В. А. Штроо А. К. Болотова 200 г



Скачать 207.77 Kb.
Дата24.04.2016
Размер207.77 Kb.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации





Государственный университет –

Высшая школа экономики

Факультет психологии

Программа дисциплины




Методологические основы психологии

для направления 030300.62 «Психология»

подготовки бакалавра

Автор программы: доктор психологических наук,

профессор В.П.Зинченко


Рекомендовано

Одобрено на заседании

секцией УМС «Психология»

кафедры Общей и экспериментальной психологии

Председатель


Зав. кафедрой

В.А. Штроо

А.К. Болотова


«____» _____________ 200 г.


«____» _____________ 200 г.





Утверждено УС

Факультета психологии

Учёный секретарь


­­­­­­­­­­­_____________________ Е.Б. Старовойтенко
«____» _____________ 200 г.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­


Москва 2007



Пояснительная записка
Данная дисциплина завершает фундаментальную академическую подготовку студентов по психологии. Дисциплина включает в себя изложение общих основ методологии науки, краткое ознакомление с историей методологии науки, обзор методологических основ психологии, ее фундаментальных методологических проблем (объективного метода, единиц анализа, внешней и внутренней форм психического, функциональных органов индивида и пр.), категорий (деятельности, личности, сознания и др.). Детальному анализу будут подвергнуты бытующие до сих пор методологические принципы советской психологии. На конкретном материале будет показана необходимость их ревизии и дополнения, рассмотрены оппозиции: детерминизм, каузальность — свобода, неопределенность; отражение — порождение; реактивность (рефлекторность) — активность; воспроизводящая деятельность — творчество; объективное — субъективное; бытие — сознание; системность — хаиодность («порядок из хаоса»); развитие — новообразование; натуральное — культурное; опосредствованное — непосредственное; внешнее — внутреннее и т.д. Дисциплина является рефлексией относительно изученных психологических теорий, и, прежде всего, культурно-исторической теории Л.С.Выготского, теории деятельности А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. психологические теории.

Базовые дисциплины: общая психология, психология развития и возрастная психология, педагогическая психология, философия, социальная психология, педагогическая психология, история психологии, экспериментальная психология

В результате обучения студент должен знать:


  • философско-методологические основания современной психологии;

  • современные методологические подходы в гуманитарном знании, которые используются в психологии;

  • парадигмы и концепции современной психологии, имеющие наибольшее методологическое значение для развития науки;

  • определения базовых понятий методологии науки (предмет, объект, метод).

Студент в результате обучения должен уметь:

  • выделять в психологической теории ее философское, методологическое основание;

  • сравнивать различные научные подходы и теории на основании того, как в них решаются фундаментальные методологические проблемы психологии (единиц анализа, объективного метода и т.д.);

  • использовать полученные методологические знания при проведении собственных исследований.


Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по

дисциплине



Аудиторные часы

Самостоятельная

работа











Лекции

Сем. и

практ.


занятия




1.


Раздел 1. Методология науки
Общее представление о методологии науки.

4


1


1


2


2.
Эволюция научного познания.

4

1

1

2

3.


Раздел 2. Методология психология

Психология как наука. Эволюция предмета психологии.


7

2

1

4


4.

Методолого-этические императивы психологии.

5

1

2

2


5.

Классическая и неклассическая психология


6


1


1


4


6.
Базовые категории психологии

5

2

1

2

7.

Личность как системообразующая категория в психологии

6


1


1


4


8.

Проблема единицы анализа в психологии

5

1

2

2


9.

Действие как единица анализа психики.

6

1

1

4


10.

Единицы анализа возрастной психологии

6

1

1

4





Всего:

54

12

12

30


Базовый учебник.





  1. Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2001, 2004.

  2. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.



Формы контроля:


  • Текущий контроль – выступления на семинарах.

  • Промежуточный контроль – эссе.

  • Итоговый контроль – зачет.

  • Итоговая оценка складывается:

Оитог = Осем.* 0,3 + Оэссе * 0,3 + Озач. * 0,4

Содержание дисциплины



Раздел 1. Методология науки.
Тема 1. Общее представление о методологии науки.
Методология науки как область научного познания. Соотношение понятий ”наука”, “философия”, “теология”, «идеология». Структура методологического знания: философско-эпистемологический, уровень, уровень общенаучной методологии, уровень конкретно-научной методологии, уровень метода и методики исследования. Роль методологии в формировании предмета науки.

Методология, науковедение и история науки. Значение методологии для психологической науки. Методологический «ригоризм» советской психологии. Методологическая «передышка»; методологический «либерализм»; методологический «плюрализм»; методологическая «амбивалентность». Последняя делает науку живой, открывая знание о не-знании («ученое незнание», по Н. Кузанскому).


Основная литература

  1. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: Смысл, 2003.

  2. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии. М.: Смысл, 2005.

  3. Зинченко В.П. Психология и этика. БАХРАХ-М, 1999.

  4. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии М.: МПСИ, 2005.


Дополнительная литература

  1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы не классической психологии М.: 2002.

  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: 2001.

  3. Василюк Ф.Е. К проблеме единства общепсихологической организации системно-структурных исследований и разработок // Вопросы философии, 1986, № 10.

  4. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. // Собр. соч. в 6 Т., т.1. 1982.

  5. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988.

  6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: МПСИ, 2003.

  7. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.

  8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. _ М.: Инфра –М, 1999.

  9. Щедровицкий Г.П. Проблемы логики научного исследования и анализ структуры науки. М.: Путь, 2004.

  10. Щедровицкий Г.П. Психология и методология. М.: Путь, 2004.

  11. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.


Тема 2. Эволюция научного познания
Понятие и структура научной теории. Соотношение понятий теории, концепции, учения и подхода в науке. Научные теории и исследовательские программы (по П.П. Гайденко). Категории и понятия в науке. Системы понятий в психологии.

Историческая относительность идеалов и средств научного познания. Типы научного знания: эмпирическая (описательная) наука и замкнутая теоретическая наука. Представление о научной революции по Т. Куну. Понятие научной парадигмы. Классическая (ньютоно-картезианская) и неклассическая парадигма науки. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии. Смена идеала научной рациональности по М.К. Мамардашвили.



Проблема объективного метода в психологии. Редукционизм в психологии как следствия попыток создания объективного метода. Классификация методов психологического исследования, соотношение естественнонаучного и герменевтического метода.

Основная литература

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. Личность как предмет психологического исследования М.: Смысл. 2001, 2002.

  2. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии. М.: Смысл, 2005.

  3. Зинченко В.П. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994.

  4. Зинченко В.П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. Новая школа, 1997.

  5. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006.



Дополнительная литература

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: 2001.

  2. Братусь Б.С. Русская, советская. российская психология М.: МПСИ, Флинта, 2000.

  3. Василюк Ф.Е. К проблеме единства общепсихологической организации системно-структурных исследований и разработок // Вопросы философии, 1986. № 10.

  4. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М.: 1996.

  5. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. // Собр. соч. в 6 Т., т.1. 1982.

  6. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988.

  7. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: МПСИ, 2003.

  8. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.

  9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: 2002.

  10. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. _ М.: Инфра –М, 1999.

  11. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. М.: Прогресс, 2003, 2006.

  12. Щедровицкий Г.П. Проблемы логики научного исследования и анализ структуры науки. М.: Путь, 2004.

  13. Щедровицкий Г.П. Психология и методология. М.: Путь, 2004.



Раздел 2. Методология психологии
Тема 3. Психология как наука. Эволюция предмета психологии.
Специфика психологического знания. Возникновение и становление психологии как науки. Психология — наука о душе. Отказ от души. Психология — наука о психике. Элементаризм и тоска по целостности. Период открытого кризиса (по Л.С.Выготскому). 30-е годы – оформление основных школ и направлений. Развитие психологии в России в 20 веке. Возможен ли возврат к душе?
Основная литература


  1. Асмолов А.Г. Психология личности. Личность как предмет психологического исследования М.: Смысл. 2001, 2002.

  2. Зинченко В.П. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994.

  3. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии М.: МПСИ, 2005.


Дополнительная литература

  1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы не классической психологии М.: 2002.

  2. Братусь Б.С. Русская, советская. российская психология М.: МПСИ, Флинта, 2000.

  3. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М.: 1996.

  4. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. // Собр. соч. в 6 Т., т.1. 1982.

  5. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988.

  6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: МПСИ, 2003.

  7. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.

  8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: 2002.

  9. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. М.: Прогресс, 2003, 2006.

  10. Щедровицкий Г.П. Психология и методология. М.: Путь, 2004.

  11. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.



Тема 4. Методолого-этические императивы психологии.
Признание наличия чуда и тайны в человеке. Доминанта на лицо другого. Ценность и неповторимость индивидуальности. Принцип сочувственного (симпатического) понимания. Принцип фальсификации. Объективность субъективного мира человека. Психология — объективная наука о субъективном мире человека (и животных).
Основная литература

  1. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: Смысл, 2003.

  2. Зинченко В.П. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994.

  3. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии М.: МПСИ, 2005.


Дополнительная литература

  1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы не классической психологии М.: 2002.

  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: 2001.

  3. Василюк Ф.Е. К проблеме единства общепсихологической организации системно-структурных исследований и разработок // Вопросы философии, 1986, № 10.

  4. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988.

  5. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: МПСИ, 2003.

  6. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.

  7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: 2002.

  8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. _ М.: Инфра –М, 1999.

  9. Щедровицкий Г.П. Проблемы логики научного исследования и анализ структуры науки. М.: Путь, 2004.

  10. Щедровицкий Г.П. Психология и методология. М.: Путь, 2004.



Тема 5. Классическая и неклассическая психология.
Предмет и метод классической и неклассической психологии. Культурно-историческая психология – неклассическая наука. Субъективация объективного и объективация субъективного. Объективность аффективно-смысловых образований, воплощающихся в произведениях искусства и других творениях людей.
Основная литература

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. Личность как предмет психологического исследования М.: Смысл. 2001, 2002.

  2. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии. М.: Смысл, 2005.

  3. Зинченко В.П. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994.

  4. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006.


Дополнительная литература

  1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы не классической психологии М.: 2002.

  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: 2001.

  3. Братусь Б.С. Русская, советская. российская психология М.: МПСИ, Флинта, 2000.

  4. Василюк Ф.Е. К проблеме единства общепсихологической организации системно-структурных исследований и разработок // Вопросы философии. 1986 № 10.

  5. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988.

  6. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.

  7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: 2002.

  8. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. М.: Прогресс, 2003, 2006.

  9. Щедровицкий Г.П. Проблемы логики научного исследования и анализ структуры науки. М.: Путь, 2004.

  10. Щедровицкий Г.П. Психология и методология. М.: Путь, 2004.

  11. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.


Тема 6. Базовые категории психологии.
Философская категория субъекта. Ж.Пиаже. Выход психологии за пределы субъект-объектной парадигмы. Человек-мир. Подходы С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Ф.Е. Василюка.

Категория деятельности. Атрибуты деятельности: предметность, субъектность, осознанность, целенаправленность и др. Деятельностный подход в психологи как развитие культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. Пределы и границы объяснительного потенциала деятельностного подхода. Созерцание, медитация, интуиция, свобода воли.

Категория отражения. Специфика психологического отражения, специфические черты психического отражения разных уровней. Пределы и границы объяснительного потенциала категории отражения. Порождение образа, а не отражение. Преображение, претворение, а не отражение мира.

Категория сознания. Проблема фило- и онтогенеза сознания по А.Н. Леонтьеву, структура и свойства сознания. Со-бытийность сознания. Бытийный, рефлексивный и духовный слои сознания. Смысловое, диалогическое и полифоническое строение сознания. Проблема бессознательного в психологии.


Основная литература

  1. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: Смысл, 2003.

  2. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии. М.: Смысл, 2005.

  3. Зинченко В.П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. Новая школа, 1997.

  4. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006.


Дополнительная литература

  1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы не классической психологии М.: 2002.

  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: 2001.

  3. Братусь Б.С. Русская, советская. российская психология М.: МПСИ, Флинта, 2000.

  4. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М.: 1996.

  5. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. // Собр. соч. в 6 Т., т.1. 1982.

  6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: МПСИ, 2003.

  7. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.

  8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: 2002.

  9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. _ М.: Инфра –М, 1999.

  10. Щедровицкий Г.П. Проблемы логики научного исследования и анализ структуры науки. М.: Путь, 2004.

  11. Щедровицкий Г.П. Психология и методология. М.: Путь, 2004.

  12. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.



Тема 7. Личность как системообразующая категория в психологии.
Варианты интерпретации понятия “личность”. Личность как чудо и миф. Широкая и узкая трактовка понятия. Соотношение понятий “индивид”, “личность”, “индивидуальность”. Личность — таинственный избыток индивидуальности. К личности через поступок. Эмоции — ядро личности. Свобода, ответственность, чувство вины — непременные атрибуты личности. Первое и второе рождение человека. Самосозидание личности. «Самостоянье человека — залог величия его» (А.С. Пушкин). Пространство Между (Я—Ты) как пространство развития личности. Представления о структуре личности в психологии.
Основная литература

  1. Зинченко В.П. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994.

  2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006.

  3. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии М.: МПСИ, 2005.


Дополнительная литература


  1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988.

  2. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: МПСИ, 2003.

  3. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.

  4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: 2002.

  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. _ М.: Инфра –М, 1999.

  6. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. М.: Прогресс, 2003, 2006.

  7. Щедровицкий Г.П. Проблемы логики научного исследования и анализ структуры науки. М.: Путь, 2004.

  8. Щедровицкий Г.П. Психология и методология. М.: Путь, 2004.

  9. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.


Тема 8. Проблема единицы анализа в психологии.
Единицы анализа в истории психологии – ощущения (ассоцианизм), фигура-фон (гештальт-психология), реакция или рефлекс (реактология и рефлексология), установка (психология установки), поведенческий акт (бихевиоризм).

Требования к единицам анализа по Л.С.Выготскому.


Основная литература

  1. Зинченко В.П. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994.

  2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006.

  3. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии М.: МПСИ, 2005.


Дополнительная литература


  1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы не классической психологии М.: 2002.

  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: 2001.

  3. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М.: 1996.

  4. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. // Собр. соч. в 6 Т., т.1. 1982.

  5. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988.

  6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: МПСИ, 2003.

  7. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.

  8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: 2002.

  9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. _ М.: Инфра –М, 1999.


Тема 9. Действие как единица анализа психики.
«Истинное бытие человека есть человеческое действие» (Гегель). Действие (акция) как клеточка развития психики, как неразвитое начало развитого целого (С.Л. Рубинштейн). Гетерогенность действия. Теории построения движений и действий Н.А. Бернштейна и А.В. Запорожца.

Структура действия – Ж. Пиаже и П.Я. Гальперин

Учение П.Я.Гальперина о формировании умственных действий. В.В.Давыдов – теория учебной деятельности.
Основная литература


  1. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии. М.: Смысл, 2005.

  2. Зинченко В.П. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994.

  3. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006.

  4. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии М.: МПСИ, 2005.


Дополнительная литература

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: 2001.

  2. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М.: 1996.

  3. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. // Собр. соч. в 6 Т., т.1. 1982.

  4. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988.

  5. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: МПСИ, 2003.

  6. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.

  7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: 2002.

  8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. _ М.: Инфра –М, 1999.

  9. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. М.: Прогресс, 2003, 2006.



Тема 10. Единицы анализа возрастной психологии.
Единицы анализа мышления и речи; развития личности и сознания по Л.С.Выготскому.

Возраст как единица анализа.


Основная литература

  1. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии. М.: Смысл, 2005.

  2. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006.

  3. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии М.: МПСИ, 2005.


Дополнительная литература


  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: 2001.

  2. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М.: 1996.

  3. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. // Собр. соч. в 6 Т., т.1. 1982.

  4. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988.

  5. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: МПСИ, 2003.

  6. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.

  7. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. М.: Прогресс, 2003, 2006.

  8. Щедровицкий Г.П. Проблемы логики научного исследования и анализ структуры науки. М.: Путь, 2004.

  9. Щедровицкий Г.П. Психология и методология. М.: Путь, 2004.

  10. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.



Тематика заданий по различным формам текущего контроля:

Тематика эссе:
1. Подготовка творческого эссе «Что мне дает искусство как психологу»?

2. Проведение методологического анализа психологических статей



(см. «Вопросы психологии», «Культурно-историческая психология», «Психологический журнал», «Психологическая наука и образование») по теме собственного исследования.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины





  1. Дайте определение методологии науки и ее базовых понятий.

  2. Каковы функции методологии в научном познании?

  3. Охарактеризуйте два вида методологического знания.

  4. Что есть научная теория?

  5. Рассмотрите структуру научной революции по Т.Куну. Причины и следст6.вия научной революции.

  6. Что есть классическая и неклассическая науки. Приведите примеры

  7. Причина возникновения психологии как науки.

  8. Причины возникновения открытого кризиса

  9. Содержание кризиса (по Л.С.Выготскому)

  10. Особенности развития психологической науки с 30-х годов 20 века. Рассмотрите основные психологические школы – психоанализ, гештальт-психология, бихевиоризм, генетическая психология Ж.Пиаже

  11. Основные направления развития психологии в России: культурно-историческая психология, теория деятельности. Московско-Харьковская и Ленинградская школы.

  12. Сформулируйте признаки неклассической психологии. Какие современные психологические теории Вы можете назвать неклассическими?

  13. В чем состоит проблема объективного метода в психологии и каковы ее решения?

  14. Раскройте основные категории и сравните их трактовки в различных подходах и теориях психологии.

  15. Раскройте специфику сознания как высшей формы психического отражения

  16. Условия и движущие силы развития сознания в фило- и онтогенезе

  17. Становление деятельностного подхода в отечественной психологии

  18. Сформулируйте основные модели личности в психологии 20 века

  19. Раскройте содержания единицы анализа в каждой теории

  20. Раскройте содержание единиц анализа возрастной психологии


Рекомендуемая литература
Основная литература


  1. Асмолов А.Г. Психология личности. Личность как предмет психологического исследования М.: Смысл. 2001, 2002.

  2. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: Смысл, 2003.

  3. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии. М.: Смысл, 2005.

  4. Зинченко В.П. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994.

  5. Зинченко В.П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. Новая школа, 1997.

  6. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006.

  7. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии М.: МПСИ, 2005.


Дополнительная литература


  1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы не классической психологии М.: 2002.

  2. Аткинсон Р.Л. Введение в психологию. Прайм-Еврознак, 2003.

  3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: 2001.

  4. Большой психологический словарь. Прайм- Еврознак, 2003, 2004.

  5. Братусь Б.С. Русская, советская. российская психология М.: МПСИ, Флинта, 2000.

  6. Василюк Ф.Е. К проблеме единства общепсихологической организации системно-структурных исследований и разработок // Вопросы философии, 1986, № 10.

  7. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М.: 1996.

  8. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. // Собр. соч. в 6 Т., т.1. 1982.

  9. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988.

  10. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: МПСИ, 2003.

  11. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.

  12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: 2002.

  13. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. _ М.: Инфра –М, 1999.

  14. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. М.: Прогресс, 2003, 2006.

  15. Щедровицкий Г.П. Проблемы логики научного исследования и анализ структуры науки. М.: Путь, 2004.

  16. Щедровицкий Г.П. Психология и методология. М.: Путь, 2004.

  17. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.

Автор программы

д. психол. н., профессор Зинченко В.П.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница