Уровень усвоения учебного материала Деятельность ученика



Скачать 95.95 Kb.
Дата09.03.2016
Размер95.95 Kb.

Уровень усвоения учебного материала

Деятельность ученика

Узнавание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания — от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории — припоминание соответствующих сведений.



  • воспроизводит употребляемые термины,

  • помнит конкретные факты,

  • помнит методы и процедуры,

  • воспроизводит основные понятия,

  • воспроизводит правила и принципы

Понимание

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, «перевод» его с одного «языка» на другой (например, из словесной формы — в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.



  • понимает факты, правила и принципы,

  • интерпретирует словесный материал,

  • интерпретирует схемы, графики, диаграммы,

  • преобразует словесный материал в математические выражения,

  • предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных интерпретации смысла текста,

  • умеет схватить основной смысл параграфа,

  • перевести математические символы в вербальные,

  • использовать полученные данные для определения следствий и т. д.




Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.







Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения




  • выделяет скрытые (неявные) предположения,

  • видит ошибки и упущения в логике рассуждения,

  • проводит различия между фактами и следствиями,

  • оценивает значимость данных

  • умеет делить информацию на части и устанавливать взаимозависимость между ними,

  • умеет определить элементы, составляющие данное содержание, выяснить зависимость между отдельными частями и элементами.




Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур



Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или же задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на очерченных критериях



  • пишет небольшое творческое сочинение,

  • предлагает план проведения эксперимента,

  • использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы,

  • умеет реорганизовать информацию из разных источников и на этой основе создать новый образец,

  • умеет творчески переработать информацию, в результате чего вырабатывается общий план действия, создается новое целое, разрабатывается информация, объясняющая явление или событие.



  • оценивает логику построения материала в виде письменного текста,

  • оценивает соответствие вывода имеющимся данным,

  • оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев,

  • умеет судить о ценности какой-либо идеи, метода, материала.

  • Это новый шаг в овладении знаниями, характеризующийся проникновением в суть предмета, явления.




Ступени уровня усвоения учебного материала учениками:

Узнавание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка

Уровень усвоения учебного материала учениками:



Узнавание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка

Уровень усвоения учебного материала

Деятельность ученика

Узнавание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания — от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории — припоминание соответствующих сведений.



воспроизводит употребляемые термины, помнит конкретные факты,

помнит методы и процедуры, воспроизводит основные понятия, воспроизводит правила и принципы



Понимание

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, «перевод» его с одного «языка» на другой (например, из словесной формы — в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.



понимает факты, правила и принципы, интерпретирует словесный материал, интерпретирует схемы, графики, диаграммы,

преобразует словесный материал в математические выражения,

предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных интерпретации смысла текста, умеет схватить основной смысл параграфа, перевести математические символы в вербальные, использовать полученные данные для определения следствий и т. д.


Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.




использует понятия и принципы в новых ситуациях,

применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях,

демонстрирует правильное применения метода или процедуры,

умеет применять информацию (правила, методы, общие понятия) в новой ситуации без подсказки.




Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения




выделяет скрытые (неявные) предположения,

видит ошибки и упущения в логике рассуждения,

проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных

умеет делить информацию на части и устанавливать взаимозависимость между ними. Умеет определить элементы, составляющие данное содержание, выяснить зависимость между отдельными частями и элементами.




Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур



Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или же задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на очерченных критериях



пишет небольшое

творческое сочинение,

предлагает план проведения эксперимента,

использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы

Умеет реорганизовать информацию из разных источников и на этой основе создать новый образец. Умеет творчески переработать информацию, в результате чего вырабатывается общий план действия, создается новое целое, разрабатывается информация, объясняющая явление или событие.

оценивает логику построения материала в виде письменного текста,

оценивает соответствие вывода имеющимся данным, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев,

судить о ценности какой-либо идеи, метода, материала. Это новый шаг в овладении знаниями, характеризующийся проникновением в суть предмета, явления.




Выделяются шесть иерархических ступеней, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на группы, конкретизирующие и раскрывающие эти ступени.

Первая ступень усвоения узнавание — рассматривается как запоминание и воспроизведение информации. Нет другого пути запоминания информации, кроме взаимосвязи суждений, отношений, преобразований. Знание основывается на фактах и является методом усвоения информации или владения теорией. Категория знания включает: факты, терминологию, способы представления понятий и явлений, тенденции развития, хронологию, последовательность событий, классификацию, критерии, методологию, общие и абстрактные понятия, теорию, принципы обобщения.

^Вторая ступень — понимание — рассматривается как знание, которое позволяет вступить в коммуникацию и пользоваться имеющейся информацией. Понимание — более высокая ступень усвоения, чем простое знание. Оно обнаруживается в интерпретации смысла текста, в умении схватить основной смысл параграфа, перевести математические символы в вербальные, использовать полученные данные для определения следствий и т. д.

Третья ступень — применение — рассматривается как умение применять информацию (правила, методы, общие понятия) в новой ситуации без подсказки.

Четвертая ступень анализ — рассматривается как знание, позволяющее делить информацию на части и устанавливать взаимозависимость между ними. Анализ включает умение определить элементы, составляющие данное содержание, выяснить зависимость между отдельными частями и элементами.

Пятая ступень — синтез — рассматривается как знание, позволяющее реорганизовать информацию из разных источников и на этой основе создать новый образец. Синтез предполагает творческую переработку информации, в результате чего вырабатывается общий план действия, создается новое целое, разрабатывается информация, объясняющая явление или событие.

Шестая, наивысшая ступень усвоения оценка — позволяет судить о ценности какой-либо идеи, метода, материала. Это новый шаг в овладении знаниями, характеризующийся проникновением в суть предмета, явления.

Перечисленные ступени представляют этапы, которых достигает учащийся по мере овладения знаниями. Они характеризуют степень понимания и меру овладения опытом в данном предмете.



Мониторинг отличается от обычной оценки знаний тем, что обеспечивает учителя оперативной обратной связью об уровне усвоения учащимися обязательного учебного материала.
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница