В 1946 г. Образовалась Армянская могучая кучка круг пяти армянских композиторов, родившихся в 1920-1921 гг



страница1/14
Дата13.11.2019
Размер1,78 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

АРУТЕНЯН

В 1946 г. Образовалась Армянская могучая кучка - круг пяти армянских композиторов, родившихся в 1920--1921 гг., закончивших Ереванскую консерваторию, поступивших в Московскую консерваторию и на курсы Армянской культурной студии. Круг так назывался в связи с известной могучей кучкой русских композиторов. Членом кружка были Александр Арутюнян. Их основными руководителями были Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович. Четыре члена группы были удостоены звания Народный артист СССР, Александр Арутюнян и Арно Бабаджанян также были удостоены Государственной премии СССР в молодые годы (Арутюняну было 29 лет).

Одним из представителей армянской музыки является А.Г. Арутюнян. Существует множество публикации о творчестве Александра Арутюняна: среди них многочисленные статьи в журналах. Беседы современников о его творчестве, стилистике и эпохе, аналитические очерки, посвященные отдельным произведениям, а также собственные воспоминания композитора. Среди перечисленных есть немало обстоятельных и значительных трудов как с точки зрения научного осознания особенностей композиционной стилистики, так и в аспекте исторического значения его наследия в масштабах национальной культуры.

Творческий стиль Арутюняна, развившийся в конце 1940-х годов, основан на богатом музыкальном наследии Армении и в то же время на принципах музыки классицизма и романтизма, что проявляется как в строгом соблюдении классической последовательности быстрых и медленных частей, так и в обращении к жанрам сюит и концертов. Сочинения Арутюняна наполнены экспрессией, чувственностью, ностальгией и иронией.

В творчестве композитора можно выделить несколько периодов: сочинения послевоенного периода и начала 1950-х годов характеризуются принципами тематического развития и сочетания масштабных структур, создающих большую эмоциональную интенсивность. Произведения этого периода -- Праздничная увертюра, Симфония, Концертино для фортепиано с оркестром - приближаются по духу к работам А.И. Хачатуряна. В 1960-е -- 1970-е годы композитор отказывается от драматических элементов в пользу большей ясности изложения и ориентации на классические формы. Крупнейшее достижение Арутюняна в этот период -- опера «Саят-Нова».

Наконец, начиная с 1980-х годов в сочинениях Арутюняна, наблюдается стремление к синтезу различных стилей, как, например, в концертах для тромбона и тубы с оркестром (первые концертные сочинения для этих инструментов в истории армянской музыки). Александр Григорьевич удостоен при жизни многих наград и званий, но первой наградой стала Сталинская премия первой степени (1949) -- за «Кантату о Родине». Почему именно к этому жанру обратился композитор? Обратимся к истории развития кантаты.
Кантата (итал. cantata, от лат. саntare -- петь) -- вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. Кантаты бывают и светского, и духовного содержания. Встречаются кантаты торжественные, лирические, скорбные, радостные, повествовательные, философские.

История жанра начинается в первой половине XVII в. Тогда вокальное сочинение для одного голоса называлось кантатой в отличие от инструментального сочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии развилась и форма кантаты, которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. Но наивысшего расцвета жанр духовной кантаты достиг в протестантской части Европы - в Англии и Германии. Важную роль в этом сыграли сборники текстов кантат, составленные Э. Ноймайстером; в них сочетались библейские тексты, хоральные строфы, речитативы и арии «da capo». К этому типу кантаты обратились, в частности, Г.Ф. Телеман и И.С. Бах, благодаря которому кантата заняла почётное место среди современных ему крупных музыкальных жанров. Бахом написаны сотни духовных кантат, предназначенных для церковных праздников. Они разнообразны по составу исполнителей и по содержанию. В их музыке выступает богатейший мир человеческих чувств - лирических и драматических, радостных, спокойно-созерцательных и трагических. Следующий этап в развитии жанра связан с творчеством В.А. Моцарта. В своих "масонских" кантатах, созданных в последние годы жизни, как и в мессах, Моцарт вырабатывал тот хоровой стиль, который в столь совершенных формах представлен в его Реквиеме.

Во Франции кантатно-хоровые жанры играли большую роль во время Великой французской революции; своим героическим пафосом они вдохновляли народ на борьбу против тирании. Много произведений этого рода создали Л. Керубини, Э. Мегюль, Ж.Ф. Лесюэр, Ф.Ж. Госсек.

Жанру кантаты отдал дань и Л. Бетховен, написавший кантату «Морская тишь и счастливое плавание» на стихи И.В. Гёте. Финал его 9-й симфонии с участием хора и солистов (на сл. «Оды к радости» Ф. Шиллера) по существу также является кантатой.

В России кантаты начали писать еще в XVIII в., но расцвет жанра пришелся на XIX и XX вв. («Москва» П.И. Чайковского, «Песнь о вещем Олеге» и «Из Гомера» Н.А. Римского-Корсакова, «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» С.И. Танеева, «Весна» и «Колокола» С.В. Рахманинова, Кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева, «История доктора Иоганна Фауста» А.Г. Шнитке). Создавались кантаты, посвящённые знаменательным датам (кантата Глазунова к 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина, Балакирева -- к открытию в 1906 памятника М.И. Глинке в Петербурге и др.). Кантатно-ораториальный жанр занимает одно из ведущих мест в современном композиторском творчестве. Об этом говорит и количество созданных за последние десятилетия произведений в этой области, и обращение к кантате и оратории широкого круга композиторов, разных по своим творческим индивидуальностям.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница