Уроки русского языка в 5 классе по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углублённым изучением русского языка книга для учителя



страница1/9
Дата11.02.2016
Размер1.11 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Л.Д. БЕДНАРСКАЯ
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

по учебному комплексу В.В. Бабайцевой для классов и школ с углублённым изучением русского языка
КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Учебный комплекс по русскому языку, созданный авторским коллективом под руководством В.В. Бабайцевой, включает следующие компоненты: учебник "Русский язык. Теория. 5-9", сборники заданий для каждого класса, рабочие тетради для каждого класса, методическое сопровождение – книга для учителя. Все компоненты учебного комплекса теснейшим образом взаимосвязаны – в этом авторы видят необходимое условие эффективного обучения русскому языку и успешного развития речи.

Центральной книгой комплекса является учебник "Русский язык. Теория. 5-9". Он даёт систематизированное изложение теоретического материала курса. Это учебник "академического типа", так как он позволяет получить целостное представление о русском языке, его системных закономерностях. Комплекс предназначен для работы в классах с углублённым изучением русского языка и отвечает принципам углублённого (предпрофильного) изучения предмета, которые предполагают следующие положения: многоаспектность и интеграцию, систематизированное изложение учебного материала; функционально-коммуникативную направленность его изучения; выбор теории и отбор лингвистических понятий, которые должны обеспечить оптимальный режим изучения русского языка; системное изложение теоретического материала, учитывающего отечественные лингво-методические традиции, оправдавшие себя, и современные достижения лингвистической науки. Углублённое изучение родного языка создаётся при помощи показа системных взаимосвязей и взаимообусловленности языковых явлений, а также явлений переходности, синкретизма. И в учебнике, и в сборниках учитывается и показывается многоаспектная семантика языковых единиц; язык в развитии. Определяющим является системно-функциональный подход к трактовке языковых явлений; методическое обеспечение переноса сформировавшихся умений и навыков на изучение новых теоретических фактов; ступенчатое изучение теории – дифференциация основного, дополнительного и иллюстративно-справочного материала. Принципиальным положением учебно-методического комплекса является развитие речи на каждом уроке; методическое обеспечение проведения каждого урока в развивающем режиме.

С этой целью в начале Вводного курса даются элементарные сведения о тексте как единице синтаксиса, о его типах: повествовании, описании и рассуждении. С первых уроков начинается системное обучение написанию сочинений различных типов речи, и поэтому пятиклассники должны знать основные, начальные, сведения о тексте.

Структура работы с материалами заданий предусматривает вначале средний уровень, который сопровождается более сложными заданиями, для решения которых необходимо осознание пятиклассником системных связей между изучаемыми языковыми явлениями. Такие задания заканчивают перечень вопросов к текстам и выделены отдельно. Они сопровождаются значком ларчик (с ответом в конце сборника) или магистр (предусматривается самостоятельное решение проблемы).

Комплекс позволяет учащимся понять, что наука о русском языке – это не перечень орфографических и пунктуационных правил, что эти правила глубоко связаны с теорией языка, с его системой. Большая часть орфографических правил опирается на теоретические сведения о морфемном составе слов, на фонетические явления, а пунктуационные правила – на сведения о строении предложений.

Сборник заданий "Русский язык. 5 класс" должен помочь организовать практическую работу над лингвистическими понятиями и правилами, выработать умения и навыки правильно (в соответствии с нормами литературного языка) и целесообразно (в соответствии с ситуацией речи) использовать языковые средства в собственной устной и письменной речи.

Упражнения, формирующие абстрактное, логическое мышление ребёнка, его ассоциативное мышление, рефлексию, сочетаются с игровыми, занимательными заданиями, тоже имеющими развивающую направленность. Кроме того, эти задания организуют деятельность учащихся, интенсифицируют работу на уроке.

Сборник предусматривает выполнение многообразных и разнообразных письменных работ на основе предварительного анализа текста: сочинений разных типов речи и жанров; изложений, кратких и подробных, с предварительным анализом текста, обучающих диктантов с предварительным анализом текста, составления конспектов теоретических материалов учебника и т.д.

Анализ текста производится по алгоритму: тема (формулирование темы, заголовка, рамки текста, выделение рядов ключевых слов), тип (членение текста на смысловые части, определение типа каждой смысловой части с доказательством, составление плана), стиль (лексическое и морфологическое наполнение текста). В течение учебного года пятиклассники выполняют полный или частичный анализ текста в зависимости от заданий. Грамматическая и лексическая работа часто производится на основе анализа текста.

Разнообразный справочный материал расположен на полях учебника и сборников.

В работе со сборником предполагается большая гибкость учителя. Формы предъявления учащимся многих заданий предлагают творческое решение.

В течение всего учебного года идёт систематическая работа над изучением текста, его анализом. Некоторые задания по анализу художественного текста предполагают интеграцию уроков русского языка и литературы, дидактически готовят пятиклассников к урокам русской словесности.

Сборник заданий, как и учебник, даёт возможность дифференцировать учебный материал по степени сложности. Новые знания, умения и навыки, формируемые у детей, закрепляются в процессе выполнения заданий и развития речи в самых разнообразных формах на каждом уроке. Большой запас сведений о русском языке пятиклассники получили в начальной школе в самом общем, часто эмпирическом, виде, и новые сведения опираются на уже полученные знания, развивая, дополняя их. На уроках пятиклассники коллективно выполняют задания преимущественно в развивающем режиме, на дом даются задания, предусматривающие списывание.

Рабочая тетрадь предоставляет ученикам возможность самостоятельно выбрать конкретное задание, решить, сколько выполнить таких заданий, хотя учитель определяет порядок и объём их выполнения. Систематика заданий в рабочей тетради совпадает с учебно-календарным планом изучения курса русского языка. От обычных сборников упражнений рабочие тетради отличаются тем, что тексты тренировочных заданий не надо переписывать, достаточно вставить пропущенные буквы или знаки препинания, решить кроссворд или чайнворд. При всей занимательности заданий, процесс закрепления новых умений и навыков идёт достаточно интенсивно. Учитель контролирует самостоятельную работу пятиклассников обычно один раз в две недели. Методика такой работы будет изложена ниже. Рабочая тетрадь позволяет усилить степень индивидуализации обучения.

Задания в рабочих тетрадях не заменяют письменных работ (нельзя выработать прочные орфографические и пунктуационные навыки без письменных упражнений: списывания, записей под диктовку, воспроизведения текста по памяти, изложений и сочинений разных видов), а лишь дополняют их, помогая закрепить и систематизировать умения и навыки.

Материалы сборника и рабочей тетради насыщены загадками, пословицами, поговорками, отрывками из фольклорных произведений, крылатыми выражениями, различными игровыми заданиями, это развивает лингвистический кругозор пятиклассников.

Задания, предлагаемые особенно в рабочей тетради, имеют преимущественно занимательный характер. Проверяя рабочие тетради, учитель видит, интересен ли ученику предмет, помогают ли ему родители или он совершенно самостоятелен в процессе выполнения домашнего задания, сформировались ли у него требуемые умения и навыки, на каком уровне.

Как показал опыт, рабочая тетрадь является прекрасным индикатором индивидуального уровня самостоятельной работы ребёнка. Домашнее задание по сборнику или по учебнику даётся к каждому уроку и проверяется на каждом уроке, а выполнение заданий в рабочей тетради учитель может проверить один раз в две недели. За время изучения темы пятиклассник дома должен выполнить ряд занимательных заданий, часто не без помощи родителей.

Учитель может проверять выполнение заданий в рабочей тетради по рядам, это занимает немного времени.

Такая проверка помогает учителю выяснить, насколько систематически работает ученик самостоятельно, насколько полно и глубоко он усвоил тему (бывает, что пятиклассники пропускают задания, значит, они что-то не поняли на уроке). Учитель делает выводы о его усидчивости, прилежании, способности или неспособности к систематической работе, о заинтересованности или незаинтересованности родителей в качестве его самостоятельной работы и т.д. За выполнение каждой "порции" заданий выставляются оценки в журнал.

На изучение русского языка в 5 классе отводится 238 часов. Развитие устной и письменной речи предусматривается на каждом уроке.

Предлагаемое распределение учебного материала по темам носит примерный характер. Учитель вправе самостоятельно планировать свою деятельность.

Сокращения, использованные в пособии: У. – учебник "Русский язык. Теория. 5-9". С. – сборник заданий "Русский язык" для 5 класса; РТ – рабочая тетрадь "Русский язык для 5 класса"; з. – задание; Н/д – домашнее задание, Р – задания, развивающие речь.

Особенностью курса русского языка в 5 классе является глубокое и системное повторение изученного в начальной школе языкового материала, которое сочетается с пропедевтическим изложением основных сведений, необходимых учащимся в дальнейшей практической работе с речевым и языковым материалом. Критерием отбора таких лингвистических понятий является их частотность употребления, а также системность их представления в изучаемом курсе.

Пропедевтически параллельно с повторением изученного в начальной школе материала в ходе учебного анализа текстов даются понятия о типах речи (описании, повествовании, рассуждении), о функциях существительных, прилагательных, видов глаголов (без терминов), формирующих описание и повествование. Учащиеся заучивают основные сочинительные и подчинительные союзы, знание которых мотивирует правильную пунктуацию в сложном предложении. Понятие о словосочетании в простом предложении даётся в связи со знакомством с второстепенными членами предложения, так как разбор предложения по членам сопровождает почти каждый урок. Даются понятия о составном сказуемом, обращении, самых частотных вводных словах, использующихся в рассуждении, о сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях и об их схемах, о диалоге и монологе. Пятиклассники знакомятся с элементарными теоретическими знаниями о текст (признаки текста, тема, тип, стиль). Такая работа проводится в течение первой и второй четвертей.

Книга для учителя содержит методические разработки уроков всех тем курса 5 класса. В методических рекомендациях учитываются современные требования, предъявляемые к урокам русского языка: создание мотивирующей ситуации в начале урока, воспитание у пятиклассников рефлексии – осознания цели, этапов изучения темы, верного пути решения изучаемой проблемы, развития речи на каждом уроке. Представление учебного материала, как правило, многоаспектно, то есть при решении конкретной лингвистической задачи пятиклассники обращаются к сведениям из разных разделов курса, связывая их в единую систему. Подбор текстов создаёт условия для успешной воспитательной работы, основой которой является воспитание любви и бережного отношения к своему родному языку.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В современной школе языковое образование учащихся и их речевое развитие всё теснее сливаются в единый учебно-познавательный процесс, направленный на достижение личностных, мепредметных и предметных результатов.

Особенностью курса русского языка является пристальное внимание к формированию мепредметных результатов – это работа с текстом, преимущественно в практическом плане. Текстоведческие понятия, навыки работы с текстом (определение темы, выделение ключевых слов, членение текста на смысловые части, составление плана, подготовка к письменному и устному пересказу текста по ключевым совам по плану) переносятся на все другие предметы школьного цикла. Уже в пятом классе закладываются навыки написания творческой работы после предварительного анализа текста-образца. Написание творческой работы на основе текста-образца – требование итогового контроля и в 9 и в 11 классе.

Внимательное отношение в процессе школьного обучения к функции (роли) языка как средству общения, познания окружающего мира, саморазвития личности ученика и формирования его языковой личности становится определяющим.

Социальная направленность новых школьных учебно-методических комплексов по русскому языку состоит в том, чтобы сделать для учащихся реальной возможность осознать себя в языке, то есть осознать роль основных единиц языка в речи и сформировать творческие умения использовать средства языка в речи с целью лексически и стилистически точного, грамматически правильного и ситуативно обусловленного выражения своих мыслей и чувств, а также адекватного понимания речи собеседника.

Язык для ученика выступает не только как средство общения людей в обществе, но и как возможность познания окружающего мира, речевого и умственного развития человека, взаимовлияния людей друг на друга, эстетического и нравственного воспитания и развития.

Через язык ребёнок познаёт себя, у него возникает потребность понять: "Кто я? Кто рядом со мной? Что я могу? Каким я должен быть? и т.д.".

В современных программах по русскому языку учитывается совокупность функций языка, определяются его ведущие функции: коммуникативная (язык как средство общения), когнитивная (обеспечение языком познания окружающего мира), выразительная, эмоциональная (язык как средство выражения чувств человека и оценки им объективной действительности).

В качестве содержания школьного обучения сейчас предпочитается функционально-семантическое направление, которое осуществляется на основе следующих принципов:



  • каждая языковая единица языка и речи (слово, предложение и текст), любое грамматическое понятие (часть речи, грамматическая категория, член предложения, морфема, словоформа) познаются учащимися, исходя из единства их функции в речевом общении и их грамматического значения);

  • сам процесс познания языка представляет для школьника деятельность, содержанием и структурой которой являются взаимосвязанные речеведческие и лингвистические компоненты;

  • комплексное представление лингвистического материала в его контекстуальном окружении, то есть любое лингвистическое понятие представляется для изучения не абстрактно, а в языковом окружении, в тексте;

  • языковое образование имеет личностную ориентацию на воспитание школьника, на развитие его индивидуальных познавательных способностей, гуманного отношения к окружающим, к природе, требовательности к самому себе.

Функции слова, предложения и текста как основных единиц языка и речи представлены во взаимосвязи и взаимообусловленности. При этом исходным материалом являются практические упражнения речевой развивающей направленности, а не сведения для механического запоминания. В процессе изучения родного языка вместе со специальными знаниями не меньший интерес представляют познавательные материалы заданий и подстрочников в сборниках заданий и в рабочих тетрадях. На этой основе учащиеся расширяют свои представления о культуре народа, национальных нравственных и духовных ценностях, культуре речи и т.д.

Пятиклассники пропедевтически знакомятся с элементами языковой системы, которые им только предстоит изучить в последующих классах. Таким образом, реализация когнитивной функции языка обеспечивается познавательной и художественной ценностью текстов, включённых в учебник, сборники заданий и рабочие тетради, их тематикой и проблематикой, лексическим богатством, высокой информативностью и воспитательным потенциалом, то есть возможностями для речевого и общего развития учащихся. Эти тексты обеспечивают коммуникативную направленность изучаемых языковых и речеведческих категорий, а также в целом языка как средства общения.

Большое внимание уделяется изучению эмоционально-выразительной функции языка, направленной на то, чтобы научить школьника выражать своё отношение к содержанию высказывания, адресату речи (своё душевное состояние, отношение к событию, поступкам людей, их взаимоотношениям и т.д.), стилистически адекватно употреблять речевые средства в определённой ситуации. В этой связи велика роль художественных текстов, привлекаемых в задания, их комплексный лингвистический анализ. Уже в 5 классе учащиеся получают первые навыки находить художественно-выразительные средства (лексические, фразеологические, фонетические, словообразовательные и формообразовательные) и анализировать их роль в художественном тексте. На уроках идёт постоянная работа с фразеологизмами, пословицами, поговорками, так что к моменту теоретического изучения этой темы в конце учебного года пятиклассники обладают значительным запасом образных средств языка.

Программа развития речи, представленная в комплексе, включает следующие цели:



  • овладение функциональной грамотностью, то есть формирование способности учащегося свободно использовать навыки чтения и письма с целью получения информации из текста, понимания текста, владение приёмами его сжатия, расширения, включения дополнительной информации и т.д. и в целях передачи информации в реальном общении; обучение полноценной осознанной читательской деятельности;

  • расширение активного и пассивного словарного запаса, осознанное использование языковых средств в целях коммуникации разных видов, овладение системой стилистических и жанровых разновидностей устной и письменной речи;

  • овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи (устная речь, устная публичная речь, письменная научная речь, письменная художественная и публицистическая речь, письменная деловая речь);

  • овладение первичными навыками и умениями понимания авторской интерпретации художественных, публицистических, учебно-научных текстов разных типов и жанров;

  • раскрытие культурологического и воспитательного потенциала родного языка, его тесной связи с духовной культурой русского народа;

  • формирование чувства языка (орфографической зоркости, языкового чутья, языковой интуиции, языковой компетенции, языкового сознания).

Развитие речи опирается на изучение теории языка, так как восприятие системы норм современного литературного русского языка, которая тоже лежит в основе развития речи. С другой стороны, изучение разделов учебного комплекса даёт основу метапредметных лингвистических знаний, без которой невозможно свободное и правильное владение устной и письменной речью в разных ситуациях. Развитие речи учащихся не может и не должно быть оторвано от изучений теоретических сведений о языке, от функционировании языковых единиц в речи и тексте. Развитие речи неразрывно связано с постижением системы языка. Иначе и не должно быть, так как речь в её устной и письменной форме – это реализация системы языка в речи.

Знание теории языка ещё не обязательное условие хорошей речи, но, безусловно, знание системы языка, закономерностей функционирования его единиц в речи развивает речь, совершенствует её, потому что функционирование языковых единиц в речи обусловлено их системными свойствами, закономерностями языковой системы. С другой стороны, осознание роли языковых средств в развитии речи, и особенно языковых средств с оценочно-экспрессивной (выразительной) окраской, является стимулом к освоению теоретических сведений, мотивирует изучение языковой системы.

Л.С. Выготский писал: "…Ребёнок владеет известными умениями в области речи, но он не знает, что он ими владеет. Эти операции не осознаны. Это сказывается в том, что он владеет ими спонтанно, в определённой ситуации, автоматически, то есть владеет ими тогда, когда ситуация в каких-то своих больших структурах вызывает его на проявление этих умений, но вне определённой структуры – произвольно, сознательно, намеренно – ребёнок не умеет сделать того, что он умеет делать непроизвольно. Он ограничен, следовательно, в пользовании своим умением. /…/ Это относится всецело и к грамматическим навыкам ребёнка /…/ Ребёнок научается в школе /…/ осознавать, что он делает, и, следовательно, произвольно оперировать своими собственными умениями. Его умение переводится из бессознательного автоматического плана в план произвольный, намеренный и сознательный". (Выготсткий Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956, с.267-269).

Действительно, чему учится в школе ребёнок, изначально владеющий русским языком? Он учится осознавать мир и себя в мире через язык. Уже в 5 классе ребёнку доступно осознанное восприятие своей творческой работы в устной и письменной её формах.

Развитие речи происходит, прежде всего, за счёт комплексного методического аппарата к каждому заданию, показа многомерных связей между языковыми явлениями, интенсивного обогащения лексического запаса детей, постоянного обращения внимания на фонетическую сторону речи, и особенно интонирование как основу для осознанного выразительного чтения. В методическом аппарате к заданиям учитывается мотивация, интегративность, рефлексия, прогнозирование собственного устного и письменного высказывания, развитие языкового чутья, осознание своей языковой компетенции.

Развитие речи ребёнка опирается на глубокие национальные педагогические традиции. Это центральное методическое направление учебно-методического комплекса К.Д. Ушинского "Родное слово". Уже тогда К.Д. Ушинский ясно осознавал метапредметные цели изучения родного языка: "Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, тёмно понимает или не совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета".

Развивать речь детей – значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Большое внимание в сборнике уделяется словарной работе, которая связывается со всеми изучаемыми курсами языка: лексикой, фразеологией, фонетикой, графикой, орфографией. В каждом случае словарная работа предусматривает три этапа: 1) семантизация слова, 2) актуализация слова, 3) адекватное использование слова в определённой речевой ситуации.

Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях и т.д.

М.Р. Львов выделил следующие способы толкования значений слова: наглядный, контекстуальный, способ подстановки синонимов, логическое определение, развёрнутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры и слова и способа словообразования. Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Методический аппарат сборника направлен на то, чтобы ключевые частотные слова, изучаемые в 5 классе, проводились через сознание школьника несколько раз в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и сознание. При выборе ключевых слов для изучения необходимо учитывать их нравственно-воспитательный потенциал.

Толкование слова осуществляется с помощью нескольких приёмов: контекста, подбора синонима или антонима, оборота, включающего уже известное однокоренное слово, описательного оборота. Следующим этапом является чтение и запись слова – работа над его орфоэпией и орфографией. Далее идёт работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями). Заключительным этапом является работа над семантическими связями слова и включение его в речевое произведение.

Язык – форма существования и выражения человеческой мысли, средство фиксации и сохранения накопленных человечеством знаний. В то же время язык – первоэлемент художественной литературы как словесного искусства, язык создаёт художественную форму. В сборниках представлено огромное разнообразие авторских текстов, расширяющих литературный кругозор учащихся.

Изучение языка литературных произведений помогает глубже и точнее постичь смысл и значение слова в его эстетической функции, которое оно получает в художественном тексте, поэтому одним из принципов построения сборников заданий является комплексный анализ художественных текстов. Систематический и системный анализ художественного текста является мощным стимулом речевого развития ученика, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного и взаимообусловленного развития обоих типов мышления: с одной стороны – ассоциативно-образного, с другой – логического. Многоаспектное представление изучаемого материала, закрепление и повторение, обобщение изученного, углубление стилистической работы происходит в процессе анализа текстов. Анализ текста обусловливает интегративную методику, совмещающую изучение языка и литературы, новые развивающие формы работы на уроке русского языка: рефлексию, прогнозирование, осознанное развитие языкового чутья, осознание своей языковой компетенции. Наряду с художественными текстами, представлены тексты публицистического, учебно-научного, делового стилей.

В процессе анализа текстов формируются языковая и коммуникативная компетенции учащихся, возникает и развивается внимание к слову, понимание его образной сути, рождается языковая индивидуальность ученика. Каждый изучаемый языковой компонент осознаётся не изолированно, а в системе, в языковом окружении, где он только и может существовать.

Навык анализа текста (определяем тему, тип речи, стиль) предоставляет возможности уже в 5 классе научить детей осознанному конспектированию учебного текста, что является мощным стимулом повышения уровня их обучаемости в других областях знания. Уже с 5 класса учащиеся имеют представление о развёрнутом и сжатом конспекте, о тезисах выступления.

Сборник заданий для 5 класса и рабочая тетрадь включают систему упражнений, готовящих детей к созданию собственных текстов сочинений.

Анализ текста предшествует выполнению письменных работ разных форм и направленности: подробных и сжатых изложений, изложений с элементами сочинения, обучающих диктантов и т.д. Перед письменной работой учащиеся знакомятся с текстом и под руководством учителя работают с ним: определяют тему текста, формулируют его заголовок, указывают ключевые слова, определяют тип речи, членят текст на смысловые части, определяют в каждой из них тип речи и доказывают своё мнение, в каждой смысловой части выделяют ключевые слова и предложения, составляют план.

В процессе составления плана учащиеся, начиная уже с 5 класса, проводят подробный синтаксический анализ (определяют, сколько в каждой смысловой части простых и сколько сложных предложений, производят их подробный синтаксический и пунктуационный анализ, если нужно, составляют схемы предложений). После структурного анализа дети обращают внимание на словесное наполнение текста, распознавая его стилистическую принадлежность. Чаще всего учащиеся анализируют художественные тексты, поэтому они указывают фразеологизмы, эпитеты, метафоры, сравнения и другие художественно-изобразительные средства, находят другие выразительные языковые средства. Наиболее яркие примеры записываются на доске.

При анализе любого текста специальное внимание обращается на его орфографию, причём два противоположных процесса: повторение и пропедевтическое изучение – сближаются и усиливают друг друга. В результате даже слабые учащиеся запоминают текст и воспроизводят его полно и с минимальным количеством ошибок и в форме обучающего диктанта, и в форме изложения. Сильные учащиеся обычно воспроизводят текст быстро и без ошибок.

В 5 и 6 классах письменные работы с предварительным анализом текста проводятся в течение одного урока. Начиная с 7 класса, а особенно в 8 и 9 подобные письменные работы проводятся на сдвоенных уроках: на первом уроке – анализ текста, на втором – собственно письменная работа. Задания к текстам почти всегда предусматривают формулирование собственных умозаключений по поводу излагаемого текста, то есть часто предусматривается изложение с элементами сочинения.

Целенаправленное развитие речи происходит уже на первых уроках русского языка в 5 классе. Уже на первых уроках дети овладевают элементарным теоретическим материалом, необходимым для создания собственного сочинения.

После каждой темы предлагаются тексты для работы по орфографии, включающие как изучаемые орфограммы, так и уже изученные. Пятиклассники вспоминают. Из какого произведения этот текст и, если понадобится, восстанавливают его фабулу.


Каталог: olderfiles
olderfiles -> Сборник адресован социальным педагогам, специалистам по социальной работе, студентам педагогических специальностей
olderfiles -> Конспект лекций по курсу «Организационное поведение»
olderfiles -> Выполнила Верченова Евгения(8
olderfiles -> Книга открытое сознание открытое общество
olderfiles -> Языковое бытие человека и этноса: когнитивный и психолингвистический
olderfiles -> Д. Мак-Фарленд Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция
olderfiles -> Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство. Точность
olderfiles -> Учебно-методический комплекс курса «Педагогика»
olderfiles -> Адаптация иностранного опыта в условиях глобализации высшего образования
olderfiles -> или «генерализирующий»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница