Урок является одной из основных форм организации обучения математике в общеобразовательных учреждениях. Но вместе с уроком наибольшее распространение получили практикумы,



страница1/2
Дата27.05.2016
Размер0.56 Mb.
  1   2
Основы творческой

разработки урока математики


Урок является одной из основных форм организации обучения математике в общеобразовательных учреждениях. Но вместе с уроком наибольшее распространение получили практикумы, семинарские и факультативные занятия, дополнительные занятия и консультации, кружковая работа, конференции, учебные экскурсии, домашняя работа. Каждая из форм обучения входит в общую систему образовательного процесса как составная часть, неся в себе определенную дидактическую нагрузку, имея свои сильные и слабые стороны, специфические особенности и области наилучшего применения. Вместе с тем структурные элементы различных форм организации обучения все чаще используются учителями при конструировании уроков, что получило отражение в их названиях: урок-семинар, урок-конференция и т.д.

Подобное воздействие на урок оказывают и разрабатываемые педагогами перспективные формы организации занятий – студии, мастерские, разновозрастные классы, в которых реализуются методики коллективного способа обучения и т.д. (см. уроки 7, 10, 14, 20 и др.). Поэтому современный урок рассматривается не как статичная, но вариативная и постоянно развивающаяся форма организации занятий. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества учителя и учащихся.



СУЩНОСТЬ УРОКА

В обширной литературе по дидактике, методике, педагогическим технологиям определение понятия "урок", как правило, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками времени отрезку образовательному процессу, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста и уровня подготовки. Ему присуща следующая совокупность признаков:



  • наличие определенных образовательных, воспитательных и развивающих целей;

  • отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его усвоения;

  • достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов обучения;

  • организация соответствующей учебной деятельности учащихся.

Ключевую позицию среди основных признаков занимают цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие. Все они тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении урока или системы уроков различна.

В соответствии с поставленными целями отбирается содержание урока. Оно конкретизируется с помощью учебных программ, учебников, методических пособий.

Для достижения поставленных целей на конкретном материале используются подходящие средства и методы обучения. Эффективность их выбора невозможна без глубокого знания специфики традиционных и нетрадиционных, общих и специальных методов обучения.

Каждой системе средств, приемов и методов обучения соответствует своя организационная форма, определяемая взаимоотношениями между учителем и учащимся. При этом используется индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы общения между обучающими и обучаемыми.

Таковы основные позиции, характеризующие сущность современного урока.
СТРУКТУРА УРОКА
Любой урок имеет свой состав и свое строение-структуру. В состав урока входят структурные элементы: компоненты, этапы урока. Под структурой урока понимается совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

С этапами урока связано понятие его дидактических задач, определяемых как ожидаемый результат каждого этапа, ориентированного на зону ближайшего развития учащегося.

Существуют различные подходы к выбору основных структурных элементов урока (см. уроки 5, 13, 17 и др.). В зависимости от их состава структура урока имеет различную степень общности.

Так, общая дидактическая структура урока характеризуется следующими компонентами:



  1. Актуализацией прежних знаний и способов действий.

  2. Формированием новых знаний и способов действий.

  3. Применением, т.е. формированием умений.

Актуализация, наряду с воспроизведением ранее изученного предполагает установление преемственных связей прежних и новых знаний, применение прежних знаний в новых ситуациях, их углубление и т.д. Второй компонент общей дидактической структуры урока обеспечивает раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых знаний и способов действий, их обобщением и систематизацией, использованием на практике и т.д.

Более конкретные этапы урока можно рассматривать как результат раскрепощения компонентов его общей дидактической структуры, В практике обучения чаще всего выделяют следующие основные этапы урока:



  • постановка цели урока;

  • проверка домашнего задания;

  • повторение пройденного материала;

  • объяснение нового материала;

  • закрепление пройденного;

  • обобщение и систематизация новых знаний;

  • контроль знаний и умений учащихся;

  • постановка домашнего задания.

Знание особенностей каждого из этапов, владение методиками их организации позволяют учителю целенаправленно конструировать различные по своей структуре и назначению уроки, отличающиеся сочетанием их компонентов, значимостью каждого из них, продолжительностью и взаимодействием.
ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ
Изучение сущности и структуры урока приводит к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков. В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типам уроков (см. уроки 2, 9, 13, 17 и т.д.):

  1. По основной дидактической цели.

  2. По основному способу их проведения.

  3. По основным этапам учебного процесса.

По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:



урок ознакомления с новым материалом;

урок закрепления изученного;

урок применения знаний и умений;

урок обобщения и систематизации знаний;

урок проверки и коррекции знаний и умений;

комбинированный урок.
Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:

в форме беседы;

лекции;

экскурсии;

киноуроки;

самостоятельная работа учащихся

лабораторные и практические работы;

сочетание различных форм занятий.
3. Если же за основу типологии берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:

вводные;

первичного ознакомления с материалом;

образования понятий, установление законов и правил;

применения полученных правил на практике;

повторения и обобщения;

контрольные;

смешанные или комбинированные.
Для более полного охвата разнообразных по своему назначению уроков, которые конструируются в практике обучения, их разделяют не только по типам, но и по видам.

Деление уроков на виды наиболее целесообразно (17) осуществлять по характеру деятельности учителя и учащегося. При этом подразделение на виды происходит для каждого типа урока в рамках используемой типологии. Так, например, контрольные уроки, являющиеся одним из элементов типологии по основным этапам учебного процесса, в свою очередь подразделяются на следующие этапы:



уроки устного опроса;

письменного опроса;

зачеты;

лабораторные и практические работы;

самостоятельные и контрольные работы;

сочетание различных видов.

Подразделение уроков на типы и виды, тем не менее. Не делает полными имеющиеся типологии. Подтверждением тому служит прослеживаемая направленность на детализацию в типологиях уроков (в частности (11)), разработанных в последнее время. В качестве примеров подобных типологий, подразделяющих уроки по форме их проведения, можно привести следующие типу уроков:

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.


  1. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточника, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т.д.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок - "дублер начинает действовать" и т.д.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, "живая газета", устный журнал и т.д.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т.д.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности, при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.

7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и т.д.

8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: "следствие ведут знатоки", спектакль, "брейн-ринг", диспут и т.д.

9. Интегрированные уроки.

10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита оценки, урок – консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.д.



В качестве примеров другого подхода к типологии уроков по форме их проведения можно привести такие блоки однотипных уроков:

  • Уроки творчества: урок изобретательства, урок-выставка, урок-сочинение, урок - творческий отчет и т.д.

  • Уроки, созвучные с общественными тенденциями: урок - общественный смотр знаний, урок-диспут, урок-диалог и т.д.

  • Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т.д.

  • Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок-бенефис, урок - исторический обзор, урок-портрет и т.д.

  • Театрализованные уроки: урок-спектакль, урок воспоминаний, урок-суд, урок-аукцион и т.д.

  • Игровые уроки: урок - деловая игра, урок - деловая игра, урок с дидактической игрой, урок - соревнование, урок – путешествие и т.д.

  • Вспомогательные уроки: урок – тест, урок для родителей, урок-консультация и т.д.

Сопоставление различных типологий уроков позволяет отметить определенную тенденцию – стремление более полно охватить современные формы организации урока. Вместе с тем созданные в последнее время типологии нуждаются в регулярном пополнении, уточнении и переработке. И за всей информацией об этом учитель должен постоянно следить и хорошо в ней разбираться. К тому же в практике обучения конструирование учителем систем уроков, как правило, не укладывается в рамки какой-то одной типологии. При этом приходится решать и проблемы, связанные с выбором или компоновкой той или иной системы уроков. Существенную помощь здесь может оказать знание специфики строения совокупности уроков, в которых аккумулируются наиболее характерные конструктивные элементы остальных уроков.

СТРОЕНИЕ УРОКОВ ОСНОВНЫХ ТИПОВ
Реализация идеи использования совокупности уроков, включающих наиболее характерные структурные элементы остальных уроков, позволила выявить и подтвердить целесообразность выделения следующих девятнадцати их типов:

  1. урок ознакомления с новым материалом,

  2. урок закрепление изученного,

  3. урок применения знаний и умений;

  4. урок обобщения и систематизации знаний;

  5. урок проверки и коррекции знаний и умений;

  6. комбинированный урок;

  7. урок-лекция;

  8. урок-семинар;

  9. урок-зачёт;

  10. урок-практикум;

  11. урок-экскурсия;

  12. урок-дискуссия;

  13. урок-консультация;

  14. интегрированный урок;

  15. театрализованный урок;

  16. урок-соревнование;

  17. урок с дидактической игрой

  18. урок – деловая игра;

  19. урок - ролевая игра.

Эти уроки назовем уроками основных типов. Следует отметить, что выделение данной системы уроков вовсе не связывается с созданием ещё одной их типологии, а обусловлено необходимостью решения проблем, поставленных непосредственно самими учителями. Они сводятся к поиску и выявлению такой совокупности уроков, знание особенностей, строения которых позволяло бы ориентироваться в многообразии конструируемых ныне в практике обучения уроков и помогало в их творческой разработке. Именно в этом и кроется основное назначение системы уроков основных типов.
1. УРОК ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

Структура этого урока определяется его основной дидактической целью: введением понятия, установление свойства понятия, установлением свойства изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов и т.д. Его основные этапы:




Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности



Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний

Ознакомление с новым материалом




Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения

Постановка задания на дом


Подведение итогов урока




2. УРОК ЗАКРЕПЕЛЕНИЯ ИЗУЧАЕМОГО

Основная дидактическая цель его – формирование определенных умений. Наиболее общая структура урока закрепелния изучаемого такова:

- проверка домашнего задания , уточнение направлений актуализации изучаемого материала;

- сообщение темы, цели и задач урока, мотивац учения;

- воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;

- перенос приобретенных заний и их первичное применение в новых или изменённых условиях с целью формированию формирования умения;

- подведение итогов урока;

- постановка домашнего задания.



3. УРОК ПРИМЕНЕНИЯ ЗАНИЙ И УМЕНИЙ

В процессе применения знаний и умений различают следующие основные звения: воспроизведение и коррекция необходимых знаний и умений; анализ анализ заданий и способов их выполнения; подготовка требуемого оборудования; самостоятельное выполнение заданий; рационализация способов выполнения задания; внешний контроль и самоконтроль в процессе выполнения заданий. Этим обусловлена возможная структура такого урока:

- проверка домашнего задания;

- мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока;

- осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий;

- самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя;

- обобщение и систематизация рзультатов выполненныъ заданий;

- подведение итогов урока и постановка домашнего задания.


4. УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщенного повторения, нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. На них выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, устанавливают широкие категории понятий и их систем и наиболее общие закономерности.

Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последова-тельность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета. В связи с этим, в уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы:

- постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;

- воспроизведение и коррекция опорных знаний;

- повторение и анализ основных фактов, событий явлений;

- обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;

- усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний;

- подведение итогов урока.
5. УРОК ПРОВЕРКИ И КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Контроль и коррекция знаний и умений осуществляется на каждом уроке. Но после изучения одной или нескольких подтем или тем учитель проводит специальные уроки контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения учащимися комплексом заний и умений, и его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса.

При определении структуры урока контроля и коррекции, целесообразно исходить из принципа постепенного нарастания уровня знаний и умений, т.е. от уровня осознания до репродуктивного и продуктивного (конструктивного) уровней. При таком подходе воз-можна следующая структура урока:

- ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке;

- проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях;

- проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объясняь их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры;

- проверка умений учащимися самостоятельно применять знания в стандартных условиях;

- проверка умений учащимися применять знаний в измененных, нестандартных условиях;

- подведение уроков (на данном и последующем уроках).
6. КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК

Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура комбини-рованного урока:

- ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;

- проверка домашнего задания;

- проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;

- изложение нового материала;

- первичное закрепление изученного;

- подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Наряду с традиционной, в практике обучения широко используются и другие виды комбинированных уроков. Например, комбинированный урок, целью которого является проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом, может иметь такую структуру:
проверка выполнения домашнего задания;

проверка ранее усвоенных знаний;

сообщение темы, цели и задач урока;

изложение нового материала;

восприятие и осознание учащимися нового материала;

осмысление, обобщение и систематизация знаний;


постановка домашнего задания.
Структура комбинированного урока во многом дублируется и при конструировании так называемых модульных уроков. Они характеризуются постановкой и достижением нескольких дидактических целей, но так, чтобы урок отличался завершенностью и самостоятельностью. Это выражается в том, что структура модульного урока, как правило, включает:
мотивационную беседу (то, что именуется организационным моментом или введением в тему урока), завершающуюся постановкой интегрирующей цели урока;
входной контроль (проверка домашнего задания и повторение изученного ранее);
работу с новым материалом;
закрепление изученного;
завершающий контроль (проверка усвоенного на уроке);
рефлексию.
Последнее связано с самооценками и суждениями учащихся о работе класса, группы, своей деятельности на уроке; о том, какое сложилось у каждого ученика мнение об уроке и что им хотелось бы пожелать.
7. УРОК-ЛЕКЦИЯ

Как правило, это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала распространены вводные, установочные, текущие и обзорные лекции. По характеру изложения и деятельности учащихся лекция может быть информационной, объяснительной, лекцией-беседой и т.д.

Лекционная форма проведения уроков целесообразна при:



  • изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным;

  • рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала;

  • подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении;

  • выполнении определенного вида знании по одной или нескольким темам, разделам и

  • т.д.

  • применении изученного материала при решении практических задач.

Структура лекций определяется выбором темы и цели урока. Другими словами, лекция строится на сочетании этапов урока: организации; постановки целей и актуализации знаний; сообщении знании учителем и усвоении их учащимися; определении домашнего задания. Приведем возможный вариант структуры урока-лекции:
создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач лекции;
ее разрешение при реализации намеченного плана лекции;
выделение опорных знаний и умений и их оформление с помощью памятки «Как конспектировать лекцию»;
воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам, конспектам, блок - конспектам, опорным конспектам и т.д.
применение полученных знаний;
обобщение и систематизация изученного;
формирование домашнего задания постановкой вопросов для самопроверки, сообщение списка рекомендуемой литературы и перечня заданий из учебника.
8. УРОК-СЕМИНАР

Семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждением на уроке результатов их познавательной деятельности. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышению культуры общения.

Различают уроки-семинары по учебным задачам, источникам получения знаний, формам их проведения и т.д. В практике обучения получили распространение семинары - развернутые беседы, семинары-доклады, рефераты, творческие письменные работы, комментированное чтение, семинар-решение задач, семинар-диспут, семинар-конференция и т.д.

Укажем основные случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в форме семинаров:

- при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной проработки учащимися;

- после проведения вводных, установочных и текущих лекций;

- при обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изучаемой теме;

- при проведении уроков, посвященных различным методам решения задач, выполнения заданий и упражнений и т.д.

Семинар проводится со всем составом учащихся. Учитель заблаговременно определяет тему, цель и задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между учащимися с учетом их индивидуальных возможностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные консультации, проверяет конспекты. Получив задание, учащиеся с помощью памяток «Как конспектировать источники», «Как готовиться к выступлению», «Как готовиться к семинару», «Памятки докладчика» оформляют результаты самостоятельной работы в виде плана или тезисов выступлений, конспектов основных источников, докладов и рефератов.

Семинарское занятие начинается вступительным словом учителя, в котором он напоминает задачу семинара, порядок его проведения, рекомендует, на что необходимо обратить особое внимание, что следует записать в рабочую тетрадь, дает другие советы. Далее обсуждаются вопросы семинара в форме дискуссии, развернутой беседы, в сообщении, чтения первоисточников с соответствующими комментариями, докладов, рефератов и т.д. Затем учитель дополняет сообщения учеников, отвечает на их вопросы и дает оценку их выступлениям. Подводя итоги, отмечает положительное, анализирует содержание форму выступлений учащихся, указывает на недостатки и пути их преодоления.

Проведение семинаров может быть составной частью лекционно-семинарской системы обучения, расширяющей область их применения. Это подтверждается, например, возможностью ее применения к такой разновидности совместной учебной деятельности учителя и учащихся, как «погружение».

  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница