Уроки доброты или вопросы нравственности



Дата31.07.2022
Размер39 Kb.
#174399
ТипУрок



Мышляева Татьяна Васильевна,
учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №109»
УРОКИ ДОБРОТЫ ИЛИ УРОКИ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово – слово учителя, слово писателя. Поэтому актуальным в работе учителя русского языка является выбор дидактического материала – обучающего, воспитывающего, приглашающего к раздумью.


Общаясь со школьниками определенного возраста, учитель чувствует, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать.
Например, в среде подростков остро ощущается дефицит культуры общения, такта, терпимости в отношении друг к другу. И в то же время ребята этого возраста очень ранимы, глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию. Как помочь детям выбрать правильную линию поведения, при этом избежать назидательности, бесконечных нравоучений, подавления личности? Предлагаю использовать богатую нравственную силу, заложенную в художественных текстах. Предложенные на уроках русского языка в качестве упражнений отрывки из художественных произведений позволяют отработать не только необходимые навыки, дать толчок для детского творчества, но построить воспитательную беседу с учащимися.
Приведу в качестве примера фрагменты уроков
Урок-обобщения в 6 классе по теме: «Все о местоимениях»
Слово автору сказки «Маленький принц» Антуану де Сент- Экзюпери.
- Сказка на все времена и для любого возраста. Почему?
Она объясняет людям, что «самого главного глазами не увидишь», «что зорко лишь сердце».
«Может ли сердце быть зрячим?»- удивляются некоторые.
При ответе на этот вопрос повторим употребление слов в прямом и переносном значении.
- В сказке есть выражение: « Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Попробуем понять его смысл.
Путешествуя по планете Земля, маленький принц встречался с Лисом. И Лис ему говорит:
-Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
-А что для этого надо делать?- спросил принц.
-Надо запастись терпением,- отвечает Лис.
(диалог записан на доске)
- Что значит быть терпимым по отношению друг к другу? Быть ответственным за друга? Возможно, с этого начинается дружба?
Разобрать предложения:
Задание: найти все местоимения, определить их разряд; определить, как подбор местоимений помогает понять главную мысль автора.
1. Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
Комментарий: предложение начинается с личного местоимения, т.е. лично с твоей ответственности за близких тебе, а относительное местоимение соединяет две мысли: о тебе и твоих друзьях.
2. Некоторые не понимают, что сердце может быть зрячим.
Комментарий: в предложении есть местоимение «некоторые».
Кто эти люди? Эти люди с черствым сердцем.
«Некоторые»- это неопределенное местоимение. Возможно, автор специально употребил его, чтобы никого не обидеть нелепым подозрением.
Итак, подведем итог, что нужно для настоящей дружбы. Составим «словарь дружбы»:
Терпение, уважение, сострадание, такт, заботливость, сочувствие, внимание.
В качестве домашнего задания можно предложить составить диалог с другом, написать сказку о верной дружбе. Обязательное условие – использовать местоимения.
Очень части мы сталкиваемся с тем, что ребята нетерпимы к недостаткам и проступкам товарищей. Самокритика, критика им пока недоступна.
На уроке при работе над комплексным анализом текста в 9 классе поговорим о воспитанности, а в помощники возьмем «Письма о добром» Д.С.Лихачева.
Письмо тринадцатое «О воспитанности».
Задание:
1.Прочитать текст. 2.Определить главную мысль. 3.Составить памятку, опираясь на текст.
«Воспитанный человек – это …».
Разговор о такте, терпимости, тактичности можно построить на материале книг Я. Корчака.
Возьмем главу «Познай самого себя» из книги Я.Корчака «Правила жизни» для работы над комплексным анализом текста.
Один вспыльчивый легко впадает в гнев, другой редко злится, один умеет хоть немного да владеть собой и сдерживаться, другой сразу приходит в неистовство, словно хочет убить. Про таких говорят: «Раб своих страстей».
Правильно говорят: тот, кто не умеет приказать: «Перестань!», у кого нет сильной воли – тот раб: всякий доведет его до белого каления. Мудрец сказал, что приказывать другим легко, а вот научись быть господином собственных мыслей и чувств.
После определения основной мысли текста, обсуждения проблем, затронутых в нем, также выполняем и грамматическое задание: объяснить значение фразеологизма, определить разряды местоимений, объяснить слова с пропущенными орфограммами, объяснить знаки препинания при прямой речи и в сложном предложении.
В книге Я.Корчака «Король Мантуш на необитаемом острове», герой (король Мантуш) стал философом, т.е. человеком, который размышляет обо всем, что видит.
Вместо того чтобы рассердиться и обругать своего обидчика, как это делает обыкновенный человек, философ размышляет, почему один человек задира и злюка, а другой нет?
Обыкновенный человек увидит что-нибудь хорошее у другого и завидует, ломает себе голову: «Как бы мне тоже заиметь такую штуку». А философ предается раздумьям: «Как сделать, чтобы все было у всех людей?».
Этот текст может стать ступенькой к уроку развития речи и закреплению тем «Сложноподчиненные предложения с придаточными условиями» (9 класс.) или закрепления знаний об условном наклонении глагола (5 класс.).
Учащимся можно предложить высказать свои размышления на тему «Что бы я сделал, если бы все мог».
Как мы видим, многие талантливые книги не только помогают сделать урок интересным, но обеспечивают главное – возможность реализовать педагогику сотрудничества, которая объединяет учителя и ученика, наполняет радостью общения. Работа над авторским текстом часто рождает творческие поиски. Ребят увлекает не только беседа по близким им проблемам, но и сам процесс придумывания сходных ситуаций, возможность попробовать себя в роли сказочника, волшебника, философа.
Каталог: new main -> met-kop
new main -> Основы нейробиологии
new main -> Основы нейробиологии
new main -> И. М. Кобозева. Немец, англичанин, француз и русский
new main -> Комбинаторная модель русской интонации
new main -> Тема основы логики (первый этап отношений логики и языка) (6 часов)
new main -> Генетическая классификация языков мира: необходимый минимум для студентов I курса
new main -> Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000
new main -> Программа: А. И. Кравченко «Обществознание» издательство «Русское слово»
met-kop -> Шипицина Ольга Алексеевна


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница