Утверждена решением



страница1/3
Дата11.02.2016
Размер0,58 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3


Утверждена решением

ученого совета ФГБОУ ВПО

«Алтайский государственный университет»

от 4 октября 2011 г.


Ректор ____________ С.В. Землюков

Комплексная Программа


развития федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Алтайский государственный университет»
на 2011–2015 годы

Барнаул - 2011



Содержание

стр.





Введение

3

1

Современное состояние и предпосылки развития Университета

5

2

Миссия, цели, задачи, основные направления развития Университета

14

3

Мероприятия, целевые индикаторы, показатели эффективности, этапы и сроки реализации Комплексной программы

20

4

Основные итоги и управление реализацией Комплексной программы

55




Приложение

58


Введение

Комплексная программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» на 2011–2015 годы (далее – Комплексная программа) является средством реализации стратегической цели развития университета и определяет приоритетные направления в образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, инфраструктуре, социальной сфере и системе управления ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» (далее - Университет). Комплексная программа содержит цели, задачи и мероприятия по основным и обеспечивающим видам деятельности Университета, целевые индикаторы и показатели эффективности, этапы и сроки ее реализации.

Комплексная программа учитывает основные направления модернизации системы образования в России, тенденции развития мировой и отечественной науки, основные направления социально-экономического развития Российской Федерации, Южно-Сибирского региона и Алтайского края, опирается на сложившиеся в Университете традиции и корпоративную культуру, высококвалифицированные научно-педагогические кадры.

В качестве стратегических ориентиров при разработке Комплексной программы приняты Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы, Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года и Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года.

Комплексная программа нацелена на достижение Алтайским государственным университетом уровня современного исследовательского университета и обеспечение лидирующих позиций в образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности Южно-Сибирского региона.


  1. Современное состояние и предпосылки развития Университета

Алтайский государственный университет основан в 1973 году (Постановление Совета министров СССР №179 от 27 марта 1973 года и приказа Министра высшего и среднего специального образования РСФСР №229 от 24 мая 1973 года).

Образовательную деятельность Университет осуществляет на основании бессрочной лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 15.06.2011, регистрационный № 1409, серия ААА 001461 и свидетельства о государственной аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 22.07.2008, регистрационный № 1479, серия АА № 001512 со сроком действия до 22.07.2013.

За короткий период своей истории Университет стал крупным центром развития классического высшего профессионального образования, науки, социальной и культурной жизни в Южно-Сибирском регионе. В структуру Университета входят 16 факультетов, 74 кафедры, 6 филиалов, 3 научно-исследовательских института, 12 междисциплинарных научно-образовательных центров, 18 исследовательских лабораторий, 2 центра коллективного пользования оборудованием, комплекс отраслевых научных музеев, 14 центров переподготовки и повышения квалификации кадров, типографско-издательский комплекс, вузовская библиотека, базы учебных практик.

Сегодня Университет занимает одно из лидирующих мест по численности обучающихся среди высших учебных заведений Алтайского края. Общее количество обучающихся составляет 16,7 тыс. чел., из них 13 тыс. чел. обучаются в головном вузе, в т.ч. 7,9 тыс. чел. – по дневной, 4,4 тыс. чел. – заочной и 0,7 тыс.чел. – очно-заочной (вечерней) форме обучения. Численность студентов бюджетного набора составляет 7,6 тыс. чел., внебюджетного набора – 5,4 тыс. чел. В Университете реализуются образовательные программы высшего профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения по 42 направлениям подготовки бакалавров, 36 направлениям подготовки магистров (78 магистерским программам), 3 специальностям и образовательные программы на основе государственных образовательных стандартов 2 поколения по 34 направлениям подготовки бакалавров, 32 направлениям подготовки магистров (65 магистерским программам), 52 специальностям. Кроме того, Университет реализует образовательные программы среднего профессионального образования по 18 специальностям.

Университет является лидером в регионе по численности обучающихся в магистратуре за счет федерального бюджета. В 2011 году прием в магистратуру превысил 500 человек.

Выпуск специалистов с высшим образованием по всем формам обучения составляет в среднем 3,5 тыс. чел. в год, со средним профессиональным образованием – 0,2 тыс. чел. Выпускники Университета пользуются устойчивым спросом на рынке труда. Среди выпускников Университета – известные ученые, политики, государственные деятели, крупные бизнесмены.

В Университете эффективно реализуется концепция непрерывного образования, активно разрабатываются и внедряются современные технологии обучения, основанные на признании индивидуализации и вариативности образовательного процесса, тесной интеграции учебной, научно-исследовательской и производственной деятельности.

Особое внимание уделяется подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации. В аспирантуре Университета обучаются 382 человека по 58 научным специальностям, в докторантуре – 34 по 20 научным специальностям. Научное руководство аспирантами осуществляют высококвалифицированные специалисты, преимущественно доктора наук. Показатели эффективности аспирантуры Университета превышают установленные аккредитационные значения. На базе Университета действуют 9 диссертационных советов по 16 научным специальностям девяти отраслей наук. В диссертационных советах Университета в течение 2006-2010 гг. защищено 44 докторских и 511 кандидатских диссертаций, в том числе 18 докторских и 171 кандидатская диссертация - работниками, докторантами и аспирантами Университета. Кроме того, Университет входит в три объединенных диссертационных совета, действующих на базе других вузов Сибири.

Университет имеет статус базового вуза по реализации Государственной программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, федеральных целевых программ повышения квалификации работников Министерства чрезвычайных ситуаций, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации. В центрах переподготовки и повышения квалификации кадров Университета в 2010/11 учебном году реализованы 82 образовательные программы дополнительного профессионального образования, в том числе 8 программ профессиональной переподготовки и 74 программы повышения квалификации.

Алтайский государственный университет совместно с Томским государственным университетом и Новосибирским государственным техническим университетом является учредителем Ассоциации образовательных и научных учреждений «Сибирский Открытый Университет» - первого в Сибири консорциума университетов, деятельность которого направлена на создание качественно новой системы образования, основанной на принципах открытого доступа к информационным образовательным ресурсам, сочетания фундаментальности образовательных программ и индивидуальности процесса обучения на базе современных средств телекоммуникаций и технологий дистанционного обучения.

Высокий уровень образования в Университете обеспечивают высококвалифицированные научно-педагогические кадры. Численность профессорско-преподавательского состава в головном вузе составляет 800 человек, из которых 91- доктора наук (средний возраст – 55,6 лет) и 467 - кандидаты наук (средний возраст – 43 года). Средний возраст штатных ППС вуза – 43,2 года, процент лиц моложе 40 лет – 49,2%. Показатель остепененности – 71,8% от общей численности штатных ППС; в т.ч. доля докторов наук - 12,2%. Среди преподавателей Университета - лауреаты Государственных премий, медалей и премий Российской академии наук и отраслевых академий, призеры национальных и региональных конкурсов среди научно-педагогических работников, победители конкурсов на присуждение грантов Президента РФ, члены Российской Академии наук и других государственных и общественных академий Российской Федерации, почетные работники высшего профессионального образования России, заслуженные работники высшей школы, заслуженные работники физической культуры и заслуженные деятели культуры Российской Федерации, кавалеры государственных орденов и медалей за вклад в развитие науки и образования и заслуги в труде.

Университет обладает высоким научным и инновационным потенциалом, значимыми научными разработками фундаментального и прикладного характера в естественнонаучной, технической и гуманитарной областях. В Университете сложилась политематическая структура научных исследований, отражающая специфику Университета как ведущего центра классического университетского образования в регионе. При этом большинство исследований ориентировано на потребности практики и посвящены решению ресурсных, геополитических, историко-этнических, социально-экономических и технологических проблем развития Алтайского края и Южно-Сибирского региона.

Исследования в естественнонаучных и технических областях сконцентрированы преимущественно на получении новых знаний и технологий по Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в РФ (утвержденных Президентом РФ 21 мая 2006 г. Пр-843 и скорректированных Указом Президента РФ от 07.07.2011 № 899): науки о жизни, рациональное природопользование (включая мониторинг состояния качества природной среды, сохранение биоразнообразия, оценку и прогнозирование природных и техногенных чрезвычайных ситуаций), безопасность и противодействие терроризму, информационно-телекоммуникационные системы, индустрия наносистем. Научно-исследовательская деятельность, осуществляемая Университетом в тесном взаимодействии с ведущими университетами Сибири, институтами СО РАН, направлена на удовлетворение потребностей регионального развития.

Гуманитарные науки в Университете представлены комплексными междисциплинарными исследованиями этнического, культурного, конфессионального, политического и социально-экономического развития Южно-Сибирского региона и направлены на сохранение культурно-исторического наследия и обеспечение устойчивого развития региона с учетом модернизации экономики и социальной сферы. Наиболее значимые результаты исследований находят отражение в законодательных инициативах, административно-управленческих решениях и целевых программах регионального развития.

По ряду научных направлений в Университете сформировались научно-педагогические школы и крупные исследовательские коллективы, результаты деятельности которых получили признание в России и за рубежом.

Ежегодно учеными Университета публикуется в среднем 100 монографий и около полутора тысяч научных статей, в том числе в изданиях, индексируемых иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus, РИНЦ), и в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.

За прошедшие 5 лет научные коллективы и ученые Университета получили 357 грантов в рамках Федеральных целевых программ (ФЦП «Развитие научного потенциала высшей школы», ФЦП «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники», ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»), международных научных и образовательных программ, государственных научных фондов.

В активе Университета 112 патентов на изобретения, 32 программы для ЭВМ и 20 баз данных. В последние годы ведется активная работа по формированию инновационной инфраструктуры Университета с целью стимулирования инновационной деятельности, направленной на коммерциализацию результатов научных исследований и развитие инновационного предпринимательства, с привлечением наиболее квалифицированных научно-педагогических работников, аспирантов и студентов Университета. В научно-исследовательскую деятельность во внеучебное время ежегодно вовлекаются более 40% студентов дневной формы обучения, 10% из них участвуют в выполнении финансируемых НИР с оплатой труда. Студенты участвуют в разработке и реализации инновационных проектов, в том числе в рамках деятельности малых инновационных предприятий. Как результат - именные стипендии Президента и Правительства Российской Федерации, региональных и муниципальных органов власти, неправительственных фондов, звание лауреата престижных национальных научных конкурсов среди студентов вузов, победы и призы международных и всероссийских студенческих олимпиад.

Тесное взаимодействие с предприятиями и организациями реального сектора экономики Алтайского края расширяет возможности коммерциализации результатов научно-технической деятельности Университета. Совместно с ФНПЦ «Алтай» и рядом научных учреждений, вузов и производственных предприятий Университет является соучредителем ассоциации «Межрегиональный Центр Наноиндустрии». К постоянным партнерам Университета в части реализации стратегии научно-исследовательского и инновационного развития относятся органы государственной власти Сибирского федерального округа и Алтайского края.

С целью развития научных коммуникаций Университет ежегодно проводит научные и научно-практические конференции международного, всероссийского, регионального уровня. Результаты научных исследований ученых Университета обсуждаются в научном сообществе на конгрессах, съездах и конференциях, проходящих на базе ведущих российских и зарубежных научных организаций и образовательных учреждений. Сформировавшаяся на сегодняшний день система научных коммуникаций охватывает институты СО РАН, ведущие федеральные и региональные университеты страны, а также научные и образовательные учреждения ближнего и дальнего зарубежья.

Университет издает четыре научных журнала («Известия Алтайского государственного университета», «Химия растительного сырья», «Turczaninowia», «Филология и человек»), которые широко известны и популярны в научно-педагогической среде и включены в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.

Международная деятельность Университета заключается в предоставлении образовательных услуг иностранным гражданам преимущественно Азиатского региона, в реализации совместных исследовательских проектов с учеными зарубежных вузов-партнеров при финансовой поддержке иностранных фондов-доноров. Сегодня Университет в рамках двусторонних договоров сотрудничает с 20 зарубежными вузами Германии, Франции, Китая, Южной Кореи, Монголии и Казахстана. Наиболее результативно осуществляется сотрудничество с Цзилиньским институтом русского языка (КНР, г. Чанчунь), Университетом Мартина Лютера г. Халле/Виттенберг (Германия), Университетом Пантеон – Ассас (Париж – 2, Франция), Ботаническим садом Университета г. Оснабрюк (Германия), Исследовательским институтом леса г. Алтай (КНР,Синьцзянь), Ховдским государственным университетом (Монголия), Павлодарским государственным педагогическим институтом (Казахстан), Восточно – Казахстанским государственным техническим университетом им. Д Серикбаева (Казахстан), Семипалатинским государственным университетом им. Шакарима (Казахстан).

Образовательная, научно-исследовательская, инновационная и управленческая деятельность Университета поддерживается современной информационно-технической инфраструктурой. Опорная компьютерная сеть построена на волоконно-оптическом канале связи со скоростью передачи данных 1 Гбит/с, что позволяет осуществлять централизованное управление корпоративной сетью Университета, создавать централизованные хранилища электронных документов и данных, серверов для предоставления пользователям Университета сетевых сервисов. Развернут значительный сегмент беспроводного доступа к сети, включающий студенческие общежития. В настоящий момент в корпоративной сети Университета представлены 36 Интернет и Интранет-серверов, где размещены 48 WEB-сайтов, среди которых наиболее востребованным пользователями является корпоративный сайт Университета, занявший в 2009 году по версии исследовательской организации Webometrics 5 место среди сайтов вузов России. Университет активно сотрудничает с ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» и является региональным провайдером Федеральной университетской компьютерной сети России RUNNet и сети Интернет для других вузов и научно-исследовательских организаций г. Барнаула и Алтайского края. Специалисты Университета активно участвуют в решении проблем информатизации в органах государственной власти Алтайского края. Одним из наиболее крупных проектов в этой области стала разработка в 2010 году автоматизированной информационно-аналитической системы «Мониторинг социально-экономического развития Алтайского края на основе регистров отраслевых данных органов исполнительной власти Алтайского края и интеграцией в информационно-аналитическую систему ситуационного центра Губернатора Алтайского края».

Материально-техническая база Университета включает учебные, научные и вспомогательные площади, расположенные в 5 учебных корпусах головного вуза и 6 корпусах филиалов Университета; базы учебных практик «Озеро Красилово», Южно-Сибирский ботанический сад с крупнейшей в Сибири и на Дальнем Востоке коллекцией дикорастущих и декоративных растений (более 6 тыс. видов и сортов) и гербарием (более 350 тыс. листов); крупнейшую вузовскую библиотеку Сибири (общий фонд - 3,3 млн. экз.); типографско-издательский комплекс; современный парк специального и учебно-лабораторного оборудования, компьютерной техники, информационно-технической инфраструктуры. Высокотехнологичное научное и учебно-лабораторное оборудование сосредоточено в исследовательских лабораториях при профильных кафедрах Университета и 2 центрах коллективного пользования оборудованием - «Нано-Био-Инжиниринг» и «Биотехнология».

Результаты коллектива Университета в образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, сформировавшиеся деловые взаимоотношения с ведущими вузами России, зарубежными вузами-партнерами, институтами СО РАН, органами государственной власти и предприятиями реального сектора экономики позволяют ставить и решать амбициозные задачи развития Университета как лидера классического университетского образования Южно-Сибирского региона.



2. Миссия, цели, задачи, приоритетные направления развития Университета
Алтайский государственный университет – крупный центр классического образования, фундаментальной и прикладной науки, социальной и культурной жизни Алтайского края и Южно-Сибирского региона.

Миссия Алтайского государственного университета как инновационного научно-образовательного комплекса, реализующего модель непрерывного образования, заключается в  подготовке высококвалифицированных кадров, проведении фундаментальных и прикладных научных исследований, формировании интеллектуального и культурного потенциала как ресурса социально-экономического и технологического развития Алтайского края и регионов Сибири.

К базовым принципам деятельности Университета относятся: автономность, интеграция науки, образования и практики, свобода исследований, обучения и преподавания, открытость. Университет, как сообщество ученых, преподавателей, сотрудников и студентов, выступает хранителем высокого духа академических свобод и корпоративной этики.

Главным конкурентным преимуществом Университета является высокопрофессиональный коллектив научно-педагогических работников, способный ставить и решать задачи модернизации образования, развития фундаментальной и прикладной науки, адекватные вызовам рынка и потребностям инновационного развития Российской Федерации.

Стратегическая цель развития Университета – достижение уровня развития, соответствующего статусу ведущего классического университета Южно-Сибирского региона, осуществляющего опережающую подготовку высококвалифицированных специалистов на основе интеграции науки, образования и бизнеса, фундаментальные и прикладные исследования для реализации государственной политики инновационного развития Российской Федерации.

В процессе декомпозиции стратегической цели определены цели, задачи и мероприятия развития Университета при реализации Комплексной программы по приоритетным направлениям в системной взаимосвязи двух основных видов деятельности:



  • образовательная деятельность;

  • научно-исследовательская и инновационная деятельность.

В целях обеспечения эффективного осуществления основных видов деятельности, функционирования и развития Университета как целостной системы определены цели, задачи и мероприятия в следующих областях:

  • инфраструктура и социальная сфера;

  • система управления.

Основные направления развития Университета

Основные направления развития образовательной деятельности:



  • непрерывность и высокое качество подготовки и воспроизводства кадров нового поколения;

  • интеграция и интернационализация образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности;

  • инновационность образовательной деятельности.

Основные направления развития научно-исследовательской и инновационной деятельности:

  • фундаментальные и прикладные научные исследования по направлениям, определенным национальными научно-технологическими приоритетами;

  • прикладные научные исследования и разработки по актуальной проблематике развития экономики и социальной сферы региона;

  • интеграция научных исследований в мировые тренды развития науки и инноваций.

Основные направления развития инфраструктуры и социальной сферы:

  • обеспечение условий преподавания, обучения, научно-исследовательской деятельности, отвечающих требованиям современного исследовательского университета;

  • обеспечение комфортных условий для обучающихся «вдали от дома» на основе создания современного университетского кампуса;

  • позиционирование Университета как ведущего центра образования, науки и культуры региона – ресурса развития Алтайского края.

Основные направления развития Университета содействуют реализации приоритетов устойчивого развития Алтайского края и Южно-Сибирского региона.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница