В. А. Петровский Москва, 2015



Скачать 170.31 Kb.
Дата22.02.2016
Размер170.31 Kb.
ТипПрограмма


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет социальных наук

Департамент психологии



Рабочая программа дисциплины

Человекоцентрированный подход в социальной сфере

для специализации «Человекоцентрированный подход» образовательной программы «Консультативная психология. Персонология» направления подготовки 37.04.01 «Психология», уровень магистра

Разработчик программы: Колпачников В.В., кандидат психологических наук, доцент,

vkolpachnikov@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры психологии личности «5» ноября 2015 г.


Зав. кафедрой Старовойтенко Е.Б.________________________________
Рекомендована академическим советом образовательной программы

«5» ноября 2015 г.

Академический руководитель образовательной программы

В.А. Петровский _______________________________________

Москва, 2015

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 37.04.01 «Психология», обучающихся по специализации «Человекоцентрированный подход» на магистерской программе «Консультативная психология. Персонология».

Программа разработана в соответствии с:


  • ОС НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой для направления 37.04.01 «Психология» подготовки магистра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 37.04.01 – «Психология» подготовки магистра, утвержденным в 2015 г.



2. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Человекоцентрированный подход в социальной сфере» являются ознакомление с возможностями применения человекоцентрированного подхода в социальной, образовательной, управленческой, политической и бизнес-деятельности, а также в повседневных межличностных отношениях. Предполагается овладение на элементарном уровне необходимыми для этого умениями.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать теоретические основы применения человекоцентрированного подхода в разных областях человеческих отношений;

Уметь применять на элементарном уровне умения человекоцентрированного подхода в партнерских отношениях;
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен рефлексировать освоенные способы деятельности

СК-М1

их уместность и адекватность.

Семинары в диалоговом режиме, дискуссии, ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии.

Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности и работать в условиях неопределённости.

СК-М6

, конгруэнтно выражает себя.

Ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии.

Способен к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия

СЛК-М4

Демонстрирует способность к установлению, поддержанию и углублению отношений с людьми, контакта

Дискуссии, ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии.

Способен участвовать в разрешении мировоззренческих, социальных и личностно значимых проблем

СЛК-М6



Семинары в диалоговом режиме, дискуссии, ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии



4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин и является дисциплиной по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теории личности», «Основы психологического консультирования», «Человекоцентрированный подход и современная семейная психотерапия», «Консультативная психология личности», «Методология человекоцентрированного подхода».

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Знать теоретические и практические основы психологии личности и межличностных отношений

Владеть на элементарном уровне базовыми консультативными умениями (выслушивать клиента, планировать и проводить психологическое воздействие и др.)

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Гуманистическая групповая психотерапия», «Современные модели клиентоцентрированной психотерапии», «Практика психотерапевтического взаимодействия», НИС «Методология человекоцентрированного подхода», НИС «Эмпирические исследования в человекоцентрированном подходе»


5. Тематический план учебной дисциплины







Раздел 1. Теоретические основы применения человекоцентрированного подхода в социальной практике

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары




1

Человекоцентрированный подход и клиентоцентрированная психотерапия – общая и частная модели подхода

60

14

6

40

2

Человекоцентрированные умения: эмпатическое слушание, конгруэнтность, эмпатия и безусловное позитивное уважение

70

10

10

50




Раздел 2. Особенности применения человекоцентрированного подхода в различных сферах социальной практики.













3

Человекоцентрированный подход в деловых отношениях

60

10

10

40

4

Человекоцентрированный подход в образовании

70

10

10

50

5

Человекоцентрированный подход в межличностных и семейных отношениях

60

10

10

40




Раздел 3. Человекоцентрированный подход как культурная тенденция













6

Человекоцентрированный подхода и изменение мира человека

60

6

14

40




Всего

380

60

60

260


6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Эссе










6

Без титульного листа, на 1-й странице сверху фамилия и инициалы студента, основной текст – 5-7 машинописных страниц , Times New Roman 14, полтора интервала, поля слева – 3 см, остальные по 2.

Итоговый

Экзамен











*

Проходит в форме моделирования практических ситуации в различных областях социальной практики и совместной рефлексии продемонстрированных методов взаимоотношений



    1. Критерии оценки знаний, навыков


Эссе оценивается с точки зрения полноты освещения описываемого опыта, а также глубины его рефлексивного анализа.

На зачете студент должен продемонстрировать:



  • понимание теоретических основ человекоцентрированного подхода в разных областях социальной практики;

  • владение на начальном уровне человекоцентрированными умениями;

  • способность рефлексировать реализуемые способы отношений с людьми в разных сферах.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


7. Содержание дисциплины


Раздел 1 . Теоретические основы применения человекоцентрированного подхода в социальной практике

Тема 1. Человекоцентрированный подход и клиентоцентрированная психотерапия – общая и частная модели подхода

(лекции – 14 часов, семинары – 6 часов, самостоятельная работа – 40 часов)
Особенности клиентоцентрированной психотерапии как частной модели помогающих отношений ( К. Роджерс):личностные установки консультанта как «базовые условия» конструктивного развития клиента; обязанность консультанта реализовывать личностные установки; нацеленность на благо клиента. Особенности человекоцентрированного подхода как общей модели для любых партнерских отношений (Э. Медоус): человекоцентрированные умения как набор необходимых и достаточных инструментов для конструктивного развития отношений, свобода использовать или не использовать умения, нацеленность на благо человека, применяющего умения.

Литература по теме 1.

Основная:

  1. Колпачников В.В. Человекоцентрированный подход в практике психологического консультирования персонала организаций//Вопросы психологии. 2000, №3. С. 49-56.

  2. Роджерс К. Р. Становление человека. Взгляд на психотерапию. М.: «Прогресс». 1994. - 480 с.

Дополнительная :

  1. Meadows E.E.(1999-a) Differences //The Bristlecone. 1999. Vol. 2. Issue 1.

  2. Шмид П. Ф. Психотерапия – это политика или это – не психотерапия: человекоцентрированный подход как исходно политическое предприятие//Журнал практического психолога, 2012, №4, С.152-168

  3. Орлов А.Б.Психотерапия аполитична или она не является психотерапией: человекоцентрированный подход как принципиально, сущностно аполитичное предприятие или человекоцентрированный подход – искушение политикой(ответ Петеру Шмидту)// Журнал практического психолога, 2012, №4, С.169 – 182.



Тема 2. Человекоцентрированные умения: эмпатическое слушание, конгруэнтность, эмпатия и безусловное позитивное уважение

(лекции – 10 часов, семинары – 10 часов, самостоятельная работа – 50 часов)
Эмпатическое слушание как умение для аккуратного и точного понимания другого человека. Конгруэнтность как умение для точного и ответственного выражения себя. Два уровня конгруэнтности. Эмпатия как умение для содействия другому в разрешении затруднений/проблем. Условия применения эмпатии. Безусловное позитивное уважение как умение для преодоления сковывающего напряжения в трудной ситуации и с трудным партнером по отношениям. Важность совместного использования человекоцентрированных умений
Литература по теме 2

Основная:

  1. Колпачников В.В. Человекоцентрированный подход в практике психологического консультирования персонала организаций//Вопросы психологии. 2000, №3. С. 49-56.

  2. Meadows E.E. (1999-b) Empathic listening. Congruence. Empathy. Unconditional positive regard//The Bristlecone. Vol. 2. Issues 1-4.


Дополнительная :

  1. Meadows E.E. (2014) Person-Centered Approach in Organizational Relationships//Organizational Psychology. 2014. Т. 4. № 2.

  2. Motschnig R., Nykl L. (2014).Person-Centered Communication:Theory, Skills and Practice. Berkshire: Open University Press. England. – P. 236.

  3. Колпачников В.В. Феноменология и эффекты человекоцентрированных умений//Пасхи, 2002, №1, с. 15-24.


Раздел 2. Особенности применения человекоцентрированного подходав различных сферах социальной практики
Тема 3. Человекоцентрированный подход в деловых отношениях

(лекции – 10 часов, семинары – 10 часов, самостоятельная работа – 40 часов)
Человекоцентрированный подход и деловые отношения. Сильные работники - сильная организация. Концепция «новой рабочей общности». Власть в организации. Типы власти. Власть как способность достигать желаемого. Руководство. Конструктивные способы выдачи распоряжений и разговора о достижениях-неудачах. Разрешение проблемных/конфликтных ситуаций. Лидерство в организации.

Литература по теме 3

Основная:

  1. Колпачников В.В. Человекоцентрированный подход в практике психологического консультирования персонала организаций//Вопросы психологии. 2000, №3. С. 49-56.

Дополнительная:

  1. Meadows E.E. (2002) Оn the Strategic Future of the PCA//The Bristlecone. Vol. 5. Issue 3.

  2. Meadows E.E. (2014) Person-Centered Approach in Organizational Relationships//Organizational Psychology. 2014. Т. 4. № 2.

  3. Штроо В. А., Колпачников В. В. Человеко-центрированный подход в работе с организациями // Организационная психология. 2014. Т. 4. № 2. С. 79-87.


Тема 4. Человекоцентрированный подход в образовании

(лекции – 10 часов, семинары – 10 часов, самостоятельная работа – 50 часов)

Человекоцентрированный подход в образовании как новая социальная ситуация развития (Выготский Л.С., Божович Л.И., Эльконин Д.Б.). К. Роджерс: «Свобода учиться». Отношение родитель/педагог - ребенок/ученик с позиций человекоцентрированного подхода. Томас Гордон: тренинг эффективного учителя/родителя. Образовательные результаты: развитие личности ребенка и его компетентности в разных сферах. Достижения и проблемы.



Литература по теме 4

Основная:

  1. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М.: «Смысл». 2002.- 528 с.

Дополнительная :

  1. Гордон Т. Тренинг эффективного родителя (Parent Effective Training  PET)- http://www.klex.ru/qx

  2. Колпачников В.В. Психотехническая система обучения человекоценрированному подходу//Культурно-историческая психология. 2015, №3. С. 76-86

  3. Gordon T. (2003) Teacher Effectiveness Training. ISBN: 978-0-609-80932-7. Three Rivers Press- 368 P.

  4. Нил А. Саммерхилл: Воспитание свободой. М., 2004.- 325 с.


Тема 5. Человекоцентрированный подход в межличностных и семейных

отношениях

(лекции – 10 часов, семинары – 10 часов, самостоятельная работа – 40 часов)

Межличностные и семейные отношения: понимание, аутентичность, свобода и ответственность. Новая общность как процесс и результат применения человекоцентрированного подхода в межличностных и семейных отношениях.



Литература по теме 5

Основная:

  1. Роджерс К.Р. Значение психотерапии, центрированной на клиенте, для семейной жизни// Роджерс К. Р. Становление человека. Взгляд на психотерапию. М.: «Прогресс». 1994. – С. 376-390

  2. Роджерс К. Психология супружеских отношений.– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.- 288 с.


Дополнительная

  1. Гэйлин Н. Человекоцентрированная семейная психотерапия//Карл Роджерс и его последователи. М.: «Когито-Центр». – С. 197-316

  2. Rogers C.R. Carl Rogers on Personal Power.- London: Constable and Company Limited. -305 P. - Chapters 2 (“The new family – and the old”) and 3 (“The revolution in marriage and partnership”)



Раздел 2. Человекоцентрированный подход как культурная тенденция


Тема 6. Человекоцентрированный подхода и изменение мира человека

(лекции – 6 часов, семинары – 14 часов, самостоятельная работа – 40 часов)
Человекоцентрированный подход: узкопрофессиональная практика или культурная тенденция? Характеристики нового мира, строящегося человекоцентрированым подходом. Историко-эволюционный смысл человекоцентрированного подхода. Роджерс: «Осмелимся ли мы?»

Литература по теме 6
Основная:

  1. Колпачников В.В. Человекоцентрированный подход: история и перспективы//Московский психотерапевтический журнал. 2009, №1. С.141-170.

2. Роджерс К. Несколько важных открытий//Вестник МГУ. Серия 14. Психология.- 1990. № 2. С. 58-65.

Дополнительная:

  1. Карл Роджерс и его последователи. М.: Когто-Центр, 2005.-314 с.

  2. Meadows E.E. On the stategic future of the Person-Centered Approach// The Bristlecone. Vol. 5. Issue 3.

  3. Rogers C.R. Carl Rogers on Personal Power.- London: Constable and Company Limited. -305 P. Part I. « A quiet revolution: the impact of a person-centered approach».


8. Образовательные технологии


В образовательном процессе активно применяются следующие технологии: лекции, ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, моделирование ситуаций из деловой, образовательной и межличностной сфер, групповые дискуссии и др.

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля


Тема : «Что я получил (а) и недополучил(а) в профессиональном и личностном смысле на занятиях по курсу «Человекоцентрированный подход в социальной сфере».
    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу для самопроверки студентов.

  1. Главные особенности общей и частной моделей человекоцентрированного подхода.

  2. Человекоцентрированные умения: общая характеристика каждого умения.

  3. Человекоцентрированный подход в деловых отношениях.

  4. Человекоцентрированный подход в образовательной сфере.

  5. Человекоцентрированный подход в семейной сфере.

  6. Человекоцентрированный подход в межличностных отношениях.

  7. Человекоцентрированный подход как культурная тенденция.



10. Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: . Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Оценка за текущий контроль исчисляется контролю следующим образом:



Отекущий = Оэссе ;

Накопленная оценка по всем формам текущего контроля исчисляется как



Онакопл. = 0,5· Отекущий + 0,5·Оаудиторная.

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).


Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на экзамене:

Оитоговый = 0,4· Озачет + 0,6· Онакопл.

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).


Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу, если за любой из этих видов работы была выставлена оценка.

В случае если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения) допускает сдача форм контроля не позднее чем через две недели с момента окончания действия справки, если другие сроки не установлены деканатом. В случае, если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0».

Условия пересдач

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу



0,5· Отекущий + 0,5·Оаудиторная

Вторая пересдача проводится в присутствие комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу



0,5· Отекущий + 0,5·Оаудиторная
В исключительных случаях комиссия может принять решение об отказе от учета накопленной студентом оценки. В данном случае комиссией используются следующие критерии оценки ответа студента: полнота ответа на вопрос, самостоятельность при ответе на вопрос, точность в ответе на поставленные вопросы.

ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.




11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник

Базовый учебник в рамках курса «Человекоцентрированный подход в социальной сфере» не предусмотрен, т.к. он предполагает знакомство с человекоцентрированным подходом в различных сферах социальных отношений и подобного учебника пока не написано.




    1. Основная литература


1.Колпачников В.В. Человекоцентрированный подход в практике психологического консультирования персонала организаций//Вопросы психологии. 2000, №3. С. 49-56.

  1. Колпачников В.В. Человекоцентрированный подход: современное состояние и перспективы//Московский психотерапевтический журнал. Консультативная психология и психотерапия. 2009. №1. С.141-171.

  2. Роджерс К. Р. Становление человека. Взгляд на психотерапию. М.: «Прогресс».1994.- 480с.

  3. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М.: «Смысл». 2002.- 528 с.

  4. Роджерс К. Несколько важных открытий/Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1990. № 2. С. 58-65.

  5. Роджерс К. Психология супружеских отношений.– М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.- 288 с.



    1. Дополнительная литература


  1. Гордон Т. Тренинг эффективного родителя (Parent Effective Training  PET)- http://www.klex.ru/qx

  2. Гэйлин Н. Человекоцентрированная семейная психотерапия//Карл Роджерс и его последователи.М.: «Когито-Центр». – С. 197-316

  3. Карл Роджерс и его последователи. М.: Когто-Центр, 2005.-314 с.

  4. Колпачников В.В. Феноменология и эффекты человекоцентрированных умений//Пасхи, 2002, №1, с. 15-24.

  5. Колпачников В.В. Психотехническая система обучения человекоценрированному подходу//Культурно-историческая психология. 2015, №3. С. 76-86.

  6. Нил А. Саммерхилл: Воспитание свободой. М., 2004.- 325 с.

  7. Орлов А.Б. Психотерапия аполитична или она не является психотерапией: человекоцентрированный подход как принципиально, сущностно аполитичное предприятие или человекоцентрированный подход – искушение политикой(ответ Петеру Шмидту)// Журнал практического психолога, 2012, №4, С.169 – 182.

  8. Шмид П. Ф. Психотерапия – это политика или это – не психотерапия: человекоцентрированный подход как исходно политическое предприятие//Журнал практического психолога, 2012, №4, С.152-168

  9. Штроо В. А., Колпачников В. В. Человеко-центрированный подход в работе с организациями // Организационная психология. 2014. Т. 4. № 2. С. 79-87.

  10. Gordon T. (2003) Teacher Effectiveness Training. ISBN: 978-0-609-80932-7. Three Rivers Press- 368 P.

  11. Meadows E.E.(1999-a) Differences //The Bristlecone. 1999. Vol. 2. Issue 1.

  12. Meadows E.E. (1999-b) Empathic listening. Congruence. Empathy. Unconditional positive regard//The Bristlecone. Vol. 2. Issues 1-4.

  13. Meadows E.E. (2002) Оn the Strategic Future of the PCA//The Bristlecone. Vol. 5. Issue 3.

  14. Meadows E.E. (2014) Person-Centered Approach in Organizational Relationships//Organizational Psychology. 2014. Т. 4. № 2.

  15. Motschnig R., Nykl L. (2014).Person-Centered Communication:Theory, Skills and Practice. Berkshire: Open University Press. England. – P. 236.

  16. Rogers C.R. Carl Rogers on Personal Power.- London: Constable and Company Limited. -305 P.

    1. Дистанционная поддержка дисциплины.

Связь с преподавателем по эл. почте vkolpachnikov@hse.ru

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины


На некоторых практических занятиях необходима видеокамера для видеозаписи моделируемых ситуаций и ролевых игр, а также телевизор для просмотра видеозаписей в целях обратной связи и рефлексии
Каталог: data -> 2015
2015 -> Александрова Лада Анатольевна
2015 -> Программа дисциплины Теория отраслевых рынков  для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра
2015 -> Программа дисциплины «Иностранный язык»
2015 -> 1 Область применения и нормативные ссылки
2015 -> Рабочая учебная программа по социологии лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
2015 -> Преподаватель: А. А. Абрашкин Число кредитов
2015 -> Программа дисциплины "Культура России Нового времени"
2015 -> Программа дисциплины «История» для направления 01. 03. 04 «прикладная математика» подготовки бакалавра


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница