Утверждено



страница1/5
Дата21.04.2016
Размер0.97 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4   5
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Амурская средняя общеобразовательная школа»



РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

МС

Заместитель директора по УР

Директор школы

Протокол №4

___________О.П. Долгих

____________А.Н. Сигарева

от 28.08.2013г

от 28.08.2013г

приказ № 71







от 30.08.2013г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ

( 10 КЛАСС )

Волкова Антонида Сергеевна

учитель истории
2013 г.


Аннотация к рабочей программе  дисциплины

«История» для 10 класса


  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Курс включает материал по всеобщей истории и истории России с древнейших времен до начала XX века, рассчитан на 28 часов (2 часа в неделю) и изучается в 10 классе. Курс отражает принцип концентрического изучения истории – в 10 классе учащиеся на качественно новом уровне возвращаются к периодам всеобщей и отечественной истории, известным им по изученному курсу истории в 5-9 классах. В старших классах предполагается знакомство учащихся с основными научными концепциями исторического развития, основными историческими событиями и особенностями социально-экономического развития мировой цивилизации на протяжении всей ее истории. Курс всеобщей истории помогает учащимся лучше понять события отечественной истории в контексте мировой истории.

2. Цель изучения дисциплины

Формирование у учащихся целостного представления об историческом пути народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях истории. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

формулирование полученных результатов;

создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).


3. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины  используется как традиционные, так и инновационные технологии проектного, игрового, ситуативно-ролевого,  объяснительно-иллюстративного обучения. Активно используются авторские презентации и работа с интерактивной доской.



4. Требования к результатам освоения дисциплин

В результате  изучения курса у учащихся должны сформироваться следующие знания и умения:

знание хронологии исторических событий;

понимание закономерностей общественного развития;

умение работать с историко-географическими картами;

умение работать с презентациями по заданной тематике с использованием интерактивной доски;

умение выстроить самостоятельный рассказ по изучаемой тематике;

умение анализировать адаптированные для изучения в школе тексты исторических источников;

умение решать тестовые задания по изучаемой тематике;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;

использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
5. Общая трудоемкость дисциплины

Всеобщая история 26 ч.; история России – 44 ч. Всего 70 ч.



6. Формы контроля

различные тестовые формы контроля; итоговая контрольная работа в конце учебного года.




Пояснительная записка.

Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также  программ курса «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса,  курса «История России с древнейших времен до конца XIX в.» Сахарова А.Н., Боханова А.Н., Козленко С.И.  для 10  класса.





Разделы, темы



Кол-во часов

Количество

Повторение (тесты, контрольные работы)



1

Меняющийся облик мира: опыт осмысления

1

-

2

Человечество на заре своей истории.

5

-

3

Европа и Азия в средние века.

12

-

4

Новое время: эпоха великого европейского господства.

7

-

5

От неолитической к промышленной революции

1




6

Русь изначальная.

4

-

7

Расцвет Руси. XI – первая треть XII в.

2

-

8

Политическая раздробленность

2




9

Борьба Руси за независимость в XIII – начале XIV в.

4




10

В борьбе за единство и независимость.

4




11

Россия в XVI в.

4




12

РОССИЯ В XVII СТОЛЕТИИ

5




13

РОССИЯ В XVIII СТОЛЕТИИ

7




14

РОССИЯ В XIX СТОЛЕТИИ

12

1



Всего:

70






Общая характеристика Курс истории для 10 класса строится по проблемно-хронологическому или проблемному принципу. Объектом изучения являются основные вехи цивилизационного развития России и мира. Значительное внимание уделяется системообразующим чертам цивилизаций, таким как особенности ведения хозяйства, формы повседневной жизни, обычаи, взгляды людей на окружающий мир. Курс «Всеобщая история» для 10 класса охватывает период с древнейших времен до конца XIX в.   Рабочая программа по курсу всеобщей истории позволяет дать целостное интегрированное представление о всемирно-историческом развитии, о пути человечества к современному глобализирующемуся миру; помогает выработать у учащихся навыки исторического мышления, сформировать у них историко-политическую и гуманитарную культуру. Программа содействует единой концепции исторического образования. Программа рассчитана на 26 часов.

Курс «История России» в 10 классе охватывает период с древнейших времен до конца XIX в. Одной из важнейших функции изучения отечественной истории является формирование гражданственности, патриотизма, личностной ориентации.  В основу курса положен комплексный подход в изложении истории. Рабочая программа по курсу история России рассчитана на 44 часа.



Цели и задачи изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;

- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;

- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;

- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения обучающихся в жизнь общества.


Содержание тем учебного курса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ



Древнейшая история человечества (2 ч)

Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.

Цивилизации Древнего мира и Средневековья (10 ч)



Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.

Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока. Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь. Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.



Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.



Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.
Новое время: эпоха модернизации (10ч)

Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.



Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
ИСТОРИЯ РОССИИ
Введение. (1 час). История России — часть мировой истории. Источники по истории Отечества. Структура курса истории России в 10 классе. Учебная литература по предмету.

Раздел 1. НАШЕ ОТЕЧЕСТВО В ДРЕВНОСТИ (2 часа)



Тема 1. Происхождение славян. Их соседи и враги

Место славян среди индоевропейцев. Индоевропейцы, их расселение. Распад общности индоевропейцев на вос­точную, западноевропейскую, славянскую и балтскую груп­пы народов. Славянство как древнейшая и неотъемлемая часть европейского сообщества народов. Вторжение индо­европейцев на новые земли. Смешение индоевропейцев с местным неолитическим населением. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верова­ния. Первые нашествия на восточных славян. Нашествие ираноязычных кочевников — скифов. Греческие колонии и скифы. Соседи восточных славян. Формирование мира балтов. Угро-финские народы. Предки адыгов, осетин (аланов) и других горских народов. Тюркоязычные племена Южной Сибири. Великое переселение народов с конца IV в. Участие сла­вян в Великом переселении народов. Демографический взрыв славянского населения на больших пространствах Восточной Европы в V—VI вв. Крупные перемены в составе общества славян: усиле­ние роли племенных вождей и старейшин, складывание во­круг них дружин, появление богатых и бедных. Формирование двух крупных восточнославянских обра­зований — склавинов и антов. Славянский вождь Кий. Формирование славянского центра в Приильменье. Борьба восточных славян с аварами и хазарами в VI—VII вв. Славянские народы и болгары. Волжская Булгария. Болгары на Балканском полуострове. Начало славянской Болгарии на Балканах.

Раздел 2. ДРЕВНЯЯ РУСЬ (5 часов)



Тема 2. Восточнославянские племена в VIII—IX вв.

Формирование из родственных племен восточных сла­вян крупных племенных союзов в VIII в. Совершенствование общественных отношений. Влияние местоположения и природных условий на развитие отдельных восточносла­вянских племен. Выделение жителей Среднего Поднепро-вья (полян) среди восточнославянских племен.

Предпосылки формирования Древнерусского государ­ства. Первые признаки государственного устройства во времена антов и Кия. Причины исчезновения ранних госу­дарственных образований.

Распад родовой общины. Развитие соседской общины. Складывание к концу IX в. четкой иерархии общества. Роль военного духа в единстве общества. Рост стремлений сде­лать власть наследственной.

Развитие ремесла, рост городов, торговые связи как экономическая основа появления государства в восточно­славянских землях.

Торговые пути. Зарождение пути «из варяг в греки».

Язычество восточных славян. Связь религии восточных славян с природой и их занятиями.

Тема 3. Становление Древнерусского государства

Появление в восточнославянских землях (в Среднем Поднепровье во главе с Киевом и в северо-западном рай­оне во главе с Ладогой и Новгородом) племенных союзов и межплеменных группировок как начальной восточносла­вянской государственности. Военные походы восточных славян в IX в. Аскольд. Проблема варягов в историографии. Норманнская тео­рия создания Русского государства. Позиции норманистов и антинорманистов сегодня. Происхождение слова «Русь». Рюрик в Новгороде. Начало династии Рюриковичей. Во­енная победа новгородского Севера над киевским Югом — начало единого Русского государства. Князь Олег, его по­литика по объединению славянских земель. Противоборст­во кочевым племенам. Принятие Олегом титула великого князя. Поход на Византию 907 г.

Княжение Игоря. Походы Игоря на Византию. Полюдье и гибель Игоря. Правление княгини Ольги. Система сбора дани при Ольге. Внешняя политика княгини Ольги. Креще­ние Ольги. Правление князя Святослава. Продолжение политики Игоря и Ольги по объединению восточнославянских земель и централизации системы управления. Внешняя политика Святослава. Святослав — «Александр Македонский Вос­точной Европы». Смерть Святослава. Борьба за власть. Ос­лабление единства Руси.

Приход к власти Владимира Святославича — новая по­беда Русского Севера над Русским Югом. Укрепление единства Русской земли. Активная внешняя политика Вла­димира. Противоборство печенегам. Владимир как органи­затор русского войска.



Крещение Руси. Причины необходимости крещения Руси. Выбор крещения по византийскому обряду. Процесс креще­ния Руси. Двоеверие. Значение христианизации Руси.

Тема 4. Расцвет Руси. XI — первая треть XII в.

Правление Ярослава Мудрого. Междоусобицы на Руси. Смерть Владимира Святославича. Борьба за великокняжеский престол. Ослабление центральной власти. Святые Бо­рис и Глеб. Приход к власти Ярослава Мудрого. Укрепление системы управления страной. «Русская правда» — первый на Руси писанный свод законов. Развитие культуры Руси в годы правления Ярослава Мудрого. Внешняя политика Ярослава Мудрого: расширение границ Руси, укрепление международных связей, победа над печенегами, взаимоот­ношения с Византией.

Русское общество в XI в. Система управления страной. Возникновение феодальной земельной собственности. Феодально-зависимое население. Армия: структура, во­оружение, порядок боевых действий. Города. Торговля. Си­стема церковной религиозной жизни. Монастыри. Первые восстания на Руси: 1024 г. — в Суздальской земле, 1068 г. — в Киеве. «Русская правда» Ярославичей.

Междоусобица сыновей Ярослава Мудрого. Борьба с по­ловцами. Продолжение междоусобицы при внуках Яросла­ва Мудрого. Любечский съезд 1097 г. Владимир Мономах. Восстание 1113 г. в Киеве. Приход на великокняжеский пре­стол Владимира Мономаха. Политика Владимира Монома­ха: прекращение внутренней борьбы в русском обществе, новая «Русская правда», воссоздание единства Руси, воен­ные походы, укрепление международного положения Руси. Мстислав Великий.



Тема 5. Политическая раздробленность Руси

Распад Древнерусского государства. Распря Мономашичей. Юрий Владимирович Долгорукий. Причины распада Древней Руси: усилившаяся экономическая мощь различ­ных русских земель; огромная территория, различные при­родные и экономические особенности отдельных ее ча­стей, постоянные княжеские разделы земель. Значение Древнерусского государства в истории страны. Политическая раздробленность Руси — закономерный этап в истории страны. Сохранение сил, которые содейст­вовали единению страны: власть великих князей, влияние Русской Православной Церкви, существование внешней опасности.

Русские княжества XIIXIIIвв.: Киевское, Чернигово-Северское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Господин Великий Новгород. Возникновение Москвы. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо и расцвет Владимиро-Суздальской Руси.

Тема 6. Культура Руси в X — начале XIII в.

Культура народа часть его истории. Единство культуры восточных славян. Взаимообогащение культуры восточных славян и их соседей. Влияние на Русь византийской культу­ры. Соединение в культуре Руси культуры языческого мира и культуры христианской.

Письменность, грамотность, школа. Летописи. Литера­тура. Архитектура. Живопись, скульптура, музыка. Фольк­лор. Быт народа. Зарождение русской цивилизации.

Раздел 3. ОТ РУСИ К РОССИИ (13 часов)

Тема 7. Борьба Руси за независимость в XIII в.

Монголо-татарское нашествие на Русь. Монголо-татары. Развитие феодальных отношений и зарождение госу­дарства у монголов. Военизированный характер монголь­ской государственности. Чингисхан. Завоевания монголов. Битва на Калке. Нашествия на Русь. Причины военного поражения русских княжеств. Монголо-татар­ское иго. Ограниченная автономия русских княжеств. Ито­ги монголо-татарского нашествия и установления ига.

Натиск врагов на северо-западных границах России. Первые схватки с крестоносцами и литовцами. Невская битва 1240 г. Александр Невский. Ледовое побоище 1242 г. Возрождение Руси. Русь и Золотая Орда при Александ­ре Невском. Восстания против власти монголов во второй половине XIII в. Карательные ордынские экспедиции. Миг­рации населения Руси. Причины быстрого роста населе­ния Северо-Восточной Руси. Роль Русской Православной Церкви в подъеме Руси. Монастыри в хозяйственной ко­лонизации Северо-Восточной Руси. Возрождение крестьянства. Восстановление и рост городов. Рост слобод. Развитие посадского населения. Формирование системы зависимости людей друг от друга на основе права владения землей. Ее роль в укреп­лении экономической мощи края, усилении княжеской власти и одновременно обострении социальных противо­речий.

Возвышение новых русских центров (западные и цент­ральные русские земли — Полоцкое, Смоленское и другие княжества, земли в междуречье Оки и Волги). Усиление Великого Новгорода. Появление Литовско-Рус­ского государства.

Лидерство Тверского княжества на рубеже XIII — XIV вв. Князь тверской Михаил Ярославич. Первый московский князь Даниил.

Тема 8. Возвышение Москвы

Борьба Твери и Москвы за первенство. Князь мос­ковский Юрий Даниилович. Разделение Руси на два враждующих лагеря — во главе с Тверью и Москвой. Иван Данилович Калита. Политические, социальные, террито­риально-географические предпосылки возвышения Москвы. Продолжение политики Ивана Калиты его сыновьями — Семеном Гордым и Иваном Красным. Противоборство Москвы и Литвы. Открытая борьбы с Ордой. Битва на реке Воже в 1378 г. Куликовская битва 1380 г. Дмитрий Донской. Владимир Андреевич серпуховской. Историческое значение Куликовской битвы. Поход 1382 г. Тохтамыша на Москву.



Тема 9. В борьбе за единство и независимость

Правление Василия I Дмитриевича. Обострение отно­шений Московского княжества и Литвы. Расширениеземель Московского княжества. Поход Тимура на Русь. Противостояние Руси полчищам Едигеевой рати. Грюнвальдская битва. Роль Русской Православной Церкви в объединении Руси. Сергий Радонежский.



Феодальная война на Руси. Борьба за московский трон. Расстановка сил. Ход борьбы, ее этапы. Юрий зве­нигородский. Василий II. Итоги войны, ее роль в дальней­шем развитии русских земель.

Тема 10. Образование Русского централизованного государства

Иван III. Расширение земель Московского государства. Подчинение Новгорода. Марфа Борецкая. Освобождение от ордынского ига. Иван III — государь всея Руси. Продол­жение присоединения земель под власть великого князя. Включение Тверского княжества в состав Русского госу­дарства. Противоборство Ивана III и удельных князей. За­вершение объединения русских земель в первой четверти XVI в., образование территории единого Русского госу­дарства. Формирование новой системы управления страной. Структура центральных и местных органов власти. «Судебник» 1497 г. Выход России на международную арену. Противобор­ство Русского государства и Швеции. Успехи Ивана III в борьбе с Литвой и Ливонским орденом.

Формирование многонационального государства. Складывание великорусской народности. Хозяйство и люди. Крестьянство. Роль свободного кре­стьянства в обеспечении процесса внутренней колониза­ции страны, подъема сельского хозяйства, укрепления во­енной мощи государства. Города, ремесла, торговля в условиях централизованного государства. Россия XV XVI вв. в сравнении с Западом. Государство. Русская Православная Церковь. Превра­щение Русской Православной Церкви в автокефальную в середине XV в. Ереси. «Москва — Третий Рим». Культура и быт в XIVXVвв. Летописание. Создание ис­торических сочинений. Жития, сказания и «хождения». Зодчество. Краснокирпичный Московский Кремль. Новая русская живопись. Фольклор. Отражение в фольклоре общерусских событий. Существенные изменения быта богатых людей. Правление Василия III. Увеличение личной власти монарха, факторы, его обусловившие: необходимость сплочения народа вокруг государя в условиях внешней угрозы и преодоления зависимости от иноземных сил; влияние порядков, существовавших в Орде. Складыва­ние системы приказов. Зарождение бюрократии. Усиле­ние армии. Наступательная внешняя политика Василия III (возвра­щение Смоленска, попытка овладения волжским путем).

Тема 11. Россия в XVI в.

Борьба за власть в юные годы Ивана IV. Первое боярское правительство. Правление Елены Глинской. Боярские груп­пировки у власти. Иван IV. Венчание на царство. Восстание 1547 г. Реформы Избранной рады. «Судебник» 1550 г. «Стоглав».



Внешняя политика Ивана IV. Присоединение Казани и Астрахани. Борьба с Крымским ханством. Ливонская война. Присоединение Сибири. Сущность опричнины. Опричный террор. Конец опричнины. Влияние опричнины на жизнь страны. Конец династии Рюриковичей. Новые явления в русской культуре. Расширение мас­штабов русской культуры. Отражение в фольклоре геро­ических личностей бурной поры XVI в. Рост числа грамот­ных людей. Начало русского книгопечатания. Рождение публицистики. Новые явления в архитектуре, живописи, музыке. Влияние расширяющихся контактов с иностран­ными государствами на жизнь верхних слоев общества.

Раздел 4. РОССИЯ В XVII СТОЛЕТИИ (8 часов)



Тема 12. Смутное время

Сущность и причины Смуты рубежа XVI—XVII вв. Приход к власти Бориса Годунова. Политика Бориса Го­дунова: поддержка хозяйства служилого класса дворян, развитие просвещения; рост городского строительства. Новые народные беды. Неурожаи первых лет XVII в. По­пытки правительства Годунова ослабить воздействие сти­хийных бедствий на жизнь населения. Рост грабежей и раз­боев. Восстание 1603 г. под руководством Хлопка Косолапа. Поход Лжедмитрия I на Москву. Смерть Б. Годунова. Вос­стание в Москве. Приход Лжедмитрия к власти. Правление Лжедмитрия и его гибель. Кризис общества и государства в России. Боярский царь Василий Шуйский. Попытка перехода России от самодер­жавия и деспотизма к боярскому коллективному правле­нию. Гражданская война. Поход повстанцев на Москву. Иван Болотников. Поражение народного восстания. Лжедмитрии II. Иностранное вмешательство в русскую Смуту. Свержение Шуйского. «Семибоярщина». Приход по­ляков в Кремль.

Патриотическая позиция средних слоев населения Рос­сии. Первое ополчение. Патриарх Гермоген. Бои ополчен­цев в Москве.

Открытое объявление Сигизмунда III о претензиях на русский трон. Захват Новгорода шведами. Неудачныепопытки ополченцев овладеть Москвой. Распад Первого ополчения. Второе ополчение. Ведущая роль Русской Православной Церкви в мобилизации сил народа. Кузьма Минин. Князь Дмитрий Пожарский. Создание Второго ополчения. Поход ополченцев. «Ярославское стояние». Совет всей земли — правительство Второго ополчения. Освобождение Москвы. Причины победы Второго ополчения. Избрание Михаила Романова на царство. Необходи­мость сильной центральной власти. Решение Земского собора об избрании царем Михаила Романова. Подвиг Ивана Сусанина.

Тема 13. Новые черты старой России

Россия после Смуты. Последствия Смуты. Возрождение самодержавия. Личность Михаила Романова. Войны с Польшей и Швецией.

Частичное восстановление сельского хозяйства. Развитие сельских промыслов. 1620—1630-е гг. — рубеж­ные в развитии российской промышленности: появление первых крупных предприятий в России (Пушечный и Хамовные дворы, восстановление и рост Печатного двора в Москве, оружейные дворы и мастерские в Туле, железоделательное и соледобывающее производство в Предуралье). Восстановление международных связей России. Воз­рождение внешней торговли. Политика правительства по отношению к вновь присоединенным народам.



Укрепление военной мощи страны и внешняя политика. Рост финансирования армии. Начало привлечения в армию наемников из других стран. Полки иноземного строя. Строительство оборонительных сооружений. Дипломатическая активность. Ведение боевых действий: Смоленская война 1632—1634 гг. и подписание Поляновского мира между Россией и Речью Посполитой. Захват казаками крепости Азов. Первые годы правления Алексея Михайловича. Уложе­ние 1649 г. Противоречия российской жизни во второй половине XVII в.: новые явления в экономике на фоне отсут­ствия вольнонаемного труда, свободного предпринима­тельства и эксплуатации колоний. Использование властями крепостных крестьян в освоении новых земель. Развитие сельского хозяйства по экстенсивному пути. Начало складывания всероссийского рынка. Зарожде­ние мануфактур. Особенности российских мануфактур. Рост торговли. Москва — центр торговых связей. Развитие торговых центров в различных частях страны. Укрепление купеческого сословия.

Сословный строй. Господствующее положение феода­лов. Процесс сближения вотчины с поместьем. Церковные феодалы и феодальные корпорации — монастыри. Рост численности посадских людей. Категории крестьянского сословия, их положение. Сословия и развитие рыночных отношений.

Социальные протесты. Рост социального напряжения в стране. Соляной бунт. Медный бунт. Казацко-крестьянское восстание конца 1660 — начала 1670-х гг. СТ. Разин.

Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича. Рост противоречия между Церковью и государством. Цер­ковная реформа. Патриарх Никон. Старообрядчество. Рев­нители благочестия. Протопоп Аввакум. Разрыв между ца­рем и Никоном. Смещение Никона. Усиление царской власти. Возвышение роли царя в представлении народа.

Укрепление армии. Использование солдатских, рейтар­ских, драгунских полков — полностью профессиональных войск.

Рост внешнеполитических связей. Отношения с Польшей. Положение на украинских землях. Присоединение Левобережной Украины к России. Народы России в XVII в. Рост территории страны. Влияние на жизнь народов их включения в состав России. Окончательное присоединение Сибири. Землепроходцы и первооткрыватели. И.В. Москвитин. СИ. Дежнев. В.Д. Поярков. Е.П. Хабаров. Освоение Дальнего Востока. В.В. Атласов. Россия накануне преобразований. Правление Федора Алексеевича. Восстание стрельцов 1682 г. и приход Софьи к власти. Правление Софьи. Приход к власти Петра.

Культура и быт России в XVII в. Развитие культуры на переломе эпох. Противоречивая роль Церкви в общем развитии культуры. Борьба против западной (латинской) культуры. Влияние колонизационных процессов на разви­тие русской культуры.

Народная культура. Новые культурные веяния. Развитие городской жизни — носителя новых культурных процессов. Приток в Россию иностранных специалистов.

Формирование великорусской нации — важная причина сдвигов в области русской культуры. Образование. Науч­ные знания. Литература. Архитектура. Рождение русского театра. Живопись, влияние европейской живописи на творчество русских художников, появление портретной жи­вописи. Музыка. Зарождение классического профессио­нального музыкального искусства. Незначительное влияние сдвига во всех областях рус­ской культуры на жизнь народа. Новые веяния в области быта в жизни высших слоев городского населения.

Тема 14. Эпоха Петра I

Мужание Петра. Азовские походы. Великое посольство.



Внешняя политика Петра I. Северная война. Нарвское сражение 1700 г. Битва у Лесной. Полтавское сражение. Прутский поход. Военные действия в Финляндии. Сраже­ния на море. Ништадский мир. Провозглашение России империей. Значение победы России в Северной войне. Персидский поход.

Реформы Петра I. Опора на мощь неограниченной вла­сти монарха, дальнейшее закрепощение крестьянства, методы насилия.

Реформы в области экономики: создание тяжелой про­мышленности, привлечение в промышленность частного капитала, решение задачи снабжения промышленных предприятий рабочей силой, развитие ремесла и торговли, политика протекционизма, развитие сельского Реформы государственного устройства: новая система высших органов власти и управления, введение губерний, магистраты, «Табель о рангах» 1722 г. Перемены в положении сословий. Новшества культуры и быта. Развитие науки. Литература и искусство. «Птенцы гнезда Петрова». Царь и народ. Личность Петра I. Создание абсолютист­ской, крепостнической, сильной европейской державы — главный результат преобразований Петра I. Рост нацио­нального и государственного самосознания населения. Формирование в многонациональной стране российской государственной общности людей, объединяющей раз­ные народы. Методы проведения петровских реформ. Усиление налогового гнета на население. Народные восстания. Астраханский бунт 1705 г. Восстание в Башкирии 1707 г. Восстание под предводительством К. Булавина. Оппозиция в верхах общества. Заговор против царя. Царевич Алексей. Вопрос о престолонаследии.



Тема 15. Россия в эпоху дворцовых переворотов и во второй половине XVIII в.

Эпоха дворцовых переворотов. Положение России по­сле смерти Петра I. Преемники императора. Борьба за власть. Екатерина I. Петр II. Власть «верховников». Прав­ление Анны Иоанновны. Бироновщина. Иван Антонович.

Правление Елизаветы Петровны. Приход к власти. Ре­формы в области экономики. Подъем промышленности и торговли. Процесс формирования национальной буржу­азии. Жесткая политика в области религии и националь­ных отношений.

Внешняя политика России в 1740— 1750-е гг. Участие России в Семилетней войне. П.А. Румянцев. П.С. Салтыков. Народные возмущения.



Петр III. Манифест о вольности дворянства. Переворот. Приход к власти Екатерины II.

Тема 16. Расцвет дворянской империи в годы правления Екатерины II



Россия в первое время правления Екатерины II. Раздача дворянам государственных земель, населенных крестья­нами. Правление Екатерины II — противоречивая борьба между идеалами просвещенного абсолютизма и россий­ской реальностью. Наступление на права крестьян. Лич­ность Екатерины II. Уложенная комиссия. «Наказ» Екате­рины II. От либерализации к централизации власти. Усиление центральной власти. Расцвет дворянской империи.

Восстание Пугачева. Предпосылки восстания. Лич­ность Е.И. Пугачева. Армия восставших. Ход восстания. Причины поражения и значение восстания.

Укрепление дворянского государства. Отказ Екатери­ны II от либеральных попыток облегчить участь крестьян. Реформа местного управления 1775 г. Создание единооб­разной для всей империи судебной системы. Городская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.

Экономика и население России во второй половине XVIII в. Рост территории и населения. Превращение Рос­сии в самое большое государство мира. Вмешательство государства в экономику. Крепостничество как тормозя­щий фактор развития России. Рост промышленности. Из­менения в сельском хозяйстве. Факторы влияния на рост российской торговли. Состояние финансов.

Жизнь и хозяйство народов России. Вхождение новых народов в состав России. Разные стадии цивилизационного развития народов страны. Общие черты развития нацио­нальных районов России. Формирование национальной политики правительства: уважение национальных особен­ностей народов, представление полной свободы для их вероисповедания, установление определенных налого­вых льгот для местного населения по сравнению с русски­ми переселенцами, освобождение от ряда повинностей.

Внешняя политика России. Проблемы внешней политики России: борьба с Поль­ско-Литовским государством за древние русские земли, обеспечение выхода к Балтийскому морю, выход к Черно­му морю и пути их решения. Русско-турецкие войны. А.В. Суворов. ГА. Потемкин. Ф.Ф. Ушаков. Освоении Новороссии и Крыма. Разделы Польши.

Культура и быт россиян во второй половине XVIII в. Особенности российской культуры. Взаимопроникно­вение достижений русской культуры былых времен и но­вых культурных веяний. Влияние культуры на формирова­ние российского общества, пробуждение национального самосознания. Интернациональный характер новых куль­турных ценностей в условиях многонациональной России. Влияние иностранцев на становление российской циви­лизации.

Образование и просвещение народа. Сеть общеобра­зовательных школ. Введение системы народного образо­вания в 1780-е гг. Московский университет. М.В. Ломоно­сов. Наука. Техническая мысль. И.И. Ползунов. Научные экспедиции.

Литература и искусство. Все более светский характер литературы. Формирование русского литературного язы­ка. Классицизм. Г.Р Державин. Понятие реализма в искусстве. Д.И. Фонвизин. Барокко и классицизм в архи­тектуре. В.И. Баженов. М.Ф. Казаков. В.В. Растрелли. Переход от условности иконописи к реалистическим полотнам в живописи. А.П. Антропов. Ф.С. Рокотов. Скульптура. Э. М. Фальконе. Ф.И. Шубин. Появление профессионального драматического театра. Ф.Г. Волков. Музыкальное искусство. Д.С. Бортнянский.

Новое в быту россиян XVIII в.



Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница