Урока биологии в 10 классе (углубленное изучение темы) с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов



Скачать 108.49 Kb.
Дата23.05.2016
Размер108.49 Kb.
ТипУрок
Проект урока биологии в 10 классе (углубленное изучение темы) с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА (продолжение 2)

Матвеева Алёна Владимировна,

учитель биологии и химии

ГБНОУ ГКШИП

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Этап I. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель:

  • создание творческой атмосферы урока;

  • мотивация обучающихся к изучению темы.

1. Настрой

Перед уроком на перемене звучит прекрасная классическая музыка. (Например, Г. Свиридов. Вальс (Метель). Аудиозапись // http://www.moskva.fm/artist/георгий_свиридов/song_0219372 )



2. Вступительное слово учителя

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Особое значение имеет для нас генетика человека. Существует несколько методов её изучения: близнецовый, цитогенетический, популяционный, онтогенетический. Мы сегодня познакомимся с одним из самых интересных и доступных – генеалогическим методом.

Вести нас незримо в этом увлекательном пути будет великий русский поэт – Александр Сергеевич Пушкин. Вы уже познакомились дома с его произведениями «Начало автобиографии» и «Моя родословная», изучили фрагмент родословного древа поэта. Поэт гордился своими предками и не раз в стихотворениях и публицистических статьях упоминал их. «Имя предков моих упоминается поминутно в русской истории». Хорошо известно, что семейные предания и документы нашли отражение в его творчестве: романе «Арап Петра Великого», «Планах повести о стрельце», поэме «Езерский», стихотворении «Моя родословная» и незаконченном произведении «Начало автобиографии».

Этап II. Учебно-познавательная деятельность

Цель:


  • ввести понятие генеалогического метода как одного из основных методов изучения наследственности человека;

  • показать на примере родословной А.С.Пушкина влияние инбридинга на наследственность, множественный характер наследования окраски кожи и наследование некоторых личностных качеств поэта;

  • научить определять коэффициент инбридинга, пользоваться генеалогической символикой;

  • развивать коммуникативную компетентность учащихся, их взаимодействие в парах, группах, коллективе;

  • продолжить формирование умений работы с электронными образовательными ресурсами.

II.1. Генеалогический метод. Термины. Символы. Построение родословного древа.

Учитель. Генеалогический метод основан на прослеживании какого-либо нормального или патологического признака в ряду поколений с указанием родственных связей между членами родословной. Другими словами, генеалогический метод – это изучение признаков человека по родословным.

Генеалогия или родословие, происходит от древнегреческого генос – происхождение, рождение и логос – слово, знание. Генеалогия в широком смысле – родословная человека, наука о родственных связях вообще

Генеалогический метод был предложен в конце XIX века Ф. Гальтоном. Применим, если известны прямые родственники – предки, обладатели наследственного признака по материнской и отцовской линиям в ряду поколений и имеет достаточное число потомков в каждом поколении.



Задание 1 (Г). Работа с терминами.

Пользуясь электронными словарями и энциклопедиями, найдите определение терминов, необходимых для понимания учебного материала.



группы

Термин

1

Педигри (от англ. pedigree)

2

Пробанд (от англ. proband)

3

Сибсы

4

Инбридинг

Ресурсы:

  • Словари и энциклопедии на Академике // http://psychiatry.academic.ru/

  • Большая советская энциклопедия // http://bse.sci-lib.com/

  • Большая медицинская энциклопедия // http://bigmeden.ru/

  • Википедия // http://ru.wikipedia.org/

  • Dictionarist // http://ru.dictionarist.com/

И др.

После выполнения задания подводятся краткие итоги:



Педигри – родословная.

Пробанд – обладатель наследственного признака.

Сибсы – братья и сёстры, потомки одних родителей.

Инбридинг – близкородственное скрещивание.

Задание 2 (Ф). Работа с символами.

Учитель. Система обозначения была предложена Г. Юстом в 1931 г. и сохранилась до сих пор.

С использованием документ-камеры на экране проецируется рисунок 1 и

далее учитель рассказывает о значении каждого символа, пользуясь этим рисунком

symbol.jpg

Рис. 1. Генеалогическая символика для составления анализа родословной

(Из Слюсарева, Жуковой, с. 109)

Задание 2 (П). Работа с родословной А.С. Пушкина

Найдите на генеалогическом древе А.С. Пушкина, его отца и мать. Внимательно рассмотрите знаки и символы. Ответьте на вопросы:



  • Что означает цифра 2 на знаке поэта? (Порядок рождения. Пушкин был вторым ребенком в семье).

  • Почему знаки отца и матери поэта соединены не одной, а двумя чертами? (Это кровнородственный брак).

  • Кто был общим предком отца и матери поэта. (Петр Петрович Пушкин (I-1).

II.2. Кровнородственные браки, вычисление коэффициента инбридинга.

Учитель. Все люди – родственники. Только дальние. Родственники определяются как лица, часть генов которых общая по происхождению. Если понимать это в буквальном смысле, то родственниками можно считать всех людей на нашей планете.

Степень кровного родства измеряется для того, чтобы исследовать мутации и влияние кровного родства на их фенотипическое проявление. В большинстве случаев родословные анализируют только по трём поколениям. Таким образом, самые дальние родственники, которые учитываются при оценке кровного родства двух индивидов, это троюродные сибсы.

В популяции могут встречаться различные типы кровнородственных браков: между двоюродными и троюродными братьями и сёстрами, между дядей и племянницей, а иногда даже между братом и сестрой или отцом и дочерью. С точки зрения генетики все эти браки нежелательны, так как возрастает вероятность проявления в фенотипе некоторых рецессивных летальных генов.

Для вычисления степени родства применяют коэффициент инбридинга, предложенный Райтом.



Коэффициент инбридинга (F) – показатель кровного родства, вероятность того, что оба одинаковых гена (аллеля в паре гомологичных хромосом) получены от общего предка.

Вычисление коэффициента инбридинга.

  1. Строятся родословные.

  2. Выбирается один из ближайших общих предков и родительские особи соединяются всеми возможными путями, которые:

    1. ведут к этому общему предку;

    2. состоят из «шагов» (один шаг определяется, как связь между особью и одним из её родителей);

    3. не ведут к одной особи более одного раза.

Все остальные общие предки анализируются тем же способом. Для каждого пути подсчитывается число шагов. Для одного предка может существовать x путей, состоящих из m, ...,mx шагов каждый; для t общих предков существует

путей. Тогда

F= (++…) =

Эту формулу легко понять с помощью следующего рассуждения:

1/2 генов ребёнка общая с каждым из его родителей, 1/4 – с дедом и бабкой, 1/8 – с прадедом и прабабкой.

Если от матери к какому-нибудь предку ведёт путь из а шагов, она имеет с этим предком (1/2)a = 2a общих генов.

Если от отца к этому предку ведёт путь из b шагов, он имеет с этим предком (1/2)b = 2b общих генов.

Это означает, что отец и мать имеют 2a x 2b = 2m общих генов (m = a + b).

Это число, удвоённое на 2, даёт вероятность того, что ген, случайно выбранный у матери, идентичен по происхождению гену, случайно выбранному у отца.

Упрощённо F=(1/2)n , где n – число шагов

Задание 3 (Г) Вычисление коэффициента инбридинга по аппликациям.

Аппликации представляют собой фрагменты родословных с кровнородственными браками разной степени родства (рис.2 – 4). Каждая аппликация представляется для анализа одной группе. Задания группе:



  1. Проанализировать аппликацию.

  2. Определить число шагов, соединяющих брачующихся.

  3. Вычислить коэффициент инбридинга.

группы

Аппликация

1, 2

Брак между двоюродными сибсами

3

Брак между отцом и дочерью

4

Брак между братом и сестрой




cousins.jpg

dd.jpg

bs2.jpg

Рис. 2. Брак между двоюродными сибсами

Рис. 3. Брак между отцом и дочерью

Рис. 4. Брак между братом и сестрой1

После выполнения задания проводится общее обсуждение итогов работы.

Двоюродные сибсы. Путь к общему деду и общей бабке у этой пары состоят каждый из четырёх шагов. F = 1/16.

Отец и дочь. Здесь только один путь, состоящий из одного шага. F = 1/2. Запрещён законом! Инцестный!

Брат и сестра. Только один путь. F = 1/4. Запрещён законом! Инцестный!

Задание 4 (Г) Работа с родословной А.С. Пушкина по установлению степени родства.

группы

Задание

1

Определите долю общих генов между отцом поэта Сергеем Львовичем и его прадедом Петром Петровичем Пушкиным.

2

Каковы родственные отношения между Сергеем Львовичем и Надеждой Осиповной Пушкиными?

3

Определите долю общих генов между Сергеем Львовичем и Надеждой Осиповной Пушкиными.

4

Какова степень гомозиготизации у А.С. Пушкина?

После выполнения задания проводится общее обсуждение итогов работы.

1) 1/8 или 12,5%. 2) Троюродный дядя и племянница. 3) 1/64 или 1,5%. 4)1/128 или 0,8%



Учитель. Итак, мы установили, что отец и мать поэта приходились друг другу троюродными дядей и племянницей. Благодаря этому степень гомозиготизации самого поэта составила 0,8%. Много это или мало? Величина отнюдь не критическая, хотя на порядок превышает показатель инбридинга для общей открытой популяции.

Сказался ли как-то кровнородственный брак на потомстве Сергея Львовича и Надежды Осиповны? За неимением необходимой медицинской документации можно строить лишь догадки. Известно, что из восьми детей от данного брака умерло пятеро (YI-4 – YI-8): четверо – во младенчестве, пятый ребёнок, Николай, – в шестилетнем возрасте. Было ли это следствием инбридинга или причины тут иные - судить однозначно нельзя.



II.3. Наследование окраски кожи в родословной А.С. Пушкина.

Учитель. Цвет кожи людей зависит от множественных факторов, а именно от двух пар генов – А, а и В, b. Доминантные аллели обуславливают потемнение кожи, чем их больше, тем темнее кожа. Негр имеет генотип ААВВ, а белый – aabb. Потомки от такого брака, так называемые мулаты, будут обладать промежуточным цветом кожи.

Во втором поколении (F2) появятся дети с разными оттенками кожи. Вероятность того, что кожа потомков будет столь же темна, как и у исходного родителя негра ААВВ или как у исходного родителя белого равна 1/16. Большинство же форм – AaBb, AAbb, aaBB – будут напоминать по цвету кожи своих родителей (F1), комбинации Aabb и aaBb будут несколько светлее, а AABb и AaBB – темнее своих родителей (F1)



Задание 5 (Ф) Ибрагим Ганибал

  • Найдите на родословном древе Ибрагима Ганибала

  • Найдите описание Ганибала в «Начале автобиографии».

  • Рассмотрите потрет Ганибала, его сыновей, матери поэта (Семья А.С. Пушкина. Портреты, текст // http://pushkin.niv.ru/pushkin/family/semya.htm),

  • Предположите возможный генотип Ганибала по окраске кожи.

Обсуждение итогов выполнения задания.

Учитель. Безусловно, один из наиболее выдающихся предков поэта, это его прадед со стороны матери Ибрагим Ганибал. («...Дед её (матери) был негр, сын владетельного князька»). Мы можем предположить, что генотип прадеда Пушкина по окраске кожи был ААВВ, т.к. все его дети от второго брака с Кристиной фон Шеберх были темнокожи. («Шорн шорт, говорила она, делат мне шорни репят и даёт им шертовск имя».) Кроме того известно, что в бытность свою в Париже Ганибал вёл не совсем добродетельную жизнь и рождение темнокожего ребёнка у одной из его поклонниц и послужило причиной его выдворения из Франции.

Однако известно, что от первого брака у Ганибала родилась белая дочь Поликсена («Первая жена его, родом гречанка, родила ему белую дочь»). Попробуем предположить, была ли это действительно дочь Ганибала?

Р: ♂ ААВВ x ♀ aabb

негр белая


F1: AaBb

мулат
Вывод: при данном скрещивании рождение белых детей невозможно.


Учитель. Значит, со стороны матери у А.С. Пушкина могли оказаться в генотипе доминантные аллели генов окраски кожи. Лишним доказательством этого является облик его матери, Надежды Осиповны, «прекрасной креолки», как говаривали в свете, подчёркивая её необычное происхождение.

Задание 6 (Ф) Внешность А.С. Пушкина

  • Рассмотрите изображения поэта (Портреты А.С. Пушкина // http://pushkin.niv.ru/pushkin/family/portrety.htm)

  • Прочитайте воспоминания современников о внешности поэта (А.С. Андреев. Встреча с А.С. Пушкиным. Статья // http://pushkin.niv.ru/pushkin/vospominaniya/vospominaniya-115.htm; М. В. Юзефович. Памяти Пушкина // http://pushkin.niv.ru/pushkin/vospominaniya/vospominaniya-78.htm )

  • Находите ли вы «арапские черты» во внешности поэта?

Обсуждение итогов выполнения задания.

Учитель. Сам А.С.Пушкин часто подчёркивал в своих автопортретах (их известно около 90) свои необычные черты. Поэт называл их «африканскими», «арапскими», говорил о себе «потомок негров безобразный». Что касается описаний его внешности современниками, то они часто отмечали отсутствие у Пушкина тёмной окраски кожи.

Вот, например, как вспоминал Пушкина его современник М.В. Юзефович, увидевший поэта в 1829 г. на Кавказе: «...Он вовсе не был смугл, ни черноволос..., а был вполне белокож и с вьющимися волосами каштанового цвета...».

Или вот что можно почитать в «Словаре достопамятных людей русской земли", составленном Бантышом-Каменским», изданном в 1847 г.: «Александр Сергеевич Пушкин, среднего роста, худощавый, имел во младенчестве белокурые курчавые волосы, сделавшиеся потом тёмно-русыми; глаза светло-голубые; улыбку насмешливую и вместе приятную; носил на умном лице отпечаток африканского своего происхождения...».

Вместе с тем, надо помнить, что бабушка со стороны отца, О.В. Чичерина (III-2), происходила от некоего итальянца, попавшего в Россию в XV веке. Интересно, что особенности её внешности – покатый лоб, удлинённый с горбинкой нос и характерный разрез глаз – унаследовали оба её сына, Василий Львович (IY-1), дядя поэта и Сергей Львович (IY-2), отец поэта, а также сам Александр Сергеевич. Поэтому, по мнению Б. Горзева, бытующее представление о том, что внешность Пушкина в основном Ганнибалова до некоторой степени неверно: в основном – чичеринская (не «африканская», а «талийская»).



Задание 7 (Ф) Внешность Л.С. Пушкина

Учитель. Не менее интересна внешность младшего брата поэта, Льва Сергеевича (YI-9), любимца Надежды Осиповны Лёвушки. Он был очень похож на брата, однако «Лицо имел белое и волосы белокурые, завитые от природы. Его наружность представляла негра, окрашенного белою краскою» (А.И. Дельвиг).

Давайте проследим возможность появления у родителей, гетерозиготных по генам окраски кожи белого ребёнка. Предположим, что генотип Сергея Львовича был aaBb, а Надежды Осиповны Aabb. Составьте схему генетического скрещивания.

Ответ:

Р: ♂ aaBb x ♀ Aabb

G: aB, ab Ab, ab

F1: AaBb : Aabb : aaBb : aabb

белый

Разумеется, все наши рассуждения не более чем предположения.





1 Фогель, Мотульски, с.343.


Каталог: material
material -> Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в учебно-исследовательской и познавательной деятельности»
material -> Тематика выпускных квалификационных работ, выполняемых под руководством преподавателей общеинститутской кафедры психологии образования иппо
material -> Департамент образования города москвы
material -> Фонд оценочных средств
material -> Лекции 14 час. Практические занятия 14 час. Самостоятельная работа 80 час. Всего 3 з ед. Москва 2015 Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы»
material -> «Познание как образовательная деятельность» Цели и задачи освоения дисциплины
material -> Xiv международная научно-практическая конференция «Ценности и цели современного образования: проблемы и перспективы»
material -> Заместитель Министра
material -> Департамент образования города Москвы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница