Технологическая карта урока литературного чтения Тема урока: главные мысли сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: Ознакомить учащихся со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Задачи: -учить детей выделять главную мысль, находить ответы на вопросы в тексте; обогащать словарный запас учащихся;
- развивать и обогащать речь учащихся; навыки выразительного чтения; умения видеть и чувствовать за строками произведения смысл сказки, выражать свои мысли;
- воспитывать доброту и милосердие, интерес к слову, художественный вкус.
УУД: Личностные: 1. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; 2. Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.
Регулятивные: 1. Принимать и сохранять учебную задачу; 2. Умение высказывать свое предположение на основе работы с текстом учебника; 3. Оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные: 1. Осознавать познавательную задачу; 2. Умение строить речевые высказывания в соответствии с заданием; 3. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.
Коммуникативные: 1. Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; 2. Формулировать собственные мысли, высказывать обосновывать свою точку зрения.
Ход урока
Этапы
Деятельность учителя
Мотивация учебной деятельности
Прошла перемена.
Услышан звонок.
Пора поскорее начать нам урок.
Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроение – улыбка. Улыбнитесь своему соседу слева и справа.
Актуализация и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии
Для начала проведем небольшую речевую разминку.
Произнесите скороговорку в разном темпе (медленно, средне, быстро)
Орёл на горе, перо на орле,
Гора над орлом, орёл под пером.
Мамами любимы мы-
Самыми любимыми!
Выявление места и причины затруднений, (выход из проблемной ситуации)
Ребята, как вы думаете кто такой сказочник?
На какие две группы делятся сказки?
С одним сказочником мы сегодня встретимся. Хотите?
Тогда угадайте, кто это? Читайте только подчеркнутые буквы.
БАМЛОНЕКТРСОАЬНДВР ПЬСЮЕЁРВГЕЕАВЗИЧ ЦЕПЖУФЛШЮКЙИМН Верно, ребята.
Ребята давайте же вспомним сказки А.С.Пушкина. Всего сказок у А.С.Пушкина пять:
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне»,
«Сказка о золотом петушке»,
Сказка о попе и о работнике его Балде»
Построение проекта и выхода из затруднений
Сегодня мы познакомимся с одной из сказок А.С. Пушкина. Сказка, которую я хочу предложить, известна вам с детства. Попробуйте её узнать по описанию. Слушайте внимательно.
Главные герои в этой сказке:
Старик и старуха Невод и рыбка Изба да корыто Дворянка и владычица морская? - Догадались? Кто скажет, как называется сказка?
Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Реализация построенного проекта
Верно. Сегодня мы с вами поговорим о «Сказке о рыбаке и рыбке».
А. С. Пушкин писал «Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Как вы думаете, о чем может быть эта сказка?
Чему может научить эта сказка?
Ответить на этот вопрос мы сможем, прочитав ее.
Первичное закрепление с проверкой во внешней речи
Откройте свои учебники на стр.
Перелистайте страницы, обратите внимание какая большая сказка. Она не написана сплошным текстом, а поделена на части.
Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.
Сейчас я прочитаю вам первую часть сказки.
Ваша задача слушать внимательно, следить за текстом и подчеркнуть те слова, которые будут вызывать у вас затруднения.
Чтение сказки учителем.
Какие слова вызвали затруднения?
Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод - сеть рыболовная.
Тина — скопление живущих в воде растений, в основном водорослей.
физминутка
На раз-подняться потянуться
На два- согнуться. Разогнуться
На три- в ладоши три хлопка
На четыре- ноги шире
Пять-руками помахать
Шесть-всем тихо сесть
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Что мы можем сказать о жизни героев в начале сказки?
Расскажите, как изменилась их жизнь после появления золотой рыбки?
Почему старухе не понравилось, что старик отпустил золотую рыбку?
А теперь прочитаем вторую часть все вместе. Будем читать по одному четверостишию по цепочке.
Включение в систему знаний и повторений
Как выглядела старуха после того как стала дворянкой?
Красит ли старуху ее одежда?
В народе говорят: одежда красит человека. Всегда ли это так?
О каких качествах личности старухи говорит ее отношение к старику и слугам?
Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?
Какой урок мы возьмем из этой сказки? Чему она нас учит? Вчем ее главная мысль?
Главная мысль произведения в том, что жадность способна свести к нулю все достижения, испортить любое дело. Основная идея сказки в том, что нельзя злоупотреблять чужой благодарностью. Чему учит сказка. Произведение учит быть аккуратным со своими желаниями, знать меру и понимать, что даже благодарность за жизнь имеет пределы. Учит не жадничать, ни завидовать чужому.
А еще, ребята, когда человек жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего не достигнет, он останется у разбитого корыта.
Домашнее задание
Рефлексия
Откройте дневник и запишите домашнее задание.
1.Подготовить выразительное чтение сказки.
2. Найти и прочитать другие сказки А. С. Пушкина.
Закончите предложения.
Сегодня на уроке я узнал о…..
Мне показалось интересным….
Меня удивило….
Спасибо за урок, до свидания.