Урока: " Опорная система позвоночных животных. Строение костей"



Скачать 112.33 Kb.
Дата20.04.2016
Размер112.33 Kb.
ТипУрок
Тема урока: Опорная система позвоночных животных. Строение костей”
Цель урока:расширить представление учащихся об опорных системах живых организмов за счет раскрытия особенностей строения внутреннего скелета и его функций у позвоночных.

Задачи урока:

    1. Раскрыть основные функции скелета и его основные части.

    2. Путем проведенного эксперимента изучить химический состав кости.

    3. Используя раздаточный материал изучить строение кости.

    4. Используя рисунки учебника изучить типы соединения костей.

    5. Доказательно обосновать преимущества внутреннего скелета.

    6. Меры профилактики травматизма скелета.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы  проведения:  словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа учащихся.

Форма проведения урока: групповая работа

Оборудование: компьютер, проектор, скелеты позвоночных животных (рыбы, лягушки, птицы, млекопитающих), модуль ОМС “Внутреннее строение кости”, держатель, декальценированная бедренная кость курицы. дидактические карточки для дифференцированного задания на дом.

1.Оргмомент

(Цель: создать мотивацию к учебной деятельности)






2. Актуализация знаний. Организация проблемной ситуации

(Цель: актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме)

10 минут

3.Этап целеполагания на урок (Цель:

формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок)



Чтоб на кисель не походить

На скользкую медузу

Скелет у всех нас должен быть

И он нам не обуза.

Играть в футбол, ходить в кино

И плавать в речке летом

Мы не смогли бы без него

Не будь у нас скелета.
А, что такое скелет?
Слайд №1

Скелет – это совокупность твёрдых тканей в организме животных и человека, придающих телу опору и защищающих его от механических повреждений.

Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили.

Улитка Слайд №2

Краб


Майский жук

Рыба


Какие виды скелетов вы знаете?

Какой скелет называют наружным? Какие животные имеют наружный скелет? (беспозвоночные)

Какой скелет называют внутренним? Какие животные имеют внутренний скелет? ( позвоночные)

Из чего состоит скелет? (костей)

Значит , тема нашего сегодняшнего урока « Опорные системы позвоночных животных.Строение костей.» слайд №3

- Сейчас я предлагаю вам вспомнить, всё, что вы знаете о скелете позвоночных животных. На ваших партах находятся карточки: «Что я знаю о скелете». Ваша задача: в правой колонке таблицы указать своё отношение к утверждению: «Да», «нет, «не знаю». Время на обдумывание не более 5 мин.

Верно ли утверждение?

Да,

нет,


не

знаю


Позвоночные организмы имеют внутренний скелет.




Функции скелета: опорная, защитная, двигательная.




Скелет образован костями




Эластичность придают костям органические вещества, а твердость неорганические.




Сочетание органических и неорганических веществ, делает кость крепкой и достаточно упругой.




Внешнее строение трубчатой кости: головка и надкостница.




Внутреннее строение трубчатой кости: плотное вещество и губчатое вещество




Существует два типа соединения костей в скелете: неподвижное (шов), подвижное (сустав), полуподвижное




Отделы скелета позвоночных: скелет головы, туловища, конечностей.




- Ответы на все ли вопросы вы знали?

- В чём заключалась трудность при их выполнении?

- Что каждому из вас было бы интересно узнать о скелете?

- Взгляните ещё раз на таблицу, выпишите те вопросы, ответы на которые вызвали у вас затруднение и самостоятельно определите цели на урок.



4.Этап «Открытие нового знания»

(Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее)



4.1Создание проблемной ситуации

4.2.Самосто-ятельная работа в группах 15 минут

Отчет 10 минут

5.Этап закрепления нового материала (Цель: закрепить полученные знания

5 минут

5 минут

6. Подведение итогов. Рефлексия. (Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия)

7. Задавание на дом

(Цель: дать установку на тренировку определённых умений)



Слайд №4

- Мы с вами самостоятельно определили цель нашего  урока, и самостоятельно опираясь на усилия своих мыслей, будем изучать скелет позвоночных животных



Проблема Слайд №5

Один учёный сказал при массе человека 70 кг масса его скелета составляет всего 8—9 кг. и что если бы у человека не было скелета, то он напомнил бы медузу.

Как вы думаете, что учёный хотел этим подчеркнуть, если известно, что медуза передвигаться сама почти не может, потому что у неё нет скелета. Ей приходится ждать попутного ветра и сильной волны, которая унесла бы её?

Экскурсия в историю ( сообщение)

С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах — Демокрит (слайд №6) — собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален (слайд №7) — древнеримский врач и естествоиспытатель — посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий (слайд №8) под мраком ночи тайно крал трупы повешенных.

Церковь запрещала “мерзкое и богопротивное употребление человека на анатомические препараты”, хотя еще в начале XVIII века Петр I (слайд №9) закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии.

Религия неустанно чинила препятствия изучению организма человека. В первой половине XIX века в Казани церковники организовали захоронение на городском кладбище анатомических препаратов и костей человека, которые изучали студенты-медики. Наука закалялась в этой борьбе и неустанно стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и животных. Для всех животных, имеющих сколько-нибудь сложное строение, нужна прочная основа тела, к которой бы прикреплялись различные органы.

Для того чтобы достичь поставленных целей и ответить на проблемный вопрос, я предлагаю вам выполнить следующие практические задания.

Задание 1.

Цель: изучить функции скелета и определить, из каких отделов состоит скелет позвоночных

Используя учебник страницу 97-98, выясните, какие функции выполняет скелет.

Сделайте вывод в виде схемы.

Прочитайте в учебнике страницу 99, рассмотрите скелеты животных и выясните, из каких отделов состоит внутренний скелет

Сделайте вывод в виде схемы:

Скелет




? ? ?
Слайд № 10
Задание 2.

Цель: изучить состав и свойства костей.

Рассмотрите готовые препараты деминерализованной кости (выдержанные в соляной кислоте) и прокалённой на огне

Используя знания о химическом составе клетки, сделайте вывод, какие вещества сгорают и выделяется запах паленого, а какие остаются в виде золы. Какие вещества придают кости упругость

Составьте схему.





Вывод: сочетание ………. и…………делает кость крепкой и достаточно упругой.
Вопрос: почему у пожилых людей кости хрупкие, а у молодых людей прочные?

Задание 3.

Цель: изучить состав и свойства костей.

Рассмотрите готовые препараты деминерализованной кости (выдержанные в соляной кислоте) и прокалённой на огне

Используя знания о химическом составе клетки, сделайте вывод, какие вещества сгорают и выделяется запах паленого, а какие остаются в виде золы. Какие вещества придают кости упругость

Составьте схему.





Вывод: сочетание ………. и…………делает кость крепкой и достаточно упругой.
Вопрос: почему у пожилых людей кости хрупкие, а у молодых людей прочные?

Задание 4.

Цель: изучить типы соединения костей.

Используя рисунок, страница 101 учебника, выясните, как соединены, кости между собой.

Какое это имеет значение.

Сделайте вывод в виде схемы.





Слайд № 11

Заполните таблицу


Обоснуйте утверждение: "Тип соединения костей зависит от выполняемых ими функций".

Соединения костей скелета

Голова

(Тип соединения)



Туловище

(Тип соединения)



Конечности

(Тип соединения)




Какая функция?


Какая функция?


Какая функция?


Отчёт групп
Какие утверждения верны? (слайд № 12)

1. Все живые организмы имеют внутренний скелет.

2.Функции скелета: опорная, защитная, двигательная.

3.Скелет образован костями, связками, сухожилиями.

4.Эластичность придают костям органические вещества, а твердость неорганические.

5.Сочетание органических и неорганических веществ, делает кость крепкой и достаточно упругой.

6.Внешнее строение трубчатой кости: головка и надкостница.

7.Внутреннее строение трубчатой кости: плотное вещество и костный мозг.

8.Существует два типа соединения костей в скелете: неподвижное (шов), подвижное (сустав).

9.Отделы скелета позвоночных: скелет головы, туловища, конечностей.

10.Все позвоночные имеют только костный скелет.

- Проверьте друг друга ! (слайд № 13)

.

- Вернёмся снова к нашим карточкам. Взгляните на вопросы, на которые вы не могли ответить в начале урока.



- Вы получили на них ответы?

В чем преимущества и недостатки внутреннего и наружного скелета?



Возвращение к проблеме

- Что нового вы узнали сегодня о скелете позвоночных животных?

- Как вы это узнали?

- Можно ли считать, что наши цели на уроке достигнуты?

- Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

(  Раздаются листы с вопросами, помогающими организовать этап рефлексии:
Как ты оцениваешь свою работу…
Что нового ты узнал…
Что было интересного для тебя на уроке…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…

(Письменное задание дается разноплановое, чтобы каждый смог найти себе “задание по душе”)



  1. С.97-101, пересказ. Р.Т. №74-76

Задания на выбор

  1. заполнить таблицу: Слайд №14

  2. приготовить сообщения на тему «Меры профилактики травматизма скелета»

  3. Создать памятку «Чем опасны травмы скелета».




Вопросы для сравнения

Раковины моллюсков


Панцирь рака (краба)


Кости позвоночных


Тип скелета










Из каких веществ состоит










Какими свойствами обладают










Могут ли расти и в какие периоды жизни.










Преимущества (по сравнению с другими)










Недостатки

(по сравнению с другими)












Выставление оценок




Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница