Усачева Нина Александровна



Скачать 121.16 Kb.
Дата01.06.2016
Размер121.16 Kb.

Усачева Нина Александровна

Задание №1. Познакомьтесь с теми ключевыми взаимосвязями и закономерностями образовательного процесса, которые представлены в 1-3 учебных вопросах. Оцените, какие из них вы наиболее полно учитываете в своей практике, а какие недостаточно учитываете, обоснуйте свою оценку. Затем сформулируйте себе рекомендации по совершенствованию своей образовательной практики (не менее семи позиций). Оформите в стиле свободного изложения.


Наиболее полно учитываются:
- Цель и задачи определяют содержание образовательного процесса в ДОУ- обучение и воспитание.

Все усилия направлены на достижение общей цели — подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе. Если в обучении используются преимущественно регламентированные формы работы и методы воздействия на познавательную сферу, то в воспитании доминируют разные виды детской деятельности (художественная, игровая, трудовая, общение) и воздействие осуществляется на мотивационную сферу.

Цель и задачи определяют содержание образования, а вместе они определяют методы, формы, приемы и средства образования (то есть сначала мы определяем цель образования, потом отбираем содержание, а уже потом наиболее подходящие методы, формы и средства, а не наоборот).

- Целостность педагогического процесса предполагает единство компонентов:

- сочетание основных видов деятельности в жизнедеятельности ребенка и детского коллектива,

-взаимосвязь содержательно-целевой, организационно-процессуальной и операционально-технологической сторон процесса,

-взаимосвязь знаний (в том числе о способах выполнения действий); умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру,

-взаимосвязь деловой, межличностной и ценностной сторон взаимодействия педагогов и детей.

Методы педагогической деятельности и используемые при этом средства обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации.  Формы организации педагогического процесса определяются содержанием и т.д.



- Содержание, формы и методы педагогического процесса зависят от возрастных особенностей и возможностей детей.

Построение педагогического процесса в ДОУ основывается на следующих принципах:

-учет возрастных возможностей детей, опора на интересы ребенка;

-решение воспитательных и образовательных задач в единстве;

-учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной;

-взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;

-создание развивающей среды.

- Взаимодействие педагогов с детьми является основным звеном воспитательно – образовательного процесса.

Главной задачей нашей деятельности является выбор верной позиции педагога во взаимоотношениях с детьми, которая базируется на следующих основных положениях:

- гуманизация способов общения с ребенком как целевая ориентация педагогов;

- использование педагогами новых форм работы с детьми, в том числе, индивидуальных и по подгруппам, направленных на реализацию индивидуального подхода;

- практика диагностики индивидуальных особенностей детей;

- становление психологической службы, направленной на развитие личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми;

- проведение специальной работы по созданию положительного психологического климата в коллективе.
- Результативность воспитания и обучения зависит от особенностей взаимодействия детей с окружающим миром.
Если педагог хочет воспитать исследовательскую позицию ребенка, то должен предоставить ему возможности для самостоятельного поиска и экспериментирования, самостоятельной активности.

Недостаточно учитываются:
- Содержание, формы и методы педагогической деятельности обусловлены уровнем развития общества.

Во многом эти условия зависят от социально-экономического положения в стране,  а также от действий  субъективного фактора - руководителей органов образования, изменением социального заказа на образовательные услуги.  Поскольку мы готовим ребенка к жизни в «будущем», а не «вчерашнем» обществе, поскольку образовательное учреждение должно быть современным и успешно конкурировать со сферой досуга и развлечений.


- Противоречия  к требованиям развития дошкольников:

- между требованиями общества и склонностями, желаниями ребенка (противоречие между «надо» и «хочу»),

- между нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса,

- противоречие между сложностью общественной жизни и недостатком опыта у ребенка для ее понимания,

-между ростом значимости интеллектуального развития дошкольников и недостаточной педагогической компетентностью, необходимой для его развития.

Рекомендации:
1)Организация образовательного процесса на основе современных научных подходов с использованием новым методов, способов, технологий. Для эффективности образовательной деятельности необходим поиск и внедрение в практику работы новых, более результативных методик обучения детей, при помощи которых происходит передача детям содержания образования.

2) Повышение профессиональной компетенции (обеспечение необходимой информации об основных направлениях развития образования; научно — методическое обеспечение содержания образования.

3) Объединение усилий педагогов и родителей по развитию личности ребенка и раскрытию его индивидуальности.

4) Мониторинг результатов педагогического процесса. Необходимо не только составить модель выпускника и сформулировать ожидаемые результаты, по и подчинить работу каждого специалиста на каждом году обучения поставленной цели.

5) Оптимальная организация педагогического процесса, которая гарантирует компетентность педагогов, комфортность и эмоциональность пребывания ребенку в ДОУ и методическую помощь родителям в семейном воспитании при условии компетентного управления и действенности работы с педагогическим коллективом.

6) Осуществление необходимой коррекции своей работы. Нужна координация промежуточных и конечных целей и ожидаемых результатов.

7) Постоянное совершенствование образовательного процесса. Эффективная взаимосвязь деятельности разных специалистов, определяющих качество образования, четкое обоснование целесообразности применяемых методов и средств для достижения поставленных целей позволит обеспечить результативность образовательного процесса. 

Задание №2. Определите и охарактеризуйте особенности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по следующим пунктам:

- особенности педагогов,

- особенности воспитанников,

- особенности совместной деятельности и взаимодействия субъектов,

- особенности целей и содержания дошкольного образования,

- наиболее значимые закономерности и принципы образования,

- наиболее эффективные средства образования в ДОУ.


- особенности педагогов
Личностный подход, лежащий в основе построения содержания образования, понимается как опора на личностные качества. Он требует чтобы воспитатель: 
-постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
- умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки и другие; 
- постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 
- своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от условий и обстоятельств; 
- развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность;

- задача педагога – следить за соблюдением прав каждого ребёнка другими детьми и другими взрослыми. Это позволяет детям с самого раннего возраста ощутить собственное достоинство, они чувствуют защищённость равноправие с другими детьми, они активны, инициативны, самостоятельны. Этому способствует установление определённых норм жизни группы, основанных на уважении к ребёнку;


Для того чтобы вводить инновации в педагогическую деятельность, педагог обязан повышать свою профессиональную компетентность. В связи с этим, непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта.


- особенности воспитанников

Начальной ступенью образования является детский сад, здесь ребенок получает уроки нравственности, опыт общения со взрослыми и ровесниками, раскрывает свой творческий потенциал в игре, коллективном труде, получает элементарные навыки учебной деятельности. Воспитанники как деятели, как субъекты, являются главными компонентами педагогического процесса.

Сущностные изменения внутренней среды дошкольных образовательных учреждений должны обеспечить:

- успешность ребенка в течение всего пребывания в дошкольном образовательном учреждении;

- оптимальное соотношение различных видов деятельности воспитанника, его эмоциональной, познавательной, творческой, физической активности;

- реализацию субъектной позиции воспитанника (его родителей) в образовательном процессе;

- необходимость и достаточность степеней свободы для выбора воспитанниками способов общения, поведения;

- возможность выбора воспитанниками видов деятельности, средств, материалов, содержания и направленности образования;

Как и любой иной субъект права, воспитанники дошкольных образовательных учреждений обладают правоспособностью, которая возникает с момента рождения человека. В этом отношении воспитанник дошкольного образовательного учреждения по своему статусу лица, обладающего правоспособностью, аналогичен взрослому человеку.
- особенности совместной деятельности и взаимодействия субъектов:

Коллектив воспитателей, родителей и детей объединён в едином образовательном пространстве, обеспечивающем соответствующее возрасту детей развитие и эмоциональное благополучие. Педагогами используются эффективные технологии создания в детской группе спокойных и доброжелательных взаимооотношений. В их основе лежит организация совместной деятельности, направленной на получение нужного и интересного для участников общего результата, и установление обязательных для всех, включая взрослых, морально – положительных норм, обеспечивающих возникновение тёплой, душевной обстановки в группе.

Анализ педагогической литературы и реальной практики позволил выделить три основных типа взаимодействия.

    Первый тип построен на инструктивно-исполнительских началах. Взрослый предстает перед ребенком как вполне законченный носитель социально заданной суммы ЗУНов, которую ребенок должен усвоить путем копирования и подражания при скрупулезном контроле со стороны наставника. В идеале действия ребенка должны быть полностью идентичны образцам, но именно в том виде, в каком представляет эти образцы данный взрослый ("делай как я"). Для этого сам взрослый должен быть достаточно культурен. .

    Второй тип взаимодействия: осуществляется имитация поиска и принятия решения. Но ведь взрослый отнюдь не сдает здесь своей авторитарной позиции. Взрослый вырабатывает у ребенка способность к овладению сугубо операциональным составом деятельности по решению задач, наталкивая его на те способы решения, которые сам прекрасно знает. Второй тип взаимодействия, внешне отличаясь от первого, совпадает с ним в главном: внутри него не возникает истинного взаимодействия ребенка со взрослым. Тем не менее, многие исследователи видят в нем эффективный путь формирования творческих способностей детей.

    Третий тип взаимодействия отличается тем, что образовательное общение несет в себе существенный элемент открытой проблемности как для ребенка, так и для взрослого. В такой совместной деятельности ребенок и взрослый обретают общее искомое - сам способ ее организации. Конечно, каждому из них оно представлено как бы с разных сторон. Для ребенка неизвестным выступает принцип решения поставленной перед ним задачи - новый общий способ действия. Для взрослого же искомым являются конкретные пути поиска и открытия этого принципа детьми - непредсказуемый маршрут "путешествия через зону ближайшего развития" ребенка (образная метафора финского ученого Ю.Энгештрема).

    В контексте третьего типа взаимодействия становится возможным творческое приобщение ребенка к культуре. Здесь возникает ситуация неопределенности, для преодоления которой необходимо формирование способностей, ранее отсутствующих у каждого из субъектов такой деятельности. Это придает ей ярко выраженный универсальный, свободный и творческий характер. Совместная и равноправная универсализация способностей ребенка и взрослого служит основой гуманизации их отношений, приобретающих форму развивающего обучения.

    Изучая взаимодействие в разных ДОУ, было замечено, что инструктивно-исполнительский тип взаимодействия занимает главенствующее положение в практике дошкольного образования. Вместе с тем, теоретические исследования различных образовательных взаимодействий детей и взрослых в дошкольном воспитании М.И.Лисиной, А.Г.Рузской, Е.О.Смирновой, В.А.Петровского, Г.Г.Кравцова, Е.Е.Кравцовой, Э.И.Леонгард, Е.Е Шулешко и др. показывают, что развивающее общение дошкольника со взрослым (как, впрочем, и детей друг с другом) может и должно стать смысловой основой их сотрудничества.


- особенности целей и содержания дошкольного образования:

Сегодня цели дошкольного образования заключаются в развитии пяти основных личностных потенциалов: познавательного, коммуникативного, эстетического (художественного), ценностного (нравственного) и физического. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Основной целью является предоставление возможности ребенку проявлять и развивать свои способности.

Основными задачами ДОУ являются:

- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;


- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно эстетичес-кого и физического развития;
- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности,  уважение к пра-вам и свободам человека, любви к окружающей  природе, Родине, семье;
- осуществление оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур;
- оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Детский сад – это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Кроме того, дошкольное воспитание в детском саду учит ребенка волевому поведению, умению находить компромиссы между своими желаниями и желаниями других. Ребенок учится защищать свои интересы без ущерба интересам других. Он учится самостоятельно выбирать себе занятие и посвящать выбранному делу определенное количество времени. Именно это умение становится основой организованности ребенка дома и (в будущем) в школе.

Современное дошкольное образование ориентировано на развитие личностных качеств ребенка. Пребывание в коллективе ровесников позволяет ребенку научиться общаться, отстаивать свое мнение и свои интересы, а также учитывать интересы и мнение окружающих. У детей формируется представление о социальном устройстве, ведь именно в детском саду происходят первые ролевые игры. Дошкольное воспитание в детском саду позволяет ребенку сформировать свое представление об окружающем мире и своем месте в нем. Ребенок учится оценивать свои способности и возможности, сравнивая себя со сверстниками. То есть у него формируется адекватное самовосприятие.

Помимо коммуникативного развития ребенка в цели дошкольного образования входит развитие умственное, нравственное, эстетическое и физическое. Все эти компоненты являются неразрывными условиями формирования полноценной личности. Рисование, создание поделок и аппликаций, конструирование, занятия музыкой и физкультурой – это минимальный набор, который готов предложить любой детский сад.


- наиболее значимые закономерности и принципы образования:

Закономерности:


1. Связь между обучением и воспитанием. Она обозначает взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимовлияние, единство. 

2. Связь воспитания и деятельности. Один из основных законов педагогики гласит, что воспитывать значит включать ребенка в различные виды деятельности. 


3. Связь воспитания и активности личности. Воспитание успешно, если объект его (ребенок) является одновременно и субъектом, то есть обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, осознает свою деятельность, потребность в ней. 

4. Связь воспитания и общения. Ребенок формируется в зависимости от богатства межличностных связей, от психологической атмосферы в окружении. 

 К значимым принципам относятся:

1. Принцип организации педагогического процесса ( принцип гуманистической направленности педагогического процесса, требующий подчинения обучения и воспитания задачам формирования и развития всесторонне развитой личности; связь педагогического процесса с жизнью и практикой; коллективность обучения и воспитания детей, направленный на оптимизацию сочетания коллективных, групповых и индивидуальных  форм организации педагогического процесса; преемственность, последовательность и систематичность педагогического процесса, направленные на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование).

2. Принцип управления деятельностью воспитанников (сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; согласованность требований семьи, ДОУ и общественности к ребенку; учет реальных возможностей ребенка, предупреждения различного рода перегрузок, отрицательно сказывающихся на его физическом и психическом здоровье; учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.


- наиболее эффективные средства образования в ДОУ: проектная и исследовательская деятельность, практическая деятельность (физическая, трудовая, изодеятельность и т.д.), тренинги, семинары, конференции, выставки, конкурсы, личный пример воспитателя, ИКТ, новые технологии
Каталог: NewKoiro -> obrazov det -> OD kurs
OD kurs -> Модуль 1 Профессиональная культура педагога. Толерантность как личностный компонент профессиональной культуры педагога. Задания для практической работы
OD kurs -> Образовательный модуль к дистанционным курсам по теме
OD kurs -> Мкоу «Парфеньевская сош» Петрова М. Н., учитель начальных классов Модуль 2 Психолого-педагогическая характеристика детей с зпр и интеллектуальной недостаточностью Задание 1
OD kurs -> Профессиональная культура педагога. Толерантность как личностный компонент профессиональной культуры педагога. Работу
OD kurs -> П. П. Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. В психолого-педагогическом словаре (1998): неуспевае
OD kurs -> Образовательный модуль
OD kurs -> Психолого-педагогическая характеристика детей с зпр и интеллектуальной недостаточностью Задание 1


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница