Уважаемый Сергей Александрович! В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 29. 12. 2014 №459-фз о внесении изменений в закон



страница1/12
Дата23.05.2016
Размер1.96 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Обратившийся: Авданин Сергей Александрович
ООО «Безлыченское ЖКХ» просит Вас разъяснить ситуацию следующего характера.

Наша организация занимается добычей подземных вод для водоснабжения трех населенных пунктов Захаровского района Рязанской области: д. Безлычное, с. Фёдоровское и с. Байдики. В каждом населенном пункте для водоснабжения используются по одной артезианской скважине. Всего три. Все артскважины располагаются друг от друга на расстоянии свыше пяти километров, но находятся на одном водоносном горизонте – Каширский. Суммарная добыча подземных вод составляет фактически 198,7 м^3 в сутки по состоянию на 01.09.2015 г. (д. Безлычное – 98 м^3 в сутки, с. Фёдоровское – 93 м^3 в сутки, с. Байдики – 7,7 м^3 в сутки). Заявленная среднесуточная величина водоотбора по условиям пользования недрами составляет 331,78 м^3/сутки суммарно из трех артскважин, максимальная величина водоотбора не должна превышать 511,8 м^3/сутки также суммарно из трех артскважин.

С 1 января 2015 года в ФЗ РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992 г. внесены изменения, где указано, что при добыче подземных вод менее 100 м^3/сутки оценка эксплуатационных запасов подземных вод не производится, но не сказано при каких конкретных обстоятельствах: при добыче подземных вод менее 100 м^3/сутки по факту или же по цифрам, указанные в условиях недропользования. Суммарная добыча или для каждого отдельного водозабора.

Разъясните, пожалуйста, надо ли нашей организации при наших условиях добычи подземных вод проводить оценку эксплуатационных запасов подземных вод, или же организация попадает под действие этого закона. Спасибо.
Ответ: Уважаемый Сергей Александрович!

В соответствии с п. 3 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2014 № 459-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 459-ФЗ) участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее – питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 м3/сутки, относятся к участкам недр местного значения.

Согласно п. 14.1 ст. 4 Закона № 459-ФЗ проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования. Запасы подземных вод на участках недр местного значения, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 м3/сутки, не подлежат государственной экспертизе (ст. 29 Закона № 459-ФЗ).

Исходя из вышеизложенного ООО «Безлыченское ЖКХ» необходимо проведение оценки эксплуатационных запасов подземных вод, так как разрешенный среднесуточный водоотбор, по условиям пользования недрами, составляет 331,78 м3/сут.



Обратившийся: Воронцов Евгений Владимирович
Подскажите пожалуйста,

Не добытые полезные ископаемые могут сменить владельца переход право собственности от Государства к другому Собственнику)?

И в какой момент не добытые полезные ископаемые становятся добытыми полезными ископаемыми?

Нефть и газ в газо - нефте Транспортной Системе являются уже добытыми полезными ископаемыми или они все еще принадлежат Государству?

21 февраля 1992 года N 2395-1 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О НЕДРАХ

Статья 1.2. Собственность на недра:

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Ответ: Уважаемый Евгений Владимирович!

В соответствии с ч. 1 ст. 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон РФ «О недрах») недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В то же время, согласно ч. 3 указанной статьи добытые из недр полезные ископаемые, в том числе нефть и газ, по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

В свою очередь, согласно ч. 3 ст. 11 Закона РФ «О недрах» лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 12 Закона РФ «О недрах» лицензия и ее неотъемлемые части должны, в том числе содержать указание на право собственности на добытое минеральное сырье.

Кроме того, отмечаем, что согласно ч.1 ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения под добытым полезным ископаемым понимается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 указанной статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.

Таким образом, до момента извлечения полезные ископаемых, в том числе нефти и газа, из недр, полезные ископаемые находятся в государственной собственности, в то время как правомерно добытые из недр полезные ископаемые, могут находиться в государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной и в иных формах собственности, в соответствии с условиями лицензии.



Обратившийся: Шинтякова Наталья Сергеевна
Организацией в соответствии с Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения), утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15 марта 2005 г. N 61 (далее- Порядок) была получена лицензия на геологическое изучение участка недр В Перечень участков недр местного значения субъекта РФ включен участок недр местного значения с предоставлением права на геологическое изучение, пространственные границы которого полностью входят в пространственные границы участка недр, на который уже получена лицензия на геологическое изучение.

Просим пояснить Вас следующее:

1. Может ли быть выдана лицензия на геологическое изучение участка недр местного значения в таком случае? Имеет ли право орган государственной власти субъекта выдавать лицензии на геологическое изучение при наличии уже действующей лицензии, выданной на основании решения комиссии, созданной федеральным органом управления государственным фондом недр?

2. Имеет ли приоритет лицензия, полученная в соответствии с Порядком, над лицензией на геологическое изучение участка недр местного значения?

3. Какими нормами права регулируется данный вопрос?

Ответ: Уважаемая Наталья Сергеевна!

Согласно абзацу 2 п. 3 ст. 10.1 Закона Российской Федерации «О недрах» (Закон РФ «О недрах) решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, является основанием возникновения права пользования участками недр для геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участков недр местного значения.

В то же время, абзац 6 п. 6 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» предусматривает в качестве основания возникновения права пользования недрами решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.

Согласно п. 6 Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней, утвержденного приказом Роснедра от 15.06.2012 № 687 (далее – Порядок), территориальный орган Роснедра в 20-тидневный срок с даты поступления проекта перечня участков недр местного значения рассматривает указанный проект на предмет отсутствия или наличия оснований для отказа в согласовании, а также проверяет информацию о наличии в границах участков недр местного значения геологических и (или) горных отводов участков недр, предоставленных в пользование для геологического изучения и (или) разведки и добычи полезных ископаемых, не относящихся к общераспространенным.

В соответствии п. 6 Порядка отказ в согласовании перечней участков недр местного значения производится в следующих случаях:

1) предлагаемый к включению в указанный перечень участок недр местного значения полностью или частично расположен над или под месторождением полезных ископаемых, не относящихся к общераспространенным, находящимся в нераспределенном фонде;

2) предлагаемый к включению в указанный перечень участок недр местного значения полностью или частично расположен над или под проявлением твердых полезных ископаемых, учтенным в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых;

3) предлагаемый к включению в указанный перечень участок недр местного значения полностью или частично расположен в границах участка недр, включенного в федеральный фонд резервных участков недр, или участка недр федерального значения, находящегося в нераспределенном фонде.

Согласно п. 6.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 №3314-1, лицензия на геологическое изучение недр дает право изучения только того вида (или видов) полезного ископаемого, который указан в лицензии.

Принимая во внимание вышеизложенное, в границах одного геологического отвода могут быть предоставлены лицензии на пользование недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, различным пользователям недр, при этом порядок проведения работ на данных участках недр, включая порядок взаимодействия пользователей недр, определяется условиями пользования недрами.



Обратившийся: Марокин Николай Станиславович
Подскажите пожалуйста, что надо для того чтобы получить разрешение на добычу минералов?
Ответ: Уважаемый Николай Станиславович!

В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица. При этом законодательство не предполагает никаких преимуществ при получении права пользования недрами какими-либо категориями граждан и организаций.

В соответствии со ст. 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон РФ «О недрах») основанием возникновения права пользования участками недр для разведки и добычи или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, является решение аукционной комиссии о предоставлении такого права.

Предоставление недр в пользование для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласованное с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом и принятое для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах», предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Порядок организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами установлен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденным приказом Минприроды России от 17.06.2009 № 156.

В случае заинтересованности в получении участка недр в пользование Вам следует обратиться в соответствующий территориальный орган Роснедр по месту его расположения.

Обратившийся: Сайранов Ильнур Махмудович
Здравствуйте! Прошу сообщить, в соответствии с какими нормативно-правовыми актами осуществляются работы по оценке запасов воды и экспертиза (ГКЗ/ТКЗ) соответствующего отчета.

Может ли быть принят на экспертизу отчет в не прошитом, не пронумерованном виде при отсутствии рецензии, реферата и списка использованной литературы.

Спасибо!

Ответ: Уважаемый Ильнур Махмудович!

Оценка запасов и экспертиза ГКЗ (ТКЗ) осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1.Закон Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах»;

2.Постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение»;

3.«Классификация запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод», утвержденная приказом МПР России от 30.07.2007 г. № 195;

4.Распоряжение МПР России от 27.12.2007 N 69-р "Об утверждении Методических рекомендаций по применению классификации запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод, утвержденной приказом МПР России от 30.07.2007 г. № 195»;

5.ГОСТ Р 53579-2009. «Отчет о геологическом изучении недр. Общие требования к содержанию и оформлению», утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирование от 15.12.2009 г. № 877-ст.

Состав и правила оформления отчета, представляемого на экспертизу, содержатся в Приказе Минприроды Российской Федерации от 31.12.2010 № 569 «Об утверждении требований к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов питьевых, технических и минеральных подземных вод».



Обратившийся: Попова Наталья Александровна
Добрый день! Интересует порядок оформления документов на добычу речного песка, ежегодного наносимого течением.

Какие необходимо получить разрешительные документы и в какое ведомство обращаться. Место добычи находится непосредственно в русле. Река принадлежит Российской Федерации.

Ответ: Уважаемая Наталья Александровна!

Согласно ч. 1 ст. 52 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ использование водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о недрах.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, в том числе для разведки и добычи полезных ископаемых.

При этом согласно ч. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 8 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещается разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»).

Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Из указанного определения следует, что русло реки не входит в состав водоохранной зоны.

Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации не содержит запрета на предоставление права пользования недрами для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых в руслах рек.

При этом согласно п.п. 7, 8 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, а также приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии со ст. 4, 16, 18 Закона Российской Федерации «О недрах» предоставление права пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространённых полезных ископаемых, а также выдача, оформление и регистрация лицензий на пользование недрами, внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, переоформление лицензий, принятие решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр общераспространённых полезных ископаемых относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и не входит в компетенцию Роснедр.

Согласно постановлению Администрации Алтайского края от 03.12.2012 № 659 «Об утверждении Положения об управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края» уполномоченным органом в сфере регулирования отношений недропользования в Алтайском крае является Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края.

Исходя из изложенного следует, что вопросы недропользования в отношении участков недр местного значения, относятся к компетенции Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края.


Обратившийся: Константинов Станислав Сергеевич
Добрый день!

Водозаборный узел, включающий артезианские скважины, расположен на землях обороны. Относится ли участок недр, содержащий подземные воды, к участкам недр федерального значения на основании п. 4 ч. 3 ст. 2.1 Закона РФ "О недрах"?

Если да, то какой порядок получения лицензии на пользование таким участком недр?

Ответ: Уважаемый Станислав Сергеевич!

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Закона РФ «О недрах» перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в официальном издании Российской Федерации.

При этом включение в предусмотренный перечень имеет исключительно информационное, но не правоустанавливающее значение, отсутствие участка недр в данном перечне не влечет для него утраты статуса участка недр федерального значения.

Таким образом, участок недр приобретает статус участка недр федерального значения при соответствии указанным в ч. 3 ст. 2.1 Закона РФ «О недрах» критериям, в том числе при расположении участка недр, содержащего водозаборный узел, в границах земельных участков из состава земель обороны и безопасности.

В отношении порядка предоставления участков недр федерального значения для целей добычи подземных вод, отмечаем следующее.

Законодательство Российской Федерации о недрах разграничивает понятия «полезные ископаемые» и «подземные воды».

При этом ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» устанавливает исчерпывающий перечень оснований предоставления права пользования участком недр для целей геологического изучения, разведки и добычи как полезных ископаемых, так и подземных вод.

Так, согласно п. 1 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» основанием возникновения права пользования участком недр федерального значения является решение Правительства Российской Федерации. При этом данная норма не содержит оснований предоставления права пользования участком недр для целей добычи подземных вод. Учитывая, что положения п. 1 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» не подлежат расширительному толкованию, то п. 1 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» не регулирует отношения по предоставлению в пользование участков недр федерального значения, содержащих подземные воды.

Абзац седьмой п. 6 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» предусматривает в качестве основания предоставления права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно абз. 4 п. 3 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» основанием возникновения права пользования участком недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, исходя из толкования ст. 10.1 Закона РФ «О недрах», основанием возникновения права пользования участком недр федерального значения для целей добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, или для осуществления геологического изучения участков недр федерального значения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Дополнительно отмечаем, что Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержден Приказом МПР России от 29.11.2004 № 710.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница