В. А. Сухомлинский надо предпочесть того педагога, который идет новыми путями. Каждое слово его, каждый поступок его несет на себе печать незабываемой новизны. Это отличие создает зовущую мысль. Не подражатель, не т



Скачать 479.5 Kb.
страница1/2
Дата20.05.2016
Размер479.5 Kb.
  1   2
Чем больше знает учитель, тем легче усваивать его ученикам элементарные знания, тем больше авторитетом и доверием пользуется он среди учащихся и родителей, тем больше к нему как к источнику знаний потянутся дети.

В.А. Сухомлинский


"...надо предпочесть того педагога, который идет новыми путями. Каждое слово его, каждый поступок его несет на себе печать незабываемой новизны. Это отличие создает зовущую мысль. Не подражатель, не толкователь, но мощный каменщик новых руд. Нужно принять за основания зов новизны"

Л. С. Выготский



Методическая тема:
"Освоение новых подходов к образованию: компетентностного, ресурсного и системно -деятельностного как основной способ совершенствования качества образования - роста результативности обучения, воспитания, развития и успешности участников образовательного процесса"

Формирование профессиональной компетенции педагогов Павловского района

ИМЦ

Курсы ПК (ВОИПКРО, вузы

очные, зональные, дистанционные Диагностика педагогических

компетенций
Межрегиональное

сотрудничество Повышение квалификации Обмен опытом



(мастер – класс, авторские

семинары, семинары – практикумы


Модульные курсы

Тематические педсоветы




МО: Творческое объединения

Школьные

окружные


Районные
ОУ

Миссия ИМЦ - содействие комплексному развитию системы образования района, оказание реальной адресной помощи педагогам и руководителям ОУ в развитии их профессионального мастерства, повышение творческого потенциала педагогических коллективов школ, учреждений дополнительного образования и ДОУ, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития обучающихся.

Цель ИМЦ - формирование единого информационно - методического пространства на территории района по вопросам воспитания и содержания образования, координация деятельности учебных заведений по совершенствованию системы управления образовательным процессом, организация методического сопровождения процесса образования, внедрение инновационных форм и методов обучения, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Основные задачи ИМЦ

- создание условий для удовлетворения информационных, учебно-методических, организационно-педагогических и образовательных потребностей субъектов системы образования:

- содействие обновлению структуры и содержания образования, развитию ОУ, педагогического мастерства работников образования района.

- создание информационно-методического пространства, организация инновационной и экспериментальной работы, аналетическо -диагностическое обеспечение деятельности ОУ.

- содействие в выполнении муниципальной Программы развития системы образования района.

Основные задачи ИМЦ по реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа":

- Обновление образовательных стандартов - разработать систему адресной методической помощи учителям по подготовке учащихся ЕГЭ и ГИА, по переходу на новые ФГОС.

- Поддержка талантливых детей - обеспечить консультационно - методическую поддержку профильного обучения, расширение олимпиадного движения и других конкурсных мероприятий.

- Развитие учительского потенциала - расширить практику сетевого взаимодействия педагогов, направленную на обновление содержания образования, использование современных технологий, взаимную методическую помощь.

- Развитие школьной инфраструктуры - обеспечить информационную поддержку обновления библиотечного фонда учебной литературы.

- Обеспечение здоровья школьников - организовать трансляцию инновационного опыта педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий.

Приоритетные направления деятельности ИМЦ:

- непрерывное повышение квалификации педагогов, внедрение модульной программы повышения квалификации;

- распространение передового педагогического опыта;

- методическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- информационно - организационное и методическое сопровождение ЕГЭ и ГИА;

- инновационная деятельность педагогических работников и ОУ;

- методическое сопровождение конкурсного движения, введение ФГОС;

- работа с одаренными детьми;

- мониторинг качества образования;

- использование ИКТ в образовательном процессе;

- здоровьесберегающие технологии и охрана безопасности жизнедеятельности;

- работа с молодыми педагогами.


Содержание методической работы
выездные семинары практикумы, тренинги

конференции, круглые столы

курсы повышения квалификации,

переподготовка творческие отчеты,

презентации

инструктивно – методический семинары творческие и проблемные

ИМЦ группы учителей

районные, окружные

и школьные МО учителей

стажировки

районные семинары

руководителей районные семинары

на базе ОУ

групповые и индивидуальные

консультации
открытые уроки

и мастер – классы


Методическая работа является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования и повышения профессиональной компетентности педагогических кадров, существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы ОУ, поэтому ее следует рассматривать как важный фактор управления образовательным процессом. ИМЦ района накоплен достаточный опыт в организации обучения различных категорий педагогов. Во многих ОУ обобщен опыт по многим педагогическим вопросам, которые возникают в образовательном процессе - по вопросам, связанным с обучением и воспитанием детей (факультет "Содружество"), формирование компетенций, психологической поддержкой образовательного процесса. Успешный сегодня учитель послезавтра может "отстать от времени". Базовое педагогическое образование создает лишь предпосылки для формирования профессиональной компетентности, включающие обучение целому комплексу "деятельностей", необходимых для решения насущных образовательных задач.

Со временем индивидуальный уровень компетентности может повышаться или постепенно сходить на нет. В связи с этим так важно в системе научно-методического сопровождения педагогической деятельности на уровне района осуществлять системную деятельность по повышению профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров. В качестве структурных компонентов педагогической деятельности, развитие которых обеспечит целостное развитие личностно-профессиональных качеств педагога, мы выделяем

- гуманно-личностную ориентацию как базовый компонент структуры профессиональной компетентности;

- умение системно воспринимать педагогическую реальность;

- способность свободно ориентироваться в предметной области;

- технологичность;

- умение интегрироваться с "другим" опытом;

- креативность;

способность к педагогической рефлексии.

Анализ обеспеченности образовательных учреждений трудовыми ресурсами показывает, что все школы Павловского муниципального района укомплектованы педагогическими кадрами на 100 %

Количество педагогических работников, повысивших уровень квалификации



2005-2010 годов.


Годы

Повысили квалификацию

Подтвердили квалификацию

На ВКК

НА IКК

На IIКК

Итого

На ВКК

НА IКК

На IIКК

Итого

2005


14

22

12

48

10

12

4

26

2006


20

20

14

54

17

36

4

57

2007


16

22

14

52

31

51

5

87

2008


15

22

11

49

18

37

12

67

2009


11

20

9

40

29

27

14

70

2010


2

6

7

15

18

23

6

47

Фактическая численность педагогического состава составила в 2010 году 596 человек, из которых 84% женщины и 16% мужчин. Возрастной состав учителей моложе 25 лет 6,2%, 25-30 лет 17,3%, от 35 и выше 63,9%, пенсионеры12,6. В результате средний возраст учителей составляет 40 лет. Анализ показал, что педагогический состав уменьшился по сравнению с 2005годом на 109 человека. Причиной уменьшения числа работников стала оптимизация учебных заведений. Доля работающих пенсионеров с годами увеличивается и на 2010 год составляет 12,6% от общего числа работников. По сравнению с 2005 годом этот показатель увеличился на 5%. Ежегодно кадровый состав школ Павловского муниципального района пополняется молодыми специалистами: в 2005 году - 23 человека, 2006г. - 13 человек, 2007г. - 10 человек, 2008г. - 18 человек, 2009г. - 16 человек, 2010г. - 18 человек. Для поступления по целевому набору в ВГПУ учащие школ Павловского муниципального района получил целевые направления: в 2005г. - 13 человек, 2006г. - 9 человек, 2007г. - 7 человек, 2008г. - 5 человек, 2009г. - 3 человека, 2010г. - 3 человека. Из 13 целевиков 2005 года трудоустроился 1 в МОУ Покровская СОШ, остальные 27 человек продолжают обучение.

Средний процент педагогов, имеющих высшее образование в районе за 2010 год составил 82,5% (на 6,3% больше чем в 2005г.), средне - специальное на 16,6% (на 3,4% меньше по сравнению с 2005г). Педагоги района постоянно повышают свой профессиональный уровень, посредством посещения районных семинаров, мастер-классов, заседаний РМО, прохождения курсов повышения квалификации (на базе Павловского ИМЦ, очных, очно - заочных на базе ВОИПК и ПРО и других учебных заведений).


Сведения о педагогическом составе Павловского муниципального района за 2005-2010гг.




2005

2006

2007

2008

2009

2010

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Всего

705




651




611




597




604




596




Женщины

602

85,3

566

87

531

87

527

88,3

515

85,3

502

84

Мужчины

103

14,7

85

13

80

13

70

11,7

89

14,7

94

16

Моложе 25

66

9,4

54

8,3

45

7,4

48

8

27

4,5

37

6,2

25-35

89

12,6

71

10,9

68

11,2

74

12,4

118

19,5

103

17,3

35 и старше

498

70,6

453

69,6

433

70,8

403

67,5

381

63

381

63,9

Пенсионеры

52

7,4

73

11,2

65

10,6

72

12,1

78

13

75

12,6

Свыше 60

12




12




24




25




25




30




Средний возраст

39




38




41




42




42




40




Анализ качественного состава педагогических работников показывает, что численность педагогов, имеющих 1 и высшую квалифицированную категорию находится в динамике. Так в 2005 году этот показатель составил 59%, 2006 - 67%, 2007 - 71,7%, 2008 - 74,2%, 2009 - 68%, 2010 - 71,

Уровень квалификации педагогического состава 2005-2010 годов.







Высшая КК

Первая КК

Вторая КК

2005

154

262

144

2006

183

253

133

2007

177

261

117

2008

195

248

106

2009

192

219

96

2010

215

213

89

Повышение эффективности образовательного процесса невозможно без совершенствования профессионального мастерства педагогов. Стандарты второго поколения, модель образования до 2020г. ставят перед нами новые задачи, которые предполагают переориентацию со знаниевой на деятельностную модель обучения. Сегодня сформировать компетентного во многих сферах деятельности учащегося возможно в том случае, если обучение осуществляет компетентный в данных сферах деятельности педагог. Что же предпринимается в районе для повышения квалификации педагогов?

1. Традиционные формы ПК:

- прохождение курсов повышения квалификации;

- участие в профессиональных конкурсах;

- работа творческих групп;

- участие в работе мастер - классов;

- участие в работе творческих объединений: "Школа молодого учителя"

- самообразование педагога;

- дистанционное обучение.

2. Разработка индивидуального плана профессионального развития каждого педагога для проведения педагогической диагностики. Самодиагностика, заложенная в основу плана, позволяет педагогам выявить наиболее актуальные профессионально - личностные качества, которые необходимо развивать и совершенствовать, стимулируя педагога к самоанализу, самооценке, к развитию умений определять и корректировать проблемы, добиваться их творческого решения.

3. Разработка и реализация проекта по повышению профессиональной компетентности педагогов района.

4. Работа ШМО, РМО, ОМО по предметам. Цель объединений - повышение профессионального мастерства педагогов, поиск инновационных идей по обновлению содержания образования. Обобщен опыт работы 8 педагогов района по различным направлениям.

В районе работает ШМО, ОМО, РМО учителей - предметников. Целью деятельности методических объединений в 2010-2011 уч. г. стало поддержание единого методического пространства через реализацию решений приоритетных методических проблем муниципального уровня и обеспечения непрерывного развития профессионализма педагогов на своем уровне.

В каждом ОУ района разработан и внедрен индивидуальный маршрут учителя по ликвидации выявленных проблем.

На организационно – деятельностном этапе учителя – предметники посетили мастер классы учителя Покровской СОШ Шевченко Т.А. «Развитие речевой компетенции путем исследования диалоговых технологий и технологий «встречных усилии», учителя ПСОШ №3 Павловой Е.И. «Технология социализации в процессе преподавания русского языка и литературы», открытые уроки учителя А-Донской СОШ Коптевой Л.М. «Воспитательный ресурс современного учебного занятия»; обучающий семинар «Урок с ИКТ», мастер – класс учителя истории Воронцовской СОШ Фоменко О.А. «Проектно – исследовательская деятельность уч-ся на уроке истории и обществознания», Митрофанова Я. В. «Использование современных инновационных и интерактивных средств обучения на уроке физики; Проценко О.В.- «Формирование социально – трудовой компетенции через решение задач практического содержания», воспитатели ДОУ – мастер – классы воспитателя МДОУ Павловский д/с №7 Прошуниной В.С. «Современные педагогические технологии в укреплении физического и психологического здоровья детей. Целесообразность и эффективность» воспитателя МДОУ Петровский д/с Шириной Л.В. «Потенциал средств народной педагогике и исследовательской деятельности в патриотическом воспитании дошкольников».

Методическая служба не может обойтись без библиотечного обеспечения. ИМЦ представляет педагогам информацию о новинках методической литературы и периодической печати, об учебных изданиях, осуществляет заказ литературы с помощью электронной почты, организует выставки учебно-методической литературы.

В районе были созданы проблемно-творческие группы, которые позволили привлечь максимальное число педагогов к проектированию как ключевых направлений "так и конкретных практических проблем", связанных с содержанием образования, методикой преподавания, освоением современных педагогических технологий - творческие группы в ОУ по теме "Деятельность учителя в условиях введения ФГОС нового поколения", в БСОШ проектные группы по теме "Мастер педагогических технологий".

Именно работа в таких группах позволила увеличить практическую ценность разработанных педагогами инновационных проектов и результатов их реализации.

В системе образования продолжается работа по укреплению и совершенствованию кадрового потенциала. В МОО сложилась система непрерывного повышения квалификации педагогических и руководящих

таблица


Категория

2009 г.

2010г.

2011г.

руководители ОУ

14

16

30

педагоги

50

128

166

Должное внимание уделяется вопросам повышения управленческой компетентности руководящих работников:

- дистанционные курсы директоров ОУ ВОИПКРО "Сетевые сообщества" - 1

НПО (АЛТА) г. Москва - 1

- дистанционные курсы г.С- Петербург "Построение школ четвертой и пятой моделей - 1

- 6 Всероссийской форум руководители ОУ 2

- дистанционные курсы "Управление персоналом" - 2

- курсы "Менеджер" в образовании», ВИВТ - 15

С целью повышения квалификации педагогов и проведения практической части программ курсов в районе созданы 3 стажерские площадки областного значения (ПСОШ №3, БНОШ, ПСОШ с УИОП), 3 экспереминатальных областных площадки по различным направлением (Воронцовской СОШ).

В рамках реализации образовательного проекта "Одаренные дети" в районе были проведены различные конкурсы, предметные олимпиады, конференции.


Результаты участия уч-ся в конкурсах различных уровней ОУ района

Количество победителей по уровню




кол – во участников







Международные













Всероссийские

248

5

11

8

Областные

176

44

19

10

Районный

1095

108

142

110

Окружной

23

8

9

2


Результаты участия уч-ся в муниципальных областных олимпиадах




2009










2010










олимпиады

всего

1 м





всего





3 м

муниципальные

47

3

4

5

557

26

56

41

областные

21




-

1

26

-

-

1

В областном конкурсе "Учитель года 2010" Пинчукова М.В., учитель информатики ПСОШ №3, стала победителем в номинации "Приз имени В.И. Лещинского"

МОО Елизаветовская СОШ в 2009 - 2010 уч.г. стала лауреатом областного конкурса "Лучшее ОУ года"

Как известно, любой конкурс профессионального мастерства является прекрасным способом повышения квалификации его участников

В муниципальном конкурсе "Учитель года" приняли участие 11 учителей - предметников и 2 воспитателя ДОУ. Победителями конкурса стали в номинациях

Учитель года

1 м - Гусакова Г.В. учитель музыки ЛСОШ №2

2 м- Герасимова О.А учитель начальных классов Ливенской ООШ

3м - Елфимова Е.Н. - учитель физкультуры ПСОШ №3

Якименко Е.Н. - учитель математики ПСОШ №2
Воспитатель года

1 м - Шарунова Е.М. - воспитатель ДОУ №10

2 м -

3м - Разинкина Е.Ю. - воспитатель Р- Буйловский ДОУ



Конкурс показал творческий потенциал педагогов района, интересные находки, использование инновационных технологий в обучении.

Хотелось бы увидеть на разных конкурсах педагогов Гранской ООШ, Покровской СОШ, Бабковской ООШ, Данильской ООШ, Ерышевской ООШ, Лосевского ДОУ, Казинский ДОУ, Елизаветовский ДОУ

В 2010 - 2011 учебном году в районе прошли муниципальные конкурсы. "Методический вернисаж" для педагогов дополнительного образования, выставка ярмарка методических идей для воспитателей ДОУ, конкурс "Мой новый урок" для учителей ОУ. Хочется отметить, что педагоги не стоят на месте, а идут в ногу со временем, используя передовые информационные и инновационные технологии.

Чувствуется, что коллеги выносят на конкурс самые лучшие разработки уроков, внеклассных мероприятий, учебных занятий.

Приятно сознавать, что большинство уроков в нетрадиционной форме, использованы ИКТ, различные технологии и методики. Учителя Черешнева О.Е., Ключникова Л.В., Зубанова И.И. Новикова В.П., Русанова С.В., Перепилицина Г.А. применяют такие формы работы, которые повышают уровень активности обучающихся, включают элементы деятельностных и рефлексивных форм обучения. Многие конкурсанты используют мультемедийные презентации, ИКТ.

Но в то же время есть конкурсные работы традиционные, формы и способы работы с детьми старые, темы стандартные, содержание некоторых уроков не направленно на формирование УУД.

Современный урок - это прежде всего урок, на котором педагог умело использует все возможности для развития личности ученика, и активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования нравственных основ.

Сегодня от учителя требуется создание на уроке активной, развивающей, учитывающей индивидуальные особенности ребенка образовательной среды Анализ посещенных уроков позволяет сделать вывод, что учителя разнообразят формы уроков экскурсия, урок – исследование, урок - мастерская, урок в форме деловой игры. Учителя Коптева Л.М., Емельянова, Павлова Е.И., Шевченко Т.А., Митрофанов Я.В., Новикова В.П., Горяинова Е.А., Реутская Е.П., на своих уроках осуществляют деятельностный подход в обучении, формируют деятельность уч-ся на уроке (практическую, парную, индивидуальную, групповую), на уроках много нестандартных заданий, требующих внимания, фантазии, творчества.

Учителя Волошенко В.И. Никульникова В.И, Стежкина Е.Г., Кулоянц С.А. подняли очень интересную и острую проблему - индивидуальный и дифференцированный подход на уроке.

Однако много и традиционных уроков без деятельностного подхода, проблемных ситуаций, разнообразных форм, методов, технологий.

Общение с учениками остается лишь фронтальным.

ИКТ используются только лишь как ТСО или наглядность к уроку (Бабковская ООШ, Березковская ООШ, Ерышевская ООШ,).

В своей деятельности мы стремились создать такое образовательное поле для каждого педагога, чтобы его профессиональная деятельность не был, ограничена только предметной областью. Учителя района включаются в общественную, опытно – экспериментальную деятельность, деятельность творческих групп.

В 2010-2011 уч.г. в ОУ района были созданы творческие группы по реализации ФГОС второго поколения, работала группа педагогов в БНОШ, которые реализовали проект «Мастер педагогических технологий». В течение года педагоги заполняли индивидуальные карты ликвидации профессиональных затруднений, тем самым выстраивая индивидуальный маршрут развития профессиональных компетенций учителя.

Когда мы переходим на новые ФГОС, учитель должен по – новому смотреть на современный урок, необходимо активнее внедрять и использовать ИКТ – привлекать уч-ся к работе с компьютерами, интерактивными досками, а также учить их работать с дополнительным материалом.

Надо строить занятия таким образом, чтобы открывателями нового знания были ученики, проводить больше нестандартных уроков – открытия, исследования, дебаты, «круглые столы», защита проектов.

Здоровье учащихся – одна из основных задач школы. Поэтому работа по здоровьесбережению должна иметь место на каждом уроке. И не надо ограничиваться зарядкой в начале дня и физминутками на уроке. Здоровьесберегающая деятельность требует от учителя большей серьезности и глубины. Хотелось бы, чтобы учителя ставили практическую направленность воспитательных мероприятий во главу угла, чтобы дети больше анализировали свои поступки и поступки своих друзей и близких.

Несколько слов о проведении открытых уроков. Считаю открытый урок должен быть поставлен в график проведения только в одном случае: если учитель разработал собственную методику или освоил новые способы обучения и воспитания, организации продуктивной и творческой деятельности на уроке, новые диагностические процедуры, а в общем – любые способы значительного повышения качества и отдачи от урока. Если же так называемый открытый урок не несет в себе значительных и важных хотя бы малых открытий, то лучше это называть контрольным уроком.

На высоком профессиональном и методическом уровне в районе прошли открытые уроки учителей: Воробьевой Н.И. Германенко А.В., Висловской Н.Э., Никульниковой Л.И.

Сегодня на смену выпускнику традиционной школы, «напичканному» знаниями, умениями и навыками, должен прийти выпускник, обладающей таким важным качеством, как мобильность, которая обеспечивает быструю адаптацию к новым условиям; способность к самоорганизации, самообразованию; мотивированность на успех; коммуникабельность и общительность.

Но эти качества можно сформировать, если в результате применения технологий учебной деятельности уч-ся приобретут навыки самостоятельной работы с учебными пособиями; умение работать без учебника (по материалам лекционных записей, по первоисточникам, энциклопедиями, справочникам); самостоятельно определять учебную задачу, составлять план деятельности и отчет о полученных результатах.

Поэтому, наверное, надо вести речь о модернизации классно – урочной системы, которая предполагает разработку и внедрение ряда внутришкольных и надпредметнных технологий, частных и предметных методик, позволяющих вывести всю систему на другой уровень качества учебного процесса.

Президент России Д.А. Медведев в 2009 г. утвердил национальную инициативу «Наша новая школа». По сути, это продолжение начатого в рамках нацпроекта «Образование». Собственно говоря, приоритетные национальные проекты и приобретенные там навыки, знания, опыт и их использование все это задумывалось как основа для запуска системных преобразований.

В рамках Президентской инициативы «Наша новая школа» ставится задача создания системы поиска и поддержки талантливых детей и среды для проявления и развития способностей каждого ребенка.

Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в ОУ района имеет следующее содержание:

- Выявление одаренных и талантливых детей.

- Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности.

- Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников.

- Работа с преподавателями.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая, чья одаренность на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитие их способностей, является одним из главных направлений работы ОУ района.

В районе реализуется ведомственная программа «Одаренные дети».

В соответствии с программой «Одаренные дети» в 2010 учебном году на выявление способных детей, развитие их творческих способностей, повышение мастерства, поддержку талантливых школьников выделена сумма в размере 1 млн. 873 тыс. руб., из них стипендии на сумму 75 тыс. руб., в 2011 году выделена сумма в размере 1 млн. 956 тыс. руб.

Каждый ребенок талантлив по – своему. Вариативная образовательная модель учебного плана ОУ позволяет каждому ученику сделать свой выбор. Разветленная система олимпиад и конкурсов, конференций и дистанционных курсов позволяет учащимся успешно реализовать себя в выбранном направлении.

Из 331 ученика одиннадцатых классов в 2010году - 45 медалистов. (в 2009г.- 29 медалист), 2011г. -51

Из них - 27 выпускников окончили школу с золотой медалью, 18 – с серебряной.

Наибольшее количество золотых медалей получили учащиеся МОУ Павловской СОШ №2 (8), и серебряных – учащиеся этой же школы (10).

В 2011г. – 34 уч-ся окончили с золотой медалью, 17 уч-ся с серебряной.

По итогам года 7 учащихся Павловского муниципального района вошли в справочник «Золотой фонд Воронежской области»: Никонов Виталий ПСОШ с УИОП – СЮТур, Попова Анастасия ПСОШ с УИОП – СЮТур, Тищенко Екатерина – ДЮСШ-ЛСОШ №1, Яншин Михаил, СЮН – ПСОШ №2, Грезин Максим СЮТ – ПСОШ №2, Русанова Надежда - Воронцовская СОШ, Могильниченко Максим – Воронцовская СОШ,

2 выпускника награждены стипендией правительства Воронежской области Степкина Юлия – ПСОШ №3, Мун Вячеслав – Воронцовская СОШ, 5 654 школьников принимали участие в районных мероприятиях, 750 ребят участвовали в областных конкурсах, олимпиадах, слетах, викторинах.
Учащиеся Павловской СОШ с УИОП и воспитанник ДЮСШ Макейчик Александр включен в энциклопедию «Одарённые дети России».

Особое место в выявлении талантливых ребят занимает организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов, конференций.

В районном этапе предметных олимпиад приняли участие 147 учащихся 8-11 классов из общеобразовательных учреждений района, 54 учащихся стали победителями и призерами олимпиады. Наибольшую активность в предоставлении участников олимпиады показали: МОУ Воронцовская СОШ, Павловская СОШ с УИОП, Павловская СОШ №2, Павловская СОШ №3, А-Донская СОШ.

В региональном туре Всероссийской олимпиады приняли участие 21 учащийся. Школьники Павловского муниципального района участвовали в 18 предметных олимпиадах.

При этом необходимо отметить успехи наших ребят по биологии. В этом несомненная заслуга учителя МОУ Воронцовской СОШ Кузнецовой Веры Александровны, учащийся Воронцовской СОШ Мун Вячеслав занял 3 место и был включен в состав сборной команды области для участия во Всероссийской олимпиаде. Учащийся ПСОШ №2 Зубков Артем (учитель Коренева Н.С.) занял 3 место во Всероссийской олимпиаде по финансовому рынку, Утятский Сергей (учитель Холявко Т.Г.) 3 место во Всероссийской олимпиаде «Ломоносов -2011г», Олейникова Мария (учитель Сокол Н.И.) - 2 место в областном фестивале риторики.

Комплекс мероприятий охватывает детей разных возрастных категорий. Отмечается увеличение количества детей, принимающих участие в различных мероприятиях. Ежегодный календарь массовых мероприятий с учащимися предусматривает организацию деятельности по различным видам творчества в течение учебного года и формируется с учетом планов культуры, спорта.

Мероприятия художественно – эстетического цикла представлены конкурсом юных исполнителей, фестивалем риторики, фестивале «Хочу на сцену», танцевальным конкурсом «Марья – искусница» «Весенний калейдоскоп», конкурсами декоротивнно - прикладного творчества «Скульптор», «Марья – искусница». Научно – исследовательская деятельность учащихся проявляется в подготовке к археологическим, экологическим, экологическими, краеведческим конференциям, в работе научных обществ.

Большой блок мероприятий представлен спортивными соревнованиями по самбо, легкой атлетике, спортивным играм.

Системность и целенаправленность работы в данном направлении дала определенные результаты:

6 призеров международных соревнований и конкурсов, 248 участников Всероссийских конкурсов, из них 42 призера, 176 призеров и победителей областных конкурсов. Хочется назвать некоторые имена:

Макейчик Александр – чемпионат Европы по спорториентированию, 3 место (тренер Макейчик Н.К.,ДЮСШ);

Янибеков Раймир – Первенство России по каратэ, 1 место (тренер Верещагин В.В., ДДТ);

Танцевальная студия «Танаис» - Всероссийский конкурс танцевальных коллективов, 1 место (преподаватель Павлова Л.А,. ДЮСШ);

Ансамбль «Непоседы» Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества, 2 место (Осьминкина Н.В. ПСОШ с УИОП);

Шальнева Анастасия – Гран – при Всероссийского конкурса современной эстрадной песни г. Москва (преподаватель Варавина И.В., Воронцовская СОШ).

Но в то же время необходимо отметить, что работа с интеллектуально одаренными уч-ся требует использования специальных технологий поддержки и развития их индивидуальных способностей:

- включение одаренных детей в исследовательскую и проектную деятельность;

- индивидуальные консультации для одаренных уч-ся;

- факультативные занятия для одаренных уч-ся;

- творческие объединения уч-ся;

- дифференциация учебного процесса для разных групп уч-ся в процессе проведения учебных занятий;

- элективные курсы для одаренных уч-ся;

- выделение одаренным уч-ся дней для самостоятельной работы и развития;

- ускоренное прохождение одаренными детьми программ учебных предметов.

Условием достижения высоких результатов и поддержки одаренных детей является наличие в районе подготовительных для работы кадров. Поэтому в 2011 – 2012 уч. г. в связи с массовым характером олимпиады повышение квалификации кадров в этой области стало актуальной задачей. Считаю, что источникам для повышения квалификации педагогических кадров должен стать опыт работы лучших педагогов – наставников.

Диссеминация передового опыта может и должна осуществляться в районе с помощью таких форм работы, как:

- выступление учителей с сообщениями из опыта своей работ:

- открытые уроки:

- мастер – класс педагогов:

- разовые семинары для руководителей на базе ОУ, наиболее успешно готовящих олимпиадников:

- презентации проектов по работе с одаренными детьми среди учителей школ и учреждений:

- выставки, форумы по работе с интеллектуально одаренными уч-ся :

- постоянно действующие семинары.

В прошедшем учебном году было проведено 14 мастер – классов на базе ОУ района по различным предметам.

Организация обучения педагогов непосредственно в ОУ создает условия для повышения педагогического мастерства и уровня их профессионализма. Его отличие от « традиционного» повышения квалификации – использование руководителем широкого арсенала активных и интерактивных методов.

Поэтому особого внимания требует работа администрации с педагогами коллективом. И тут можно выделить работу с молодыми педагогами, работу с опытными коллегами, работу с преподавателями, уже получившими первый положительный опыт внедрения образовательной технологии, работу с молодыми педагогами, работу с опытными коллегами, работу с преподавателями, уже получившими первый положительный опыт внедрения образовательной технологии, работу с членами коллектива, сопротивляющимися внедрению нового. Эффективным методом освоения педагогическим коллективом дидактической системы деятельностного метода обучения является использование в методической работе района планов – программ индивидуальной траектории развития профессиональной компетенции педагога. Данные программы принятые в ОУ, способствовали профессиональному саморазвитию педагогов в освоении инноваций.

Таким образом, можно сказать, что в районе создана система образовательного пространства, обеспечивающая проектирование собственной индивидуальной образовательной траектории, приобретен опыт реализации технологии деятельностного метода обучения.

Но в то же время в ОУ не приведены в соответствии внутришкольная система повышения квалификации с приоритетными задачами программы развития ОУ и задачами конкретного учебного года.

Поэтому каждому ОУ целесообразно подумать об использовании своих внутренних ресурсов для повышения квалификации и профессионального мастерства педагогов.

Обучение учителей в стенах школы приводит к существенным изменениям всей деятельности педагогического коллектива, поскольку ориентировано на решение первостепенных проблем, способствует профессиональному развитию всего коллектива, стимулирует учителей на достижение высоких результатов в учебной, воспитательной и инновационной деятельности.

Формирование информационной культуры школьников и педагогов – важное условие нового образования, обеспечиваемое за счет урочной и внеурочной деятельности .

В школах района широко используется ИКТ в учебной деятельности как уч-ся, так и учителями от 5 % до 30% учебного времени.

К основным формам информации учебного процесса относятся: подготовка и проведение научно – практической конференции, исследовательской работы, проектов презентации по предметам, участие в дистанционных курсах , олимпиадах, издание школьных газет, школьные сайты, тестирование. Организованно обучение педагогических работников по программам повышения квалификации – учителя начальных классов (25 чел), руководители ОУ (10 чел).

Число учителей, владеющих ИКТ, увеличилось от 24% до 63%

В связи с принятием ФГОС НОШ (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 №373) в районе была проведена определенная работа.

На муниципальном уровне организованы и проведены по проблемам введения ФГОС НОО:

- поисковый семинар «Реализация образовательного стандарта второго поколения объединяем усилия» (25.03.11г.);

- заседания РМО и ОМО учителей начальных классов;

- семинар для учителей начальных классов:»Роль учебников в обновлении содержания образования и освоении современных образовательных технологий (16.11.2010г.);

Консультации для педагогов по вопросам:

- формирование УУД на уроке;

- разработка рабочих программ по предметам;

- деятельностный метод обучения: что изменяется на уроке?

- организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС;

- анализ образовательных программ «Школа 2011», «Школа России», «Перспективная начальная школа».

Консультации для руководителей ОУ:

- ФГОС: актуальные вопросы введения;

- методика разработки образовательной программы ОУ в связи с введением ФГОС;

- на 1 января 2011 г была проведена диагностика с целью выяснения готовности ОУ района к введению ФГОС второго поколения;

- в ОУ района реализуется проект «Создание условий для успешного внедрения ФГОС НОШ»;

- в каждом ОУ созданы творческие группы «Деятельность учителя в условиях введения ФГОС нового поколения».

Методисты ИМЦ, руководители ОУ, педагоги ОУ приняли участие в мероприятиях по сопровождению введения ФГОС НОШ:

областной семинар «Проектирование ООП НОШ» (г. Воронеж, ВОИПКиПРО, автор Соломатин А.М.);

Эксклюзивные аспекты управления современной школой (г. Москва, научно – практическое общество «Алта»);

Интернет – семинар «Реализация ФГОС нового поколения в учебных программах».

- организована курсовая переподготовка учителей начальных классов в рамках зональных курсов и проблемных семинаров;

-в ОУ района прошла апробация УМК «Перспективная школа», «Школа 2100», интегрированных учебников «Путь успеха», автор Попова О.А.

Для руководителей ОУ были разработаны методические рекомендации:

- «Дорожная карта» директора ОУ по введению ФГОС;

- карта самооценки готовности ОУ к введению ФГОС.

На уровне ОУ:

-созданы рабочие группы по введению ФГОС НОШ;

- формируется банк нормативно – правовых документов по вопросам организации и осуществления образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

- разрабатывается образовательная программа НОШ;

- идет комплектование учебниками, рекомендованными Минобрнауки РФ (приказ от 24 декабря 2010г. №2080);

- созданы творческие группы, цель которых разработать рабочие программы по предметам на основании примерных программ.

Выбор приоритетов сделал – новые стандарты образования, новая инфраструктура, новые специалисты, здоровьесбережение, поддержка талантливых детей.

Объем задач колоссален: изучить, разобраться, какие инновации нам необходимы, в чем их целесообразность: определить характеристики новых инновационных элементов; ресурсы; сформулировать инновационную цель, оценить свои возможности, переосмыслить позиции.

Только в этой логике возможен переход к новому качеству образования (новым стандартам).

Муниципальная методическая служба создавала благоприятные условия для развития экспериментальной и инновационной деятельности и обеспечения ее поддержку.

ИМЦ использует коллективные (курсы ПК, экспиременатальные площадки, мастер – классы, презентации, панорамы и выставки – ярмарки методических идей, конкурсы разного уровня и др.) и индивидуальные (самообразование, апробация и освоение инновационных методов, УМК, методические разработки, публикации, систематизация дидактических материалов, формирование банка адресов инновационного опыта педагогов и ОУ) формы и методы инициации процесса освоения педагогами новшеств.

Инновация - это поступательное качественное и продуктивное изменение чего – либо.

Повышение профессионального мастерства педагогов в инновационном режиме проходило по следующим направлением:

- работа с профессиональным сознанием педагогов ; формирование установок на освоении новых подходов, педагогических технологий, обеспечивающих подготовку качественного нового выпускника;

- оснащение педагогов теми методами и средствами, которые помогают их снять индивидуальные затруднения;

- создание в рамках системы непрерывного образования «мест» для самовыражения, самореализации, взаимного обмена мнениями, демонстрацией педагогического опыта (педагогические мастерские, мастер – класс, семинары, школы инновационного опыта.

В районе есть ОУ, которые реализуют экспериментальные и инновационные программы - Воронцовская СОШ, ПСОШ №3, ПСОШ с УИОП, Елизаветовская СОШ, БНОШ.

Результатом работы в районе стало:

- проведение областных семинаров – Воронцовская СОШ, тема «Роль педагога в духовно – нравственном просвещение: теория и практика»; ДОУ №4, в рамках зональных курсов по теме «Программно – целевой подход – стратегическая основа разработки оптимальной системы внутрисадиковой методической работы; для учителей начальных классов «Урок с компьютером»;

- представление материалов на межрегиональные научно – практические конференции (Ключникова Л.В, Черешнева О.Е., Ревина М.Т.,

- проведение авторских семинаров (Ключникова Л.Н., Химин А.Н.)

- участие во Всероссийских конкурсах – Всильченко С.А., ДОУ №10 Пинчукова М.В., учитель информатики ПСОШ №3, Острикова И.В., Зубанова И.Н., учителя информатики ПСОШ с УИОП, Топчиев С.Н., учитель информатики Петровской СОШ, Лощилина О.А., учитель информатики Покровская СОШ, Митрофанов Я.В., учитель физики Гаврильская СОШ);

- совместная работа над созданием и реализацией программы развития ОУ, целевых программ

- ОУ приобрели опыт проектирования, моделирования, рефлексии и самоанализа деятельности;

- в ОУ района педагогами внесены коррективы при проведении учебных занятий в инновационных режиме. Педагоги используют:

проблемно – модульное обучение;

новые формы обучения;

проектно – исследовательские технологии на уроках.


- в ОУ района у уч-ся сформированы ключевые компетенции:

  • умение работать с различной информацией;

  • владение информационными технологиями;

  • умение работать в группах;

  • владение навыками исследовательской и проектной деятельности:

В 2011-2012 уч. году необходимо

- расширить круг участников инновационной деятельности в ОУ;

- шире использовать современные образовательные технологии (ИКТ, проектный метод, здоровьесберегающие технологии, метаредметнные технологии и др.);

- осуществлять поддержку и отслеживание результатов апробации инновационных учебных программ и реализацию новых педагогических методик и технологий;

- совершенствовать педагогическое мастерство путем развития интереса к творческому поиску;

- осуществлять в ОУ мониторинг по оценке инновационных результатов.

В федеральной программе развития образования в России отмечается, что главными задачами, которые должны решаться в системе образования, являются повышение уровня профессионального мастерства педагогов, активизация научно – педагогических исследований, улучшение методического обеспечения, предполагающие создание условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности. Изменяется функция методического сопровождения, обеспечивающей деятельность учителя, модернизируются подходы к организации методической работы на всех уровнях. Поэтому для обеспечения основных направлений методической работы в ОУ необходима действенная и эффективная структура методической службы, которая отражала бы всю сущность учебно – воспитательного процесса. В районе методическая служба ОУ представляет собой разнообразные и многоаспектные структуры:

ШМО и кафедры по предметам, школа молодого учителя, временные научно – исследовательские структуры, целевые проблемные или творческие группы, проводится диагностика профессиональных потребностей педагогических кадров.

В ОУ ЛСОШ №1,2, Елизаветовская СОШ, Покровская СОШ, А-Донская СОШ, ПСОШ с УИОП, Александровская СОШ, ПСОШ №2, Казинская СОШ и др. методическая работа основывается на конкретности и компетентности оказания информационно – образовательных услуг, их актуальности и соответствии современным требованиям. Формы методической работы могут быть разнообразными, но самое главное – содержание их работы, регламентация локальными актами, развитие профессиональной комплектности учителей, подготовка их к педагогической деятельности в новых условиях; сами мероприятия – проблемными, познавательными, насыщенными, чтобы учительский коллектив мог не просто заседать, а продуктивно и творчески общаться (Данильская ООШ, Березковская ООШ, Ерышевская ООШ, Ливенская ООШ, Переезднянская НОШ, Николаевская ООШ

Задачи на 2011-2012 уч. годы

1.Продолжить работу по повышению уровня образованности педагогов района.

2.Осуществить внедрение инновационных технологий, выявление, поддержку и распространение передового управленческого и педагогического опыта.

3.Осуществить методическое сопровождение ФГОС второго поколения.

4.Апробация модели накопительной системы повышения квалификации кадров.

5.Развитие дистантных форм повышения квалификации педагогов



План работы факультатива «Содружество» на 2011-2012 учебные года.

Время проведения

1 год

2 года

3 года




Профессиональная адаптация

Развитие педагогической компетенции начинающих учителей

Технология и творчество в действии

1 четверть

(октябрь) Лосевская СОШ №2



Оформление школьной документации

Презентация опыта формирования современной образовательной среды

Создание рабочей программы учителя. Алгоритм создания программы элективного курса.

2 четверть (декабрь)

Покровская СОШ



Современный урок. Моделирование урока. Выступление участников конкурса «Постарайтесь не допускать ошибок»




Мастер – класс, открытые уроки. Технологическая культура учителя. Компетентностно – ориентированные технологии.

3 четверть (февраль)




Семинар – практикум. Коммуникативная культура как показатель профессионального мастерства педагога.

К-Октябрьский СОШ



Круглый стол

«Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки учащихся»


Базовая НОШ

4 четверть (апрель)

ИМЦ


Творческий отчет

Роль мониторинга в педагогической деятельности. Практические занятия по планированию мониторинга педагогической деятельности.
Елизаветовской СОШ, Гаврильская СОШ.

Неделя открытых уроков начинающего учителя. Творческий отчет



Проблемные семинары для 2011-2012 уч. г. учителей начальных классов

(реализация ФГОС)





Тема




1.

Формирование информационной культуры уч-ся начальной школы. Технология проведения квест – урока (окружающий мир)

РМО, март

ПСОШ с УИОП



2.

Метапредметные результаты освоения образовательной программы в начальной школе. Результаты использования электронных ресурсов на уроках развития речи и математики

РМО, ноябрь

ПСОШ №3


3.

Проектная деятельность в начальной школе

РМО, март


4.

Круглый стол «Формирование личностных и предметных результатов обучения»

РМО, март



Методические выезды в ОУ


№ п/п

Цель




1.

Программно – методическое обеспечение образовательного процесса

сентябрь

2.

Современные образовательные технологии и использовании их в обучении уч-ся.

Результаты использования электронных ресурсов на уроке



февраль

3.

Формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства

октябрь

4.

Методы и приемы обратной связи и учет достижений уч-ся

декабрь

5.

Организация внеурочной деятельности в ОУ

апрель

6.

Работа ОУ по повышению профессиональной культуры учителя

ноябрь

7.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС

март

8.

Методическое сопровождение ГИА, ЕГЭ

май


Конференции, конкурсы смотры, олимпиады


1.

Конкурсы:

- Ярмарка методических идей для педагогов ДОУ;

- инновационный проект «Авторский диск» (для ОУ района )

- «Методический вернисаж»

- фестиваль компьютерного творчества учителей – предметников «Говорит и показывает компьютер»


октябрь

2.

День общественной аккредитации

март

3.

Лучшее М/О года

апрель

4.

Научно – практическая конференция

март

5.

конкурс «Учитель года»

январь

6.

Педагогический марафон

апрель

7.

Фестиваль риторики

март

8.

Круглый стол "Метапредметный подход: теория и практика»

ноябрь

9.

Конкурс «Лучшая школа Павловского района 2011»

до 15 июля




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница