным образованием, сделать первый шаг в создании концептуальной основы и практической базы профильной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женских кадров.

Существовавшая ранее единая система трудового и профессионального обучения обеспечивала воспроизводство кадров без учета их потребности и уровня подготовки. При рыночных отношениях и различных формах собственности, нерентабельности и банкротстве предприятий потребность в кадрах резко уменьшается, появляется безработица и конкуренция в трудоустройстве. Естественно, что вместо существующей системы трудовой подготовки кадров должна возникнуть довольно гибкая и разнообразная как государственная, общественная, так и частная системы подготовки профессионально грамотных специалистов. Россия имеет многовековой опыт такой разнообразной подготовки. В этом плане научно-практический интерес представляет период середины XIX – начала ХХ века, когда рост промышленности и развивающихся капиталистических отношений выдвинул проблему подготовки профессиональных рабочих кадров, в том числе и женских. Поэтому изучение истории женского профессионального образования под углом зрения новых социально-экономических и профессионально-технических задач приобретает в современных условиях общественную значимость и актуальность.

Как правило, основное внимание исследователей привлекают проблемы формирования и функционирования всей системы народного образования, в том числе светского, духовного и в меньшей степени профессионально-технического, особенно женского. Более того, данная проблема в указанных хронологических рамках не рассматривалась и не была предметом специального исторического исследования.

Актуальность темы определяется ещё и тем, что сегодня требуется переосмыслить всю работу по профориентации и трудоустройству женщин, выявлению её профпригодности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям рыночной экономики.

Поэтому при всем значении ранее проведенных исследований возникает необходимость объективного разностороннего переосмысления богатейшего опыта профессионально-технической подготовки кадров, в том числе и женских, в дореволюционной России. Вся совокупность обозначенных проблем и определяет актуальность диссертационного исследования.



Объектом исследования являются женские средние и низшие профессионально-технические учебные заведения и их роль в подготовке специалистов разного профиля для развивающейся промышленности, сельского хозяйства, промыслов и активного вовлечения их в экономическую жизнь страны.

Предметом исследования является процесс развития и становления женских средних и низших профессионально-технических учебных заведений, основанных государственными органами, а также по инициативе общественности, частных лиц и земств в середине XIX – начале XX века.

Хронологические рамки с 1861 по 1914 гг., выбраны не случайно. Страна стремительно продвигалась по капиталистическому пути развития. Реформы 60-70-х гг. открывали для этого новые возможности. Особенностью этого времени был количественный рост женских специальных учебных заведений, появление первых бессословных технических училищ и активное участие научной общественности и предпринимателей в процессе создания в России сферы профессионального образования. На рубеже XIX – XX века, женское профессиональное образование получило право гражданственности.

Неслучайно 18 февраля 1914 г. Министерством народного просвещения в Государственную Думу был внесен законопроект «О женских профессиональных учебных заведениях», который был рассмотрен комиссией по народному образованию, в том же году с незначительными изменениями принят. Однако, Первая мировая война приостановила дальнейший процесс развития женского профессионального образования в России.



Территориальные рамки исследования. Исследование проведено на материалах Центрального региона России, в который входили Московская, Владимирская, Тверская, Ярославская, Костромская, Нижегородская, Калужская губернии. Центральный регион занимал первое место в стране по валовой стоимости промышленного производства. Рабочий класс региона составлял около двух миллионов человек. Кроме того, поскольку это был наиболее развитый промышленный район, то это обстоятельство способствовало открытию здесь большего числа профессиональных учебных заведений, не исключением стала и женская профессиональная школа. Согласно сведениям Министерства торговли и промышленности на 1 января 1910 г. в Центральных губерниях находилось 892 женских и смешанных средних и низших профессионально-технических заведений с количеством учащих женщин – 51901 человек, что составляло 91,3 % от общего числа женских и смешанных профессиональных школ России.

Степень изученности проблемы. Историографический анализ позволяет оценить степень интереса к проблеме, выявить основные тенденции, позитивные и негативные стороны накопленного опыта по развитию женского профессионального образования в рассматриваемый период.

В историографии проблемы могут быть выдвинуты три основных периода: 1) Дореволюционные исследования (вторая половина XIX - начало XX вв.), 2) Публикации советского периода (1917 – 1990 гг.). 3) Новейшая литература с начала 90-х гг. до наших дней.

В исторической литературе дооктябрьского периода можно выделить несколько различных идейно-политических направлений, отражавших позиции государства и общества на проблему профессионального образования. Официальное направление, одним из первых представителей которого был С.В.Рождественский, отражало существующую правительственную политику в области образования.1 Вместе с тем в его трудах нет данных о роли частной инициативы и общественных организаций в развитии народного просвещения и формировании женских профессиональных кадров, а также нет обоснования необходимости быстрого развития женской профессиональной школы в связи с активным участием в промышленном производстве женщин. Эту тенденцию можно проследить по трудам В.И. Ковалевского и М.Давидовича.2

Первые попытки решения проблем, связанных с подготовкой профессиональных рабочих кадров, в том числе женских появились в конце XIX – начале ХХ века. Это работы И.А.Анопова, И.М.Максина, Н.М.Королькова, В.Чарнолуского и др.3 Ряд исследователей дают оценку земской деятельности в области женского профессионального образования, а также роли общественности, частной благотворительности, общественных и просветительных организаций.4

Проблемы женского профессионального образования затрагивались в юбилейных обзорах, заметках, статьях, в периодической печати, а так же очерках, посвященных деятельности отдельных женских профессиональных учебных заведений, которые давали представление о их профессиональной специфике, количестве и составе учащихся, знакомили с учебными планами и даже отражали дальнейшую судьбу выпускницсудьбу выпускниц.5 Однако они носили фрагментарный характер и не имели целостных исторических исследований.

Особо следует выделить исследования по женским кустарным промыслам Центрального региона России, в которых показана региональная специфика специальных женских учебных заведений (училищ, ремесленных мастерских, классов).1 Исследования конца XIX - начала XX века являются ценными источниками для изучения данной проблемы, так как их авторы были непосредственными участниками событий тех лет.

Публикации советского периода охватывают временное пространство с 1917 по 1990 гг. Поскольку профессионально-техническая школа являлась составной частью народного образования в целом, то в плане обобщения истории развития дореволюционной школы профессионального образования имеют большое значение работы И.М.Богданова, В.И.Волкова, П.А.Зайончковского.2 Однако эти работы носят ярко выраженный «классовый подход» в оценке развития профессиональной школы в России, в том числе и женской, который, нередко уводил исследователей от изучения глубинных процессов, происходивших в сфере профессионального образования второй половины XIX – начала XX века. И только с выделением истории профессионально-технического образования в самостоятельную отрасль знания появляются специальные крупные исследования, где получают более полное освещение теоретические и практические аспекты становления нового звена образования, анализируется правительственная политика в области подготовки рабочих кадров, дается оценка практической деятельности общественной и частной инициативе.3

90-е годы XIX века выделяются как начало формирования общих подходов к вопросам организации среднего и низшего профессионально-технического образования, в том числе и женского.4 В эти годы стало возможным введение в оборот новых архивных источников и литературы. Начался третий (новейший) период развития историографии по проблеме данного исследования. Появляются первые обобщающие научные труды, которые характеризуются свободой суждений, широким доступом документального материала и объективной оценкой развития женского профессионального образования в России. Особо следует выделить работы Б.К.Тебиева который, оценивая политику правительства в области образования и просвещения связывает его деятельность с деятельностью оппозиционного властям общественно-педагогического движения.5

Анализ современной литературы по проблеме профессионального образования интересующего нас периода, показал, что востребованной стала так же тема благотворительности, в том числе и женской.6

Интерес исследователей привлекает история низшего, среднего и высшего женского образования в пореформенный период. В работах Филипповой Л.Д., Озерской Ф.С., Евстратовой А.И., Чернова Г.И., Котловой Т.Б., Бердовой О.В., Волковой Е.Ю.1 и др., даётся анализ объективных трудностей развития женских учебных заведений в условиях пореформенной России, особо подчёркивается реакционный характер политики царского правительства в отношении женской профессиональной школы. Но, вместе с тем, авторы не рассматривают в целом процесс становления и развития женского профессионального образования. На сегодняшний день нет обобщающих трудов по истории женского профессионального образования как в целом по России, так и по регионам.

Одним из продуктивных научных направлений, которое ранее не разрабатывалось, явилось изучение истории женского движения в России в середине XIX – XX вв. Особое место в разработке темы женского движения занимают прежде всего, работы О.А.Хасбулатовой,2 в которых впервые была разработана типология женских общественных организаций и показана их роль в деле развития и становления женского профессионального образования.

Проблема развития женского профессионального образования нашла отражение и в материалах научных конференций и симпозиумов проводимых в рамках межвузовских научно-исследовательских программ,3 а также в материалах конференций, проводимых межвузовским центром «Политическая культура интеллигенции, ее место и роль в истории Отечества», возглавляемого Заслуженным работником Высшей школы РФ д.и.н., профессором В.С. Меметовым.

Анализ диссертационных исследований 1990-х – начала 2000-х гг., в которых рассматриваются проблемы женского образования А.И.Росляковой, О.Б.Кирьяновой, Л.М.Зотовой, С.Ю.Иерусалимской и др.4 свидетельствует об устойчивом интересе к исследованию проблемы развития и становления женского профессионального образования в различных регионах России. Однако следует отметить, что эти исследования относятся в основном к области педагогики, поэтому они имеют косвенное отношение к исследуемой проблеме.

Историографический обзор позволяет сделать вывод, что проблема развития женского среднего и низшего профессионально-технического образования в России второй половины XIX – начала XX века нашла определенное отражение в исторической и педагогической литературе, вместе с тем, не в полном объёме исследованы, как общие проблемы профессионального образования в дореволюционной России, так и отдельные его направления, в том числе и особенности его регионального развития.



Цель исследования: выявить степень участия государства в решении наиболее острых проблем в области женского профессионального образования в процессе его развития и становления, проанализировать состояние профессионально-технического женского образования и его соответствие социально-экономическим, культурным потребностям российского общества. На основе научного анализа социально-экономических факторов комплексно исследовать роль инициатив общественных движений, частных лиц, земств в развитии и становлении системы женского профессионального образования во второй половине XIX – начале XX вв. Воссоздать целостную картину существовавшей тогда системы женского профессионального образования и определить её значение в связи с процессом развития капиталистических производственных отношений.

Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

  1. Рассмотреть среднее и низшее-техническое женское профессиональное образование как часть общей системы профессионального образования России пореформенного периода;

  2. Проанализировать основные этапы и направления в становлении среднего и низшего женского профессионального образования;

  3. Выявить процесс взаимовлияния государственной политики и общественной деятельности в области женского профессионального образования России во второй половине XIX - начале XX века;

  4. Оценить вклад общественности, частной инициативы, земского движения в деле развития и становления системы женского профессионального образования;

  5. Рассмотреть классификацию женских профессиональных школ и их роль в подготовке кадров для различных отраслей промышленности;

  6. Провести сравнительный анализ содержания общего и специального образования в государственных, общественных и частных учебных заведениях России по профессиональной подготовке женских кадров конца XIX – начала XX века;

  7. Исследовать влияние кустарных промыслов на развитие женского профессионального образования и раскрыть его региональную особенность.

Методология исследования: в соответствии с целями и задачами исследования автор использует логический, исторический, сравнительный, хронологический и системный методы. В сочетании с принципами историзма, научности, объективности этот подход обеспечивает понимание взаимосвязи и взаимообусловленности политических, социальных, экономических, культурологических, национальных, педагогических, объективных и субъективных факторов в развитии и становлении женского профессионального образования в Российской империи во второй половине XIX – начале ХХ вв. Междисциплинарность определила и спектр методов использованных при анализе источников.

Историко-типологический метод использовался автором при составлении классификации женских профессиональных учебных заведений. Историко-сравнительный метод дал возможность сопоставить работу государственных, общественных и частных структур по их вкладу в развитие женской профессиональной школы. Историко-системный метод исследования позволил рассмотреть средние и низшие женские профессиональные учебные заведения как составную часть общепрофессионального образования в России. Метод обобщения позволил представить социальную роль профессионально-технической системы образования в целом, простейшие методы математической обработки количественных данных позволили более наглядно показать процесс развития женского профессионального образования.1



Источники исследования. Комплекс источников, составляющих исследовательскую базу диссертации можно разделить на шесть групп:2

  1. законодательные и нормативно-правовые акты;

  2. литература второй половины XIX – начала XX века;

  3. делопроизводственные материалы;

  4. справочно-статистическая литература;

  5. периодическая печать;

  6. источники личного происхождения.

К первой группе источников относятся законодательные и нормативные акты, изучение которых позволяет оценить правовой статус женского профессионального образования на рубеже XIX – XX веков. Все законы сосредоточены в «Полном собрании законов Российской империи» (ПСЗ). Во вором собрании помещены законодательные акты, принятые в 1825-1881 гг., в третьем собрании находятся законы, изданные в 1881-1913 гг. Законодательные акты сосредоточены также в «Своде законов Российской империи»3 и в специальных изданиях.4 Наибольший интерес представляет закон – «Основные положения о промышленных училищах – 7 марта 1888 года» и «Проект общего нормального плана промышленного образования в России».5 Для анализа развития женского профессионального образования был использован «Сборник всех постановлений действующего законодательства, относящихся до лиц женского пола»1 и «Проект положения о женских профессиональных училищах и курсах».2 Важнейшими нормативными источниками являлись Уставы организаций.3 Обычно уставы определяли цели и задачи объединений, область их деятельности, состав участников, функции органов управления, источники средств. Многочисленной группой источников являлись труды, резолюции, материалы всероссийских и региональных съездов по техническому и профессиональному образованию, отраслевых, промышленных, педагогических съездов и совещаний.4

Особый интерес представляет вторая группа источников – это литература середины XIX – начала XX вв. (см. историографию).

Раздел делопроизводственной документации представлен многочисленной третьей группой источников, которая неоднородна по своей принадлежности, поэтому её можно условно разбить на три группы. Особой группой - являются документы официального делопроизводства. Министерства и ведомства издавали циркуляры, инструкции, правила с целью разъяснения высочайше утвержденных законов.5 В отчетах МНП, других министерств и ведомств как опубликованных, так и сосредоточенных в архивах отражено развитие системы народного образования, в том числе и женского профессионального, хотя они носят разноплановый характер и содержат порой отрывочные сведения.

Из Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) использованы материалы Государственного комитета по народному образованию (Ф.1803), Союза равноправия женщин 1905-1917 гг. (Ф.516), материалы Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию 1905-1907 гг. (Ф.517). Особый интерес представляет фонд Министерства государственного призрения (Ф.6787), материалы Департамента полиции Министерства внутренних дел 1880-1917 гг. (Ф.102), О назначении Общества распространения между образованными женщинами практических знаний (Ф.1152) и Императорское русское техническое общество (Ф.90), которые представляют богатый материал по истории развития и становления женского профессионального образования.

Фонды Российского государственного исторического архива (РГИА) также представляют особый интерес, в частности это материалы Комитета Министров (Ф.1263), Департамента общих дел МВД (Ф.1284), Канцелярии Министра внутренних дел (Ф.1282), личного фонда Неболсина А.Г. (Ф.1001) и фонда графов Шереметевых (Ф.1088), Отдела промышленных училищ МНП (Ф.741), Отдела сельской экономики и сельскохозяйственной статистики Министерства земледелия (Ф.395), Труды Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России (Ф.1331), а так же Совета женских учебных заведений ВУиМ (Ф.761) и фонда Опекунского совета ведомства учреждений императрицы Марии (Ф.758), в (Ф.733) сосредоточены материалы Совещания съездов попечителей учебных округов, данные о количестве училищ, составе учащихся, уставы и программы учебных заведений.

В Центральном государственном историческом архиве Москвы (ЦГИАМ) исследованы Доклады, правила, докладные записки и другие материалы по рабочему вопросу (Ф.32, Ф.1129), а также (Ф.184) Московская губернская земская управа, (Ф.199) Статистический комитет.

Вторая группа – это документы органов местного управления. В фондах Государственного архива Костромской области (ГАКО) проанализирована и использована делопроизводственная документация губернского земства (Ф.205), губернского статистического комитета (Ф.161), канцелярия губернатора (Ф.133), Костромского губернского по земским и городским делам присутствия (Ф.143), материалы инспектора народных училищ Костромской губернии 1860-1918 (Ф.1092), Костромская ремесленная управа (Ф.206). В Государственном архиве Ярославской области (ГАЯО) использованы фонды Ярославского губернского земства (Ф.485), Канцелярии Ярославского губернатора (Ф.73) и Ярославский губернский статистический комитет (Ф.642). В фондах Государственного архива Владимирской области проанализирована и использована делопроизводственная документация губернского земства (Ф.879), губернского статистического комитета (Ф.431), канцелярия Владимирского губернатора (Ф.14).

Третья группа документов представлена отчетами и материалами различных обществ и самих училищ. Эти источники несут информацию о типах женских средних и низших профессиональных учебных заведений, об учебных планах, программах, финансировании.1 Отчеты самих женских ремесленных училищ и школ, позволяют реально оценить содержание учебного процесса, а также социальный состав учащихся.2



Четвёртую группу представляют изданные в разные годы статистические сборники и отчеты.3 В 1870-е годы появилась новая земская статистика. Её материалы, в том числе анализ работы земств в области народного образования – важнейший источник изучения социальной инициативы в деле развития женского профессионального образования.1



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница