УРОКИ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ.
«А если не хочет?»
Может, но не делает. Тон и руководящие указания.
Общение на равных.
Способ «внешних средств» общения.
Закон развития личности.
Как избежать конфликтов принуждения.
Домашние задания.
Совместные занятия – очень важная тема для обсуждения. Как же избежать трудностей и конфликтов во взаимодействии с ребенком?
Начнем с типичной проблемы, которая ставит в тупик взрослых: многие обязательные дела ребенок вполне освоил, ему уже ничего не стоит собрать в ящик раскиданные игрушки, застелить постель или самостоятельно одеться утром. Но все это он упорно не делает!
Как быть в таких случаях? Опять делать это вместе с ним?
Все зависит от причин «непослушания» вашего ребенка. Возможно, вы еще не прошли весь необходимый путь. Ведь это вам кажется, что ему одному легко расставить все игрушки по местам. Наверное, если он просит «давай вместе», то это не зря: возможно ему еще трудно организовать себя, а может быть, ему нужно просто ваше участие, моральная поддержка.
Но чаще корень негативного упорства и отказов лежит в отрицательных переживаниях. Это может быть проблема самого ребенка, но чаще она возникает между вами и ребенком, в ваших взаимоотношениях с ним.
Главное условие, без которого любая помощь ребенку превращается в свою противоположность: это главное условие – дружелюбный тон общения.
Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит друг, чтобы что-то сделать вместе, например, отремонтировать телевизор. Он садится и говорит вам: «Так, достань описание, теперь возьми отвертки и сними заднюю стенку. Да как ты откручиваешь шуруп? Не жми так!»… Такая «совместная деятельность» с юмором описана английским писателем Дж. К. Джеромом.
«Руководящие указания», наверное, где-то нужны, но не в совместных занятиях с ребенком. Как только они появляются, прекращается работа вместе. Ведь вместе – значит на равных. Не следует занимать позицию над ребенком; дети к ней очень чувствительны, и против нее восстают все живые силы их души. Тогда-то они и начинают сопротивляться «необходимому», не соглашаться с «очевидным», оспаривать «бесспорное».
Сохранить позицию на равных не так-то легко: иногда требуется немалая психологическая и житейская изобретательность. Приведу пример: Петя рос хилым, неспортивным мальчиком. Родители уговаривали его делать зарядку, купили турник, укрепили его в пролете двери. Папа показал, как надо подтягиваться. Но ничего не помогало – мальчик по-прежнему не испытывал интереса к спорту. Тогда мама вызвала Петю на соревнования. На стену повесили листок бумаги с графами: «Мама», «Петя». Каждый день участники отмечали в своей строчке, сколько раз они подтянулись, присели, подняли ноги «уголком». Много упражнений подряд делать было не обязательно, да и как выяснилось, ни мама, ни Петя этого не могли. Петя стал зорко следить за тем, чтобы мама его не перегнала. Правда, ей тоже пришлось потрудиться, чтобы не отстать от сына. Соревнование продолжалось месяца два. В результате мучительная проблема зачетов по физкультуре была благополучно разрешена.
Есть еще очень ценный способ, который помогает избавить ребенка и самих себя от «руководящих указаний». Это способ связан с еще одним открытием Л.С.Выготского и много раз был подтвержден научными и практическими исследованиями.
Выготский нашел, что ребенок легче и быстрее учится организовывать себя и свои дела, если на определенном этапе ему помочь некоторыми внешними средствами. Ими могут быть картинки для напоминания, список дел, записки, схемы или написанные инструкции. Подобные средства – это уже не слова взрослого, это их замена. Ребенок может пользоваться ими самостоятельно, и тогда он оказывается на полпути к тому, чтобы справиться с делом самому.
Приведу пример, как с помощью внешнего средства передать самому ребенку «руководящие функции» родителей. Андрею уже шесть лет. По справедливому требованию родителей, он должен сам одеваться, когда идет гулять. На улице зима, и нужно надеть на себя много разных вещей. Мальчик же «буксует»: то наденет только носки и сядет в прострации, не зная, что делать дальше; то надев шубу и шапку, готовится выйти на улицу в домашних тапочках. Родители приписывают все лености и невнимательности ребенка, упрекают, понукают его. В общем, конфликты продолжаются изо дня в день. Но вот одному из родителей приходит в голову идея составить список вещей, которые ребенок должен надеть. Список оказывается довольно длинным. Ребенок уже умеет читать по слогам, но все равно около каждого названия вещи родители вместе с мальчиком рисуют соответствующую картинку. Этот иллюстрированный список вывешивают на стену. В семье наступает спокойствие, прекращаются конфликты, а ребенок оказывается, чрезвычайно занят. Что же он теперь делает? Он водит пальцем по списку, отыскивает нужную вещь и бежит надевать ее, снова бежит к списку, находит следующую вещь и т.д.
Легко угадать, что скоро произошло – мальчик запомнил этот список и стал собираться гулять так же быстро и самостоятельно, как его родители. Заметьте, что все это произошло безо всякого нервного напряжения – и со стороны сына, и со стороны родителей.
Психологический закон, который необходимо знать всем родителям:
Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
Как же избежать ситуаций и конфликтов принуждения?
Прежде всего, стоит присмотреться, чем больше всего увлекается ваш ребенок. Это может быть игра в куклы, в машинки, общение с друзьями, собирание моделей, игра в футбол, современная музыка … Некоторые из этих занятий могут показаться вам пустыми, даже вредными. Однако помните, для него они важны и интересны, и к ним стоит отнестись с уважением.
Хорошо, если ваш ребенок расскажет вам, что именно в этих делах интересно и важно для него, и вы сможете посмотреть на них его глазами, как бы изнутри его жизни, избегая советов и оценок. Просто отлично, если вы сможете принять участие в этих занятиях ребенка, разделить с ним его увлечение. Дети в таких случаях бывают очень благодарны родителям. Будет и другой результат такого участия: на волне интереса вашего ребенка вы сможете начать передавать ему то, что считаете полезным; и жизненный опыт, и свой взгляд на вещи, и даже интерес к чтению, особенно если начать с книг или заметок об интересующем его предмете. В этом случае ваша лодка пойдет по течению.
Так многие занятия, которые предлагают детям родители или учителя, да еще с требованиями и упреками: они не выживают. В то же время они хорошо «прививаются» к уже существующим увлечениям. Пусть поначалу эти увлечения «примитивны», но они обладают жизненной силой, и эти силы вполне способны поддержать рост и расцвет ребенка.
Я думаю, найдутся родители, которые возразят: нельзя же руководствоваться одним интересом; нужна дисциплина, есть обязанности, в том числе не интересные! Не могу не согласиться. Но в данный момент мы обсуждаем конфликты принуждения, то есть такие случаи, когда вам приходится настаивать и даже требовать, чтобы сын или дочь выполняли то, что «надо», и это портит настроение обоим.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Придумайте какое-нибудь внешнее средство, которое могло бы заменить ваше участие в том или ином деле ребенка. Это может быть будильник, схема действий, таблица… Обсудите и обыграйте с ребенком это вспомогательное средство. Убедитесь, что ему удобно им пользоваться.
Поделитесь с Вашими друзьями: |